Основные процессы развертывания и внедрения информационной системы.
Сущность развертывания и внедрения как стадии жизненного цикла информационной системы.
Бизнес-модель - осязаемый результат, с помощью которого можно максимально конкретизировать цели внедрения ИС и определиться со следующими параметрами проекта:основные цели бизнеса; фактическая потребность в объемах закупаемого программного и аппаратного обеспечения;реальные оценки сроков развертывания и запуска ИСУ;ключевые пользователи ИС и уточненный список членов команды внедрения;степень соответствия выбранного вами прикладного программного обеспечения специфике бизнеса вашей компании.
После построения бизнес-модели (или параллельно с этим) можно приступать к формированию модели проектирования, реализации и внедрения самой ИС (рис. 6.1).
Рисунок 6.1. Формирование модели проектирования, реализации и внедрения самой ИС
Внедрение корпоративной ИС, разработанной самостоятельно или приобретенной у поставщика, зачастую сопровождается ломкой (перепроектированием) существующих на предприятии бизнес-процессов. Приходиться перестраивать их под требования стандартов и логику внедряемой системы.
Внедрение информационной системы, как правило, значительно облегчает управление деятельностью предприятия, оптимизирует внутренние и внешние потоки информации, ликвидирует узкие места в управлении.
Следуя этой логике, становится понятно, что хотя корпоративная ИС предназначена в целом для обеспечения всех пользователей необходимой информацией, управление разработкой и внедрением КИС является прерогативой высшего руководства компании.
Цели и задачи.
На основе результатов системного анализа на стадии предварительного проекта разрабатываются: проект программно-аппаратной реализации, проект пользовательских интерфейсов и технологии работы пользователей в системе; архитектура распределенной системы и спецификации телекоммуникационной сети; модели (диаграммы) потоков данных; функциональные блок-схемы прикладного и системного программного обеспечения (последние - в соответствии с принятыми моделями среды ИС и профилями стандартов).
Основные процессы развертывания и внедрения информационной системы.
Опыт создания и использования "заказных" ИС позволяет условно выделить следующие основные этапы их жизненного цикла: определение требований к системе и их анализ - определение того, что должна делать система; проектирование - определение того, как система будет делать то, что она должна делать; проектирование - это прежде всего спецификация подсистем, функциональных компонентов и способов их взаимодействия в системе; разработка - создание функциональных компонентов и отдельных подсистем, соединение подсистем в единое целое; тестирование - проверка функционального соответствия системы показателям, определенным на этапе анализа; внедрение - установка и ввод системы в действие; функционирование - штатный процесс эксплуатации в соответствии с основными целями и задачами ИС; сопровождение - обеспечение штатного процесса эксплуатации системы на предприятии заказчика.
Определение требований к системе и анализ являются первым этапом создания ИС, на котором требования заказчика уточняются, согласуются, формализуются и документируются.
Целью системного анализа является преобразование общих, расплывчатых знаний об исходной предметной области в точные определения и спецификации для разработчиков, а также генерация функционального описания системы. На этом этапе определяются и специфицируются: внешние и внутренние условия работы системы; функциональная структура системы; распределение функций между человеком и системой, интерфейсы; требования к техническим, информационным и программным компонентам системы; требования к качеству и безопасности; состав технической и пользовательской документации; условия внедрения и эксплуатации.
Первая стадия анализа - структурный анализ предприятия - начинается с исследования того, как организована система управления предприятием, с обследования функциональной и информационной структур системы управления, определения существующих и возможных потребителей информации.
По результатам обследования аналитик на первой стадии анализа выстраивает обобщенную логическую модель исходной предметной области, отображающую ее функциональную структуру, особенности основной деятельности и информационное пространство, в котором эта деятельность осуществляется. На этом материале аналитик строит функциональную модель "Как есть" (As Is).
Вторая стадия работы, к которой обязательно привлекаются заинтересованные представители заказчика, а при необходимости и независимые эксперты, состоит в анализе модели "Как есть", выявлении ее недостатков и узких мест, определении путей совершенствования системы управления на основе выделенных критериев качества.
Третья стадия анализа, содержащая элементы проектирования, - создание усовершенствованной обобщенной логической модели, отображающей реорганизованную предметную область или ее часть, которая подлежит автоматизации - модель "Как должно быть" (As To Be).
Заканчивается процесс (четвертая стадия) разработкой "Карты автоматизации", представляющей собой модель реорганизованной предметной области, на которой обязательно обозначены "границы автоматизации".
В большинстве случаев модель "Как есть" улучшается системным аналитиком за счет устранения очевидных несоответствий и узких мест, а полученный таким образом вариант модели рассматривается в дальнейшем в качестве предварительной модели "Как должно быть", которая впоследствии дополняется в соответствии со стратегией развития предприятия (рис. 6.2).
Рисунок 6.2. Стадии построения модели информационной системы
Закупка и настройка требуемой ИТ-инфраструктуры (формулировка требований, закупка оборудования и программного обеспечения, подготовка инфраструктуры, аппаратное конфигурирование, установка системного программного обеспечения, конфигурирование пользовательских рабочих мест).
Любая деятельность офиса обеспечивается целой структурой вычислительных средств. Компьютеры, локальные сети, копировальные устройства, внутренняя телефонная сеть – все это обеспечивает жизнеспособность офиса. Удобное и безопасное хранение информации, безопасный обмен информацией, быстрая обработка огромных массивов данных – все это необходимые условия ведения любого бизнеса. За работу всех этих средств, составляющих IT инфраструктуру офиса, должен отвечать целый штат работников, что в большинстве случаев экономически нецелесообразно. При обслуживании сложной ИТ инфраструктуры офиса случайными людьми время от времени, компания будет терять деньги за счет непредвиденных поломок, не оптимизированной работы техники, простоя оборудования на время починки. При правильном распределении сил эти проблемы можно решить легко! Вам нужно обеспечить удобную корпоративную почту, деловую переписку, внутреннюю телефонную связь при помощи АТС, совместную подготовку и печать документов? Наши специалисты создадут всю IT инфраструктуру с нуля, любой требуемой сложности. У вас уже есть некоторое количество оргтехники? Наши инженеры диагностируют работу имеющейся структуры, предложат варианты оптимизации работы, помогут осуществить нужные закупки, если они потребуются. ИТ инфраструктура обычного офиса объединяет несколько звеньев:
рабочие станции и мобильные устройства; сервера; оргтехника: принтеры, сканеры, копиры, факсовые аппараты, МФУ; СКС; сетевое и телефонное оборудование: коммутаторы, маршрутизаторы, телефонные станции.