Па-де-де.па-де труа, гран-па, адажио
Лирический образ
64. Лист, Ференц (1811-86) , венгерский композитор, пианист, дирижер. Создатель нового направления в пианизме. Придал фортепиано оркестровую мощь и красочность звучания, обогатил фортепианный репертуар (фантазии на оперные темы, обработки и транскрипции для фортепиано, симфонические и др. Произведения.).
65. Литургия (с греческого –«общественное, всенародное дело, обязанность») - важнейшее богослужение Православной Церкви (ещё одно название – обедня). Чин литургии содержит молитвословия, предназначенные для чтения и пения. К созданию песнопений литургии обращались П. Чесноков, П. Чайковский, С. Рахманинов, Д.Бортнянский, М. Березовский, В. Титов.
66. Марш Французское marche означает в переводе - ходьба. В музыке так называются пьесы, написанные в четком, энергичном ритме, под который удобно идти в строю. Хотя марши отличаются друг от друга мелодией, характером и содержанием, объединяет их одно: марш пишется всегда в четном размере - на две или четыре четверти, чтобы идущие не сбивались с ноги. Правда, бывают редкие исключения из этого правила. Песня А. В. Александрова «Священная война», написанная на стихи В. И. Лебедева-Кумача в самом начале Великой Отечественной войны, - трехдольная. Но это - самый настоящий марш - мужественный, суровый и грозный. Под его звуки уходили на фронт солдаты.
67. Мелодия Греческое слово «melodia» означает пение песни и происходит от двух корней - melos (песнь) и ode (пение). В музыкальной науке мелодию определяют как одноголосно выраженную музыкальную мысль. Это выразительный напев, который может передать различные образы, чувства, настроения. Есть музыкальные произведения, в частности народные песни, которые состоят из одной только мелодии.
68. Месса (позднелат . missa, итал. messa, нем. Messe), главное богослужение католической церкви. Текст мессы обычно поется, в некоторых случаях читается. с 14 в. - хоровое полифоническое многоголосие а капелла. В 18-19 вв. музыка мессы состоит из сольных вокальных, хоровых и оркестровых номеров ("Высокая месса" И. С. Баха, "Торжественная месса" Л. ван Бетховена, мессы В. А. Моцарта, Ф. Шуберта).
69. Многоголосие имеет два основных вида. Если ведущее значение имеет только один голос, в котором звучит мелодия, а остальные ему аккомпанируют мы говорим о гомофонии (греческое слово homos - означает равный, phone - звук) или гомофонно-гармоническом стиле. В таком стиле написано большинство произведений XIX века и современной музыки.
Другой вид многоголосия получил широчайшее распространение еще в XVI - XVII веках и достиг наивысшего расцвета в творчестве Иоганна Себастьяна Баха. Это полифония (греческое poly - много, phone - голос, звук). В полифонических произведениях все голоса ведут свои самостоятельные и равно важные, одинаково выразительные мелодии.
70. Музыка (от греч . musike, букв. - искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки - лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения. Принято разделение музыки на светскую и духовную. По исполнительским средствам музыка подразделяется на вокальную (пение), инструментальную (см. Музыкальные инструменты) и вокально-инструментальную. Музыка часто сочетается с хореографией, театральным искусством, кино. Различают музыку одноголосную (монодия) и многоголосную (гомофония, полифония). Музыка подразделяется: на роды и виды - театральная (опера, и т. п.), симфоническая, камерная и др.; на жанры - песня, хорал, танец, марш, симфония, сюита, соната и др.
71. Мюзикл (англ . Musical), музыкально-сценическое произведение, в котором используются различные средства эстрадной и бытовой музыки, драматического, хореографического и оперного искусств. Жанр сформировался в США в 1920-30-х гг., расцвет наступил в 1940-60-х гг. (К. Портер, ф. Лоу, л. Бернстайн и др.).
72. Набат (от араб . наубат - барабанный бой), колокольный звон особого строя, означающий тревогу.
