Шумер и древневавилонское царство 3 страница
Атлант– в греческой мифологии титан, держащий на своих плечах небесный свод в наказание за участие в титаномахии – борьбе титанов против олимпийцев (олимпийских богов)
атлант– мужская статуя, поддерживающая перекрытие здания, портика и т.д.
кариатида (греч. karyatis) – скульптурное изображение стоящей женской фигуры, которое служит опорой балки в здании (или образно выражает эту функцию)
метопа (греч., ед. ч. metope) – прямоугольные, почти квадратные плиты, часто украшенные скульптурой, составляющие в чередовании с триглифами фриз дорического ордера
триглиф (греч. triglyphos) – в архитектуре – прямоугольная вертикальная каменная плита с продольными врезами. Чередуясь с метопами, триглифы составляют фриз дорического ордера
курос (греч. kuros) – в искусстве древнегреческой архаики – статуя юноши-атлета (обычно обнаженного)
кора(от греч. kore – девушка) – 1) у древних греков культовое имя богини Персефоны; 2) в древнегреческом искусстве – статуя прямостоящей девушки в длинных одеждах
керамика (греч. keramike – гончарное искусство, от keramos – глина) – изделия и материалы, полученные спеканием глин и их смесей с минеральными добавками, а также оксидов металлов и других неорганических соединений (карбидов, боридов, нитридов, силицидов и др.). По структуре различают грубую керамику (строительная, шамотный кирпич и др.), тонкую с однородной мелкозернистой структурой (фарфор, пьезо- и сегнетокерамика, керметы и др.), пористую с мелкозернистой структурой (фаянс, терракота, майолика и др.), высокопористую (теплоизоляционные керамические материалы)
ИСКУССТВО КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА
(V в. до н.э.)
В греческих полисах, за исключением городов, где правили тираны, искусство не использовалось в пропагандистских целях. Символом греческого города-государства был храм, а не царский дворец. Могущественные греческие боги наделялись чисто человеческими слабостями, что определило их особое место в истории религии: как и люди, они вздорны, завистливы, жадны, вспыльчивы и даже не слишком честны. Это не удивительно в контексте культуры, придававшей такое значение индивидуальной свободе.
Прямые и непосредственные контакты между человеком и богом, характерные для греческой мифологии, не встречаются ни в одной другой религии. Поэтому греческий храм в большинстве случаев не имел массивного и монументального входа: все здание окружала колоннада. В центре, образованном колоннами, стояла статуя бога, которому посвящался храм, религиозные церемонии происходили не в храме, а на площади перед ним. Скульптура украшала два фронтона и метопы фриза.
Храм Зевса в Олимпии был построен около 460 года до н.э. Усиление реалистических тенденций в его пластике указывало на возросший интерес к человеку. Это особенно заметно в статуе Аполлона на западном фронтоне. Индивидуализированные и более живые черты лица, по сравнению с лицами куросов, свидетельствуют о значительных изменениях, происшедших за это время. Метопы украшены сценами на сюжет подвигов
Геракла. В них видно все то же стремление к реалистичности. В целом для дорийской скульптуры, как и архитектуры, характерен простой и строгий стиль.
Интерес к человеку, отличавший философию 5-го столетия, выразился и в греческой скульптуре той эпохи, где несомненно внимание к формам человеческого тела. Его проработка, безусловно, основывается на наблюдениях за живыми моделями, хотя такие статуи, как "Возница" (ок. 460 г. до н.э., Дельфы), меньше всего походят на портретные. Правая рука в статуе Посейдона (или Зевса) – из Национального археологического музея в Афинах – отведена назад, как у человека, который собирается метнуть копье, что свидетельствует о внимательном и аналитичном наблюдении за натурщиком. То же самое можно сказать о статуе Дискобола (Мирон) из Римского музея Терм (ок. 450 г. до н.э., римская мраморная копия греческого бронзового оригинала). И хотя одна изображает бога, а другая спортсмена, обе они выполняют почти одинаковую функцию. Огромное влияние на дальнейшее развитие скульптуры оказала статуя Дорифора, созданная Поликлетомв подтверждение его теории о пропорциях.
