Николай Черкунов / Черпунов
Николай Черкунов преподавал географию в киевской гимназии. Он вошел в историю литературы через автобиографическую повесть собственного воспитанника Константина Паустовского, где выведен под именованием Черпунова. Он был «милым человеком и хорошим преподавателем» и поставил на конвейер «вранье» во благо педагогики. В дореволюционных гимназиях к «вранью» относились как к одному из педагогических способов. Дабы воспитанник получше запомнил материал, воспитателю позволялось додумать, придумать чего-нибудь незабываемое, необычайное. В конечном итоге врать для блага дела… «Человек различается от животного возможностью к воображению». Киевский наставник Елисей Трегубов, преподававший в коллегии Павла Галагана, а позднее в приватной гимназии, сделал личную «анекдотическую географию», отличавшуюся от обыкновенной курьезными измышлениями. Его учащийся Максим Рыльский вспоминал: «Он говорил нам про то, как в британских пивоварнях плавают 2 мужчины в несчетном чане с пивом, собирая пену, и поражал воспитанников нежданными-негаданными высказываниями этого вида: «Славится Великобритания кроме того и собственными мопсиками с темными носами». Хотя при всем этом он был трогательный человек и удовлетворительный наставник.
Наставник Николай Черкунов случался в далеких государствах и привозил оттуда большое количество вещей для собственного хозяйственного музея. Там возможно было узреть замечательных тропических бабочек, змей, хамелеонов и прочие «редкие экземпляры природы». Хотя при всем этом почти все из его экспонатов были обыкновенными, никому не подходящими вещами, собранными им разве что не на помойке, – всякие ножики, пуговицы, бутыли, которые он выдавал за вещи обстановки различных государств и народов.
Географический музей
В начале XX в. в Ленинграде существовал Центральный географический музей – третий, после Эрмитажа и Русского музея, по богатству фондов. О его создании сохранилось несколько документов в архивах Географического общества и материалы в воспоминаниях В. П. Семенова-Тян-Шанского, сына знаменитого путешественника П. П. Семенова. Идея его создания была озвучена на первой общемузейной конференции под председательством наркома просвещения А. В. Луначарского, проводившейся в здании Зимнего Дворца. А решение вопросов организации в Петрограде комплексного географического музея поручено В. П. Семенову-Тян-Шанскому. Это был амбициозный проект создания парка-музея по типу шведского Скансена – первого в мире культурно-исторического и этнографического музея на открытом воздухе, основанного в 1891 г. 23 июня 1919 г. Наркомпрос РСФСР официально учредил центральный географический музей с передачей ему Елагина острова с дворцом и прочими находящимися на нем постройками. Однако, кроме серии картин и диаграмм, оставшихся от выставки 1917 г. «Россия до войны и теперь», экспонатов не было, и зимой 1919–1920 гг. Семенов–Тян–Шанский в нетопленой квартире по старым этюдам начал писать географические пейзажи и чертить карты. Из них составили первую выставку ландшафтов Севера, открытую в географическом обществе уже весной 1920 г. Энтузиазм директора зажег и других сотрудников, и дело пошло на лад: ширился библиотечный фонд, оборудование, академический таксидермист С. К. Приходько под руководством старшего брата директора биолога А. П. Семенова-Тян-Шанского быстро наращивал коллекцию чучел животных. Художественный совет музея заказал лучшим скульпторам бюсты выдающихся географов. К работе были привлечены два художника с немалым опытом путешествий – В. В. Эмме и П. Я. Пясецкий. Особенно впечатляли вращающиеся географические панорамы Пясецкого, изображавшие Монголию, Китай, Японию, Иран, район Великого Сибирского пути и т. д. Последняя панорама представляла собой уникальное цветное полотно шириной около метра и длиной в 2,5 км, намотанное на два больших деревянных вала. В специальной раме, словно на экране или в окне едущего вагона, тысячи будущих посетителей могли увидеть и заволжские степи, и уральские горы – весь Сибирский путь от Сызрани до Тихого океана (на полный осмотр панорамы требовалось 2,5 ч).