73. Наигрыш народная инструментальная мелодия, большей частью танцевальная.
74. Напев вокальная мелодия; иногда и инструментальная мелодия, исполняемая певцом.
75. Ноктюрн (франц. Nocturne, буквально - ночной). - музыкальная пьеса певучего характера, как бы навеянная ночной тишиной, ночными образами.
76. Опера (итал . Opera, букв. - сочинение), музыкально-театральное произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки.
77. Оперетта (итал . operetta, букв. - маленькая опера), музыкально-театральный жанр, представление преимущественно комедийного характера, в котором вокальные и инструментальные музыкальные номера, а также танцы перемежаются диалогами. Оперетта сложилась в Париже к сер. 19 в. Среди мастеров оперетты: композиторы Ж. Оффенбах, И. Штраус-сын, Ф. Легар, И. Кальман; И. О. Дунаевский, Д. Д. Шостакович.
78. Орган самый большой из всех музыкальных инструментов - орган. Играют на нем, как на фортепиано, нажимая на клавиши. Но в отличие от фортепиано орган не струнный, а духовой инструмент и родственником он оказывается не клавишным инструментам, а маленькой флейте.
79. Оркестр (от орхестра) , коллектив музыкантов (12 человек и более), играющих на различных инструментах и совместно исполняющих музыкальные произведения. Термин "оркестр" в 17-18 вв. Заменил распространенный в странах Европы термин "капелла". По составу различаются оркестр струнный, народных инструментов, духовой, симфонический и др.; по жанровому признаку - эстрадный, джазовый, военный. Камерный оркестр отличается небольшим числом исполнителей.
80. Паганини, Николо (1782-1840) , итальянский скрипач и композитор. Один из основоположников музыкального романтизма, заложил основы современной скрипичной техники. Первый из скрипачей, игравший в концертах наизусть.
Па-де-де.па-де труа, гран-па, адажио
Ø Па-де-де (франц . pas de deux), одна из основных музыкально-танцевальных форм в балете. Состоит из выхода двух танцовщиков (антре), адажио, вариаций сольного мужского и женского танцев и совместной коды.
Ø Па-де-труа (франц . pas de trois), музыкально-танцевальная форма в балете. Повторяет построение па-де-де с вариацией третьего танцовщика.
Ø Гран-па – большой танец
Ø В балете словом Адажио называют лирический дуэт главных героев. Музыка балетных Адажио обычно отличается широкой, распевной мелодией, романтичностью характера.
82. Партесное пение. (от позднелат . partes - голоса), стиль русской и украинской многоголосной хоровой музыки 17-18 вв. Количество голосов от 3 до 12 (иногда до 24, 48).
83. Партитура (итал . partitura, букв. - разделение, распределение), нотная запись многоголосного музыкального произведения, в которой одна над другой даны в определенном порядке партии всех голосов. В партитуре для симфонического оркестра следуют партии инструментов (сверху вниз): деревянные духовые, медные духовые, ударные и струнные смычковые.
84. Пастораль (франц . pastorale, от лат. pastoralis - пастушеский) Вокальное или инструментальное произведение, рисующее картины природы или сцены сельского быта.
85. Певец-сказитель непрофессиональный певец из крестьян, исполнитель былин, исторических песен, баллад.
86. Песня наиболее простая и распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический образ с музыкальным. Музыкальная форма, как и ее поэтическая форма, обычно куплетная или строфическая.
87. Переложение, или Аранжировка (от франц . arranger, букв. - приводить в порядок),.. переложение музыкального произведения для исполнения на другом инструменте или другим голосом, другим составом инструментов или голосов...
88. Полистилистика намеренное соединение в одном музыкальном произведении различных стилистических явлений.
89. Полифония (от «поли» – «много» и греч. «фоно» - звук, голос), вид многоголосия, основан на одновременном сочетании 2 и более самостоятельных мелодий (в противоположность гомофонии).
