Эффекты пространства и количества цвета

Джозеф Альберс (1888-1976)

Теоретик цвета Джозеф Альберс, член школы искусства и индустриального дизайна Бахауса, уделял особое внимание именно взаимодействию и относительности восприятия цвета. Он определил, что в зависимости от определенных ситуаций, один и тот же цвет может восприниматься как два разных оттенка.

На следующем примере мы имеем дело с так называемым "эффектом вампира". Несмотря на то, что для создания изображения использовалось всего три цвета, на самом деле нам кажется, что их четыре.

Эффекты пространства и количества цвета - student2.ru

Три цвета превращаются в четыре

Небольшой прямоугольник слева кажется нам имеющим красную основу, в то время как прямоугольник такой же цвета справа кажется ближе к синему.

Большой квадрат слева. R: 102 G: 102 B: 204

Большой квадрат справа. R: 153 G: 051 B: 153

Маленькие прямоугольники. R: 153 G: 102 B: 204

На следующем изображении мы наблюдаем пример обратной метаморфозы. На этот раз три цвета превращаются в два. Однако и на этот раз в основе лежит "эффект вампира".

Эффекты пространства и количества цвета - student2.ru

Три цвета превращаются в два.

Большой квадрат слева. R: 102 G: 102 B: 204

Большой квадрат справа. R: 153 G: 051 B: 153

Маленькие прямоугольники. R: 153 G: 102 B: 204

Иоганн Итен (1889-1967)

Иоганн Итен, еще один член школы Бахауса, разработал теорию о цветовых контрастах. По его мнению существуют следующие виды цветовых контрастов: по оттенку, яркости, насыщенности, теплоте, комплементарности, а также по количеству.

В качестве примера возьмем красный цвет. Наиболее четким и выразительным красный кажется в сочетании черным фоном. В сочетании же с белым красный, кажется, теряет свою яркость и становится тусклым; а сочетание с оранжевым и вовсе делает красный цвет безжизненным.

Эффекты пространства и количества цвета - student2.ru

Обратите внимание: красный прямоугольник на черном фоне кажется несколько большим, чем в сочетании с подложками других цветов

Эффекты пространства и количества цвета

Несмотря на то, что цвет является достаточно эфемерным понятием, цвет всегда воспринимается в контексте формы, поэтому можно говорить о пространственных эффектах цвета. Изменение цвета окрашенной формы, ее положения в композиции в результате может привести к совершенно иному восприятию образа в целом. Как правило, можно говорить о двух основных законах цветовых сочетаний - цвета в любой композиции стремятся либо к объединению, либо к контрасту. Так, например, цвета со схожими показателями яркости, насыщенности и теплоты будут ассимилироваться в группы вне зависимости от их фактического расположения в композиции.

Распределение цвета в пространстве

Следующие композиции основаны на использовании одних и тех же четырех цветов, меняется лишь их распределение в пространстве. На этом примере наглядно видно, как группируются цвета, схожие по характеристикам и как разные формы становятся доминантными в зависимости от перемены цвета.

Эффекты пространства и количества цвета - student2.ru Эффекты пространства и количества цвета - student2.ru

Эффекты пространства и количества цвета - student2.ru Эффекты пространства и количества цвета - student2.ru

Количество цвета в композиции

Немаловажное значение имеет количество цвета в композиции. На приведенном ниже примере видно как отличается эффект концетрации цвета в одной области от распределения в небольших количествах по всей композиции.

Эффекты пространства и количества цвета - student2.ru

Красная форма на переднем плане привлекает внимание, во-первых, благодаря своим большим размерам, во-вторых, из-за характерной формы, где сочетание выпуклых и вогнутых линий создают динамический баланс композиции.

Эффекты пространства и количества цвета - student2.ru

Точки красного цвета, рассеянные по изображению, во-первых, воспринимаются как группа, во-вторых, становятся своего рода частью фона.

Цветоделение.

Когда цветное изображение выводится на цветной принтер, происходят в скрытой и усеченной форме те же процессы, которые характерны для полиграфической печати (цветоделение и растрирование), и их автоматическое выполнение обеспечивается параметрами и установками принтера. При подготовке изображения для полиграфического исполнения необходимо управлять этими процессами целенаправленно, сообразуясь с поставленной задачей и с требованиями конкретного полиграфического предприятия (сервис-бюро и типографии).

В общем случае цветоделение представляет собой разделение цветного изображения таким образом, чтобы оно снова было получено в результате печати несколькими одноцветными формами.

По умолчанию программа Adobe Illustrator генерирует цветоделенные полосы для всех цветов, которые предполагаются в данном документе. Пиктограмма в виде принтера в списке цветоделенных полос указывает, для какого цвета будут выводиться полосы на принтер. Если требуется вывод только определенных цветоделенных полос, то щелчком на пиктограмме печать можно отключить.

Обычно цветоделение выполняется на четыре полиграфических цвета, но если в документе имеются плашечные цвета, то они могут быть конвертированы в модель CMYK или выведены отдельными отпечатками. Для определения этой альтернативы используется флажок Convert to Process (Все три-адными), установка которого обеспечивает конвертирование плашечного цвета в триадный, о чем свидетельствует пиктограмма.

Для того чтобы конвертировать отдельный плашечный цвет в триадные цвета, необходимо удалить флажок Convert to Process (Все триадными) и щелкнуть на пиктограмме в виде принтера в строке конкретного плашечного цвета. Место пиктограммы принтера занимает пиктограмма триадных цветов.

Наши рекомендации