Специализированных естественных музеев в России к тому времени было уже немало – Геологический, Зоологический, Этнографический, Археологический. При этом комплексными были лишь временные экспозиции национальных павильонов на Географической выставке в Москве и на Всемирных выставках в Чикаго (1893) и Париже (1900). Сама постановка вопроса о создании комплексного музея свидетельствовала о новом уровне географии, ее переходе от узкоотраслевых описаний к широким и взаимосвязанным характеристикам.
Однако выяснилось, что Елагинский дворец мало пригоден для музея, и в 20 км от города музею предложили другой, более удобный и вместительный дворец с парком – в имении бывшего председателя Императорского русского географического общества великого князя Николая Михайловича в Михайловском близ Стрельны. В обширных полуподвалах дворца гидролог К. М. Дерюгин предполагал в будущем устроить пресноводные и морские аквариумы, которые служили бы прекрасным дополнением к парку.
Имение Михайловское было расположено на склоне Лиговской террасы на берегу Кронштадской губы Финского залива. С дворцовой башни открывался чудесный вид на залив и синеющий вдали лесистый берег Карельского перешейка. Вокруг дворца раскинулся большой особняк Бобринского, в котором располагался Центральный географический музей. Парк был английский, нерегулярный и потому легче поддающийся перепланировке. По проекту геоботаника В. М. Савича порядок расположения растительности с севера на юг соответствовал естественным растительным зонам, а на холмах собирались представить горные ландшафты. Дорожкам предполагалось присвоить имена наиболее выдающихся географов (каждого – в районе его исследований). Намечалось возвести и типичные для тех или иных местностей постройки, которые обслуживались бы представителями соответствующих народностей. Была организована экскурсионная станция с пропускной способностью до 5 тыс. человек в сезон, намечалось открыть рядом опытно-показательный совхоз в надежде не только закрепиться на этом месте, но и получить для нужд музея дополнительные средства. К этому моменту музей состоял из физико-географической части (отдел суши, которым заведовал Д. И. Мушкетов, а также географический парк) и антропогеографической, включавшей этнографический и статистико-экономический отделы. Позднее структура музея неоднократно менялась, приспосабливалась к изменяющимся условиям среды.
В беспрецедентную по замыслу экспозицию музея, долженствовавшую сыграть выдающуюся роль не только в географическом, но и музейном деле нашей страны вообще, по воле злого случая оказалась вписанной... детская колония, занимавшая один из флигелей дворца. Поэтому в Михайловском музей так и не открылся. Осенью 1921 г. пришло распоряжение о переводе коллекции в Петроград, причем без указания нового помещения.
На помощь поспешил Географический институт. Его директор С. Я. Эдельштейн предложил музею здание студенческого общежития института в бывшем особняке купца-пивовара Дурдина на Екатерининском канале, только что переименованном в канал Грибоедова. Здание было тесным для музея, в нем было повреждено отопление и электропроводка, но рассуждать не приходилось. И в декабре по санному пути имущество музея было перевезено из Михайловского. 30 января 1923 г. спешно составленная экспозиция в новом помещении была представлена студентам и преподавателям Географического института.
Официальное открытие музея состоялось 10 июня 1923 года, во время Петроградской губернской музейной конференции. В 1924 году вышла первая статья П. П. Семенова-Тян-Шанского о Центральном географическом музее и его задачах.
В январе 1929 г. из-за капитального ремонта здания на канале Грибоедова музей переехал в третий и последний раз в бывший особняк графа Бобринского на Красной (бывшей Галерной) улице. Площадь новых музейных помещений была огромной – около 3000 кв. м, – в несколько раз больше прежней. Несмотря на все трудности, музей был вновь открыт в начале июля 1929 г., и с этого момента начался период его подъема и расцвета. Музей смог по-настоящему развернуть свои фондовые богатства: были организованы тематические передвижные выставки, которые только в 1932 г. увидели 30 тысяч человек. Появились новые панорамные макеты, рельефные карты, модели и панно (работы Б. И. Лебединского и В. П. Семенова-Тян-Шанского). Организовывались и экспедиции сотрудников музея, привозивших много материалов. Музей имел исключительно большое значение. Люди, совершенно посторонние географии, пройдя по залам музея, с неподдельным восторгом заявляли: «Теперь я понял, что такое география».
