Тема 5. Расцвет комедийного кино (8 часов). 4 страница

Патэ, Шарль (1863-1957) – французский кинопромышленник, продюсер.

В 1866 его семья переехала в Венсен, где тридцать лет спустя Шарль и его братья основали фирму «Братья Патэ». Предприятие занималось производством фонографов и кинофильмов, но затем Эмиль Патэ (1860-1937) стал специализироваться на фонографах, а Шарль – на кинофильмах. Помимо трюковых кинофантазий в стиле Мельеса, фирма «Патэ» выпускала документальные ленты. В 1900 году Фернан Зекка, ведущий режиссер «Патэ», снял картину «Фантастический ныряльщик», герой которой благодаря обратной проекции пленки выпрыгивал из бассейна на трамплин для прыжков в воду. Эта лента дала мощный толчок производству картин в духе эксцентрических комедий Мака Сеннета. В 1905 году в фильме «Жизнь Полишинеля» на студии «Патэ» появился М.Линдер, ставший главной звездой этой компании. В 1908 начались выпуски регулярной кинохроники. Тогда же был создан фильм Убийство герцога Гиза, впервые в истории кино претендовавший на строгое обращение с историческими фактами. В том же 1908 году Шарль Патэ содействовал выпуску научно-популярных фильмов. В 1930 году он отошел от дел, и в 1956 году его знаменитое предприятие было поглощено компанией других братьев – «Уорнер Бразерс Пикчерз».

Первиэнс, Эдна (1895-1958) – американская киноактриса, в течение восьми лет снимавшаяся в фильмах Чарли Чаплина (на ее счету 33 таких картины). В 1915 году Чаплин долго не мог найти актрису на одну из женских ролей для своей второй картины «Ночь напролет». Один из его коллег случайно обратил внимание на П. и представил ее Чаплину. Недолго думая, он пригласил П. в свой фильм, хотя поначалу считал ее слишком серьезной для комедийных ролей. Эта случайная встреча также стала началом их романа, который продолжался вплоть до 1918 года. В этот период П. сыграла вместе с Чаплиным в «Бродяге», «Скитальце», «Лавке ростовщика», «Контролере универмага», «За экраном», «Графе», «Иммигранте», «Лечении» и «Тихой улице». Однако самым знаменитым фильмом с ее участием стал «Малыш» (1921). Последними крупными работами у Чаплина стали фильмы 1923 года «Пилигрим» и, особенно, «Парижанка», в котором она исполнила свою первую главную роль. П. еще дважды появилась на экране в главных ролях, прежде чем в 1927 году покинула кинематограф. Несмотря на это, Чаплин продолжал выплачивать ей ежемесячную зарплату вплоть до смерти актрисы.

Пикфорд, Мэри (1892-1979) наст. имя Глэдис Луиза Смит – актриса кино и театра канадского происхождения, основательница кинокомпании “United Artists” (1919). Легенда немого кино. Обладательница премии «Оскар» (1930). Прославилась в амплуа девочек-сорванцов и бедных сироток и лишь в последние несколько лет карьеры перешла на «взрослые» роли. Снялась примерно в 250 фильмах. В 1909 году начала работать у Гриффита, который создал с ее участием более 50 фильмов. Завоевала любовь публики благодаря тому, что ее игра отличалась интимностью исполнения: актриса выражала эмоции взглядом, а не экспрессивными жестами, и, как писали газеты, вкладывала в игру сердце и душу. В 1914 году вышло семь полнометражных фильмов с участием Пикфорд (у Гриффита она снималась только в короткометражках), в том числе мелодрама «Тэсс из Страны бурь». Роль дочери сквоттера стала поворотным пунктом ее карьеры. С тех пор кинопоказы фильмов Пикфорд стали сопровождаться такими аншлагами, что газеты советовали зрителям занимать места пораньше, чтобы избежать давки. Сотрудничество Пикфорд и продюсера Адольфа Цукора, главы компании “Famous Players” сложилось невероятно успешно. Снявшись за четыре года в двух десятках полнометражных фильмов, П. превратилась в объект фанатичного обожания публики и настоящую кинозвезду — божественную куколку, воспеваемую поклонниками в стихах.

