Тема 8. Многообразие жанровой палитры в современной эстетике. Постмодернизм в искусстве сер. XX вв. Идеи и стили.

Основные понятия:

постмодерн, хай-тек, био-тек, брутализм, деконструктивизм, концептуализм, индо-сарацинский стиль, китч, экзистенциализм, постструктурализм, архитектурный метаболизм, неоготика (псевдоготика), поп-арт

Задания к теме 8 (Часть 2)

1. Философско-эстетические основания художественных направлений постмодерна (сюрреализма и концептуализма, импрессионизма и экспрессионизма, поп-арта и т.д.).

2. Эстетика экзистенциализма. В России (Л- И. Шестов, Н. А. Бердяев), в Германии (Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер), во Франции (Сартр. Мерло-Понти, Камю, С. де Бовуар и др.)

3. Эстетика структурализма и постструктурализма (неоструктурализма), её основные понятия. Деконструктивизм Ж.Дерриды (Германия), В США (П.де Ман, Х.Блум, Х.Миллер). К.Леви-Строс. Р.Барт, У.Эко, Ж.Деррида, Ю.Кристева, Ж.Женетт, Ж.Рикарду, Ц. Тодоров, М.Фуко, Ж.-Ф.Лиотар и др.

4. Русский авангардизм. Абстракционизм Василия Кандинского, супрематизм Казимира Малевича, конструктивизм Василия Татлина, кубофутуризм Владимира Маяковского.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Стили в интерьере. Стиль ампир, французский ампир, русский ампир, стиль арт-деко, стиль кантри, стиль китч, стиль конструктивизм, стиль минимализм, стиль модерн, стиль прованс, современный городской стиль, стиль фьюжн, стиль хай-тек, стиль шале, стиль эклектика.

2. Направления немецкой эстетики XX века: искусствоведческое; психологическое; философское и социологическое. Влияние З. Фрейда на эстетику. Проблематизация бессознательного в эстетической теории.

3. Итальянская и испанская эстетика, идеализм Б. Кроче и Дж. Джентиле.

4. Эстетика кино. Эксперимент в сфере словесного искусства, музыки и архитектуры. Искусство, революция и террор.

Вопросы для самоконтроля:

Назовите знаменитые работы данных знаменитых людей, представителей основных течений и направлений модернистского искусства ХХ века:

1. Футуризма (Филиппо Маринетти, Умберто Боччони, Велимира Хлебникова, В.Маяковского).

2. Сюрреализма (Андре Бретона, Сальватора Дали, Рене Магритта).

3. Поп-арта (Энди Уорхолла, Роберта Раушенберга, Джаспер Джонса, Томаса Вассельмана). Хеппенинг.

4. Концептуальное искусство. Перформанс. Инсталляция.

5. "Театр абсурда" (Эжен Ионеску, Самуэль Беккет, Жан Жене).

6. Авангард в музыке (Джон Кейдж, Карлхайнц Штокхаузен, Альфред Шнитке).

7. Авангард в кинематографе.

Основная литература:

1. Бычков В. В. Эстетика : учеб. для гуманит. направлений и специальностей вузов России / В. В. Бычков, 2012, - М.: Кнорус. – 528 с.

Дополнительная литература:

1. Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. — М.: Аспект Пресс, 2000, 434с. http://sbiblio.com/biblio/archive/krivcun_estetika/00.aspx

2. Бычков В.В. Эстетический опыт //Культурология: энциклопедия. Т.2. М., 2007. С. 113-114.

3. Борев Ю.Б. Эстетика: /Юрий Борев.- М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2005.-829, [3] с. [электр. версия] http://trans.all-5.ru/lit/index-770.htm

Литература для углубленного изучения:

1. http://do.gendocs.ru/docs/index-39898.html про модерн и постмодерн

2. http://www.psyoffice.ru/6-1116-poststrukturalizm-neostrukturalizm.htm

3. http://www.psyoffice.ru/6-706-yekzistencializma-yestetika.htm

4. Антология французского сюрреализма. 20-е годы. Сост. Исаев С. А., Гальцова Е. Д. М., 1994.

5. Аристарко Г. История теорий кино. М., 1966. http://chaiklib.permculture.ru/SharedFiles/Download.aspx?pageid=1709&mid=11208&fileid=4268

6. Базен А. Что такое кино? М., 1972. https://vk.com/doc39553518_319546537?hash=64d54f1ca072a373bd&dl=fd6fe943bc01411eb7

7. Бобринская Е.А. Концептуализм: Альбом. М.,1994.

8. Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник. М,: Высш. шк., 2002. 511с.

9. Бычков В.В. Духовное как эстетическое credo Василия Кандинского // Литературное обозрение. № 3/ 4. М., 1992. С.79-87.

10. Бычков В.В. Эстетика: Учебник. М.: Гардарики, 2004. 556 с.

11. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь (архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура): В 3 т. СПб., 1995-1997.

12. Герман М.Ю. Модернизм. Искусство первой половины ХХ века. СПб., 2005.

13. Западно-европейская эстетика ХХ века: Сборник переводов. Вып. 1. Некоторые направления западной эстетики. М.,1991.

14. Зонтаг С. Хепенинги: искусство безоглядных сопоставлений // Мысль как страсть. М.,1997.http://performansist.livejournal.com/227955.html

15. Из истории французской киномысли: Немое кино, 1911-1933. М., 1988. http://fb2-books.org/read/88499-iz_istorii_francuzskoj_kinomysli_nemoe_kino_19111933_gg..html

16. История эстетической мысли: В 6 т. Т.4. Вторая половина ХIХ века. М.,1987. http://yanko.lib.ru/books/cultur/hist_of_aesth_of_mind-2-ru=a.htm

17. История эстетической мысли: В 6 т. Т.4. Вторая половина ХIХ века. М.,1987. http://yanko.lib.ru/books/cultur/hist_of_aesth_of_mind-2-ru=a.htm

18. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб, 1997. https://vk.com/doc704697_132195659?hash=a78ef3e79b23620f15&dl=6ee6b9286be3961845

19. Как всегда об авангарде. Антология французского театрального авангарда. М., 1992. http://teatr-lib.ru/Library/Avant/avant/

20. Кино Италии: Неореализм. М., 1989. http://coollib.com/b/118362/read

21. Козлова О.Т. Фотореализм: Альбом. М., 1994. http://catalog.turgenev.ru/Opac/index.php?url=/notices/index/IdNotice:95371/Source:default

22. Кракауэр 3. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. М., 1974.

23. Кривцун О.А. Эстетика. М., 1998.

24. Крючкова В.А. Антиискусство: Теория и практика авангардистских движений. М., 1984. http://www.twirpx.com/file/1139537/

25. Куликова И.С. Философия и искусство модернизма. М., 1980. http://lib.mgppu.ru/OpacUnicode/index.php?url=/notices/index/IdNotice:79136/Source:default

26. Культурология : учебник / [В.М. Дианова, С.Н. Иконникова, М.С. Каган и др.] ; С.-Петерб. гос. ун-т. - М. 2005.

27. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. / Под ред. В.В.Бычкова. М., 2003. (Серия "Summa culturologiae").

28. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

29. Малахов Н. О модернизме. М., 1975.

30. Мерло-Понти М. Кино и новая психология // Киноведческие записки, 1992. № 16.

31. Ортега-и-Гассет Х. "Дегуманизация искусства" и другие работы. Эссе о литературе и искусстве. Сборник. М., 1991.

32. Основные архитектурные стили. http://studio.lifehouse.ru/studio-articles/38-ctili-arxitektury

33. Полевой В.М. Двадцатый век. М.,1990.

34. Рохас К. Мифический и магический мир Дали. М., 1999.

35. Садуль Ж. Всеобщая история кино. В 6 т. М., 1958-1963.

36. Сануйе М. Дада в Париже. М., 1999.

37. Сидорина Е. Конструктивизм: истоки, идеи, практика. М., 1995.

38. Сидорина Е. Сквозь весь двадцатый век. Художественно-проектные концепции русского авангарда. М., 1994.

39. Современная западно-европейская и американская эстетика: Сборник переводов (под ред. Яковлева Е.Г.; пер. Апинян Т.А., Рыкунова В.М., Юровской Э.П. и др.) 2002г. - 224 с.

40. Фремптон К. Современная архитектура. Критический взгляд на историю развития. М., 1990.

41. Шестаков В.П. Мифология ХХ века: Критика теории и практики буржуазной "массовой культуры". М., 1988.

42. Эйзенштейн С. Избр. произв. в 6 т. М., 1964-1971.

43. Ямполъский М. Видимый мир. Очерки ранней кинофеноменологии. М., 1993.

Наши рекомендации