Идея музея была созвучна идеям В. И. Вернадского – показать закономерные связи мертвой и живой природы, т.е. твердой, жидкой и газообразной оболочек земного шара с растительностью, животным миром и человеком. Сохранилось письмо П. А. Кропоткина от 8 сентября 1920 г., в котором, оценивая замысел Семенова-Тян-Шанского организовать комплексный географический музей, он, в частности, пишет: «Музей, конечно, расширит знание и понимание различных видов земной поверхности, их распределение, их происхождение, а, следовательно, и жизнь земли, и историю ее населения, его передвижений и т. д. Он будет приучать нас смотреть на земной шар как на живое целое. А это...будет содействовать любви обитателей Земли к своей общей родине и к уяснению высших философских задач в жизни человека».
В начале 1941 г. последовало постановление Ленсовета и ректората ЛГУ о закрытии музея.
В декабре 1970 г. на проходившем в Ленинграде V съезде Географического общества СССР был поднят вопрос о восстановлении музея. В качестве первого шага было решено организовать в 1971–1974 гг. Музей истории Географического общества СССР. Он был открыт в декабре 1986 г., но полноценный географический музей так и не был восстановлен.
Рождественский Всеволод Александрович (1895–1977) – русский, советский поэт |
В. А. Рождественскийродился в Царском Селе (ныне г. Пушкин) в семье преподавателя. Окончил историко-филологический факультет Петроградского университета. Являлся одним из младших представителей акмеистической поэзии, состоял в «Цехе поэтов». В противовес большинству акмеистов, Рождественский пошел по пути сближения с революционной современностью. Центральные темы книг 1920–1930-х г. являются: Днепрострой, Турксиб, советская Армения, работа геолого-разведочных отрядов и т. д. В годы Великой Отечественной войны был корреспондентом военных газет; писал массовые песни, патриотические стихи. Участвовал в боях за Ленинград. Лирика 1960–1970-х гг. посвящена прошлому и настоящему Ленинграда, красоте северной природы. Рождественский является также автором ряда оперных либретто, песен, стихотворных переводов и двух книг мемуаров. Был членом редколлегии журналов «Звезда» и «Нева». Рождественский известен как один из квалифицированных переводчиков (Т. Готье, Ж. Мореаса, Леконт де Лиля, Соути и Беранже). Его перу принадлежит ряд повестей для юношества. Награжден орденами Трудового Красного Знамени и Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги».
Петергоф [****]
Раскинув крылья, как орел летящий,
Горит фасад чешуйками слюды
Над плещущий, сверкающей, журчащей,
Блистающей симфонией воды.
Она скользит, спадая на ступени,
Колосьями встает со всех сторон,
И влажное серебренное пенье
В тени аллей свой продолжает звон.
Гремят, шумят державинские оды,
И высится, капризно-горделив,
Чертог Растрелли, устремляя воды
Стрелой канала в дремлющий залив…
Но как забыть, какие испытанья
Переживал петровский парадиз,
Когда в пролетах взорванного зданья
Свистел свинец и щелкал о карниз,
Когда рвались тяжелые снаряды,
В осколках рассыпая свист и гром,
А в этот парк десантные отряды
В дыму переползали под огнем!
Бойцы ладонью зажимали раны,
Рвались вперед, и, принимая бой,
Сухие Петергофские фонтаны,
Казалось, бьют кровавою струей.
Но все проходит. Остается слава,
Народ, не приклонивший головы.
Стоит дворец народный величаво
В журчанье струй и свежести листвы.
Воды скользит светло и неуклонно,
Свободной жизни утвердив права,
И раздирает жизни мускулы Самсона
Литую пасть поверженного льва.
Павловский дворец
Там, где теперь пронзают полдня стрелы
Старинных лип торжественный венец, –
В морозной мгле, в холмах равнины белой
Я видел этот остов обгорелый,
Провалами сияющий дворец.