Миловидная внешность – миниатюрное сложение и нежное лицо, обрамленное завитыми локонами — идеально подходила к типажам ее героинь. Преимущественно ими были обездоленные сироты, девочки-подростки бедного происхождения, несправедливо обиженные жизнью девушки. Эти персонажи находили отклик в сердцах публики, вызывая сочувствие и расположение. В 1916 году она основала собственную киностудию “Mary Pickford Company”. Мировую известность получил сложившийся в ее исполнении образ молодой, наивной, добродетельной девушки-подростка, американской "золушки". Особенной популярностью П. пользовалась в фильмах: «Бедная маленькая богачка» (1916), «Маленькая принцесса» (1917), «Полианна» (1920), «Моя лучшая девушка» (1927). Перестав сниматься в кино (в 1933), играла в театре, выступала как продюсер. Написала автобиографию «Солнечный свет и тени» (1955). См. материалы занятия N 9.

Плато, Жозеф Антуан Фернан (1801-1883) – бельгийский физик, пожертвовавший зрением ради своих опытов по сопротивляемости сетчатки человеческого глаза. Изобрел стробоскоп. В 1832 году сконструировал «фенакистископ» – маленький лабораторный прибор, простую оптическую игрушку, из которой, однако, выросло все современное кино, так как в ней были заложены основные его принципы.

Пол, Роберт Уильям (1869-1943) – английский режиссер, один из пионеров кинематографа, продюсер, механик и оптик. «Отец британского кино». В 1894 году усовершенствовал кинетоскоп Эдисона, а весной 1895 года сконструировал киносъемочный аппарат, при помощи которого изготавливал фильмы. В марте 1895 года почти одновременно с братьями Люмьер создал съемочную кинокамеру, а в марте 1896 года получил патент на проекционный аппарат под названием «театрограф» (впоследствии переименованный в «аниматограф»). Первая его публичная демонстрация состоялась 28 февраля 1896 года в Лондоне. В течение года выпустил 156 экземпляров своего кинопроектора. 1898 году построил в Лондоне первую в стране киностудию. Снимал, как правило, при естественном освещении. Декорации рисовались на холсте. Несколько позднее Пол сконструировал ряд приспособлений, позволявших производить простейшие трюковые съемки. См. материалы занятия N 10.

Портер, Эдвин Стэнтон (1870-1941) – американский кинорежиссер, оператор, сценарист, продюсер. Работал в компании Эдисона в качестве механика, кинорепортера и оператора кинохроники до 1911 года, после чего основал собственную студию «Рекс». В 1912 году стал режиссером и художественным руководителем фирмы «Феймос плейерз». В 1915 году прекратил работу в кино. Наиболее известные его фильмы: «Жизнь американского пожарного» (1902), «Хижина дяди Тома» (1902), «Большое ограбление поезда» (1903), «Клептоманка» (1905), «Бывший каторжник» (1905), «Пленник Зенды» (1912), «Граф Монте-Кристо» (1913), «Вечный город» (1915). См. материалы занятия N 3.

Псиландер, Вальдемар Эйнар (1884-1917) – датский киноактер, один из первых кумиров публики. С 1901 года выступал в театре. Был открыт режиссером Августом Бломом в спектакле «Портрет Дориана Грея». Особый успех выпал на долю фильма «Летчик и жена журналиста» (1911). Эта драма, построенная на переплетении спорта и адюльтера, стала первым полнометражным фильмом, посвященным авиации, которой в то время все увлекались. Известность П. связана с особым изяществом, элегантностью, а также искренностью и лиричностью. В то время, когда на экранах господствовала грубая театральная жестикуляция, П. и другие датские актеры демонстрировали естественную и сдержанную, но вместе с тем эмоционально насыщенную и выразительную, истинно кинематографическую манеру игры. Наиболее значительные роли: Отелло («Дездемона», 1911), художник Пауль («Балерина», 1911), Марк Аррон («Революционная свадьба», 1914), клоун Джо Хиггинс («Клоун», 1916). В 1916 году П. основал в Копенгагене собственную фирму «Псиландер-фильм».

