Тема 5. Расцвет комедийного кино (8 часов). 1 страница
Занятие 14. КарьераМакса Линдера.
В костюме Линдера, которому он придавал огромное значение, не было
ничего от цирковой комической неправдоподобности. В газетах сообщалось, что Линдер одевается только в «Бель Жардиньер» и у лучших портных. Л.Трауберг: «Отличием Линдера от Дида и прочих – было то, что в самых затруднительных положениях актер не старался изображать идиота. Это было огромным искусством – умение сохранять образ, реагировать сдержанно, тонко, не гримасничать».
Рост мастерства Линдера: мимика становится сдержаннее, он правильно распределяет смешные сцены по всему фильму, нагнетая силу к финалу, искусно перемежая их паузами. Клоунские номера Линдер проделывает с неподражаемым изяществом. Макс – элегантный господин из буржуазного класса, близкий к персонажам театральных пьес Этьена Лабиша. Он перенес во французский кинематограф традиции водевиля.
Образ Линдера – буржуа, который хочет выглядеть светским львом. Неудачная попытка привнести в свой образ некое подобие героя.
Занятие 15. Рождение бродяжки Чарли.
Придя в студию «Кистоун», 24-летний Чаплин возненавидел погони, считая, что этот прием убивает актерскую индивидуальность. Внезапно ему поступает предложение от Сеннета подобрать себе костюм. Чаплин выбирает огромные башмаки, очень узкий пиджак, тросточку и котелок. Зная о том, что он выглядел моложе своих лет, Чарли приклеивает усики. Впервые появившись в таком виде, он спотыкается о ногу дамы, извиняется и тут же спотыкается о плевательницу, извиняясь уже перед ней. Актеры аплодируют ему.
Образ Чарли рождается во время съемок «Невероятно затруднительного положения Мейбл» (1914). Однако Чаплина категорически не устраивает стиль кистоуновской буффонады, он желает обогатить, насытить образ своего Чарли. Он хочет, чтобы зритель, глядя на него, смеялся и плакал. «Он и бродяга, и джентльмен, и поэт, и мечтатель, а, в общем, - это одинокое существо, мечтающее о любви и приключениях. Ему хочется, чтобы вы поверили, будто он ученый, или музыкант, или герцог, или игрок в поло. И в то же время он готов подобрать с тротуара окурок или отнять у малыша конфету. И, разумеется, при соответствующих обстоятельствах он способен дать даме пинка под зад – но только под влиянием сильного гнева» (Чаплин).
Нежелание переходить к звуковому кино во многом продиктовано опасением, что «мой герой навсегда перестанет быть таким, каким он оставался долгое время, когда произнесет с экрана первое слово». В 1931 году Чаплин снимает «Огни большого города» с тем же бродяжкой Чарли, но впервые выступает как кинокомпозитор, пытающийся выявить возможности звукового кино. Он передает чувства своего героя с помощью романтической эмоциональной музыки (немое кино по-прежнему пользовалось популярностью и приносило доходы).
Основные методы работы Чаплина-режиссера: он подробно рассказывал о каждой сцене, объяснял артистам их роли и даже исполнял каждую из них перед участниками труппы. От каждого актера он добивался искренности и убедительности. Тщательно проверял их костюмы и грим. Как и Сеннет, он просил актеров поделиться с ним своими соображениями. Чаплин всегда ожидал одобрения фильма со стороны участников его съемок. Во время премьеры всегда внимательно следил за реакцией зрителей.
Последователи Чаплина: Радж Капур («Бродяга»), классик советской клоунады «Карандаш» - Михаил Румянцев, Жак Тати, Роуэн Аткинсон.
Занятие 16. Бастер Китон – комик без улыбки.
«Нечувствительный» к падениям и ударам мальчик. Актерская ставка родителей растет исключительно благодаря сыну. Кинематографический взлет Китона был таким же молниеносным, как и эстрадный. Отказ от привычного фарса и слэпстика. Его лучшие фильмы - сочетание интеллигентного остроумия и акробатических номеров, грустной сатиры и головокружительных съемок, захватывающего сюжета и тонкого лиризма. На экране молодой Китон был постоянно влюблен, как Линдер и Чаплин.