Тогда над ним зловещий ворон каркал,
Поземка проползала в Круглый зал.
Он, словно развалившаяся барка,
Средь кирпичей и голых сучьев парка
Каким–то черным призраком стоял.
Прошли года…
Возвращены все давние потери:
Гирлянды, раззолоченные двери,
Карнизы, бронза статуй, шелк портьер.
Скольжу по глянцу светлого паркета
В прохладном полумраке анфилад,
В сиянье бронзы, золота и света
Из зала в зал, где свежей кроной лета
Глядится в окна возрожденный сад.
Веленьем непреложного закона
Творцами позолоты и резца
Возвращено искусство Камерона
Народу, победителю Тевтона,
Законному владетелю дворца.
Глядят из рам надменные персоны,
Роброны дам и парики вельмож
На новой жизни гул неугомонный,
Когда сквозь этот зал круглоколонный
Экскурсией проходит молодежь.
Комментарии
Петергоф / Государственный музей-заповедник «Петергоф»
Изначально создавался как организация-эксплуатант дворцово-паркового ансамбля «Петергоф». Впоследствии под управление музея–заповедника были переданы дворцово-парковый ансамбль «Александрия» и Колонистский парк в Петергофе, Дворец Петра I и Константиновский дворец в Стрельне и музеи «Императорские яхты», семьи Бенуа и велосипедов. В 2007 году после ликвидации музея–заповедника «Ораниенбаум» дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум» в Ломоносове также был передан в музей-заповедник «Петергоф».
Петергоф – самый ранний из дворцовых ансамблей в окрестностях северной столицы. Основан Петром I. После победы над шведами под Полтавой в 1709 г., Петр решил построить загородную резиденцию, которая могла бы соперничать с Версалем, сразу же вслед за постройкой крепости Кронштадт, которая защищает морские подступы к городу. После неудачной попытки возвести дворец в Стрельне, было выбрано новое место, несколько дальше от Петербурга. Удачная гидрография давала возможность устроить здесь высокие фонтаны, работающие без насосов, как мечтал Петр.
Архитекторы прилагали максимум усилий для того, чтобы придерживаться проекта, созданного самим царем. В архивах хранятся эскизы и чертежи с пометками Петра I, по возведению построек, разбивке аллей и установке фонтанов Петергофа (в переводе с голландского «Петров двор»). Петр лично трудился на строительстве дворца, и нередко приезжавшим к нему иностранным послам тоже приходилось принимать участие в работе. Всего в Петергофе устроено 3 каскада и 144 фонтана. Именно Петр ввел в русский язык понятия «фонтан» и «каскад», поскольку ранее на Руси не было этого вида паркового искусства. В 1714 г. заложены фундаменты дворца Монплезир и Верхних палат. Сначала строительством руководил И. Браунштейн, в 1716 г. его сменил Ж. Леблон. Позже в 1747 г. Растрелли перестроил Верхние палаты, и в результате появился великолепный Большой дворец. Купол Гербового корпуса дворца завершает флюгер в виде орла с распростертыми крыльями, державой и скипетром в лапах. У орла три головы, поэтому при взгляде с любой стороны он видится двуглавым. Парки Петергофа обустраивались в первой половине XVIII в., и они сделаны регулярными. С возникновением моды на ландшафтный дизайн старые парки в Петергофе, в отличие от других летних резиденций, не перестраивались, а разбивались новые. В 1779–1783 гг. к юго-западу от петровского ансамбля возник пейзажный Английский парк (архитектор Кваренги).
Большой дворец Петергофа был достроен только в царствование императрицы Елизаветы, когда дворцовая жизнь стала более пышной. Наивысшей роскоши царский двор достиг в эпоху Екатерины Великой. Увлечение этой императрицы Петергофом началось еще до воцарения, во времена несчастливого брака с Петром III. Непосредственные преемники Екатерины предпочитали другие дворцы. Однако Николай I вернул двор в Петродворец, при строительстве летней резиденции – Александрии – архитектор Менелас создал парк, дворец коттедж, ферму, павильон и руинный мост. С 1830 по 1850 г. на территории, простирающейся к югу от Верхнего сада, разбиты еще два парковых ансамбля (архитектор А. Штакеншнейдер) в пейзажном стиле: Колонистский и Луговой. Романовы XIX в. отказались от той непомерной пышности, которая окружала их предшественников, и вели относительно скромный образ жизни.
