Приложение 3. Контрольная работа: Искусство как язык культуры
эпоха | Государства Европы | Виды искусства | Памятники культуры (знаменитые шедевры, авторы) | |||
Пространственные: | Временные: | Синтетические (пространственно-временные) | ||||
Доклассовое общество | нет | Наскальная живопись | Ритуальные танцы | нет | пещера Альтамира, в провинции Сантандер (Северная Испания), в ряде пещер Франции: Ла-Мут (долина Везеры), Пэрнон-Пэр (устье Дордоньи), Марсула (северный склон Пиренеев), пещерная живопись в гротах Комбарель и Фон-де-Гом (Везера), Мае д'Азиль (верхняя Гаронна) и многие другие пещеры. | |
Античность | Греция | Архитектура храмов, скульптуры богов, живопись на вазах. стенах | Пьесы, концерты, трагедии Эсхила, Софокла и Эврипида, комедии Аристофан | нет | Афины. Акрополь. Парфенон - Главный храм Акрополя. Одеон - сцена под открытым небом | |
Римская империя | Колизей Архитектура храмов, скульптуры богов, живопись на вазах. стенах | напевы салиев и «арвальских братьев» (прыгуны, плясуны). После принятия в Римской империи Миланского эдикта о веротерпимости распространилось христианское пение. | гладиаторские игры | Стена Алтаря мира (13--9 гг. до н. э.), установленного на Марсовом поле в Риме, украшена рельефами с изображением жертвоприношений богине Мира. На территории бывшей римской Агоры особняком стоит восьмигранная Башня Ветров, которая когда-то выполняла функции часов, компаса и флюгера. Триумфальные арки, одно-, трех- и пятипролетные, в честь того или иного императора. В Риме было популярно пение поэтических произведений таких поэтов, как Горация, Вергилия и др., которые пелись в сопровождени щипковых инструментов | ||
Средние века | Византия | Висячие сады Романский стиль Готика | музыка, поэзия. | Трудами знаменитых византийцев Кирилла и Мефодия появилась славянская азбука — кириллица, что привело к возникновению у славян собственной письменной литературы | ||
Священная Римская империя | Книжные миниатюры, замки и крепости | Религиозные пения | Рыцарские турниры и вся сопровождавшая их экипировка — латы, штандарты и гербы, блио, попоны лошадей — в своей пестроте и асимметрии рисунков породили костюмы так и называвшиеся — «гербовыми». | |||
Ренессанс | Флоренция, Италия | Картины, книжные миниатюры, фрески. Главное, чем характеризуется эта эпоха — возвращение в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства | В эпоху Возрождения (Ренессанса) профессиональная музыка теряет характер чисто церковного искусства и испытывает влияние народной музыки, проникается новым гуманистическим мироощущением. Высокого уровня достигает искусство вокальной и вокально-инструментальной полифонии в творчестве представителей «Ars nova » («Нового искусства») в Италии и Франции XIV в., в новых полифонических школах — английской (XV в.), нидерландской (XV—XVI вв.), римской, венецианской, французской, немецкой, польской, чешской и др. (XVI в.). | В конце XIII века во Флоренции возводится главное храмовое сооружение — собор Санта Мария дель Фьоре, автором был Арнольфо ди Камбио, затем работу продолжил Джотто, спроектировавший кампанилу Флорентийского собора. Ранее всего искусство проторенессанса проявилось в скульптуре (Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, Андреа Пизано). Живопись представлена двумя художественными школами: Флоренции (Чимабуэ, Джотто) и Сиены (Дуччо, Симоне Мартини). Центральной фигурой живописи стал Джотто. | ||
XVII век | Архитектура барокко в Италии. | музыка, поэзия, проза. классицизм | Л. Бернини. Ватиканский дворец, Скала Реджа, 1663-1666 гг.; Л. Бернини. Площадь Св.Петра; Клод Перро. Лувр,восточный фасад (1667-1678); Гварино Гварини. Церковь Сан Лоренцо в Турине (1668-1687) Роман Сервантеса «Дон Кихот» -- вершина испанской художественной прозы -- появился в самом начале XVII в. (I ч.-- в 1605 г., II ч.-- в 1615 г.). | |||
