Требования к уровню подготовки учащихся по данному курсу

К концу 6 класса учащиеся должны знать:

- отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего времени;

- особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;

- особенности ансамбля народного костюма; зависимость колорита народного костюма и узора от национальных традиций искусства и быта;

- закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;

- различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью.

Учащиеся должны уметь:

- видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;

- выбрать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки,
эскизы), с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;

- анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особен­ности одного предмета с особенностями другого;

- пользоваться перспективой, светотенью, компози­цией и т. д. в процессе рисования с натуры и на темы;

- передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте;

- применять в рисунках выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образ­ной передачи действительности.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения конкретного учебного предмета в условиях внедрения ФГОС ООО.

Обучение детей изобразительному искусству должно быть направлено на достижение комплекса следующих результатов.

Личностные результаты изучения изобразительного искусства в основной

школе:

• в ценностно-ориентационной сфере:

- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать

-различать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;

- принятие мультикультурной картины современного мира;

• в трудовой сфере:

-формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;

-готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

• в познавательной сфере:

- умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.

Метапредметные результаты изучения изобразительного искусства в основной

школе проявляются:

• в развитии художественно-образного, эстетического типа мышления, формировании

целостного восприятия мира;

• в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;

• в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку

зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;

• в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования

коммуникативных умений.

Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов, самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

• Учиться согласовано работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

В области предметных результатов общеобразовательное учреждение

предоставляет ученику возможность на ступени основного общего образования

научиться:

• в познавательной сфере:

-познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль

изобразительного искусства в жизни человека и общества;

-осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного

языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств

выразительности;

-приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;

-различать изученные виды пластических искусств;

-воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа

произведений пластических искусств;

- описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для

этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;

• в ценностно-ориентационной сфере:

- формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать

систему общечеловеческих ценностей;

- развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и

воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров,

осваивать мультикультурную картину современного мира;

- понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней

отечественного искусства;

- уважать культуру других народов; осваивать эмоционально-ценностное отношение к

искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведе-

ниях искусства; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей,

представленных в произведениях искусства;

• в коммуникативной сфере:

-ориентироваться в социально-эстетических и информационных коммуникациях;

- организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;

• в эстетической сфере:

- реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой

деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на

эстетическом уровне;

- развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать

единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических

искусств;

- воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах

произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять

ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;

- проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и

достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;

• в трудовой сфере:

- применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в

своей творческой деятельности.

Технические средства обучения

  • Компьютер
  • Электронное пособие «Изобразительное искусство. Поурочные планы по программе В.С.Кузина, 5-6 классы», изд-во «Учитель», 2012 год.
  • Электр. пособие «Изобразительное искусство. 6 класс», изд. «Дрофа», 2013 г.

· Электронное приложение к учебнику «Изобразительное искусство. 6 класс» (учебник в 2-х частях), автор С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев. Изд-во «Дрофа», 2014 г.

Методический фонд

  • Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
  • Репродукции картин разных художников.
  • Муляжи для рисования
  • Серии фотографий и иллюстраций природы.
  • Фотографии и иллюстрации животных.
  • Тела геометрические
  • Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).
  • Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

Список литературы

Примерная программа по учебным предметам « Изобразительное искусство 1-4 и 5-7 классы, музыка 5-7 классы, искусство 8-9 классы». – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения), Программа «Изобразительное искусство» под руководством В.С. Кузина. − М.: Просвещение, 2011 г. и «Искусство. Изобразительное искусство. 5-9 классы. Методические рекомендации и рабочие программы к линии УМК» С.П. Ломова, ФГОС, 2013г.

а) основная литература:

Дроздова С. Б. Изобразительное искусство. 6 класс: Поурочные планы по учебнику В. С. Кузина./ – Волгоград: Учитель - АСТ, 2008.

Ломов С.П., Игнатьев С.Е. «Изобразительное искусство. 6 класс» (учебник в 2-частях), Дрофа, 2014 г.

Сокольникова, В. С., Кузин, В. С., Кубышкина, Э. И. Изобразительное искусство: учебник для учащихся 5–8 классов: в 4 частях: Рисунок. Живопись. Композиция. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1999.

Свиридова О.В. Изобразительное искусство. Предметная неделя в школе. Волгоград: Учитель., 2007.