Однако главный его прием – бесстрастность. «Я до такой степени сосредотачивался на своей актерской задаче, что ничего не знал о выражении моего лица, пока сам не видел себя на экране…». Однако продюсеры оформляют отсутствие улыбки и мимики контрактом. «У Бастера столь же скромное выражение лица, как у бутылки, хотя на светло-круглой арене его зрачков танцует вся его асептическая (нетленная) душа. Но и у бутылки и у лица Бастера нескончаемое количество точек зрения…» (Бунюэль).
Китон не улыбается, но реагирует очень точно: он боится, удивляется, сердится. Теоретики, изучавшие этот феномен, пришли к выводу, что Китон таким образом хотел добиться контраста между гротесково-фатальными приключениями, в которые попадает герой, и абсолютным отсутствием его реакции. «Слабый и удачливый, как и Чарли, мастер на все руки и меланхолик, он выглядел убежденным в абсурдности мира и жизни, и был готов все принять и все преодолеть. Он редко становился жертвой абсурдных ситуаций, страдая больше от механических средств, входящих в набор комического реквизита клоуна» (Ж.Садуль).
В костюме Китона – ничего утрированного, рассчитанного на смех, лишь неуловимая подчеркнутость – шляпа-блин.
Невосприимчивость Китона к боли развивалась на фоне непрерывного травматизма. Скромность Китона – еще одна его фирменная черта. Равнодушие к собственной фамилии в титрах (в отличие от Чаплина). Он вставлял на свое место имена других участников съемки (например, сценариста Клайда Брукмана), чтобы помочь им прославиться. Он признавал наличие даже в самых лучших своих фильмах слабых мест. Он считал, что так и не достиг совершенства.
Он обожал механику и принимал посетителей в бунгало, где целую комнату занимала большая «адская» машина для колки орехов. Он построил ее из частей «Генерала» и, как бывший машинист, включал ее перед гостями, демонстрируя, что сей сказочно сложный механизм не в состоянии раздавить даже ореховую скорлупку.
Китон – единственный из великих комиков, снимавший фильмы «о себе». Чаплин же с его бродяжкой, ни по характеру, ни по положению в обществе, никак не соответствовал этой роли.
Переход на студию «М-Г-М» в эпоху перехода к звуковому кино ознаменован усталостью Китона, хотя первый фил «Кинооператор» был одним из самых лучших в его карьере. Но раз за разом он сдавал свои позиции продюсерам, несмотря на обретенную им репутацию «несговорчивого».
Китон никогда не жаловался на судьбу: «Я думаю, что прожил очень счастливую и удачную жизнь. Возможно, потому, что я никогда не ожидал получить так много, как получил. И когда судьба начала меня бить, я не увидел в этом неожиданности. Я всегда знал, что жизнь есть жизнь. Она раздает апперкоты всем – заслуженно и незаслуженно».
Занятие 17. Гарольд Ллойд - комик без маски.
Один из первых персонажей Ллойда, «Одинокий Люк», был имитацией Чаплина – приклеенные усики, узкий пиджак, широкие брюки. В таком образе он появился в 50 фильмах. В конце-концов, зрители стали проявлять недовольство копированием Чаплина, и Ллойд, почувствовавший их реакцию, перестроился. Абсолютное большинство комиков того времени старалось придумать себе смешную внешность, костюм, повадки, создать определенную маску. Ллойд же решил от всего этого отказаться. «Я хотел ставить такие комедии, в которых люди бы узнавали самих себя и своих соседей. Я подумал: кого мы встречаем чаще всего на улицах, в магазинах, офисах? И тут меня осенило. Ну, конечно же, очкастых!».
В 1918 году Ллойд и Роуч разработали персонажа в очках (“Glasses character”), который всегда назывался Гарольдом в фильмах. Это гораздо более зрелый герой, способный вызывать сочувствие. Более того, эксцентрически комичное содержание приобрело черты реальности. Воздействие фильма резко усилилось.