90. Попурри. Этот музыкальный термин заимствован из... кулинарии. В самом деле: французы с давних времен пользуются репутацией лучших поваров в мире. И вот по-французски «pot-pourri» - сборное блюдо. По-другому - смесь. Что же это за «сборное блюдо» в музыке? Попурри - пьеса, довольно большая по размерам, чаще всего - оркестровая или фортепианная, составленная из заимствованных мелодий. Существуют попурри на темы известных опер и оперетт, на темы популярных песен.
91. Прелюдия (ср .-век. лат. praeludium, от лат. praeludo - играю предварительно), вступление к какому-либо музыкальному сочинению или небольшая самостоятельная пьеса, главным образом для клавесина, фортепьяно, органа. Создаются циклы прелюдий и фуг, а также одних прелюдий.
92. Припев(рефрен) - часть песни, исполняемая с одним и тем же текстом в конце каждого куплета.
93. Рапсодия Греческое слово «rhapsodia» означает народная эпическая песнь. В XIX веке название рапсодия пришло в профессиональную европейскую музыку и стало обозначать крупное одночастное произведение, как правило, - для рояля или оркестра, в котором звучат мелодии песен или танцев разных народов.
94. Регтайм (англ . Ragtime,букв. Разорванное время), стиль фортепианной игры (и связанный с ним жанр танцевальной пьесы), распространившийся в США в нач. 20 в. Основан на сочетании остросинкопированной, полуимпровизационной темы и ритмически четкого аккомпанемента. Оказал влияние на стиль раннего джаза и танцевальной культуры 1910-20-х гг. (от регтайма происходят тустеп, уанстеп, фокстрот и др.).
95. Реквием -заупокойная месса. По-латыни requiem aeternam - вечный покой. Эти слова - начало католической заупокойной молитвы. Когда-то композиторы писали на этот латинский канонический, то есть узаконенный, никогда не изменяющийся текст церковные песнопения для солистов, хора и органа или оркестра. Исполнялись эти песнопения в храмах, во время заупокойной службы. На традиционный латинский текст реквиема писали музыку многие композиторы (В. А. Моцарт, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Дж. Верди)
Часто реквиемом называются отдельные небольшие вокально-симфонические или оркестровые произведения или эпизоды внутри крупных произведений - оперы или симфонии, - когда они посвящены памяти погибших героев и носят скорбно-возвышенный, сосредоточенный характер.
96. Рефрен (по-французски refrain - припев). Так принято называть раздел музыкального произведения, который совершенно без всяких изменений повторяется не меньше трех раз. Синоним рефрена - припев в песне.
97. Речитатив. (итал . recitativo, от recitare - декламировать), род вокальной музыки, приближающийся к естественной речи при сохранении фиксированного музыкального строя и регулярной ритмики. Применяется в опере, оратории, кантате. В 17-18 вв. возникли "сухой речитатив" (в сопровождении аккордов клавесина) и "аккомпанированный речитатив" (с развитым оркестровым сопровождением). Речитативные интонации встречаются и в песнях, инструментальной музыке.
98. Ритм - временная организация музыкальных звуков и их сочетаний.
99. Рок-опера музыкально-драматическое произведение, стилистической основой которого является рок-музыка. Возникла в кон. 1960-х гг. в США как разновидность мюзикла. Среди рок-опер выделяются "Иисус Христос - суперзвезда" Л. Э. Уэббера, "Стена" группы "Пинк Флойд", в России рок-оперы А. Б. Журбина, А. Л. Рыбникова, А. Б. Градского и др.
100. Романс – так называют сольную песню с инструментальным сопровождением. Слово это испанское и первоначально оно обозначало песню, исполняемую по-романски, то есть по-испански. В старину романс пели под аккомпанемент гитары, лютни, клавесина, фортепиано.
101. Рондо (итал . rondo, франц. rondeau, от rond - круг), музыкальная форма, основанная на чередовании неизменной темы - рефрена и различных эпизодов.
102. Секвенция (от средневекового лат. Sequentia- последовательность), проведение мелодического оборота или многоголосного музыкального построения на определенный интервал выше или ниже первоначального или (в последующих звеньях) предыдущего.