Стремление объяснить и выразить живую природу математическими законами было очень характерно для революции в греческой мысли. После Поликлета и другие скульпторы писали трактаты о перспективе и ракурсах. Идеал искали в точно выверенной, почти математической соразмерности. Идеальные пропорции человеческого тела также рассчитывались строго математически. Греческие термины, означающие порядок, меру, соответствие, безупречность и орнамент, имели одну и ту же основу – космос. У греков было прекрасно развито чувство стиля. Они умели понимать художественные достоинства произведений искусства, как умели признавать и ценить различия политических деятелей. Таково было их восприятие. Эти особенности греческого искусства и мышления со всей полнотой отразились в сооружениях афинского Акрополя.
Акрополь в Афинах, укрепленная часть Древних Афин, где находились главные святыни города, знаменит своими культовыми постройками классического периода. Афинский Акрополь, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину), – место древнейшего поселения в Аттике.
В 480 году во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после изгнания врагов из Эллады. В 447 году по инициативе Перикла на Акрополе началось новое строительство; руководство всеми работами было поручено знаменитому скульптору Фидию, который, видимо, и явился автором художественной программы, легшей в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика.
Священная дорога, по которой от агоры к храму богини-покровительницы двигалась во время главного праздника
Великих панафиней процессия афинян, ведет к Пропилеям, имеющим 5 проходов и в древности фланкированным двумя конными статуями Диоскуров. В левом, выступающем их крыле, располагалась Пинакотека (собрание картин-пинак, принесенных в дар богине Афине), в правом находились хранилище рукописей и помещение для привратника и сторожей. Справа от Пропилей на пиргосе (выступе укрепленной скалы) стоит маленький, легкий и изящный храм ионического ордера, посвященный Афине-Нике, известный как храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы; 443-420, архитектор Калликрат).
После того, как участники процессии проходили Пропилеи и вступали на священную территорию, перед ними открывалась панорама центральной части комплекса. На первом плане, чуть левее дороги, возвышалась колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы), отлитая Фидием. За ней вдали был виден Эрехтейон (архитектор неизвестен), храм Афины и Посейдона, на месте спора этих богов за обладание Аттикой. Храм имеет уникальный в греческой архитектуре асимметричный план; три его портика расположены на разных уровнях: с западной стороны – портик, ведущий в храм Афины Полиады (Городской), с северной – вход в святилище Посейдона-Эрехтея, у южной стены храма – знаменитый портик кариатид; все здание опоясывал фриз с накладными белыми фигурами (не сохранился). В Эрехтейоне, самом старом святилище Афин, находился священный ксоан Афины (деревянная статуя), по преданию упавший с неба. Во дворе Эрехтейона росла священная олива, подаренная городу Афиной, бил соленый источник, который высек своим трезубцем Посейдон.
Легкостью форм, особой изысканностью декоративной отделки и усложненностью композиции небольшой по размерам Эрехтейон контрастирует со строгим и величественным, подчеркнуто монументальным Парфеноном (храм Афины-Девы; строительство храма – 447–438 гг. до н.э.; 69,5 м в длину и 30,9 м в ширину, высота колонн – 10,5 м; архитектор Иктин при участии Калликрата), представляющим собой дорический периптер. В самом храме, в наосе, стояла хрисоэлефантинная статуя Афины Парфенос (Девы) работы Фидия, в опистодоме хранились священные деньги богини и казна Афинского морского союза. Во фронтонах располагались скульптурные группы, изображавшие наиболее значимые в культе Афины события – ее рождение и спор с морским богом Посейдоном за обладание Аттикой. Рельефы метоп по периметру здания изображали сцены мифологических сражений. Архитектурные детали, скульптура и рельефы были ярко раскрашены. План и ордерное решение Парфенона также отличаются от традиционных рядом особенностей: перед наосом был зал – девичий чертог (парфенон, давший название всему храму), по стене наоса шел ионический фриз с изображением Панафинейского шествия.