Сам по себе Ллойд-комик не смешон. Он опирается только на фабулу, гэги, на смешные и сногсшибательные ситуации. Актерское искусство Ллойда не блистало богатством и красочностью выразительных средств. Он просто прекрасно владел своим телом и с блеском выполнял сложные трюки. Его приемы довольно часто повторялись и выглядели однообразными. Даже он сам всегда признавал превосходство Чаплина и Китона. «Я просто человек, старающийся развеселить публику. Меня называют славным парнем, а выдающихся людей так не называют».
Тем не менее, огромным художественным достижением Ллойда стало умение находить смешное не только в странном, но и в страшном. Классический пример тому – сцена с часами в фильме «Наконец в безопасности» (1923), когда зритель сначала чуть ли не выл от страха, а затем, спустя секунду, снова смеялся. В результате Ллойд создал принципиально новый тип киноюмора.
Первый семестр
Биографические справки
Амброзио, Артуро (1869-1960) – итальянский продюсер, с именем которого связан начавшийся в Италии в 1910 году кинематографический бум. Этот влиятельный коммерсант, бывший оптик, поначалу торговал фототехникой. В 1904 году А. выступил с идеей киносъемки автомобильного пробега в Италии по горному маршруту Суза-Монсени. В 1906 году основал кинокомпанию, которая носила его имя, в которой он был и оператором, и режиссером. Став кинопромышленником, выпустил около 30 комических и столько же документальных картин. «Кавалерийская школа в Пинероло» имела ошеломляющий успех за границей. Первым опытом драматических фильмов фирмы «Амброзио» была мелодрама («Роман покинутого ребенка», снятая с участием Луиджи Маджи). Маджи вскоре стал ведущим режиссером фирмы «Амброзио». Чтобы успешно конкурировать с «Патэ», Амброзио выпустил в 1906 году несколько «пикантных» фильмов («Ширма», «Первые страсти», «Любви все возрасты покорны» и др.). Наконец, в подражание английскому фильму «Спасенный Ровером», он выпустил в 1907 году серию фильмов с участием собак: «Собака-разведчик», «Собака-вор», «Собака-полицейский». Его дела начали процветать, а фильмы продавались по всей Европе и в США.
Андерсон, Гилберт М. (1880-1971) наст. имя Макс Андерсон – американский актер, сценарист, кинорежиссер и кинопродюсер, первая звезда вестернов. Перебравшись в Нью-Йорк из Сент-Луиса, работал фотомоделью и журналистом. Его актерская карьера началась с выступления в водевилях, а в 1903 году он дебютировал в кино. На начальных этапах своей карьеры А. сотрудничал с Эдвином Портером, вместе с которым написал несколько сценариев. Первая роль Андерсона была исполнена им в фильме Эдвина Портера «Большое ограбление поезда» (1903). Вскоре, взяв псевдоним Гилберт М. Андерсон, он начал писать сценарии для собственных фильмов, в которых исполнял главные роли. В 1907 году Андерсон основал кинокомпанию «Essanay Studios», ставшую одной из самых крупных в период становления кинематографа. А. сыграл на своей студии более 300 ролей в короткометражных фильмах. Хотя он воплощал на экране совершенно разных персонажей, популярность ему принесли полторы сотни ролей в короткометражных вестернах. А. стал первой звездой в этом жанре и получил прозвище «Бронко Билли». В 1916 году он продал свою часть студии «Essanay», и прекратил сниматься в кино. После неудачного выступления в театре, вернулся в кино в 1919 году. Снялся в нескольких фильмах, а также спродюсировал пару короткометражек, одной из которых стала комедия «Пес – талисман» (1921), в которой впервые вместе снялись Стэн Лорел и Оливер Харди, ставшие впоследствии одним из самых знаменитых комических дуэтов века. Спустя год, из-за конфликтов с руководством «Metro Pictures», вновь покинул киноиндустрию. А. еще раз вернулся в кино в 1950-х годах, став владельцем студии «Progressive Pictures», а также исполнил небольшую роль в вестерне «Щедрый убийца» в 1965 году. В 1958 году А. был удостоен почетной премии «Оскар» с пометкой «пионеру кинематографа, внесшему значительный вклад в развлекательную кинопромышленность».
