Государственная Третьяковская галерея

В Лаврушинском переулке Замоскворечья, в доме, который семья Третьяковых купила в 1851 году, находится основное здание Третьяковской галереи. Так как рост собрания постоянно превосходил экспозиционные возможности Галереи, к жилой части особняка постепенно пристраивались новые помещения, необходимые для хранения и демонстрации произведений искусств. Подобные пристройки были сделаны в 1873, 1882, 1885, 1892 и 1902-1904, когда появился знаменитый Васнецовский фасад, который стал эмблемой Третьяковской галереи. разработанный в 1900-1903 годах В.Н. Башкировым по рисункам Виктора Мих. Васнецова . Художник заимствовал формы древнерусского зодчества, что сказалось в характере выдвинутого вперед входа, в его порталах, в наличниках окон фасада, в очертании и убранстве его центра в виде декоративного кокошника, в котором помещен барельеф герба Москвы. Фаса́д (фр. façade — передний, лицевая сторона здания) — наружная, лицевая сторона здания. Деко́р (лат. decoro — приличие, пристойность, совместимость) — совокупность элементов, составляющих внешнее оформление архитектурного сооружения или его интерьеров; может быть живописным, скульптурным, архитектурным. В архитектуре под декором нередко понимают всю неконструктивную часть сооружения.

2 апреля 1913 года Московская городская дума избрала попечителем Третьяковской галереи Игоря Эммануиловича Грабаря, видного художника, архитектора и историка искусства. Главное, чем ознаменовалась деятельность Грабаря, – реформы, превратившие Третьяковскую галерею в музей европейского типа с экспозицией, построенной по хронологическому принципу. В начале декабря 1913 года, к пятнадцатой годовщине смерти основателя Галереи, реформированный музей был открыт для публики.

3 июня 1918 года Совнарком издал Декрет, который объявлял Третьяковскую галерею государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики.С этого момента музей стал называться Государственной Третьяковской галереей. После национализации директором Галереи был назначен И.Э. Грабарь. Многое сделал для расширения имеющегося помещения и пристройки нового академик архитектуры А.В.Щусев, ставший директором в 1926 году. В 1927 году Галерея получила соседний дом по Малому Толмачевскому переулку (бывший дом Соколикова). После перестройки в 1928 году он превратился в служебное здание, где разместилась администрация Галереи, научные отделы, библиотека, отдел рукописей, фонды графики. К Галерее это здание присоединялось специальной пристройкой. В 1928 году коренным образом были переоборудованы отопление и вентиляция. В 1929 году Галерея была электрифицирована (до этого она была открыта для посетителей лишь в дневное время).

В 1929 году была закрыта церковь Святителя Николая в Толмачах, а в 1932 году ее здание было передано Галерее и стало запасником живописи и скульптуры.

Позже оно было соединено с экспозиционными залами заново выстроенным двухэтажным корпусом, верхний этаж которого был специально предназначен для экспонирования картины А. А. Иванова "Явление Христа народу (Явление Мессии)" (1837–1857). Был построен также переход между залами, расположенными по обе стороны от главной лестницы, что обеспечило непрерывность обзора.

В 1936 году завершилось строительство нового двухэтажного корпуса с северной стороны основного здания - так называемого "щусевского корпуса",чьи просторные залы сначала использовались для выставок, а с 1940 года были включены в основной маршрут экспозиции.

Здание Галереи заметно пострадало от бомбежки во время Великой Отечественной войны (1941–1945 г. Восстановление Галереи началось уже в 1942 году и к 1944 году 40 из 52 залов были отремонтированы, что дало возможность вернуть экспонаты из эвакуации.

В честь 100-летнего юбилея Третьяковской галереи, отмечавшегося в 1956 году, был достроен зал А. А. Иванова.

Ю.К.Королёв (1929–1992), в течение полутора десятилетий возглавлял Третьяковскую галерею (1980–1992).