В 1944 г., когда Петергоф был освобожден от фашистской оккупации, власти сменили его немецкое название на русское – Петродворец. Петергоф сильно пострадал во время Великой Отечественной войны: Верхний сад и Нижний парк заминированы, многие фонтаны разрушены, взорвано несколько павильонов, среди них дворец Марли, сожжен Екатерининский корпус Монплезира, пострадал и Большой Дворец. После войны большинство построек и фонтанов восстановлено. В 1992 г. музейному комплексу было возвращено историческое имя.
Во дворце и дворцовом парке проводятся фестивали, в том числе торжественное открытие и закрытие сезона фонтанов. В период белых ночей в июне у стен дворца устраивают концерты, а в тронном зале – балетные спектакли в рамках фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга». Праздничные мероприятия проходят также в Царском Селе и Павловске.
Павловск / художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Павловск»
Дворцово-парковый ансамбль конца XVIII – начала XIX в., расположенный в городе Павловске, современном пригороде Санкт–Петербурга. Ядро дворцово-паркового комплекса – Павловский дворец, который являлся летним дворцом Павла I. Ко дворцу примыкает парк площадью около 600 га, по обеим берегам реки Славянки, что делает его одним из крупнейших пейзажных парков в Европе. Дворец и парк строились на протяжении около 50 лет тремя поколениями архитекторов и оформителей: Чарлз Камерон, Винченцо Бренна, Джакомо Кваренги, Андрей Воронихин, Карло Росси.
Павловский дворец был заложен 25 мая 1782 г. Поначалу строительство велось на месте демонтированных деревянных хором Паульлюст, поэтому дворец скорее представлял собой дворянскую усадьбу с дворцом, хозяйственными постройками и парком. Руководил работами британский архитектор Чарльз Камерон, который постоянно конфликтовал с Павлом I по тем или иным архитектурным вопросам. Строительство все же велось быстрыми темпами и осенью 1782 г. появились главное здание и боковые галереи.
После коронации в 1796 г. император продолжал настаивать на увеличении размеров дворца, поэтому дворец был перестроен и расширен для придания ему большей величественности и парадности. В это время ответственным за строительство был назначен помощник Камерона итальянский архитектор Виченцо Бренна.
Строительство дворца проходило в три условных этапа: основание и планировка загородной усадьбы архитектором Чарльзом Камероном с 1782–1796 гг.; превращение усадьбы в императорский дворец с парками и парадными залами архитектором Виченцо Бренна; художественно-оформительская отделка зодчими Воронихиным, Кваренги, Росси, а также художником Пьетро Гонзаго.
В годы Великой Отечественной войны Павский дворец сильно пострадал. Был реставрирован.