Открытую площадь Акрополя занимали многочисленные алтари и дары богам – статуи, стелы. Акрополь возвышается над всеми Афинами, его силуэт формирует силуэт города. Поднимающийся над холмом Парфенон в древности можно было видеть из любого конца Аттики и даже с островов Саламин и Эгина; подплывающим к берегу мореплавателям уже издали был виден блеск копья и шлема Афины-Воительницы. В древности святилище было известно не только как знаменитый культовый центр, но и как памятник великого искусства, подтверждающий славу Афин как "школы Эллады" и самого прекрасного города. Продуманная композиция всего ансамбля, прекрасно найденные общие пропорции, гибкое сочетание различных ордеров, тончайшая лепка архитектурных деталей и необычайно точный их рисунок, тесная взаимосвязь архитектуры и скульптурного убранства – делают сооружения Акрополя высшим достижением древнегреческой архитектуры и одним из самых выдающихся памятников мирового искусства.
В V веке Парфенон стал церковью Богоматери, статуя Афины Парфенос была перевезена в Константинополь. После завоевания Греции турками (XV в.) храм превратили в мечеть, к которой пристроили минареты, затем – в арсенал; Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, храм Ники Аптерос был разобран, из его блоков сложена стена бастиона. В 1687 году после попадания ядра с венецианского корабля взрыв уничтожил почти всю центральную часть храма Афины-Девы, при неудачной попытке венецианцев снять скульптуры Парфенона несколько статуй были разбиты. В начале XIX века англичанин лорд Элгин выломал ряд метоп, десятки метров фриза и почти все сохранившиеся скульптуры фронтонов Парфенона, кариатиду – из портика Эрехтейона. После провозглашения независимости Греции в ходе реставрационных работ (в основном в конце XIX в.), по возможности, был восстановлен древний облик Акрополя: ликвидирована вся поздняя застройка на его территории, заново выложен храм Ники Аптерос и т.п. Рельефы и скульптуры храмов Акрополя находятся в Британском музее (Лондон), в Лувре (Париж) и Музее Акрополя. Остававшиеся под открытым небом скульптуры заменены в настоящее время копиями.
ИЛЛЮСТРАЦИИ
1. Статуя Алоллона (Храм Зевса в Олимпии).
2. "Возница", (ок. 460 г. до н.э., Дельфы).
3. Статуя Дискобола из Римского музея Терм.
4. Статуя Дорифора, созданная Поликлетом.
5. Афинский Акрополь.
6. Пропилеи.
7. Храм Ники Аптерос.
8. Бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы).
9. Эрехтейон.
10. Парфенон.
11. Статуя Афины Парфенос (Девы) Фидия.
ТЕРМИНЫ
агора – у древних греков народное собрание, а также площадь, где оно происходило (по сторонам площади находились храмы, государственные учреждения, портики с торговыми лавками)
Акрополь (греч. akropolis) – возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, т.н. верхний город; крепость (убежище на случай войны). Наиболее известен Акрополь в Афинах
Диоскуры – в греческой мифологии сыновья Зевса и Леды, герои-близнецы (смертный Кастор и бессмертный Полидевк), совершившие ряд подвигов. Кастор славился как укротитель коней, Полидевк – как кулачный боец
наос (греч. naos) – главное помещение (святилище) античного храма, где находилось скульптурное изображение божества
опистодом(от греч. opisthodomos – находящийся в задней части дома) – закрытое помещение в западной части дома, древнегреческого храма, отделенное стеной от наоса
панафинеи – в древней Аттике празднества в честь богини Афины (Великие панафинеи – раз в 4 года, Малые – ежегодно). В программу входили: главный обряд – шествие к акрополю, жертвоприношение и состязания (гимнастические, конные, поэтические и музыкальные)
Фронтон (франц. – fronton) – завершение (обычно треугольное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания. Декоративные фронтоны украшают двери и окна зданий
Хрисоэлефантинная скульптура(от греч. chrysos – золото и elephas – слоновая кость) – древнегреческая скульптура из золота (волосы, одежда) и слоновой кости (обнаженное тело) на деревянном каркасе
ИСКУССТВО ПОЗДНЕЙ КЛАССИКИ
(IV в. до н.э.)