Антуан, Андре (1858-1943) – французский режиссер театра и кино, теоретик театра. Крупнейший представитель «театрального натурализма», создатель и руководитель «Свободного театра» и «Театра Антуана», воспитатель плеяды талантливых актеров. А. более чем кто-либо другой во французском театре занимался пропагандой идейных взглядов Золя и постановкой спектаклей на основе его произведений. В 1887 году он основал в Париже экспериментальный и первый в истории «свободный» театр «Либр», которым руководил до 1894 года. За это время А. поставил 124 пьесы, в том числе «Власть тьмы» Л. Н. Толстого (1888), в то время запрещенную в России, а также «Нахлебник» И. С. Тургенева (1890). Однажды один из друзей предложил ему стать кинорежиссером в фирме «Патэ». Антуан согласился, но публика не оценила строгой простоты его фильмов («Корсиканские братья», 1917, «Земля», 1921, «Арлезианка», 1922). Реакция зрителей насторожила владельцев киностудий. По их мнению, ставка на талант известного театрального постановщика не оправдала себя, и его работа в кино прекратилась.
Арбэкл, Роско (1877-1933) – американский комик, получивший прозвище «Фатти» («Толстяк»). В возрасте 26 лет, завоевав известность в театре, начал сниматься в кино, поступив актером в студию «Кистоун», возглавляемую Маком Сеннетом. Толстый, но на удивление подвижный, он быстро стал звездой первой величины. Руководил Чаплиным и Китоном в начале их карьеры. В 1921 году стал виновником грандиозного скандала. Во время празднования в честь подписания нового контракта, продолжавшегося три дня, он зверски изнасиловал 25-летнюю актрису Вирджинию Рапп, которая, пролежав в коме пять дней, умерла. Суд оправдал убийцу, однако отмыться от позора Арбэкл так и не сумел, и в результате потерял работу. Он уехал в Германию, где сменил имя на Джона Уильяма Гудрича и занялся съемками короткометражных комедий. Но о роскошной жизни, которую А. вел в Голливуде, пришлось забыть навсегда. Ситуацию усугубляло пьянство бывшего короля комедии. В конце концов, Арбэкл умер от алкоголизма.
Арто, Антонен (1896-1948) полн. имя. Антуан Мари Жозеф Арто – французский писатель, поэт, драматург и киносценарист, актер театра и кино, художник, драматург и киносценарист, режиссер и теоретик театра, новатор театрального языка, посвятивший жизнь и творчество вопросу о новом обосновании искусства, его места в мире и права на существование. А. разработал собственную театральную концепцию, называемую «театр жестокости» («крюотический театр»), непосредственно воздействующего на психику зрителя. Вскоре после поездки в Мексику в 1936 году, где он некоторое время жил среди индейцев тараумара, принимая участие в их ритуальных церемониях, А. был признан умалишенным и следующие девять лет провел в психиатрических лечебницах. Хотя он продолжал писать, практически его деятельность завершилась в 1937 году. Среди его актерских работ в кино: «Наполеон» (1927), «Страсти Жанны д’Арк» (1928) «Верден, видение истории» (1928), «Тараканова» (1930), «Трехгрошовая опера» (1931), «Лилиом» (1934), «Лукреция Борджиа» (1935), «Наполеон Бонапарт» (1935).