Михалков Сергей Владимирович (1913–2009)– советский русский писатель, поэт, баснописец, драматург, военный корреспондент, автор текстов гимнов Советского Союза и гимна Российской Федерации, председатель Союза писателей РСФСР. Наибольшую известность принесли его произведения для детей. |
С. В. Михалковродился в Москве в семье Владимира Александровича Михалкова и Ольги Михайловны Михалковой (Глебовой). По версии семьи Михалковых, их родословная связана со старинным дворянским родом Михалковых, усадьба которых частично сохранилась в г. Рыбинске. Способности к поэзии у Сергея появились уже в девять лет. Его отец послал несколько стихотворений сына известному поэту Александру Безыменскому, который положительно отозвался о них. Печататься начал в конце 1920-х г. в г. Пятигорске. После окончания школы Сергей Михалков вернулся в Москву и работал на ткацкой фабрике, в геологоразведочной экспедиции. В 1933 г. – стал внештатным сотрудником отдела писем газеты «Известия», членом Московского группкома писателей. Публиковался в журналах «Огонек», «Пионер», «Прожектор», в газетах «Комсомольская правда», «Известия», «Правда». Выходит первый сборник его стихов. В 1935 году вышло первое известное произведение, ставшее классикой советской детской литературы, – «Дядя Степа». В 1935–1937 гг. учился в Литературном институте. В1936 г. произошло событие, изменившее всю жизнь писателя. Он опубликовал в газете «Правда» стихотворение «Светлана», которое понравилось Сталину. В 1937 г. Михалков стал членом Союза писателей СССР. В 1939 г. получил первый орден Ленина. Во время Великой Отечественной войны Михалков – корреспондент газет «Во славу Родины», «Сталинский сокол». Вместе с войсками отступал до Сталинграда, был контужен. Награжден боевыми орденами и медалями. Работал над сценариями к фильмам и мультфильмам. Автор классических басен «Лиса и бобер», «Непьющий воробей», «Заяц во хмелю», «Слон-живописец» и др.
После войны Михалков продолжает литературную деятельность, работает в разных жанрах детской литературы, создает пьесы для детских театров, сценарии для мультфильмов и фильмов. С 1956 года – редактор журнала «Веселые картинки». В 1962 году Михалков выступил автором идеи и организатором сатирического киножурнала «Фитиль».
Суммарный тираж книг Сергея Михалкова составляет около 300 млн. экземпляров.
В музее В. И. Ленина[††††]
В воскресный день с сестрой моей
Мы вышли со двора.
– Я поведу тебя в музей! –
Сказала мне сестра.
Вот через площадь мы идем
И входим наконец
В большой, красивый красный дом,
Похожий на дворец.
Из зала в зал переходя,
Здесь движется народ.
Вся жизнь великого вождя
Передо мной встает.
Я вижу дом, где Ленин рос,
И тот похвальный лист,
Что из гимназии принес
Ульянов-гимназист.
Здесь книжки выстроились в ряд –
Он в детстве их читал,
Над ними много лет назад
Он думал и мечтал.
<...>
Мы переходим в новый зал,
И громко, в тишине:
– Смотри, Светлана, – я сказал, –
Картина на стене! –
И на картине – тот шалаш
У финских берегов,
В котором вождь любимый наш
Скрывался от врагов.
Коса, и грабли, и топор,
И старое весло...
Как много лет прошло с тех пор,
Как много зим прошло!
Уж в этом чайнике нельзя,
Должно быть, воду греть,
Но как нам хочется, друзья,
На чайник тот смотреть!
Мы видим город Петроград
В семнадцатом году:
Бежит матрос, бежит солдат,
Стреляют на ходу.
Рабочий тащит пулемет.
Сейчас он вступит в бой.
Висит плакат: «Долой господ!
Помещиков долой!»
Несут отряды и полки
Полотна кумача,
И впереди – большевики,
Гвардейцы Ильича.
Октябрь! Навеки свергли власть
Буржуев и дворян.
Так в Октябре мечта сбылась
Рабочих и крестьян.
Далась победа нелегко,
Но Ленин вел народ
И Ленин видел далеко,
На много лет вперед.
<...>
Как дорог нам любой предмет,
Хранимый под стеклом!
Предмет, который был согрет
Его руки теплом!
Подарок земляков своих,
Красноармейцев дар –
Шинель и шлем. Он принял их
Как первый комиссар.
Перо. Его он в руки брал
Подписывать декрет.
Часы. По ним он узнавал,
Когда идти в Совет.
Мы видим кресло Ильича
И лампу на столе.
При этой лампе по ночам
Работал он в Кремле.
Здесь не один рассвет встречал,
Читал, мечтал, творил,
На письма с фронта отвечал,
С друзьями говорил.
Крестьяне из далеких сел
Сюда за правдой шли,
Садились с Лениным за стол,
Беседу с ним вели.
И вдруг встречаем мы ребят
И узнаем друзей.
То юных ленинцев отряд
Пришел на сбор в музей.