Победа Спарты над Афинами в Пелопоннесской войне (431–404 гг. до н.э.) означала конец целой эпохи. В 403 году до н.э. были восстановлены демократические институты, однако афиняне, разочаровавшись в политике, все меньше участвуют в делах государства, все больше внимания уделяют искусству и философии. То была общая тенденция (не только в Афинах), неизбежно ослаблявшая конфедерацию греческих городов-государств. Рано или поздно кто-то из соседей должен был прельститься столь слабо охраняемыми богатствами. Так и случилось. В 338 году до н.э. Афины были завоеваны Филиппом, царем Македонии. Его прекрасно обученное войско легко разбило объединенную греческую армию, плохо организованную, утерявшую веру в свои силы. После смерти Филиппа в 336 году до н.э. его сын Александр унаследовал империю, в которой, может быть, впервые в истории, греки оказались по-настоящему объединены.
Для Афин начало IV веке до н.э. было временем политической и социальной нестабильности, что предопределило значительные изменения и в культурной жизни. Если в V веке до н.э. в афинских театрах часто шли сатирические комедии, высмеивавшие различные государственные институты, что было бы невозможно, угрожай им реальная опасность, то в 350 году до н.э. предпочтение отдавалось остроумным, но беззубым комедиям из семейной жизни.
Изменились и принципы изображения человеческого тела. Обнаженный "Гермес" Праксителя изображен в традиционной для классического периода греческой скульптуры позе отдыхающего человека, когда вся тяжесть тела переносится на одну ногу, в данном случае правую. Однако в новой интерпретации его поза выглядит скорее праздноленивой и расслабленной, чем непринужденной. На смену прежней суровой мужественности обнаженных мужских статуй приходит откровенная чувственность. Это впечатление усиливается благодаря вошедшей в моду блестящей и гладкой обработке мрамора. А появление статуи Диониса – бога вина – еще одно неопровержимое свидетельство изменений идеала по сравнению с идеалом мужского образа времен первой Пелопоннесской войны. Тенденция к прославлению не столько силы, сколько красоты человеческого тела нашла отражение и в женских статуях. "Афродита Книдская" Праксителя – первая из известных обнаженных статуй богинь, которых прежде изображали только в одеждах. Пропорции человеческого тела становятся более изящными и стройными. Если Поликлет (ок. 450 г. до н.э.) утверждал, что в идеальной мужской фигуре голова должна укладываться в теле не менее 8 раз, то Лисипп предпочел для своего "Апоксиомена" (юноши, который счищает с себя скребком песок арены) соотношение 1 к 10, создав гораздо более изящный и грациозный образ юного мужчины, почти мальчика. Искусство Скопаса отличают драматический пафос борьбы, страстность, выразительность поз и жестов («Менада»). Сохранился фриз мавзолея в Галикарнасе (ныне Бодрум в Турции) с изображением битвы греков с амазонками (мрамор, ок. 350 г. до н.э., совместно с Бриаксисом, Леохаром и Тимофеем).
В первой половине IV веке до н.э. многие афиняне сурово осуждали интеллектуальную и культурную атмосферу в их городе, расценив ее как глубоко испорченную. Среди непримиримых критиков был и философ Платон (427-348), ратовавший за твердые нравственные принципы, царившие прежде в Афинах. Эстетическое учение Платона имеет непреходящее значение. Он установил взаимную связь стилистических изменений в греческом искусстве после 400 года до н.э. с глубокими переменами в афинском обществе. Платон одним из первых стал изучать искусство, а шире – культуру в контексте времени. Его критика современных нравов в сочетании с идеализацией культуры прошлого свидетельствовала о глубоком неприятии происшедших перемен. Но были и прямо противоположные взгляды.