Рейно, Эмиль (1844-1918) – французский изобретатель, художник и популяризатор науки, основоположник мультипликации. Взяв за основу «зоотроп» (см. предыдущий раздел), который позволял рассматривать движущиеся картинки через видоискатель, Рейно в 1876 году усовершенствовал его, соединив с волшебным фонарем, что позволяло насладиться зрелищем уже не одному зрителю, а многим одновременно.

Робертсон, Этьен Гаспар (1763-1837) – бельгийский физик, фокусник, знаменитый демонстратор фантасмагорий, впервые использовавший особую подвижную конструкцию проектора — «фантаскоп», позволявший демонстрировать примитивную анимацию. Волшебный фонарь был поставлен на колеса и мог бесшумно передвигаться по рельсам. Робертсон демонстрировал свои фантасмагории в Париже около Вандомской площади в старой полуразрушенной часовне.

Роуч, Хэл (1892-1992) наст. имя Гарольд Юджин Роуч-старший – американский продюсер, режиссер и сценарист комических фильмов. После бурно проведенной на Аляске юности, в 1912 году прибыл в Голливуд. В 1915 году начал выпускать кинокомедии вместе со своим другом Гарольдом Ллойдом, выступавшим в образе «Одинокого Люка». В 1920-1930-х годах Р. достиг большого успеха с Ллойдом, а также с детьми-актерами, снимавшимися в сериале «Наша банда», и комическим дуэтом Стэн Лаурел – Оливер Харди. В 1927 году объединился со студией «М-Г-М» и перешел к созданию звуковых фильмов. В 1948 году, погрязнув в долгах, Р. стал производить телепродукцию, и вновь добился успеха. Отошел от дел в

1955 году, передав свою компанию на попечение сыну. В возрасте 92 лет получил почетный «Оскар».

Садуль, Жорж (1904-1967) – французский историк, историк и теоретик кино, критик. Участвовал в Движении Сопротивления. Сотрудник подпольной газеты «Летр франсез», «Юманите». Профессор Института высшего кинообразования и Института фильмологии. Доктор искусствоведения. Автор «Всеобщей история кино» в 6 томах. – М.: «Искусство», 1982.

Свенсон, Глория Джозефина (1899-1983) – американская актриса кино, театра и телевидения. Ее артистическая судьба связана прежде всего с творчеством режиссера Сесила Б. Де Милля. В конце 1920-х годов, став одной из ведущих звезд Голливуда, основала собственную студию и снялась в фильмах «Сэди Томпсон» (1928) и «Правонарушительница» (1929), за участие в которых была дважды номинирована на «Оскар». С приходом звука почти перестала сниматься в кино, но в 1950-е годы вернулась на экран, восстановив репутацию. Вершинное ее достижение – роль безумной звезды немого кино Нормы Десмонд в фильме Билли Уайлдера «Бульвар Сансет» (1950).

Сеннет, Мак (1880-1960) – наст. имя Майкл Синнод – американский кинорежиссер, продюсер. Начинал в компании «Байограф», снимаясь в эпизодических ролях у Д.У.Гриффита. В 1912 году основал компанию «Кистоун» и выпустил серию комедий, отличавшихся динамизмом, обилием погонь и, так называемых, гэгов. Заложил основы американской школы эксцентрической комедии. Опираясь на группу одаренных комиков и режиссеров, выпустил десятки фильмов, вошедших в классику кино США, например «Прерванный роман Тилли» (1914). За короткое время привлек в кино новых звезд комедии (прежде всего, Ч. Чаплина). Несмотря на конкуренцию с новыми лидерами кинокомедии 20-х годов, продолжал с успехом выпускать свои фильмы. Появление звука погубило богатейшую визуальную культуру комедий Сеннета, который был вынужден заняться производством научно-популярных лент — и как продюсер одной из них, а именно «Схватка с рыбой-мечом» (1932) был удостоен «Оскара». В 1938 году получил почетный «Оскар» как «гений комедии». См. материалы занятия N 8.