103. Серенада. (франц . serеnade, от итал. serenata, от sera - вечер), песня под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, обращенная к возлюбленной. Была распространена в быту южнороманских народов. Позднее стала жанром камерной вокальной музыки. Серенадой называют также многочастное инструментальное музыкальное произведение, родственное ноктюрну.
104. Симфонический оркестр Большой коллектив музыкантов, исполняющих симфонические музыкальные произведения. Симфонический оркестр включает 3 группы инструментов: духовые, ударные, струнные смычковые.
105. Симфония (от греч . symphonia - созвучие), музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное в сонатной циклической форме; высшая форма инструментальной музыки. Обычно состоит из 4 частей. Классический тип симфонии сложился в кон. 18 - нач. 19 вв. (Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен).
Ø Первая часть симфонии - быстрая, активная, иногда предваряемая медленным вступлением. Она пишется в сонатной форме (вы прочтете о ней в рассказе о сонате).
Ø Вторая часть - медленная - обычно задумчивая, элегическая или пасторальная, то есть посвященная мирным картинам природы, спокойному отдохновению или мечтам. Бывают вторые части и скорбные, сосредоточенные, глубокие.
Ø Третья часть симфонии - менуэт, а позднее, у Бетховена, и скерцо. Это - игра, веселье, живые картинки народного быта, увлекательный хоровод...
Ø Финал - это итог всего цикла, вывод из всего, что было показано, продумано, прочувствовано в предшествующих частях. Часто финал отличается жизнеутверждением, торжественным, победным или праздничным характером.
106. СолистСольной называются партии в произведениях для какого-то инструмента (или голоса) с оркестром - в фортепианном или скрипичном концерте есть, соответственно, сольная фортепианная или скрипичная партии. Их исполнители называются солистами.
107. СолоИтальянское слово «solo» означает один, единственный. В музыке издавна принято обозначать так произведение для одного голоса или инструмента, иногда с аккомпанементом, иногда без него.
108. Соната (итал . Sonata, от sonare - звучать), музыкальный жанр, произведение для одного или нескольких инструментов, написанное в форме сонатного цикла. Если сравнивать сонату с литературным жанром, то больше всего подойдет сравнение с романом или повестью. Подобно им, соната делится на несколько «глав» - частей. Обычно их три или четыре. Подобно роману или повести соната населена различными «героями»: музыкальными темами. Темы эти не просто следуют одна за другой, а взаимодействуют, влияют друг на друга, а иногда и вступают в конфликт.
Ø Наибольшей напряженностью и остротой отличается первая часть сонаты. Поэтому в ней и сложилась своя, особая форма, которая называется сонатной.
Развитие музыки, построенной в сонатной форме, можно сравнить с действием в драматической пьесе. Вначале композитор знакомит нас с основными действующими лицами - музыкальными темами. Это как бы завязка драмы. Затем действие развивается, обостряется, достигает вершины, после чего наступает развязка. Таким образом, сонатная форма состоит из трех разделов:
o завязки или экспозиции, в которой основные темы появляются (экспонируются) в разных тональностях,
o собственно действия - разработки
o и итога - репризы.
Разработка - средний раздел сонатной формы - раздел наиболее конфликтный, наименее устойчивый. Темы, прозвучавшие впервые в экспозиции, показываются здесь с новых, неожиданных сторон. Они расчленяются на короткие мотивы, сталкиваются, переплетаются, видоизменяются, борются одна с другой. В конце разработки состояние неустойчивости, борьбы, достигает высшей точки - кульминации - и требует разрядки, успокоения. Их приносит реприза. В репризе и происходит повторение того, что было в экспозиции, но с изменениями, вызванными событиями разработки. Все музыкальные темы сонаты в репризе появляются в одной, основной тональности. Иногда завершает первую часть сонаты кода. В ней проходят отрывки наиболее важных тем части, еще раз утверждается основная, «победившая» тональность.