Бара, Теда (1885-1955), наст. имя Теодосия Барр Гудман – американская актриса, одна из первых суперзвезд эпохи немого кино. Несмотря на возраст, (Б. дебютировала в кино в 30 лет) и очень короткое пребывание на пике карьеры (1915-1919), она стала одной из самых популярных актрис своего времени и одним из первых секс-символов кинематографа. Эффектная грубоватая красота Б., насыщенная глубоким эротизмом, а также манера густо подводить глаза, как нельзя лучше подходили к ее типажу, и киностудия нещадно эксплуатировала этот образ. Она получила прозвище «Вампирша», и вошла в число первых актрис, сформировавших на экране образ женщины-вамп. Наиболее характерными работами Б. были фильмы с говорящими названиями: «Уничтожение» (1915), «Грех» (1915), «Лисица» (1916) и «Кровавая роза» (1917). Кроме того, актриса воплотила на киноэкране образы великих женщин, как вымышленных, так и реально существовавших – Клеопатру, Кармен, Эсмеральду, Саломею, Джульетту, мадам Дюбарри и Маргерит Готье. Интерес публики к актрисе все время подогревался различными романтическими слухами о ее прошлом. В 1918 году она уступала в популярности лишь Чарли Чаплину и Мэри Пикфорд, но уже через год Уильям Фокс, основатель и глава киностудии “Fox Film”, потерял интерес к актрисе и звезда Б. закатилась. Она появилась на киноэкране еще дважды – в драме «Непокоренная женщина» (1925) и комедии «Мадам Тайна» (1926). Остаток жизни Б. провела в праздности, превратив свои дома в Голливуде и Нью-Йорке в модные салоны, где собирался цвет кинематографического сообщества.
Баркер, Уильям Г. Б. (1867-1951) – один из пионеров британского кинематографа, изобретатель, продюсер. В прошлом – коммивояжер. В кино – с 1897 года. Начинал как кинооператор на студии «Уорвик», а затем работал у пионера хроникальных фильмов и одного из основоположников киножурналов Чарльза Урбана. Впоследствии стал директором фирмы «Уорвик», откуда ушел в 1909 году, основав компанию «Баркер лимитед». Занимался выпуском хроникальных фильмов. В 1906 году построил киностудию в Илинге.Прославился в качестве продюсера и постановщика фильмов по шекпировским пьесам («Гамлет», 1910, «Генрих VIII», 1911). После 1911 года перешел к производству многометражных и сравнительно дорогих картин в самых различных жанрах. Одним из первых стал использовать массовки, вводя их в качестве социального фона в мелодрамах из жизни лондонского «дна» («Лондон ночью», «В лапах у лондонских жуликов», «Большое ограбление банка», «Большая кража золотых слитков»— все 1913, и др.).
Бартелмесс, Ричард (1895-1963) – американский киноактер и продюсер. 1919 год стал этапным для актера. Его заметил Д.У. Гриффит и снял в нескольких своих картинах. Особенно удачной стала его роль в фильме «Сломанные побеги» (1919) с Лилиан Гиш. Он создал образ прекрасного, благородного и скромного молодого героя. Бартелмесс считался одним из самых красивых мужчин Голливуда. Его слава росла, и в 1921 году он решил основать собственную кинокомпанию «Инспирейшн пикчерс». Эта фирма выпустила одиннадцать фильмов, но окупились из них только два. Через шесть лет ее пришлось закрыть. В 1942 году Бартелмесс, не имея контракта и новых приглашений к съемкам, завербовался в Военно-морские силы США, где и прослужил до конца Второй мировой войны. В отставку вышел в звании капитан-лейтенанта.
Беласко, Дэвид (1853-1931) – американский драматург и режиссер. Получил образование в школе при монастыре. Профессиональную карьеру начал актером на Западном побережье. Став режиссером, приобрел репутацию «мастера фотографического реализма». Впервые в истории театра установил рампу, скрыв от зрителей осветительные приборы, и стремился создать на сцене полную иллюзию естественного света. По мере возможности использовал подлинные костюмы и соответствующий реквизит. Самостоятельно или в соавторстве им были написаны 400 пьес, в т.ч. «Девушка с Запада» и «Мадам Баттерфляй», которые вдохновили Джакомо Пуччини на создание его опер. В 1907 году в Нью-Йорке был открыт «Театр Беласко».