№ п/п Наиме- нование раздела программы Тема урока Кол-во часов Требования к уровню подготовки обучающихся, планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные). Вид контроля Дата проведения
план факт
Язык изобразительного искусства и художественный образ (4 часов) Что нужно знать для грамотного рисования. Летние впечатления Знать: – задачи урока ИЗО; – принадлежности для художественного творчества; – возможности художественных материалов; – виды изобразительного искус- ства; – основные законы композиции; – правила безопасного поведения в кабинете ИЗО. Уметь выполнять рисунок на тему «Летние впечатления» с соблюдением основных законов композиции Анкетирование. Контроль выполнения практической работы    
Полный цветовой круг Знать: – основные и составные цвета; – теплые и холодные цвета; – контрастные и сближенные цвета; – приемы смешения красок. Уметь: – различать цвета; – находить новые оттенки цвета Ответы на вопросы. Контроль выполнения тренировочных упражнений    

Продолжение табл.

Язык изобразительного искусства и художественный образ (4 часов) Живописные и графические упражнения Знать: – различные приемы работы акварельными красками; – технику заливки плоскости цветом с переходом от яркого тона к бледному; – основные выразительные средства графики; – технику работы карандашом. Уметь: – выполнять мазки разных видов; – работать акварелью «по-сухому» и «по-влажному»; – выполнять карандашом штриховку; – выражать линией эмоции Ответы на вопросы. Контроль выполнения тренировочных упражнений    
Осенний лист, бабочка и фрукты Знать: – понятие симметрия; – симметричные предметы и этапы их рисования; – особенности симметричной композиции. Уметь: – определять симметричную композицию в произведениях живописи; – выполнять рисунки симметричных предметов акварелью и карандашом     Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы    
5–6 Жанры изобразительного искусства. Натюрморт (2 часа) Рисование натюрморта. Комнатный цветок и яблоко. Корзина с овощами Знать: – что такое натюрморт; – роль цвета в натюрморте; – законы линейной и воздушной перспективы; – основы цветоведения. Уметь: – использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени и цветоведения при выполнении натюрморта; – определять натюрморты среди произведений живописи Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы      
Жанры изобразительного искусства. особенности пейзажа (1 час) В осеннем лесу, парке Знать: – жанр изобразительного искусства – пейзаж; – законы линейной и воздушной перспективы; – строение деревьев и кустарников; – способы выделения сюжетного центра композиции. Уметь: – находить пейзажи среди произведений живописи; – выполнять рисунок в жанре пейзажа с применением всех выразительных средств Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы      

Продолжение табл.

Особенности анималистического жанра изобразительного искусства (3 часа) Наброски домашних животных (лошадь, корова, коза, собака, кошка) Знать: – жанр изобразительного искус-ства – анимализм; – строение тела животных; – творчество художников-анима-листов. Уметь: – анализировать форму частей тела животных; – выполнять наброски животного Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы    
На морском дне Знать: – анатомическое строение тела морских животных, их окраску; – технику работы акварелью. Уметь: – анализировать форму тела животных; – выполнять рисунок морского животного Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы    
Невиданный зверь Знать: – части тела реальных животных; – этапы рисования животного; – понятия реальности и фантазии в творческой деятельности художника. Уметь придумать и выполнить рисунок фантастического животного Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы    

Продолжение табл.

  Наброски с куклы-игрушки Знать: – сходство и различие фигур куклы и человека; – пропорции куклы. Уметь: – строить композицию рисунка; – выполнять набросок с куклы-игрушки Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы    
12– Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов и человека (5 часов) Наброски с фигуры человека, сидящего в профиль (в легкой одежде) Знать: – жанр живописи – портрет; – пропорции тела человека; – творчество выдающихся мастеров-портретистов. Уметь: – подбирать цветовое решение; – выполнять набросок с фигуры человека, рисунок-портрет Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы    
Фигура человека в движении. Спорт Знать: – пропорции тела человека; – механику различных движений человеческой фигуры; – понятия модуль, канон; – технику аппликации, коллажа. Уметь изображать фигуру человека с соблюдением анатомии и пропорций тела в технике аппликации Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы    

Продолжение табл.