Смит, Джордж Альберт (1864-1959) – английский кинорежиссер. По профессии – фотограф-портретист. Работал вместе с Джеймсом Уильямсоном в фотографическом клубе. В 1896 году начал снимать фильмы на территории своего владения в Брайтоне. В 1900 году подписал контракт с Чарльзом Урбаном, по которому обязался в течение двух лет продавать свою продукцию только ему. На полученный аванс построил киностудию, где снял многие свои комедии и феерии. В 1905 году прекратил выпуск фильмов и занялся техническими экспериментами в области цветного кино. В 1906 году получил патент на систему цвета «Кинемаколор», применявшуюся в английском кино до 1914 года.

Стерлинг, Форд (1882-1939) – американский актер и режиссер, один из ведущих комиков студии «Кистоун» Мака Сеннета. Один из так называемой «большой четверки» кистоунских полицейских, исполнявший роль их начальника. Несложные поступки своих героев Стерлинг передавал в манере грубого наигрыша, его мимика была сведена к гримасам, а поведение – к нарочитому «комикованию». Историк кино Георгий Авенариус выразил сомнение в том, что благополучие фирмы «Кистоун» зависело от того, уйдет ли из нее Форд Стерлинг.

Стиллер, Мориц (1883-1928) наст. имя Мойше Штиллер – шведский режиссер, актер и сценарист. Родился в Хельсинки в семье польских евреев. Воспитывался в семье друзей родителей. С детства проявил интерес и способности к театру. В 1912 году начал работать в киноиндустрии, как актер, сценарист и режиссер (дебютировал фильмом «Мать и дочь». После 1912 года завершил актерскую карьеру, чтобы иметь больше времени на сценарии и режиссуру (снялся только в пяти фильмах). Вскоре приступил к созданию полнометражных фильмов. В итоге картина «Первый сын Томаса Грааля» с Виктором Шестремом в главной роли получила множество откликов в прессе. К 1920 году Стиллер, снявший к тому времени более 35 фильмов, стал ведущей фигурой шведской киноиндустрии. В 1920 году в Королевском Драматическом Театре в Стокгольме он увидел молодую актрису по имени Грета Густафсон, и предложил ей важную роль второго плана в фильме «Сага о Иосте Берлинге». С. также выбрал для нее сценический псевдоним Грета Гарбо. Фильм имел значительный успех, и оба они отправились в США, где приняли предложение Луиса Майера и подписали контракт со студией «М-Г-Майер». В Голливуде Стиллер начал работать над фильмом «Соблазнительница», но не смог адаптироваться к работе в большой студии, и после множества конфликтов был уволен. Конкуренты Майера тут же пригласили С. в компанию “Famous Players-Lasky Corporation”, где он снял три фильма, но был уволен во время съемок четвертого из-за постоянных разногласий с работодателями. С. вернулся в Швецию в 1927 году и на следующий год умер от плеврита в возрасте сорока пяти лет. См. материалы занятия N 12.

Суйэн, Мак (1876-1935) – американский актер, еще одна звезда студии «Кистоун» Мака Сеннета. Был объединен в дуэт с «усатым» Честером Конклином, вместе с которым снялся в серии комедий, исполнив роль героя по имени Эмброуз. Помимо этого, вместе с тем же Конклином, снялся в десятках других фильмов. В 1921 году начал работать с Чарли Чаплиным на студии First National («День получки», «Пилигрим», др.). Особо запомнился с роли Большого Джима Мак-Кея в «Золотой лихорадке» (1925).

