Отчет по выставке М.М. Маршумова
29 марта в Выставочном центре на Советской 54 в Большом зале открылась выставка Михаила Михайловича Маршумова.
Михаил Маршумов родился в Ташкенте. В 1958 году окончил республиканское художественное училище имени П.П. Бенькова, где получил специальность мастер-художник резьбы по дереву. В 1964 году окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной по специальности художественная обработка керамики и стекла. Работал художником-конструктором в Ереване, преподавал в Ташкентском художественном училище. С 1965 года работал художником по стеклу на стеклозаводе «Красный май» (г. Вышний Волочёк Тверской обл.), с 1966 по 1975 г.г. был главным художником на Калининском стеклозаводе. С 1974 г. по настоящее время преподаёт в Тверском художественном училище им А.Г. Венецианова. С 1981-го по 1983 год по командировке МК СССР преподавал специальные дисциплины в Институте изящных искусств в Народной республике Йемен.
Манеру письма художника отличает стремление к законченности, композиционной устойчивости, сложной цветовой разработке. Михаил Маршумов известен, в первую очередь, разными по стилистике, иногда очень сложными с точки зрения композиционных и технических задач портретами тверской интеллигенции и студентов училища имени Венецианова.
Не вступая в полемику с настоящим, через своих героев он пытается утвердить непреходящую ценность осмысленного жизненного опыта, творчества, одухотворенной красоты, сознания себя личностью – всех тех «постоянных величин», которые опровергает нынешняя далеко не интеллигентная, поверхностная эпоха.
По-своему он очень интересно реагирует на подспудное течение времени. Чем значительнее вклад человека в историю и культуру, тем безыскуснее следует подходить к его изображению. Красота и правда – внутри нас, а не в эффектах и совершенстве формы. Оставим внешнюю привлекательность, пафос и благородные мысли тем, кто пока еще ничего не совершил.
Темы, мотивы и жанры в его творчестве традиционны. Мастеру удаётся всё – пейзажи, часто с архитектурными мотивами, натюрморты, поражающие не тривиальным подбором предметов и их особой жизнью в пространстве картины. Но предпочтение мастер всё же отдаёт портретному жанру.
Выставка впечатлила разнообразием работ, в экспозиции были представлены как портреты, так и пейзажи с натюрмортами. Сам художник говорил, что над всеми жанрами стоит Портрет. Пейзаж- это портрет природы, натюрморт- портрет предметов быта и так далее.
Михаил Маршумов награждён почётными грамотами и Дипломом «Союза художников России», Дипломом Российской академии художеств, почётными грамотами МК РСФСР и МК РФ, губернатора Тверской области, значком МК СССР «За отличную работу», званиями «Почётный работник культуры и искусства Тверской области», «Заслуженный художник РФ». Его имя занесено в энциклопедию «Лучшие люди России XX века».
Словарь терминов:
- Пейзаж- жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа. В пейзаже воспроизводятся реальные или воображаемые виды местностей, архитектурных построек, городов (городской архитектурный пейзаж - ведута), морских видов (марина) и т. п. Часто пейзаж служит фоном в живописных, графических, скульптурных (рельефы, медали) произведениях других жанров. Изображая явления и формы природного окружения человека, художник выражает и своё отношение к природе, и восприятие её современным ему обществом. В силу этого пейзаж приобретает эмоциональность и значительное идейное содержание.
- Стилистика- раздел языкознания (См. Языкознание), в котором изучается система стилей (См. Стиль) того или иного языка, описываются нормы (см. Норма языковая) и способы употребления литературного языка (См. Литературный язык) в различных условиях языкового общения, в различных видах и жанрах письменности, в различных сферах общественной жизни. Предметом С. является Язык в широком смысле слова (включая и Речь как форму существования языка), но от др. областей языкознания С. отличает особая точка зрения на этот предмет, которая определяется её обращенностью к проблеме «язык и общество», к вопросам социолингвистики (См. Социолингвистика). С. исследует способы выражения той дополнительной (стилистической) информации, которая сопутствует основному предметному содержанию речи. В связи с этим, одним из главных объектов С. признаётся система синонимических средств и возможностей языка на всех его уровнях. С. изучает коллективную языковую норму также прошлых периодов развития языка.