Бернар, Сара (1844-1923) наст. имя Генриетта Розина Бернар — французская актриса театра и кино. В 1862 году дебютировала на сцене «Комеди Франсез». В 1898 году открыла театр на площади Шатле, который получил ее имя (ныне Théâtre de la Ville). Среди лучших ролей в театре: донья Соль («Эрнани» Гюго), Маргарита Готье («Дама с камелиями» Дюма-сына), Гамлет. С 1880-х гг. Б. гастролировала во многих странах Европы и Америки, выступала в России (1881, 1892, 1908-09). Прекратила сценическую деятельность в 1922 году. Снималась в фильмах: «Тоска» (1908), «Дама с камелиями» (1911), «Королева Елизавета» (1912) и др. К. С. Станиславский считал искусство Бернар образцом технического совершенства. Однако виртуозное мастерство и художественный вкус сочетались у Бернар с нарочитой эффектностью и некоторой искусственностью игры, которые не позволили развиться ее кинематографической карьере.
Бертини, Франческа (1888-1985), наст. имя Элена Серачини Витьелло – итальянская актриса, режиссер, продюсер. Начала выступать в театре в возрасте 11 лет. Дебютировала в кино в 1908 году в фильме «Богиня моря». С 1912 года – продюсер, режиссер и актриса студии «Челио». Играла фатальных и роковых красавиц в мелодрамах и комедиях. Драматическое дарование Б. раскрылось в фильме «История Пьеро» (1913). Огромным успехом также пользовался фильм «Ассунта Спина» (1915). Игра актрисы отличалась естественностью, искренностью и была наполнена настоящей реалистичностью. Б. выступала в амплуа жещины-вамп в костюмных и развлекательных фильмах, став звездой мирового масштаба. Среди лучших ее работ – главные роли в фильмах «Дама с камелиями» (1915), «Лукреция Борджиа» (1912), «Тоска» (1915), «Федора» (1916), «Фру-Фру» (1918), «Конец Монте-Карло» (1921) и др. В общей сложности снялась в 110 фильмах немого периода. В 1918 году создала собственную киностудию «Бертини-фильм», выступая в качестве продюсера, режиссера и актрисы («Змея», 1919, «Нагая женщина», «Семь смертных грехов», все – 1918). В 1920-х годах временно покинула экран, посвятив себя семье. В 1927 году вернулась в кино и изредка снималась вплоть до 1976 года, когда исполнила роль сестры Десолаты в эпическом фильме Бернардо Бертолуччи «Двадцатый век».Ушла из жизни в возрасте 93 лет.
Блом, Август (1869-1947) – датский режиссер, крупнейший деятель классического периода в истории кино своей страны (1910-16). Начинал карьеру, как певец на сцене Королевского оперного театра в Копенгагене. Затем стал писать киноценарии и исполнять небольшие роли. С 1909 года Б. работал на основанной им копенгагенской киностудии «Нордиск», а с 1915 года стал ее художественным руководителем. Неоднократно обращался к произведениям датских и зарубежных писателей: «Робинзон Крузо» (1910), «Доктор Джекил и мистер Хайд» (1910), «Гамлет» (1910), др. Основной специальностью Б. стали «эротические мелодрамы», пользовавшиеся огромной популярностью во всем мире: «Торговля белыми рабынями» (1911), «У ворот тюрьмы» (1911), «Балерина» (1911), «Продавщица» (1911), «Дочь губернатора» (1912), «Черный канцлер» (1912), др. Их постоянными мотивами были живописная бедность, романтичность падших женщин, неодолимое очарование греха. Скандальную славу принесли датскому кино и долгие чувственные поцелуи, шокировавшие и в то же время привлекавшие публику во всем мире. Эти картины выделялись на фоне зарубежной продукции того времени, отличаясь высоким мастерством операторской работы, декорациями, светотеневыми эффектами, выразительными ракурсами, композицией кадра. Наиболее значительные работы Блома – «Атлантис» (1913) и «Конец света» (1916). В годы Первой мировой войны Б. снимал фильмы с антимилитаристскими мотивами: «За Родину» (1915), «За честь своей страны» (1916).