Ø Вторая часть, в отличие от первой, сочинена, как правило, в медленном движении. Музыка передает неторопливое течение мысли, воспевает красоту чувств, рисует возвышенный пейзаж.
Ø Финал сонаты выдержан обычно в быстром, подчас даже стремительном движении. Это - итог, выводы из предшествующих частей: он может быть и оптимистическим, жизнеутверждающим, но иногда бывает и драматическим и даже трагедийным.
109. Сонатная форма , наиболее развитая нециклическая форма инструментальной музыки. В основе сонатной формы - контрастное сопоставление различных тем (экспозиция), их мотивное и тональное развитие (разработка), повторение основных тем чаще в главной тональности (реприза). К основным разделам сонатной формы могут присоединяться вступление и кода. Сонатная форма может применяться в любой части циклической формы (в сонате чаще в 1-й), а также в одночастных произведениях.
110. Сопрано – высокий женский голос. Высокий, светлый и серебристый, словно колокольчик, голос. Различают колоратурное сопрано, лирическое и драматическое сопрано; лирико-колоратурное или лирико-драматическое сопрано. Чуть ниже его по тембру – меццо-сопрано.
111. Спиричуэл (от англ . Spiritual - духовный), американские духовные песнопения. Возникли на юге США на основе африканских и англо-кельтских художественных традиций. Жанр спиричуэла получил широкую известность в 70-80-е гг. 19 в. Передает настроения трагического одиночества, отличается глубиной и поэтичностью.
112. Стиль , общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идейно-художественного содержания. Можно говорить о стиле отдельных произведений или жанра (напр., о стиле русского романа сер. 19 в.), об индивидуальном стиле (творческой манере) отдельного автора, а также о стиле целых эпох или крупных художественных направлений, поскольку единство общественно-исторического содержания определяет в них общность художественно-образных принципов, средств, приемов (таковы, напр., в пластическом и др. искусствах романский стиль, готика, Возрождение, барокко, рококо, классицизм).
113. Сцена (лат . scaena, от греч. skene),
1) площадка, на которой происходит представление (театральное, эстрадное, концертное и др.).
2) В пьесе, спектакле часть действия, акта. (Сцена из балета, Сцена из оперы…)
114. С юита. Первые в истории музыки многочастные инструментальные произведения возникли из танцев. Первоначально под такую музыку лишь танцевали, потом стали ее слушать. Оказалось, что и это может доставить большое удовольствие - не меньшее, чем танцы. Много веков тому назад появились произведения, состоящие из нескольких частей-танцев, но предназначенные для слушания. Эти произведения стали называть сюитами - от французского слова suite - последовательность. В более позднее время, начиная с первой половины XIX века, большое распространение получили сюиты другого типа - такие, как, например, «Карнавал» Р. Шумана - цикл разнохарактерных фортепианных миниатюр. Часто составляются сюиты из музыки к театральным спектаклям, кинофильмам, из балетных или оперных отрывков. Такова, например, сюита «Пер Гюнт» Э. Грига.
115. Т анцы:полонез,мазурка, вальс, полька.
· Самый древний танец - полонез. В старину он назывался «великим», или «пешим» танцем. Нынешнее его название французское, в переводе означает «польский». Сначала его танцевали только мужчины. Полонезом парадным шествием, в котором все гости должны были принять участие, открывались придворные балы. Под горделивое, величественное звучание музыки своеобразного торжественного марша, но в трехдольном размере, длинной вереницей выступали танцующие, изящно приседая в конце каждого такта музыки.
· Излюбленный польский танец - мазурка, точнее - мазур (от названия одной из областей Польши - Мазовии). Народная мазурка - с веселой, задорной, резко акцентированной мелодией в трехдольном размере - это парный танец, в котором нет заранее придуманных фигур. Ее импровизируют партнеры. В шляхетской, дворянской мазурке больше блеска, ее па как бы символизируют военную удаль. В XIX веке мазурка стала одним из самых популярных бальных танцев.