Духовная и культурная жизнь Афин произвела огромное впечатление на Филиппа Македонского, и он пригласил наставником к своему сыну Александру греческого философа Аристотеля. Аристотель был учеником Платона, родом из Фракии – южной области Македонского царства. В отличие от Платона, размышлявшего об идеальном мире, Аристотель больше интересовался реальным миром с его причинно-следственными связями. Он понял, что ради нужного эффекта можно вносить изменения в стиль – идея, имевшая важные последствия для искусства в империи Александра Македонского. Александра нельзя было определить иначе, как Великий. Он правил менее 13 лет (336-323 гг. до н.э.), но его харизматический дар, его полководческие данные создали империю, перекроившую карту мира. Аристотель привил ему уважение к грекам как к себе равным, а к варварам – как к рабам. Безоговорочно поверив в превосходство греков, Александр насаждал по всей империи греческую культуру, а управление провинциями и колониями доверил своим военачальникам. После его смерти империя распалась на три огромных царства, которыми правили потомки бывших управляющих.
Имперская власть порождает роскошь и чванство. Новые города – среди них Пергам, Антиохия и Александрия – оспаривают у Афин пальму первенства. Завоевание персидской империи и Египта привили Александру и его преемникам вкус к роскоши. Роскошь и помпезность становятся отличительными признаками искусства, призванного наглядно утверждать превосходство эллинской культуры. В ответ на новые требования искусство, достигшее наивысшего расцвета в демократических Афинах, меняет свое лицо. Рождаются новые жанры в живописи и скульптуре.
Самый характерный пример – создание средствами искусства образа императора, абсолютного монарха – опыт, давно постигнутый иранским и египетским искусством, но пока неизвестный Афинам. До 350 года до н.э. портрет был мало распространен в греческом искусстве. Его развитие в эпоху эллинизма выражает возросшее значение личности человека. Статуи безымянных атлетов, украшавшие древние храмы, выражали отвлеченный идеал совершенства и не нуждались в портретном сходстве. Теперь в статуях и скульптурах вполне конкретных лиц – Платона, Аристотеля или Демосфена – прославляется не столько их физическое совершенство, сколько интеллектуальное. До нас дошло немного портретов Александра Великого, однако мы знаем, что его рисовал художник Апеллес, а свои скульптурные изображения правитель заказывал Лисиппу.
ИЛЛЮСТРАЦИИ
1. Пракситель "Гермес", статуя Диониса, "Афродита Книдская".
2. Лисипп "Апоксиомен", портреты Александра Великого.
3. Скопас. Фриз мавзолея в Галикарнасе. "Менада".
ИСКУССТВО ЭЛЛИНИЗМА
(III-I вв. до н.э.)
Египетские фараоны и персидские цари равнялись на богов, а не на смертных. Эту традицию унаследовали и эллинистические монархи. В храмах статуи атлетов заменялись статуями императоров. Мавсол, правитель Галикарнаса, дабы окончательно уподобиться богам, приказал установить свою гигантскую статую на вершине собственной усыпальницы. Галикарнасский мавзолей (377–353 гг. до н.э.) (сам термин "мавзолей" ведет отсюда свое происхождение) стал одним из "семи чудес света". Строительство здания началось при жизни Мавсола, правителя Карии, греческой провинции в Малой Азии, и было закончено после его смерти его женой Артемисией. По легенде, Артемисия выпила прах мужа, смешанный с вином, став живым саркофагом для останков супруга. По грандиозности мраморный монумент не имел равных. Семиметровая ступенчатая пирамида, на которой была установлена статуя Мавсола, венчала постройку. Плиний оставил его подробное описание в "Естественной истории". В самой идее "приподнятости" царской гробницы не было ничего нового: вспомните египетские пирамиды, – но подобное самовозвеличивание было невозможным в демократических Афинах.
Так называемая чаша Фарнезе (камея из сардоникса, ок. 200 г. до н.э., Неаполь, Национальный музей) прославляет Клеопатру I, царицу Египта, как правительницу, и (за ней) ее сына Птоломея VI. Клеопатра изображена здесь как Изида, супруга Нила, а Птоломей – как Гор, сын богини.