Блэктон, Джеймс Стюарт (1875-1941) – американский режиссер и продюсер. Родился в Англии. С 1885 года жил в США. Начинал как карикатурист
в газете «Ивнинг уорлд». В 1897 году снял свой первый фильм «Вор на крыше». В 1899 году основал фирму «Вайтаграф». В течение долгого времени был в ней единственным режиссером, благодаря чему стал ее художественным руководителем. Снимал короткометражные фильмы самых различных жанров: детективные («Рафлз, взломщик-любитель», 1905), экранизации литературных произведений («Ромео и Джульетта», «Макбет», «Ричард III», 1908), пышные исторические драмы («Наполеон», 1909, «Жизнь Моисея», 1910) и др. Был одним из пионеров графической мультипликации («Комические выражения смешного лица», 1906, «Магическая самопишущая ручка», 1907). Наибольшим успехом пользовались реалистические фильмы «Сцены из повседневной жизни» (1908-1912), поставленные Блэктоном. Они вызвали огромное количество подражаний, особенно в Европе (Л.Фейад). В годы Первой мировой войны Б. выпускал милитаристские, националистические картины («Боевой клич мира», 1915, др.). К концу периода немого кино отошел от режиссуры, занимался административной и редакторской деятельностью в кино.
Бэлкон, Майкл (1896-1977) – английский кинопродюсер, одна из самых важных фигур в британском кинематографе на раннем этапе его существования. Свою карьеру начал в 1920 году, как распространитель кинопродукции. Спустя два года занялся продюсированием фильмов. В числе его первых картин были немые ленты режиссера Грэма Катса «Женщина женщине» и «Бледная тень» (обе - 1923), сценарии к которым написал тогда еще никому неизвестный Альфред Хичкок. Именно Бэлкон способствовал началу режиссерской карьеры Хичкока и стал продюсером его ранних картин «Сад наслаждений» (1925), «Жилец» (1927), «Человек, который слишком много знал» (1934), «39 ступеней» (1935), «Саботаж» (1936), «Секретный агент» (1936). В годы Второй мировой войны выпускал патриотические фильмы. В 1948 году получил в награду дворянское звание. В послевоенные годы возглавляемая им студия «Илинг» получила широкую известность благодаря комедиям. Наибольшим успехом пользовались фильмы «Виски в изобилии» (1949), «Человек в белом костюме» (1951), «Убийцы леди» (1955) «Паспорт в Пимлико» (1949), «Банда из Лавендер Хилл» (1951) и «Женевьева» (1953). Однако продукция студии «Илинг» не исчерпывалась картинами комедийного жанра. В 1960-х годах Б. занимал пост председателя компании «Бритиш Лайон», а после отставки до 1972 года возглавлял Фонд Британского института экспериментальной кинематографии.
Валентино, Рудольф (1895-1926) наст. имя Родольфо Пьетро Филиберто Рафаэлло Гульельми – американский киноактер итальянского происхождения, секс-символ эпохи немого кино. Завоевал известность в определенных кругах благодаря блистательному исполнению аргентинского танго. В качестве танцовщика он был принят в гастрольную театральную труппу. Начиная с 1917 года, без особого успеха играл эпизодические роли в приключенческих фильмах. В 1919 году привлек к себе внимание скандальной женитьбой на кинозвезде Джин Эккер. Так и не начав жить вместе, они развелись в 1922 году. «Звездный брак» и умение танцевать позволили ему получить главную роль в фильме Рекса Ингрема «Четыре всадника Апокалипсиса» (1921), который стал главным хитом года, а Валентино превратился в суперзвезду. Вышедший вскоре «Шейх» (1921) еще более усилил ажиотаж вокруг актера. Созданные В. экранные образы нельзя назвать глубокими, но они были пластичны, выразительны и провокационно-чувственны. В первых успешных фильмах главным его «орудием» был танец, но в более поздних картинах он использовал имидж героя-любовника, который был в высшей степени востребован публикой.