· Вальс. Вот уже свыше двух веков живет и пользуется неизменной любовью этот увлекательный, вечно юный танец. В Германии, Австрии, Чехии, крестьяне на праздничных вечеринках весело кружились парами (отсюда происхождение названия танца - немецкое walzen - прокатывать). Постепенно движение становилось все более плавным, кругообразным, из него уходили типичные для народного танца подпрыгивания и притопывания. Рождался вальс. На рубеже XVIII и XIX века вальс быстро распространился по многим странам.
· Народный танец полька по созвучию многим тоже кажется польским. Однако он принадлежит другому славянскому народу - чехам. Название его происходит от слова pulka - половина, так как танцевали его мелкими шажками. Это живой непринужденный танец в двудольном размере, который танцуют парами по кругу.
116. Тема. Тема в музыке - это как бы герой музыкального произведения, его действующее лицо. С точки зрения музыкальной «технологии» это построение, способное явиться основанием для разработки. Поэтому композиторы стремятся сочинять темы, яркие по характеру, выразительные, запоминающиеся. Иногда понятие темы совпадает с понятием лейтмотива. Именно в этом смысле говорится обычно: «Тема любви...», «Тема борьбы за счастье», «Тема Черномора» и т.д.
117. Тембр (франц. Timbre) - "окраска" или "характер" звука, качество, по которому различаются звуки одной и той же высоты и благодаря которому звучание одного инструмента или голоса отличается от другого.
118. Тенор (итал . tenore, от лат. tenor - равномерное движение, напряжение голоса, от teneo - держу, направляю)- высокий мужской певческий голос. Различают лирический, драматический, лирико-драматический...
119. Токката.Слово «токката» произошло от итальянского toccare, что значит трогать, касаться. Так называются инструментальные пьесы быстрого равномерно-четкого движения.
120. Транскрипция, в музыке - переложение произведения для другого инструмента или свободная, часто виртуозная переработка его для того же инструмента.
121. Трио (итал . Trio, от tre - три), ансамбль из трех исполнителей (инструменталистов или вокалистов.)
122. Тропарь (позднегреч . troparion), молитвенные стихи и песнопения православной церкви в честь какого-либо праздника или святого.
123. Тутти. Итальянское слово tutti означает «все». Его пишут в партитуре оркестровых произведений тогда, когда после прозрачного звучания отдельных групп оркестра, отдельных, может быть, солирующих инструментов, вступает весь оркестр полностью, создавая впечатление торжественности и мощи.
124. Увертюра слово ouverture в переводе с французского означает - начало, открытие. Это вступительная музыка к опере, балету, драматическому спектаклю, кинофильму; в этой музыке очень кратко передано содержание. (В XIX веке увертюрой стали называть и одночастные произведения для симфонического оркестра. Но отличительным признаком увертюры осталось программное название, ее, хотя бы косвенная, связь с каким-то конкретным сюжетом.)
125. Унисон итальянское слово «unisono» означает однозвучный и произошло от латинских unis - один и sonus - звук. Так называют слитное звучание двух или нескольких звуков, совпадающих по высоте. Например, когда хором поют одноголосную песню, её поют в унисон.
126. Финал (итал . finale, от лат. finis - конец - с
127. Фольклор термин пришел к нам из староанглийского языка folk - народ; - учение. Вместе эти слова - folklore - переводятся как «народная мудрость». Именно так, уважительно и даже возвышенно, принято во всем мире называть устное народное творчество музыкальное и литературное. Музыкальный фольклор - это народные песни и танцы, былины и инструментальные наигрыши. В отличие от профессиональной музыки, фольклор не знает авторства. Произведение живет в устной традиции, передается от одного исполнителя к другому, подчас видоизменяется. Но фольклор - это не только народная мудрость. Это еще и проявление души народа. Нельзя спутать русскую песню с грузинской, с негритянскими спиричуэлс или с блюзами, как нельзя неаполитанский напев спутать с шотландским наигрышем. Потому что каждая из них - порождение всей жизни народа, его истории, его быта.