Тальберг, Ирвинг Грант (1899-1936) – голливудский продюсер, прозванный за свою молодость и способность распознавать удачные сценарии и перспективных актеров «вундеркиндом Голливуда». В 1924 году этот многообещающий продюсер перешел в M-G-M. Эпоха Тальберга названа «долиной пересъемок», так как все сцены, плохо воспринятые тестовой аудиторией, по настоянию Тальберга нещадно переделывались. Хотя именно ему обязаны своей карьерой многие звезды Голливуда. Сам же Тальберг предпочитал оставаться в тени и запрещал упоминать свое имя в титрах. С 1937 года на церемонии вручения «Оскаров» наиболее талантливые продюсеры получают награду имени Ирвинга Талберга.

Теплиц, Ежи (1909-1995) – польский историк кино, доктор искусствоведения, один из организаторов общества любителей кино «Старт», кинообозреватель еженедельника «Курьер Польский». Затем – директор Института искусства Польской АН; ректор Высшей школы театра, кино и телевидения в Лодзи; ректор Высшей киношколы в Австралии. Его многолетний пятитомный труд «История киноискусства. 1895-1945» - наиболее полная из существующих в мировой литературе работ, посвященных данной теме. Большое внимание в ней уделено художественной стороне кинематографа, анализу эстетических основ киноискусства. Автор прослеживает развитие кино от самых его истоков, рассказывает о национальных кинематографиях и творческих направлениях, рисует портреты режиссеров и актеров, анализирует художественные особенности лучших фильмов.

Турнер, Морис (1873-1961) наст. имя Морис Тома – французский режиссер и сценарист, с 1914 года успешно работавший в США. Начинал как художник-график и иллюстратор. Затем стал актером парижского театра «Одеон», где исполнял роли второго плана под псевдонимом Турнер. В 1911 году стал работать ассистентом режиссера на студии «Эклер» и вскоре начал снимать фильмы самостоятельно («Последнее прощение», 1912, «Сестренка», 1913). В 1914 году на волне популярности французских фильмов в США переехал в Нью-Йорк, где располагался филиал компании «Эклер». Пригласив к съемкам американских актеров (в частности – Мэри Пикфорд), снял довольно значительные фильмы «Бедная маленькая богачка» (1917), «Синяя птица» (1918), «Последний из могикан» (1920), «Так называемый Джимми Валентайн» (1920), превратившись соо временем в одну из самых влиятельных фигур американской киноиндустрии. В 1918 году Т. основал в США собственную производственную компанию, первой лентой которой стала «Спортивная жизнь». Его американская одиссея завершилась в 1928 году созданием фильма «Таинственный остров» по роману Ж.Верна.

Из-за крупных разногласий с руководством «М-Г-М» Т. был вынужден вернуться в Европу, где возобновил прерванную кинокарьеру, достаточно легко перейдя к созданию звуковых фильмов. Работал одновременно во Франции и Германии, пока в 1949 году не лишился ноги в автокатастрофе. В конце жизни вернулся к живописи, написал мемуары, а также перевел на французский множество англоязычных детективных романов. Его сын Жак пошел по стопам отца и добился едва ли не большей известности, как постановщик фильмов ужасов («Люди-кошки», 1942).

Тюрпин, Бен (1869-1940) – американский комик, один из ведущих актеров студии «Кистоун». Отличительной чертой его маски было косоглазие. Дебютировал на студии «Эссеней» в возрасте 38 лет. Снимался в фильмах Чаплина «Моя новая работа», «Ночь напролет», «Чемпион». Когда ему надоело подыгрывать Чаплину, перешел в 1917 году на студию «Кистоун» к Маку Сеннету, который превратил его в звезду первой величины.

Уильямсон, Джеймс (1855-1933) – английский кинорежиссер, продюсер.

Начинал как фотограф-портретист (вместе с Джорджем Альбертом Смитом). В кино – с 1896 года. Начал снимать и продавать фильмы как владелец и директор собственной компании. С 1907 года свернул производство игровых картин, переключившись на создание документальных фильмов. В 1908 году приступил к изготовлению кинематографической аппаратуры, а в 1910 году закрыл свою студию в Брайтоне и прекратил кинематографическую деятельность.