В эпоху эллинизма в империи строились новые города, соперничающие друг с другом в роскоши и богатстве. В Пергаме, по примеру Афин, был построен Акрополь. Главный храм Пергамского Акрополя был также посвящен Афине, а в библиотеке была установлена копия статуи Афины из Парфенона. Храм и алтарь Зевса были заказаны правителем Эвменом II. Сюжет фриза алтаря Зевса "Битва богов с гигантами" тематически повторяет скульптурные рельефы Парфенона. Однако художественное решение иное. Необычайно крупные для античности масштабы фигур, выполненных в горельефе, рассчитаны на восприятие издали, с земли – в отличие от рельефов Парфенона, почти скрытых от глаз посетителей, предназначавшихся, скорее, богам, обеспечившим победу афинянам. Пергамские сцены, напротив, изображали деяния отца Эвмена Аттала I, и воспевали божественную природу царя. Скульптор придал событию драматизм и создал у зрителей ощущение реальности изображения.
В изображении "Ники (крылатой Победы) Самофракийской" поза и драпировка поданы так, будто богиня только что вступила на борт корабля.
Образцы поздней эллинистической пластики (II-I вв. до н.э.) дает искусство Родоса, самого восточного из островов Архипелага в Эгейском море, государства огромного эллинистического мира. Для родосской скульптуры чрезвычайно характерны многофигурные группы, остродраматические по сюжетам. Но родосские мастера не стремились к раскрытию внутренней патетики героического образа. Они воплощали сложные драматические коллизии во внешне нарочитой повествовательной манере. Такова скульптурная группа "Фарнезский бык" ("Казнь Дирки", Неаполь, Национальный музей) или самое прославленное произведение родосской школы – группа "Лаокоон" (Рим, Ватикан), выполненная Агесандром, Полидором и Афинодором около 50 года до н.э. Страшная гибель троянского жреца и двух его сыновей, задушенных змеями, показана с подчеркнутой наглядностью: группа мастерски развернута в одной плоскости и воспринимается с фронтальной точки зрения. Однако мелодраматизм общего замысла, отсутствие глубокого внутреннего содержания, сухость моделировки снижают силу воздействия произведения. Смертельный ужас на лице Лаокоона и неестественно напряженные позы всей группы подчеркивают тот страшный конец, который их ожидает.
С расцветом торговли возникают личные имения. Богатые дома начинают подражать роскоши императорских дворцов. Искусство становится не только привилегией богов и государства. Жилища знати украшаются фресками и мозаикой на самые разнообразные сюжеты.
Так же как в свое время Афины, эллинистическая империя уступила превосходящей военной силе: римляне, проводившие экспансионистскую политику на Средиземноморье, сначала завоевывают Грецию (146 г. до н.э.), а затем и Египет (31 г. до н.э.).
Ассимилировав греческую культуру, Рим обеспечил ей долголетие.
ИЛЛЮСТРАЦИИ
1. Галикарнасский мавзолей.
2. Чаша Фарнезе.
3. Фриз алтаря Зевса "Битва богов с гигантами".
4. "Ника (крылатой Победы) Самофракийская".
5. "Лаокоон" (Рим, Ватикан).
ТЕРМИНЫ
семь чудес света– в представлении античного общества наиболее прославленные достопримечательности: древнеегипетские пирамиды; храм Артемиды в Эфесе, ок. 550 г. до н.э.; Мавзолей в Галикарнасе, сер. IV в. до н.э.; террасные, т.н. висячие сады Семирамиды в Вавилоне, VII в. до н.э.; статуи – Зевса в Олимпии, ок. 430 г. до н.э., Гелиоса в Родосе (т.н. Колосс родосский), ок. 292-280 гг. до н.э.; маяк в Александрии, ок. 280 г. до н.э. Из семи чудес света сохранились лишь древнеегипетские пирамиды
фреска (от итал. fresco – свежий) – живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. Одна из техник стенных росписей
мозаика(франц. mosaique) – изображение или узор, выполненный из цветных камней, смальты, керамических плиток и т.д.; разновидность живописи, используемая преимущественно для украшения зданий. Возникла в античную эпоху
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА
ИСКУССТВО РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
(V-I вв. до н.э.)
"Свободой Рим возрос, а рабством погублен". Так кратко и емко охарактеризовал тысячелетнюю историю одного из величайших государств Древнего мира 16-летний Пушкин. Действительно, Рим развивался на республиканских идеях самоценности свободной личности римского гражданина, на высоких идеях служения долгу и отечеству, а пал под ударами варваров, погрязший в разврате, роскоши, продажности, внутреннем разочаровании, цинизме и безверии.