В 1985 г. был введен в стройдепозитарий – специальное хранилище для музейных экспонатов. В этом здании Галереи также располагаются отделы реставрации масляной и темперной живописи, графики и скульптуры.

Создание Депозитария – одно из важнейших дел Ю. К. Королева на посту директора галереи. Заняв должность в 1980 году, он отважился закрыть музей на несколько лет. Капитальная реконструкция началась в 1981-м, с проектных работ.

Проект был выполнен Московским научно-исследовательским институтом по проектированию объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения. Начав строительство в 1983, уже в 1985 году был сдан в эксплуатацию первый новый корпус, вместивший все собрание как из экспозиции в Лаврушинском, так и из храма-запасника. Руководил авторским коллективом И.М.Виноградский, главным архитектором всего инженерного корпуса стал Г.В.Астафьев.

На тот момент Депозитарий стал воплощением последних строительных технологий. Он был возведен из железобетона, снаружи покрыт утеплителем, а сверху – декоративными панелями из цветного железобетона. одна из главных и принципиальных новаций, появившихся в галерее после реконструкции – это мощные установки искусственного климата, позволяющие поддерживать стабильные температуру и влажность.

Среди других технических нововведений – система автоматического газового пожаротушения и электронная многоуровневая система охраны. Искусственное освещение в залах было решено с учетом современных достижений светотехники. Депозитарий Третьяковки – пространство с практически идеальными условиями хранения произведений.

На легко выкатываемые кассеты на титановых крючках подвешены картины и иконы. Графика хранится в шкафах из дерева 20-летней выдержки, без какого-либо химического покрытия и пропитки. Скульптуры размещены на металлических стеллажах. Кроме того, в депозитарии находятся произведения прикладного искусства, мебель и рамы.

С экспозицией Депозитарий соединен переходом на уровне второго этажа, и можно оперативно перемещать экспонаты между корпусами музея, причем в стабильных климатических условиях. Выставки, проводящиеся в других городах и странах, также формируются в стенах депозитария. Здесь, в отдельном помещении, тщательно упаковывают произведения в специальные ящики. Через дебаркадер, оснащенный талью и тепловой завесой, на специальных тележках через подъемные жалюзи ящики грузят в трейлеры, тоже оснащенные климатическими установками.

Коллекция искусства ХХ века располагается в здании Третьяковской галереи на Крымском Валу. Этот проект, выполненный в мастерской имени И.В.Жолтовского (архитекторы Ю.Н.Шевердяев, Н.П.Сукоян и другие), был утвержден в 1964 году, но его строительство затянулось и превратилось в типичный советский долгострой.

В итоге здание, задуманное как продолжение Нескучного сада и Центрального парка культуры и отдыха им. А.М.Горького в сторону Кремля, было завершено лишь в 1983 году.

Постройка решена как крупномасштабный парковый павильон, ориентированный на набережную Москвы-реки. Отсюда его относительно небольшая высота и значительная протяженность вдоль набережной, а также сквозная колоннада, проходящая по всему периметру первого этажа.

Здание обладает огромными выставочными площадями (более 12 тысяч кв. метров), что таит интересные экспозиционные возможности в сочетании с несколькими протяженными анфиладами, большими залами, предусматривающими возможности разнообразных пространственных трансформаций, единым сквозным решением вестибюля и лестничных маршей и огромными окнами, открывающими эффектные панорамы на Кремль, Москву-реку и парк.

Объединение Государственной Третьяковской галереи и Государственной картинной галереи СССР, закрытие основного здания Третьяковки в Лаврушинском переулке почти на десятилетие сделало здание на Крымском валу единственной экспозиционной площадью музея.

Основная экспозиция - работы мастеров 1920-1960-х годов. Кроме того, в залах развернулась интенсивная выставочная деятельность.

Ныне в здании Третьяковской галереи на Крымском Валу открыта экспозиция искусства XX века, в нем проходят крупные выставки, разнообразные по тематике и экспозиционному материалу; реализуются смелые проекты, устраиваются мастер-классы с известными современными художниками.