Уолш, Рауль (1887-1980) – актер и режиссер, один из 36 основателей Академии киноискусств и наук. Сын дизайнера одежды, он еще мальчишкой сбежал в море. В течение многих лет находился в разъездах, нигде не останавливаясь надолго. Клеймил скот, перегонял верхом стада. Полученная травма заставила его «слезть с лошади» и, волею судьбы, У. оказался в шоу-бизнесе. Он начал свою карьеру в качестве театрального актера в Нью-Йорке, а в 1912 году пришел в кино, став ассистентом Д.У.Гриффита на студии «Байограф». Продолжая сотрудничать с Гриффитом в качестве поомщника, У. сыграл Джона Уилкса Бута (человека убившего Авраама Линкольна) в эпической драме «Рождение нации» (1915). В течение следующих 58 лет он показал себя как один из наиболее надежных, прибыльных и профессиональных режиссеров Голливуда. Он также играл как актер, но большую часть карьеры посвятил режиссуре. Среди его наиболее известных фильмов немого периода: «Багдадский вор» (1924) с Д.Фэрбэнксом, «Сэди Томпсон» с Г.Свенсон. Во время съемок фильма «В Старой Аризоне» (1929) – звуковой картины о знаменитом гангстере Сиско Киде, Уолш потерял глаз, когда неудачно прыгнул через ветровое стекло автомобиля во время выполнения трюка. После этого он всю оставшуюся часть жизни носил на лице повязку. После этого случая он больше никогда не снимался в качестве актера. Его место занял Уорнер Бакстер, удостоенный премии «Оскар» за эту роль. До Джона Форда и Николаса Рэя именно Рауль Уолш сделал повязку на глазу почти синонимом голливудского режиссера, как Сесил Б. ДеМилль брюки для верховой езды. Режиссерская карьера У. достигла новых высот, когда он снял бессмертные «Ревущие двадцатые» с Джеймсом Кегни, а также «Зов крови» (1940) с Джоном Уэйном. Он помог укрепиться в карьере таким звездам как Хамфри Богарт и Эррол Флинн. В течение всей карьеры У. воплощал на экране свои ирландские фантазии. Подобно ему самому, герои этих фильмов не имели ни образования, ни родословной, а только себя, свои руки, свой ум и молодость. Они воплотили мечты и чаяния первого поколения ирландских американцев, мечтавших вырваться из окружающей нищеты, как и он сам в юности. Но больше всего в фильмах У. играли лица. Возможно, даже не Гриффит, а его ученик У. изобрел лицо, вглядывающееся в камеру. Он был лучшим в своем деле, когда снимал мужчин во время войны или военные действия. У. работал в разных жанрах, но лучше всего ему удавались масштабные драматические постановки, снимаемые на натуре. При этом многие критики называли его одним из самых великих художников-примитивистов. В 1964 году, почти ослепнув на второй глаз, У. ушел на пенсию, но продолжал писать сценарии. Последний из них был осуществлен в 1970 году, следовательно, его кинокарьера составила 58 лет. Он умер в новогоднюю ночь 31 декабря 1980 года в своем доме в Сими Вэлли, Калифорния, в возрасте 93 лет, просто от старости.

Урбан, Чарльз (1867-1942) – американский кинопродюсер, работавший в Англии. Одна из ключевых фигур британского кинопроизводства до начала Первой Мировой войны. Один из пионеров документалистики, образовательного, пропагандистского и научно-популярного кино. Вместе с Джорджем Альбертом Смитом разработал цветовую систему «Синемаколор». Переехал в Англию в 1897 году. Во время англо-бурской войны снимал кинохронику. В 1903 году основал в Лондоне собственную торговую компанию, которая превратилась вскоре в штаб-квартиру британской киноиндустрии. В годы Первой Мировой войны создал классические документальные фильмы «Британия готовится», «Сражение за Дарданеллы» (оба – 1915) и «Битва на Сомме» (1916), после чего прокатывал их в США. В 1921 году переехал в Америку, где построил огромную киностудию. Разработал новую цветовую систему «Кинехром». Однако все его усилия не принесли должного результата, и в 1924 году он вернулся в Англию.