  Две контрастные фигуры Знать: – понятие контраст и его разновидности в изобразительном искусстве; – особенности применения закона контрастов в живописи. Уметь: – различать цветовой, светотеневой, размерный контрасты в произведениях живописи; – выполнять рисунок человеческих фигур с использованием закона контрастов Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы    
Современная графика и ее разновидности (2 часа) Новогодняя открытка Знать: – виды графики; – выразительные средства графики; – виды шрифтов. Уметь выполнять эскиз (макет) простейших объектов прикладной графики (открытка, пригласительный билет) Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы    
Зимние забавы, комиксы Знать: – отличие книжной графики от других видов графики; – отличительные особенности комикса. Уметь придумывать и рисовать комиксы на заданную тему Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы    

Продолжение табл.

18– Особенности натюрморта (2 часа) Мы рисуем инструменты Знать: – законы линейной перспективы и светотени; – технику штриха. Уметь: – анализировать конструкцию предметов; – выполнять рисунок натюрморта Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы    
  Знаменитые архитектурные ансамбли Москвы и Санкт-Петербурга Знать: – понятие архитектура; – чем занимается архитектор; – организацию внутреннего пространства Кремля; – архитектурные памятники Санкт-Петербурга Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. Викторина    
Изобразительное искусство, его виды и жанры. Дизайн и архитектура (2 часа) Наши новостройки Знать: – архитектурные памятники родного края; – особенности современной архитектуры; – жанр пейзажа, бытовой жанр. Уметь: – различать картины пейзажа и бытового жанра; – анализировать и определять исходные конструктивные формы в окружающих предметах; – изображать архитектурные сооружения с соблюдением законов перспективы Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы    

Продолжение табл.

22– Художественный образ и художественно-выразительные средства декоративно-прикладного искус-ства(3 часа) Красота народного костюма Знать: – понятие костюм, особенности национального костюма; – произведения живописи с изображением персонажей в народном костюме. Уметь выполнять эскиз русского национального (народного) костюма Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы    
Русский быт в прошлые века Знать: – произведения художников XIX века (И. Репина, В. Сурикова, В. Васнецова и других передвижников); – правила композиции, перспективы, светотехники. Уметь: – выбирать сюжет тематической композиции; – выполнять иллюстрации к стихотворениям поэтов-классиков XIX века Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы    
Тема, сюжет и содержание в изобразитель-ном искусстве(1 час) Материнство Знать: – что в искусстве всех народов есть тема воспевания матери; – как раскрывают в своих картинах художники образ матери. Уметь выполнить рисунок в жанре портрета или бытовом жанре на тему «Материнство» Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы    

Продолжение табл.

Орнамент как основа декоративного украшения(1 час) Красота орнамента Знать: – виды орнамента; – о связи орнамента и стиля эпохи; – о декоре архитектурных сооружений. Уметь: – выполнять рисунок декоративного элемента орнамента (из гипса) со светотеневой разработкой; – лепить элементы декора для украшения зданий Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы    
27– Создание иллюстраций к литературным произведениям(2 часа) Иллюстрирование литературного произведения Знать: – шедевры деревянного и каменного зодчества России; – устройство крестьянского дома; – специфику образно-символи-ческого языка внутреннего устройства дома. Уметь выполнить иллюстрации к литературному произведению о жизни народа прошлых веков Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы    

Продолжение табл.

29– Художественный образ и выразительные средства графики (2 часа) Космические дали Знать: – произведения живописи с изображением реального и фантастического космического пейзажа; – цветовое и композиционное решение картин; – первичные сведения о макетировании. Уметь выполнить макет марки на тему космоса   Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы    
Символический язык в произведениях деко-ративно-прикладного искусства (1 час) Разработка герба Знать: – символический язык декоративного искусства; – правила составления композиции герба; – российский герб; – формы герба; – символичность цвета. Уметь придумывать и выполнять эскиз герба (класса, личный и т. д.) Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы    

Продолжение табл.

Художественный образ и выразительные средства графики (1 час) Афиша цирка Знать художественный язык плаката. Уметь: – использовать художественные средства выразительности для создания плаката; – разрабатывать плакат на определенную тему Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы    
               
Жанры изобразительного искусства. особенности портрета (2 часа) Человек и профессия. Поясной портрет Знать: – жанр портрета; – виды портрета (поясной бюст и т. д.). Уметь изображать человека определенной профессии, используя живописно-пластические средства в решении образа   Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы    
  Портрет-шутка Знать: – особенности карикатуры, шаржа; – пропорции и мимику лица. Уметь составить и нарисовать шуточный портрет Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы    
Всего            

Наши рекомендации