Музыка в эпоху Возрождения
В эпоху Возрождения в Западной и центральной Европе феодальная музыкальная культура начинает превращаться в буржуазную. На основе идеологии гуманизма расцветает светское искусство. Музыка постепенно высвобождается от строгих канонов, начинает проявляться индивидуальное начало. В профессиональной музыке достигает своей вершины хоровое многоголосие в жанрах мессы, мотет, и светских песен, где используются сложные полифонические приемы (т.н. полифонии строгого стиля. Возникают композиторские школы (нидерландский, римская, венецианская и др.) На Руси тенденции Возрождения в музыкальном искусстве проявляются после освобождения от татаро-монгольского ига. Расцветает искусство знаменного пения, народная музыка.
Музыка в эпоху Просвещения
Процесс перехода в Европе от музыкальной культуры феодального типа к буржуазной продолжается в течение 17-18 века. Окончательно закрепляется общее господство светской музыки. Ее содержание охватывает широкий круг тем и образов, в том числе философских, исторических, современных, гражданских. Наряду с музицирования в аристократических салонах развивается публичное музыкальная жизнь. Открываются постоянно действующие музыкальные учреждения - оперные театры, филармонический общества. Совершенствуются струнные и духовые музыкальные инструменты. Развивается нотный печать.
В композиторском творчестве этот период представлен такими художественными стилями, как классицизм, барокко, рококо. Наряду с существующими уже монументальными жанрами мессы и оратории в этот период возникает и вскоре становится ведущим принципиально новый жанр - опера. В конце этого периода начинается формирование симфонии и балета. Параллельно с расцветом полифонии свободного стиля, который приходит на смену полифонии строгого стиля, в бытовой танцевальной, а позже в профессиональной музыке зарождается гомофонно-гармонический состав.
В странах, где в это время продолжается процесс становления наций (Италия, Франция, Англия, отчасти Германия) формируются высокоразвитые национальные музыкальные культуры. Так в Италии зарождаются опера, оратория и кантата, обновляется инструментальная музыка (творчество А. Вивальди, Корелли). Во Франции - опера-балет (Ж. Б. Люлли), новые формы клавирных миниатюр (творчество Рамо и Куперена), в Англии - клавирные школа верджиналистив. Вершиной композиторской музыки этого периода считают творчество выдающегося немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха. С его именем связывают начало господства в европейской музыке равномерной темперации.
В украинской и русской музыке этого периода продолжается развитие хоровых жанров - хоровых концертов (творчество М. Березовского, Д. Бортнянского и А. Веделя). В культовой музыке расцветает партерное пение. В России появляются также первые оперы, написанные по образцу итальянских.
Венский классицизм
Выдающимся достижением второй половины XVIII в. является формирование Венской классической школы, представителями которой являются Й. Гайдн, В. Моцарт и Л.ван Бетховен. Именно в этот период в основном сформировался состав современного симфонического оркестра, жанры симфонии, сонаты, трио, квартета и квинтета. В сонатной allegro зарождается, а позже, в творчестве Бетховена формируется новый метод музыкального мышления - симфонизм. Существенного реформирования в творчестве В. А. Моцарта и К. Ф. Глюка испытывает оперный жанр, преодолевая закостеневшую условность аристократической оперы. В творчестве К. Ф. Глюка и Л. Ван Бетховена отделяется в качестве самостоятельного жанра балет.
XIX век
Развитие европейской музыки конца 18 - начала XIX века проходит под влиянием Великой французской революции, которая не только порождает целую волну массово-бытовой музыки (марши, героические песни, в том числе Марсельезу), но и находит отклик во всех музыкальных жанрах. Этот процесс проходит на фоне и под воздействием активной демократизации всей общественной и музыкальной жизни, преодоление сословных границ, доставшиеся в наследство от феодализма. Из аристократических салонов музыка выходит на более широкие площадки, доступные широкому кругу слушателей. Возникает целый ряд новых музыкальных заведений, в частности консерваторий в Праге, Варшаве, Будапеште, Вене, позже - в Москве и Петербурге). Появляются музыкальные газеты и журналы. Музыкальное исполнительство окончательно отделяется от творчества как самостоятельной музыкальной деятельности. Начинается процесс комерционализации музыки.
В композиторском творчестве 19 века утверждается романтизм. В отличие от классицизма, романтизма характерны: заостренная внимание к эмоциональному миру человека, индивидуализация и драматизация лирики, противопоставление личности действительности, идеала и реальности, интерес к национальному своеобразию, обращение к историческим, легендарных и народно-бытовых сюжетов, более свободная трактовка музыкальных жанров и стремление к синтезу искусств, с чем связано развитие программной музыки. Наблюдается активное становление новых национальных музыкальных культур - польской (творчество Ф. Шопена), венгерской (Ф. Лист), норвежской (Э. Григ), чешской (А. Л. Дворжак), русской (М. И. Глинка, позже - П И. Чайковский и композиторы "Могучей кучки"), позднее - украинской (Н. В. Лысенко).
С середины 19 века возникает жанр оперетты. В профессиональной творчестве выделяется самостоятельная линия "легкой музыки". (напр. вальсы И. Штрауса). Рождается эстрадная музыка, как самостоятельная отрасль музыкальной деятельности.
XX век
В конце 19 - начале 20 века в европейской музыке начинается новый период, соответствующий началу империализма. Этот период характеризуется интенсивными поисками новых средств выразительности, экспериментов, обилием стилевых течений.
Характерным для мировой истории становится тесное взаимодействие культур разных стран мира, которые до этого момента развивались обособленно. Европейская музыка испытывает значительное влияние музыкальных культур народов Восточной Азии (особенно японской в творчестве Дж. Пуччини, К. Дебюси), Латинской Америки, Африки (джаз).