Фальконетти, Рене-Жанна (1892-1946), известна также как Мария Фальконетти – французская актриса театра и кино, прославившаяся исполнением главной роли в фильме «Страсти Жанны д’Арк» (1928). Начала играть в театре в 1918 году. Ее заметил режиссер Карл Теодор Дрейер в любительском театральном спектале, и в 1926 году предложил ей главную роль в своем самом знаменитом фильме. К сожалению, она оказалась последней в кинематографической карьере Ф. Методы, использованные Дрейером, привели актрису к тяжелому нервному срыву. В 1930-х годах она участвовала в постановках комических театральных спектаклей, в том числе в труппе «Комеди Франсез» и работала режиссером в театре «Дель Авеню». В 1940 году, после германского вторжения во Францию, бежала в Швейцарию, откуда переехала в Аргентину, где и скончалась. Похоронена в Париже на кладбище Монмартр. См. материалы занятия N 12.

Фейад, Луи (1874-1925) – французский режиссер и сценарист. После смерти отца-виноторговца отправился в Париж, где стал работать журналистом. Основал сатирический журнал “La Tomate”. В 1905 году познакомился с директором киноателье “Gaumont” Леоном Гомоном, который предложил ему написать киносценарий. Вскоре Ф. занял место режиссера. Так началась его блистательная кинокарьера. После 1918 года и вплоть до своей смерти Ф. работал в Ницце. Снял более 800 фильмов и помог «Гомону» занять место второго по значимости французского киноателье после “Pathe Freres”. Перед началом Первой мировой войны Ф. твердо занимал положение ведущего режиссера французского немого кино. Производил около 80 фильмов в год. Они отличались значительным жанровым разнообразием – от комедий и реалистических драм вплоть до исторических картин и приключенческих сериалов. Еще в 1911-1913 гг. Ф. снял изрядно нашумевшую серию фильмов «Жизнь, как она есть» («Добрые люди», «Судьба матерей», «Мост над бездной» и др.). Затем он создал серию из пяти фильмов о Фантомасе (1913-1914) и 10-серийный фильм «Вампиры» (1915-1916). К числу его наиболее известных и успешных работ относятся также сериалы «Жюдекс» и «Новая миссия Жюдекса» (1916-1917), «Баррабас» (1919), «Сын флибустьера» (1922), «Клеймо» (1924), др. См. материалы занятия N 13.

Фейдер, Жак (1888-1948) наст. имя Жак Фредерикс – французский актер, режиссер, сценарист. Его карьера началась в 1912 году на студии «Гомон». Сначала он снимался как актер в фильмах Луи Фейада. Затем работал ассистентом режиссера. В 1916 году снял свой первый фильм «Господин Пенсон – полицейский». В 1921 году Ф. экранизировал «Атлантиду» - нашумевший роман Пьера Бенуа. К числу его самых известных работ относятся: «Кренкебиль» (1922) по рассказу А. Франса; «Новые господа» (1928) – переработка пьесы де Флера и Круассе. Картина «Тереза Ракен» (1922) по роману Э.Золя была снята Ф. в Германии.