128. Формы музыки: трёхчастная, двухчастная, куплетная, вариации.
Ø Трехчастная строится по схеме, которую принято изображать буквами так: АВА. Это означает, что начальный эпизод в конце, после контрастного ему среднего эпизода, повторяется.
Ø Двухчастная форма распространена меньше, так как имеет оттенок незавершенности, сопоставления, словно бы «без вывода», без итога. Схема ее: АВ.
Ø Латинское слово variatio означает изменение. В музыке вариациями называется такое произведение, в котором основная мелодия повторяется много раз, но в ином характере. Иногда меняется только ее сопровождение, но чаще - и она сама, ее ритм, темп, отдельные обороты.
Ø Куплетная форма основана обычно на двух различных тематических материалах: запев, или куплет (при повторении которых меняется текст), и неизменный припев. Большинство песен написаны в куплетной форме.
129. Фуга (итал . Fuga, букв. - бег), музыкальное произведение имитационно-полифонического склада, основанное на многократном проведении одной или нескольких тем во всех голосах; наиболее сложная форма полифонической музыки.
130. Хор Словом «хор», которое произошло от греческого choros и латинского chorus, что значит толпа, собрание, называют коллективы людей, исполняющих вокальную музыку и произведения, сочиненные для этого коллектива. Хор отличается от ансамбля значительно большим числом исполнителей. Все участники хора разделены на несколько групп, чаще всего - на четыре. В детском хоре голоса делятся на высокие и низкие; высокие голоса - сопрано, низкие - альты. Взрослые хоры могут быть разными по составу: мужскими, женскими и смешанными. В смешанном хоре присутствуют все основные голоса: сопрано (высокие женские), альты (низкие женские), тенора (высокие мужские) и басы (низкие мужские).
131. Хорал (ср .-век. Лат. Cantus choralis - хоровое песнопение), религиозные песнопения на латинском языке (григорианский хорал в католической церкви) или на родных языках (напр., протестантский хорал в лютеранской церкви германии).
132. Хоровая сцена Хор - одно из главных «действующих лиц» многих опер. Без него не обходится ни одна массовая сцена.
133. Шнитке, Альфред Гарриевич (р . 1934), российский композитор, заслуженный деятель искусств России (1987). В музыке Шнитке традиционный музыкальный язык сосуществует с многообразием современной композиционной техники. Писал статьи о музыке. С 1990 живет в Германии.
134. Шопен, Фредерик (1810-49) , польский композитор и пианист. Крупнейший представитель польского музыкального искусства. С 1831 жил в Париже. Музыке Шопена присущи лиризм, тонкость в передаче различных настроений; его произведения отличаются широтой национально-фольклорных и жанровых связей. По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы - мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией. В его фортепианном исполнении глубина и искренность чувств сочетались с изяществом, техническим совершенством. С 1927 в Варшаве проводится международный конкурс им. Шопена.
135. Штрихи: легато стаккато акценты.Штрихами называются способы извлечения музыкального звука - голосом или на инструменте. Главные штрихи - это стаккато, то есть отрывисто и легато -связно. Латинское слово accentus означает ударение. Это более сильное, ударное извлечение какого-то одного звука по сравнению с другими.
136. Элегия Вокальная или инструментальная музыкальная пьеса задумчивого, печального характера.
137. Эпилог (греч . epilogos), заключительное - обращение к зрителю с поучением, просьбой о снисхождении или с итоговым разъяснением содержания; заключительная часть произведения, в которой кратко сообщается о судьбе героев после изображенных в нем событий, а порой обсуждаются нравственные, философские аспекты изображаемого.
138. Этюд (франц. Etude, буквально - изучение, упражнение) - инструментальная пьеса, основанная на применении определенного технического приема игры и предназначенная для усовершенствования мастерства исполнителя. Создаются и высокохудожественные виртуозные сочинения этого жанра, предназначенные для концертного исполнения (фортепьянные этюды ф. Листа, ф. Шопена, а. Н. Скрябина и др.)