Инженерный корпус:

В 1989 году с южной стороны от основного здания был сооружен новый корпус, где разместились конференц-зал, информационно-вычислительный центр, детская студия и выставочные залы. В этом же здании была сосредоточена большая часть инженерных систем и служб, поэтому оно получило название Инженерный корпус.

Второй и третий этажи Инженерного корпуса предназначены для регулярных выставок классического и современного искусства, отечественных и зарубежных мастеров. Особый вход с Малого Толмачевского переулка ведет в зал лектория, рассчитанный на проведение лекций с демонстрацией слайдов и видеофильмов. Отсюда же можно попасть в детскую студию Третьяковской галереи и в Храм-музей Святителя Николая в Толмачах.

Храм Святителя Николая в Толмачах имеет статус домовой церкви при Третьяковской галерее. Значительная часть его убранства – экспонаты из собрания музея. Здесь же в специально оборудованной витрине хранится величайшая русская святыня и всемирно известное произведение искусства, гордость собрания Галереи – икона "Богоматерь Владимирская" (XII век). Её пребывание в Музее-храме позволяет органично сочетать художественную и культовую природу этого памятника. (Киот - от греч. κῑβωτός — ящик, ковчег) — особый украшенный шкафчик (часто створчатый) или застеклённая полка для икон.

Первое упоминание о деревянной "Церкви Великого Чудотворца Николы, да в пределе Иван Предтечь, что за Москвою-рекою в Толмачах" содержится в Приходской книге Патриаршего приказа за 1625 год.

Каменный храм был возведен в 1697 году "гостем", прихожанином церкви Воскресения в Кадашах, Лонгином Добрыниным, и главный престол храма был освящен в честь Сошествия Святаго Духа, а Никольский перенесен в трапезную. Однако только с 1697 по 1770 годы церковь в деловых бумагах и книгах именовалась "Сошественскою", а затем стала опять прописываться "Николаевской".

В 1770 году в трапезной был сооружен Покровский придел на средства вдовы купца 1-й гильдии И.М.Демидова.

В 1834 году, по прошению прихожан и "согласно с мыслию Митрополита Филарета", была перестроена трапезная по проекту архитектора Ф.М.Шестакова и возведена новая колокольня. В 1856 году был обновлен четверик и перестроен главный алтарь. Средства на обновление храма были пожертвованы, в числе других, Александрой Даниловной Третьяковой с сыновьями.

Богослужения в храме возобновлены в 1993 году. В 1997 году, к 300-летнему юбилею храма, завершилось его восстановление. Была заново возведена стройная колокольня. Воссозданы три иконостаса, пристенные киоты, полностью восстановлена настенная живопись.

Храм стал первым в России домовым храмом-музеем, которому выпала честь хранить такие Святыни России, как Владимирская икона Богоматери (находится постоянно в храме) и Святая Троица преподобного Андрея Рублева (приносится в храм на праздник Святой Троицы).

Мемориальный музей-квартира академика живописи Апполинария Михайловича Васнецова является отделом Всероссийского музейного объединения "Государственная Третьяковская галерея". Он расположен в Москве, в Фурманном переулке, дом 6, в квартире № 21–22, на третьем этаже четырехэтажного дома.

Дом построен в начале ХХ века. С 1903 по 1933 годы в нем жил, работал и умер большой русский художник, историк Москвы А.М.Васнецов, внесший в историю города и в русское искусство значительный вклад. Формирование музея и его коллекции происходило в течение многих лет: с момента возникновения идеи об организации музея в 1956 году до полной ее реализации в 1997 году. В 1956 году исполнилось 100 лет со дня рождения Аполлинария Михайловича Васнецова. В 1986 году приказом Министерства культуры СССР музей А. М. Васнецова вошел в состав Всероссийского музейного объединения "Государственная Третьяковская галерея". Сын и невестка художника приняли решение завещать государству после своей смерти собрание живописи, графики, художественной мебели, семейный архив, библиотеку и предметы быта конца ХIХ – начала ХХ века. Экспозиция знакомит посетителей с домашней мастерской, мемориальной обстановкой конца ХIХ – начала ХХ века, а также с многогранным художественным творчеством Аполлинария Васнецова.

