Тренинг 2 - СТИЛИ В ИСКУССТВЕ
Даны характеристики стилей в искусстве. Определите название каждого стиля и временной период. Заполните пропуски примерами ( по 6 примеров) произведений искусства (найдите в сети Интернет и вставьте в предложенные пропуски). Примеры могут быть из изобразительного искусства, скульптуры, архитектуры, литературы, музыки, театра.
Характеристика стиля | Название стиля | Примеры произведений искусства | ||||||
Почти вся архитектура соборов обусловлена одним главным изобретением того времени — новой каркасной конструкцией, что и делает эти соборы легко узнаваемыми. Стрельчатые арки, становясь все более вытянутыми, заостренными, выражали главную идею архитектуры — идею устремленности храма ввысь. Все элементы подчёркивают вертикаль: арки с заострённым верхом, узкие, высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями, многоцветные витражные стрельчатые окна. | ||||||||
В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение рассматривало человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов. Изобретение книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе. | ||||||||
Художественное произведение должно строиться на основании строгих канонов. Интерес представляет только вечное, неизменное, только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Устанавливается строгая иерархия жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается. Главной чертой архитектуры было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Основой архитектурного языка стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Зодчие создавали симметрично-осевые композиции со сдержанным декоративным убранством, планировали города по регулярной системе. Художники видели в живописи идеальный художественный язык для восхваления абсолютистского государства «короля-солнца». | ||||||||
Ощущение человека как свободного гражданина находило свое отражение в искусстве, что обусловило его необычайный взлет и расцвет. Здесь возникла система ордеров в архитектуре, на улицах городов было больше статуй, чем живых людей, среди разнообразных развлечений театр занимал особо важное место. | ||||||||
Театральность, пышность, вычурность. Человек этой эпохи отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством — всем тем, что в эпоху романтизма станет добродетелью. Женщина дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках. А идеалом мужчины эпохи становится джентльмен — от англ. gentle: «мягкий», «нежный», «спокойный». Изначально он предпочитал брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета? В эту эпоху естественность — это синоним зверства, дикости, вульгарности и сумасбродства. Для философа Гоббса естественное состояние (англ. state of nature) — это состояние, которое характеризуется анархией и войной всех против всех. Главная идея эпохи - идея облагораживания естества на началах разума. Нужду не терпеть, но «благообразно в приятных и учтивых словах предлагать» (Юности честное зерцало, 1717). Формируется этикет (появляются вилки и салфетки); интерес к противоположному полу — в учтивом флирте, ссоры — в утончённой дуэли. | ||||||||
«Королевский стиль», который можно характеризовать театральностью в оформлении архитектурных построек и внутренних интерьеров. Особенность архитектуры заключается в обязательном наличии колонн, пилястров, лепных карнизов и других классических элементов, а также мотивов, репродуцирующих практически без изменений античные образцы скульптуры, подобные грифонам, сфинксам, львиным лапам и тому подобным скульптурным конструкциям. Данные элементы располагаются упорядоченно, с соблюдением равновесия и симметрии. Художественный замысел стиля с его массивными лапидарными и монументальными формами, а также богатым декорированием, содержанием элементов военной символики, прямым влиянием художественных форм прежде всего Римской империи, а также Древней Греции и эллинизма, был призван подчёркивать и воплощать идеи могущества власти и государства, наличия сильной армии. | ||||||||
Стиль не поднимал философские проблемы и даже не пытался проникать под цветную поверхность будничности. Вместо этого он сосредотачивается на поверхностности, текучести мгновения, настроения, освещении или угле зрения. Как и искусство ренессанса (Возрождение), стиль строится на особенностях и навыках восприятия перспективы. Не так важно, что изображено на рисунке, но важно как изображено. Картины представляли лишь позитивные стороны жизни, не затрагивая социальные проблемы, в том числе такие как голод, болезни, смерть. Новое течение отличалось от академической живописи как в техническом, так и в идейном плане. В первую очередь художники отказались от контура, заменив его мелкими раздельными и контрастными мазками, которые они накладывали в соответствии с теориями цвета. Таким образом стало возможным не смешивать краски на палитре и получать нужный цвет путём правильного наложения их на холст. Это же впоследствии стало поводом для отказа от чёрного. | ||||||||
Это явление характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Оно распространилось на различные сферы деятельности человека, а в искусстве утвердило интерес к фольклору, мифу, сказке. Для мировоззрения характерен резкий конфликт между реальной действительностью и мечтой. Действительность низка и бездуховна, пронизана духом мещанства, филистерства и достойна только отрицания. Мечта — это нечто прекрасное, совершенное, но недостижимое. Чувства составляют более глубокий пласт души, чем разум. Не случайно идеальным видом искусства была объявлена музыка, которая в силу своей специфики наиболее полно выражает движения души. Именно она заняла ведущее место в системе искусств. | ||||||||
Основными постройками становятся храм-крепость и замок-крепость, располагающиеся на возвышенных местах, господствующие над местностью. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров. | ||||||||
«Золотым веком» поэзии был период правления Октавиана Августа, когда жили и творили три самых знаменитых поэта: Вергилий, Гораций и Овидий. С развитием литературы была тесно связана риторика. Она лежала в основе образования каждого гражданина и своим возникновением обязана широко развитой общественной жизни в городах-полисах, где основные вопросы решались в народном собрании и на судебных заседаниях. Наследие выдающегося оратора Марка Туллия Цицерона – его судебные речи, сочинения по ораторскому искусству – является предметом изучения до настоящего времени. | ||||||||
Галантность, изящество. Это мир вымысла и интимных переживаний, декоративной театральности, изысканности, изощренной утонченности, в нем нет места героизму и пафосу — они сменяются игрою в любовь, фантазией, прелестными безделушками. Тяжелой и патетической торжественности приходит на смену камерная хрупкая декоративность. Лозунгом краткого, недолговечного «века» становится «искусство как наслаждение», цель которого — возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий, изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров. | ||||||||
Доминантой «человеческой природы» было объявлено чувство, а не разум. Герой литературы более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению (или по убеждениям) герой — демократ; богатый духовный мир простолюдина — одно из основных открытий и завоеваний эпохи. | ||||||||
Наиболее заметной особенностью стал отказ от прямых углов и линий в пользу более плавных, изогнутых линий. Часто художники брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира. Стиль стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека были выполнены в одном ключе. Вследствие этого возрос интерес к прикладным искусствам: дизайну интерьеров, керамике, книжной графике. | ||||||||
Художники этого направления отказывались изображать только зримую действительность (как реалисты), или сиюминутное впечатление (как импрессионисты), а стремились изображать её основные, закономерные элементы, длительные состояния окружающего мира, сущностные состояния жизни, при этом подчас прибегая к декоративной стилизации. Вырос интерес к философским и символическим началам искусства, что также было результатом определенного духовного кризиса европейской культуры этого времени, поисков художниками устойчивых идейно-нравственных ценностей. | ||||||||