Латины, или римляне, с середины 1 тысячелетия до нашей эры все прочнее обосновывавшиеся на Апеннинском полуострове, оказались под сильнейшим влиянием своих соседей по полуострову: этрусков и греков. Именно из этих двух источников черпало свои идеи и формы молодое римское искусство со времен завоевания этих двух народов, получившее от них в безраздельное владение колоссальное культурное наследство. От греков римляне взяли типы и формы храмов, не говоря уже о пантеоне богов, ордерную систему, к которой добавили свой тосканский ордер, скульптуру, живопись и многое другое. У этрусков они переняли многие культы, в том числе и культ предков, скульптурный портрет, технику кладки арок, сводов, строительство дорог, мостов, монументальных гробниц и прочие умения.
Однако по складу ума римляне во многом отличались от греков. Греки объясняли явления окружающего мира через прекрасные поэтические мифы, строили храмы только "положительным" богам. Римляне относились к своим богам не менее подобострастно, но более прагматично, ожидая от них практической помощи. Они спокойно могли посвятить храм богу войны Марсу или одновременно и божеству, и императору. Любимым развлечением греков были честные и красивые спортивные состязания, среди которых самыми главными были Олимпийские игры. Римляне любили страшные и кровавые гладиаторские бои, требуя от правителей "хлеба и зрелищ". В случае опасности греки собирали народное ополчение. Римляне создали профессиональную регулярную армию, и от топота ног римских легионов содрогались Европа, Азия и Северная Африка. Греки были прекрасными утонченными архитекторами. Римляне – грамотными инженерами.
Они строили прекрасные дороги, прямые, как стрела, по которым с большой скоростью могли передвигаться войска. Одна из таких дорог – Аппиева – была построена в Риме в IV веке до нашей эры, но до сих пор поражает совершенством инженерной мысли. Впрочем, до конца средневековья именно римские дороги были практически единственными проезжими сухопутными путями Европы, правда, за многие века без надлежащего ухода они пришли в упадок.
Обычно считается, что римляне сделали три гениальных открытия в архитектуре: бетон, арка и купол. На самом деле, лишь бетон является бесспорно римским изобретением. Смешивая известь с вулканическим пеплом, камнями и песком, римляне создали чрезвычайно прочный, дешевый, удобный, но эстетически абсолютно невыразительный строительный материал. Последнее обстоятельство их ничуть не смущало. Если греки не могли "осквернять" свои мраморные храмы даже применением связующего цементного раствора и ставили блоки всухую, то римляне могли облицевать некрасивые бетонные стены или мрамором, или порфиром, могли их расписать фресками или обшить расписанными деревянными панелями. Нарушение эстетического единства внешнего облика здания и материала их ничуть не смущало. Что же касается других изобретений римлян, то на них стоит остановиться подробнее.
Мы уже знаем, что арки использовались в Древнем Вавилоне, в Этрурии, но именно римляне сделали эту архитектурную форму универсальным средством достижения двоякого результата: чисто практического – экономия материала, и эстетического – многократно использованная в аркадах акведуков, терм, цирков арка стала в Риме основным архитектурным мотивом.
Римляне строили прекрасные каменные мосты через реки, многие из которых служат до сих пор. Использование арок позволило значительно увеличить пролеты между устоями моста и сэкономить строительный материал. Римляне умели строить многоэтажные дома – в 6-7 этажей, со всеми коммуникациями: водопроводом, канализацией, отоплением, которое, кстати, было под полом. Создание развитой системы водопроводов позволило бесперебойно снабжать римские города чистейшей водой из горных источников. По свинцовым и керамическим трубам, проложенным в акведуках – многоярусных аркадах, вода поступала в дома, многочисленные городские фонтаны и термы – римские бани. До сих пор на обширных просторах бывшей Римской империи можно видеть величественные аркады акведуков, пересекающих реки и низины. Один из самых красивых акведуков Пон-дю-Гар сохранился в Ниме, на юге Франции.