Музей награжден дипломом Правительства Москвы. Он ведет большую научную и культурно-просветительскую работу: читаются лекции, проводятся экскурсии и занятия с детьми, а также ставшие популярными традиционные "Васнецовские вечера".

Дом-музей В. М. Васнецова (как ласково его называют москвичи "Теремок") является отделом Всероссийского музейного объединения "Государственная Третьяковская галерея". Дом-музей В. М. Васнецова был открыт в 1953 году. В 1986 году он вошел в состав Всесоюзного музейного объединения "Государственная Третьяковская галерея".

В Доме-музее В.М.Васнецова хранятся 24 тысячи экспонатов – живопись, графика, прикладное искусство, предметы быта – благодаря которым посетители знакомятся с биографией и творчеством Виктора Михайловича Васнецова (1848–1926), который жил с семьей в этом доме, построенном в 1894 году по эскизам и рисункам самого художника. Он представляет собой сооружение с бревенчатой пристройкой-теремом, украшенной крышей-бочкой.Окна декорированы лепными наличниками-кокошниками и колонками-дыньками. Разноцветные поливные изразцы с растительным орнаментом опоясывают дом с фасада, украшают печи в интерьерах, соединяя мир, сотворенный Богом, с миром, созданным человеческой фантазией.

Бочка — крыша в форме полуцилиндра с повышенным и заострённым верхом, образующая на фасаде килевидный фронтон.

Коко́шник (в архитектуре) — полукруглый или килевидный наружный декоративный элемент в виде ложной закомары. Этимологически термин связан с названием традиционного русского женского головного убора кокошник. Дынька- Шаровидное расширение посреди небольшой древнерусской колонны или полуколонны, обычно разделенное на вертикальные дольки.

Интерьеры дома В.М.Васнецова характерны для московских домов второй половины XIX века. На первом этаже располагаются личные комнаты членов семьи, столовая и гостиная. Мебель для столовой и гостиной выполнена на заказ по рисункам В.М.Васнецова, в абрамцевcких и строгановских столярно-резчицких мастерских, а также его братом А.М.Васнецовым в Вятке.

Знаменитые васнецовские "среды" собирали в гостиной дома московскую художественную интеллигенцию. Их участниками были И.Е.Репин, В.А.Серов, В.Д.Поленов, В.И.Суриков, Ф.И.Шаляпин, семьи меценатов Третьяковых и Мамонтовых.

Главным местом в доме была мастерская художника, расположенная на втором этаже. Здесь В.М.Васнецов заканчивал лучшие картины – "Царь Иван Васильевич Грозный" (1897) и "Богатыри" (1881–1898). В мастерской хранятся картины 1890-х годов – "Царевна Несмеяна", "Царевна-Лягушка", "Ковер-самолет", "Баба-Яга", "Спящая царевна", "Сивка-Бурка", "Кащей Бессмертный", названные художником "Поэмой семи сказок".

Мемориальная музей-квартира народного художника СССР Павла Дмитриевича Корина является отделом Всероссийского музейного объединения "Государственная Третьяковская галерея". Открытие состоялось 22 ноября 1967 года. Согласно завещанию П. Д. Корина "все имущество, в чем бы оно не заключалось, в том числе все собрания икон", и произведения самого мастера завещались его жене Прасковье Тихоновне Кориной, а она уже организовала художественный музей. Вдова художника П.Т.Корина была назначена пожизненно главным хранителем музея и оставалась жить в доме. Первая экскурсия была проведена 21 июня 1971 года.

Наши рекомендации