<...>
1949-1955
Комментарии
В 1924 г. 13-й съезд РКП(б) в постановлении об открытии Института В. И. Ленина поручил ЦК организовать при институте музейное отделение, открытое для посещения. В ходе собирания материалов института создавались и фонды музея; большую помощь оказали члены семьи Ульяновых, Н. К. Крупская, соратники Ленина.
Первая экспозиция (открыта 31 мая 1924 г.) размещалась в доме № 24 по Большой Дмитровке (ныне Пушкинская улица) и делилась на 2 раздела: исторический и мемориальный; к 1930 г. имелось 12 залов.
В 1931 г. музей переехал в дом № 8 по Большому Знаменскому переулку (ныне улица Грицевец); в 1934 в его фондах было около 9 тыс. экспонатов.
В 1935 ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли решение о создании Центрального музея Ленина в здании на площади Революции; открыт 15 мая 1936. К 1973 в фондах музея было около 400 тыс. экспонатов; в 34 залах — около 15 тыс. экспонатов.
Среди них – многочисленные копии рукописей Ленина; первые издания его книг и брошюр; подлинные номера газет «Искра», «Вперед», «Пролетарий», «Социал-демократ», «Звезда», «Правда» и др. с ленинскими статьями; листовки, воззвания, первые декреты Советской власти, постановления СНК, написанные и подписанные Лениным. В экспозиции находится много личных вещей Ленина, уникальных фотографий, произведений искусства – картин, скульптур, рисунков, воплощающих образ Ленина; памятные подарки советского народа Ленину, а также многие др. материалы, связанные с его жизнью и деятельностью. Много экспонатов прислано в дар музею из социалистических стран (например, макет типографии в Лейпциге, где печатался № 1 «Искры»), от коммунистических и рабочих партий капиталистических и развивающихся стран. Документы и материалы раскрывают деятельность Ленина по разработке революционной теории, созданию марксистской партии нового типа, показывают Ленина как величайшего теоретика, стратега, вождя Великой Октябрьской социалистической революции и международного коммунистического и рабочего движения, организатора и руководителя первого в мире государства рабочих и крестьян. В нескольких залах размещены экспонаты, показывающие, как советский народ под руководством КПСС и народы стран социализма под руководством своих марксистско–ленинских партий претворяют в жизнь заветы Ленина. Раскрывается деятельность КПСС по сплочению мирового коммунистического движения на современном этапе. Для посетителей проводились лекции о жизни и революционной деятельности Ленина, а также по современным историко-партийным проблемам (для зарубежных гостей лекции читались на иностранных языках). Использовались технические средства: диапроекторы, магнитофоны, световые карты; в кинозале демонстрируются документальные фильмы о Ленине. Экспозиция музея постоянно обновлялась с целью более полного раскрытия ленинского идейного наследия, важнейших решений ЦК КПСС и Советского правительства. Много новых материалов было включено в экспозицию к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции, к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, к 50–летию образования СССР, к 70-летию 2-го съезда РСДРП. В 1924–1973 гг. музей посетило свыше 40 млн чел., в том числе представители 102 зарубежных стран.