Ван Дайк, Вудбридж Стронг (1889-1943) – американский кинорежиссер. Начинал как рядовой золотодобытчик, работал на строительстве железных дорог, пытался заниматься торговлей. В 1915 году пришел в кино, получив должность ассистента режиссера. С 1917 года снимает самостоятельно, раз за разом укрепляя репутацию за скорость и эффективность съемок. В 1928 году был назначен сорежиссером фильма «Белые тени южных морей», так как Роберт Флаэрти никак не мог уложиться в график съемки. В 1926 году Ирвинг Талберг приглашает его в MGM. За время эпохи немого кино ван Дайк познал все тонкости мастерства и с приходом звука стал одним из самых надежных режиссеров студии, войдя в список постановщиков класса «А», которым поручают фильмы с огромными бюджетами и крупными звездами. Но и в таком качестве он всегда работал быстро и в срок. К числу его самых известных лент относятся «Тарзан, повелитель обезьян» (1932), «Тонкий человек» (1934), «Манхэттенская мелодрама» (1934), «Сан-Франциско» (1936), «Мария-Антуанетта» (1938). Измученный болезнями, покончил жизнь самоубийством.
Видор, Кинг Уоллис (1894-1982) – американский кинорежиссер и сценарист.
Родился в семье преуспевающего владельца фабрики пиломатериалов в Техасе. После окончания школы сбежал из дома. Работал билетером в кинотеатре, а затем освоил все кинематографические профессии – от проявщика пленки, киномеханика, оператора и актера до монтажера. В 1915 году приехал в Голливуд, где поначалу занимался кинохроникой. В 1918 году снял свой первый фильм «Поворот дороги». За ним последовали картины, внесшие значительный вклад в реалистическое направление в американском киноискусстве. «Большой парад» (1925), снятый на деньги независимой компании, принес ему репутацию выдающегося постановщика батального фильма, сумевшего передать эпический размах военных действий, так и агонию личности, чей наивный оптимизм не выдерживает реалий бессмысленной войны. Успех картины объяснялся также и оригинальностью режиссуры — смелостью многоплановых композиций кадра, ритмического монтажа и использованием кинометафор. Одним из первых В. включился в производство звуковых картин. Причем в первой же его звуковой ленте «Аллилуйя» (1930) впервые в истории Голливуда снимались чернокожие актеры. Фильмы В., как правило, были посвящены социально значимым проблемам – осуждению войны, безработице в США, судьбам науки в капиталистическом обществе. В 1956 году совместно с итальянскими кинематографистами он снял фильм «Война и мир» (1956) по роману Л.Толстого. После провала картины «Соломон и царица Савская» (1959) В. перешел на преподавательскую работу на кинофакультет Калифорнийского университета. На оскаровской церемонии 1979 года он был награжден почетной премией за «беспрецедентные кинематографические достижения творца и новатора».
Гад, Петер Урбан (1879-1947) – датский кинорежиссер, племянник художника Поля Гогена, женатого на датчанке. Учился в художественной школе в Париже, но затем оставил занятия живописью и начал работать в театре у себя на родине. Писал пьесы. Открыл Асту Нильсен, одну из первых суперзвезд в истории мирового кино. Дебютный фильм Г. «Бездна» (1910) положил начало жанру «датской эротической мелодрамы». Сразу же после премьеры «Бездны» Г. и Нильсен, ставшие мужем и женой, получили приглашение работать в Германии. Сняв в Дании еще три фильма, они уехали и до развода (1916) продолжали работать вместе. Всего Г. поставил около 30 фильмов с ее участием. Благодаря выразительной исполнительской манере Нильсен, ее богатому пластическому языку картины Г., главным образом мелодрамы, пользовались огромной популярностью. В 1920-х годах Г. находился под сильным влиянием немецкого экспрессионизма. Иллюстрацией тому – фильмы «Кристиан Ваншаффе - Остров исчезающих» и «Кристиан Ваншаффе - Вознесение Ганнеле» (оба – 1921). В 1922 году он вернулся в Копенгаген, где снял свои последние ленты, в частности «Колесо счастья» (1927) с участием Карла Шенстрема и Xаральда Мадсена, широко известных, как Пат и Паташон. Г. является также одним из первых теоретиков кино. В 1919 году он издал книгу «Кино – его цели и средства», которая в 1924 году была переведена на русский язык.