XVIII век | академическое направление в живописи; натюрморт; | эпические, философские и героико-комические поэмы, оды, сатиры, эпиграммы, лирические стихи | Крупнейшим художником, главой фламандской школы живописи был Питер Пауль Рубенс (1577- 1640), в творчестве которого мощный реализм сочетается со своеобразной национальной формой барокко. Крупным мастером монументального декоративного натюрморта из "даров природы" и "охотничьих сцен" был Франс Снайдерс (1579-1657). Рембрандт нашел свое гениальное выражение в портретах ("Портрет Саскии", "Автопортрет с Саскией на коленях", "Портрет Хендрикье Стоффельс" и другие). Английская архитектура XVIII века продолжает стоять па позициях рационализма и классицизма Главой французских просветителей по праву считается Вольтер (настоящее имя Франсуа Мари Аруэ, 1694-1778). Литературное наследие его жанрово разнообразно: эпические, философские и героико-комические поэмы, оды, сатиры, эпиграммы, лирические стихи: ("Генриада", "Орлеанская девственница", "Брут", "Смерть Цезаря" и другие). Особое значение имеют философские повести и среди них – «Кандид, или Оптимизм». | |||
XIX век | Модерн, электизм в архитектуре | В литературе Романтизм, после 1830 г.- критический реализм. В силу ряда условий были еще живы традиции литературы Просвещения (Германия, Польша). Классицизм, романтизм, реализм. | В европейском зодчестве середины XIX столетия восторжествовал эклектизм (от греч. «эклектикос» — «выбирающий») — архитектурная практика, основанная на воспроизведении конструктивных и декоративных форм различных стилей. Появление эклектизма было подготовлено неоклассицизмом и неоготикой первой половины столетия. Потом возникло ещё несколько «исторических» стилей — романско-византийский стиль, неоренессанс, необарокко, ложное рококо, второй ампир. Характернейший пример эклектизма в архитектуре — застройка венского Ринга (60—80-е гг.). Здесь соседствуют Вотивная церковь в формах французской готики (архитектор Генрих фон Ферстель); Городской театр, сочетающий черты зодчества Возрождения и барокко (архитекторы Готфрид Земпер и Карл Эрхард фон Хазенауер); здание Парламента, стилизованное под древнегреческое (архитектор Теофилиус Эдвард фон Хансен), и Дворец юстиции, оформленный в подражание немецкой архитектуре XVI в. (архитектор Александр Виллеман). | |||
XX век | брутализма модернизм Экспрессионизм Супрематизм Постмодернизм | Проза, стихи и т.д. | кино | Представители зародившегося в Англии направления — брутализма (от англ. brutal — «грубый»), считая главным содержанием архитектуры строительство, выставляли напоказ конструктивную основу сооружения. Примером может служить здание редакции журнала «Экономист» в Лондоне (1964 г., архитекторы Элисон и Питер Смитсоны). Но господствующее направление архитектуры того времени называют новым барокко: в моду вошли выразительные криволинейные формы и конструкции, принцип которых был заимствован из мира живой природы. Сторонник постсовременного искусства в архитектуре Чарльза Дженкинса ад испанским городом Барселоной высится огромный храм — Саграда Фамилия («Святое Семейство»). Издали он похож на готический собор, вблизи же кажется остатками кораллового рифа, воспоминанием о морской стихии, некогда царствовавшей здесь. Это удивительное сооружение построено по проекту испанского архитектора Антони Гауди-и-Корнета. В театральном модерне наблюдается тяга к линии, узору, к своего рода визуализации музыки, превращению игры актеров в фантасмагорическую симфонию линий и красок. Такими были постановки В. Мейерхольда в начале XX века. Живопись стиля модерн была наполнена поэтикой символизма, сочетая характерные для него образы со сложным ритмом, линейной композицией в союзе с декоративным цветовым пятном. Модерн обнаруживает пристрастие к определенным сюжетам и темам. Это аллегорические мотивы: война, смерть, грех, любовь; мотивы, выражающие импульсивные проявления страсти: трепет, игру, вихревое движение; сюжеты, показывающие объединение душ и тел: объятия и поцелуи. Всю эту гамму тем и сюжетов олицетворяло творчество К. Сомова, М. Врубеля, Б. Кустодиева, В. Борисова-Мусатова. | ||
· пространственные искусства (обращаются к зрительному восприятию, пользуются объемом, цветом, пространством) - архитектура, скульптура, живопись;
· временные искусства (обращаются к слуху, пользуются звуком и словом) - музыка, поэзия.