Центральный музей В. И. Ленина имел филиалы в Ленинграде (открыт в 1937), Тбилиси (1938), Киеве (1938), Ульяновске (1941), Львове (1950), Баку (1955), Ташкенте (1970). Действовали и мемориальные музеи Ленина в СССР. Дома–музеи: в Ульяновске, где жила семья Ульяновых в 1878–1887 гг. (открыт в 1923 г. как историко-революционный, с 1929 г. – мемориальный; в 1970 г. открыта квартира-музей в Ленинском мемориале в Ульяновске); в Казани (открыт в 1937, отражает жизнь и деятельность Ленина в 1887–1889); в с. Ленино-Кокушкино (40 км от Казани; открыт в 1939 г., освещает детские и юношеские годы Ленина и первую его ссылку); в Куйбышеве, где семья Ульяновых жила в 1889–1893 гг. (открыт в 1939 г.); в с. Шушенском Красноярского края (открыт в 1938 г.; в 1970 г. открыт мемориальный комплекс музея-заповедника «Сибирская ссылка В. И. Ленина»); в Уфе (открыт в 1941 г., отражает время пребывания Ленина и Н. К. Крупской в городе в 1900 г.); в Пскове, где проходило нелегальное совещание социал-демократов под руководством Ленина по вопросу организации издания газеты «Искра» и журнала «Заря» в 1900 г. (открыт в 1938 г.; в 1960 г. открыта квартира-музей, в которой жил Ленин в феврале – мае 1900 г.); в Риге, где Ленин в апреле 1900 г. нелегально останавливался у М. А. Сильвина (открыт в 1961 г.; в 1970 г. открыта квартира-музей, в которой Ленин тогда же провел совещание с латышскими социал-демократами); в Подольске, где Ленин жил летом 1900 г. (открыт в 1937 г.); в Горках Ленинских, где Ленин жил и работал с перерывами в 1918–1924 (открыт 21 января 1949 г.); в Костино, где Ленин находился с 17 января по 1 марта 1922 г. (открыт в 1939 г.). Действовали экспозиции в Москве – Павильон-музей «Траурный поезд В. И. Ленина» (открыт 21 января 1948 г.); в Кремле – кабинет и квартира Ленина (открыты в 1924 г.). В Ленинграде и под Ленинградом размещалось 11 домов и квартир-музеев Ленина, где он жил в 1894–1895 гг. и в 1917–1918 гг.; место исторического заседания ЦК РСДРП (б) под руководством Ленина, принявшего решение о вооруженном восстании; в Смольном, в котором находился штаб Октябрьского вооруженного восстания, проходили заседания 2-го Всероссийского съезда Советов, работало первое Советское правительство; памятники-музеи «Сарай» и «Шалаш» в Разливе, где Ленин скрывался от преследований буржуазного Временного правительства; в поселке Ильичево Выборгского района Ленинградской области; в Выборге.
Музей В. И. Ленина (до ноября 1993 г. Центральный музей В. И. Ленина) был передан в качестве филиала Государственному историческому музею, Традиционно занимал здание Московской городской думы в Китай-городе.
Содержание
От составителя | |
А.Н. Рыбаков: биографическая справка. Повесть «Бронзовая птица». Комментарии | |
И.И. Ильф и Е.П. Петров: биографическая справка. Роман «Двенадцать стульев». Комментарии | |
Дж. Голсуорси:биографическая справка. Роман «Сага о Форсайтах». Комментарии | |
Пр. Мериме:биографическая справка. Венера Илльская. Великие мастера в Мадридском музее. Путевые очерки. Комментарии | |
Е.И. Замятин:биографическая справка. Роман «Мы». Комментарии | |
Э.М.Ремарк:биографическаясправка. Тени в Раю. Комментарии | |
Дж.Кл. Джером:биографическаясправка. Трое в лодке, не считая собаки. Младенец вносит свой вклад. Трое на четырех колесах. Комментарии | |
Г.И. Успенский:биографическаясправка. Выпрямила. Комментарии | |
А.А. Фет:биографическаясправка. Венера Милосская. Мадонна. Аполлон Бельведерский. Выпрямила. К Сикстинской Мадонне. Комментарии | |
В.В. Маяковский:биографическаясправка. Нотр-Дам. Версаль. Мое открытие Америки. Семидневный смотр французской живописи. Комментарии | |
Н.С. Гумилев:биографическаясправка. Андрей Рублев. Персидская миниатюра. Искусство. Письма из Парижа. Комментарии | |
А.Н. и Б.Н. Стругацкие:биографическаясправка. Понедельник начинается в субботу. Парни из преисподней. Комментарии | |
И.И.Лажечников: биографическаясправка. Ледяной дом. Комментарии | |
К.Г. Паустовский:биографическаясправка. Повести о жизни. Комментарии | |
В.А. Рождественский: биографическая справка. Петергофа. Павловский дворец. Комментарии | |
С.В. Михалков:биографическая справка. В музее В.И. Ленина. Комментарии |
Учебно-практическое издание
Автор-составитель