Фэрбенкс, Дуглас Элтон Томас Ульман (1883-1939) – американский актер, секс-символ и одна из крупнейших звезд немого кино. Работал землекопом на строительстве парижского метро, грузчиком в лондонском порту, матросом грузового судна, продавцом в скобяной лавке и служащим в компании на Уолл-Стрит, одновременно пытаясь устроиться в театр. В 1915 году был приглашен сниматься в числе других театральных актеров на студию “Triangle Pictures”. Первым фильмом Ф. стал «Ягненок» (1915), снятый по сценарию Гриффита, в котором актер исполнил главную роль. Картина была тепло принята зрителями, и в последующих фильмах за Ф. закрепилось амплуа героя романтических комедий. Специально «под Фэрбенкса» была создана целая серия фильмов режиссера Джона Эмерсона по сценариям Аниты Лус, в которых обаяние актера удачно сочеталось с его ироничным отношением к своему персонажу. Одним из самых известных фильмов этого периода стал «Американец» (1916). В феврале 1917 года Ф. покинул “Triangle” и основал собственную компанию “Douglas Fairbanks Film Corporation” под эгидой “Paramount Pictures”. В 1919 году он развелся и женился на актрисе Мэри Пикфорд. В том же году, пытаясь выйти из-под контроля крупных голливудских студий, Фэрбенкс, Пикфорд, Чаплин и Гриффит основали компанию “United Artists”, которая, помимо творческой свободы, предоставила им возможность заниматься распространением своих фильмов. Кроме того, в 1921 году они помогли организовать фонд “Motion Picture Fund” (существующий и поныне), задачей которого была помощь нуждающимся кинематографистам. В 1920 году Фэрбенкс выпустил один из самых своих знаменитых фильмов «Знак Зорро», успех которого сделал актера еще более популярным и открыл дорогу для целой серии костюмных исторических боевиков – «Три мушкетера» (1921), «Робин Гуд» (1922), «Багдадский вор» (1924), «Черный пират» (1926) и других. В 1927 году Фэрбенкс становится первым президентом Академии киноискусств и наук и проводит первую церемонию вручения ее премий. Последней немой картиной с участием Ф. стала «Железная маска» (1929), после которой они вместе с Пикфорд снялись в фильме «Укрощение строптивой» (1929). Он не имел ожидавшегося успеха, и Фэрбенкс начал постепенно отходить от дел. Последним фильмом с его участием стала «Личная жизнь Дон Жуана» (1934). В 1936 году Ф. развелся с Мэри Пикфорд и женился на Сильвии Эшли, которая впоследствии вышла замуж за Кларка Гейбла. См. материалы занятия N 9.

Флаэрти, Роберт Джозеф (1884-1951) – американо-канадский режиссер, наряду с Дзигой Вертовым – один из основоположников мирового документального кино. Классическим произведением стал фильм Ф. «Нанук с Севера» (1922), проникнутый глубокой человечностью, и рассказывающий о борьбе за существование народа, живущего в суровых условиях канадского Заполярья. Этой картиной в документальный кинематограф были введены принципы режиссерского искусства. В 1923–24 гг. Ф. жил на острове Савайи в Тихом океане, снимал быт, труд и обряды полинезийцев. Его фильм «Моана южных морей» (1926) – поэтическое выражение единства человека и природы. В числе лучших фильмов Ф.: «Белые тени южных морей» (1928), «Индустриальная Британия» (1933), «Человек из Арана» (1934), «Рассказ о Луизиане» (1948). См. материалы занятия N 8.

Фокс, Уильям (1879-1952) наст. имя Вильмош Фрид – американский кинопродюсер венгерского происхождения, основатель киностудии «Фокс» и владелец обширной сети кинотеатров Fox Theatres, существующей и поныне. С 1904 года занимался прокатом, а затем перешел к производству фильмов. В 1915 году основал Fox Film Corporation, и руководил ею вплоть до 1929 года, пока жестоко не пострадал в автомобильной катастрофе. В 1936 году, после банкротства своей производственной компании, одной из крупнейших в Голливуде, провел 6 месяцев в тюрьме, после чего отошел от дел. Тем не менее, новые владельцы «Фокс» использовали авторитет его имени, когда создавали студию «20-й Век Фокс».

Фриз-Грин, Уильям (1855-1921) – английский изобретатель в области кино и фотографии. В 1889 году получил патент на хронофотографический аппарат, в котором была впервые применена перфорированная целлулоидная лента со светочувствительным слоем. Аппарат Ф.-Г. содержал многие элементы киносъемочногопроцесса. В 1889 году Ф.-Г. снял несколько короткометражных фильмов, которые демонстрировались в Королевском фотографическом обществе. Считается одним из «отцов кино».

Наши рекомендации