Тема 5. Расцвет комедийного кино (8 часов). 3 страница

Капеллани, Альбер (1874-1931) – французский кинорежиссер, сценарист, продюсер, оператор, актер. Сначала снимал фильмы для «Патэ» («Ослиная кожа», «Кот в сапогах», «Возмездие», «Жанна д’Арк» и др.), пробовал силы в комическом жанре и режиссировал некоторые фильмы с Андре Дидом. В 1908 году стал художественным руководителем «Общества авторов и литераторов». Обширная продукция этой фирмы достигала 50 фильмов в год. К. привлек к работе известных артистов мюзик-холла (Мистингет, Тревиль, др.). Часть труппы составили его старые товарищи из «Театра Либр», которые играли в его первом фильме, имевшем значительный успех – «Человек в белых перчатках» (1908). Затем Капеллани поставил «Арлезианку» (1908) по Альфонсу Доде, но вскоре ее успех затмила «Западня» (1909) по роману Золя. Лучшие фильмы К. – экранизации популярных романов XIX века, и в первую очередь произведений Виктора Гюго («Собор Парижской богоматери», «93-й год», «Отверженные») и Эмиля Золя («Западня», «Жерминаль»). Как и его учитель Андре Антуан, К. был тесно связан с французской литературной традицией.

Кирхер, Атанасиус (1602-1680) – немецкий ученый, иезуит, занимавшийся физикой, естественными науками, лингвистикой, древностями, теологией, математикой. Один из ученейших людей своего времени с широчайшим диапазоном интересов. Создатель первого оптического театра «Кирхенариум», построенного им на деньги папы в Риме. В результате навета недругов был разорен, изгнан из Рима и фактически вычеркнут из истории. Его имя было восстановлено только в XIX веке.

Китон, Бастер (1895-1966) наст. имя Джозеф Фрэнсис Китон – американский актер и режиссер, один из величайших комиков мирового кино. В 6-месячном возрасте он выпал из рук матери, свалился с лестницы и никак не отреагировал на произошедшее. Стоявший рядом Гарри Гудини поднял его, и сказал: «Боже мой, ну и падение!» (My, what a buster!). Впоследствии это слово стало псевдонимом артиста, хотя у самого Китона имелось тому свое объяснение. «Бастер», по его мнению, - это цирковой термин, означавший акробатический трюк с падением. Отец запретил сыну улыбаться на сцене, заметив, что зрители хохочут сильнее, когда маленький артист сохраняет серьезное выражение лица. В дальнейшем К. превратит этот прием в свою визитную карточку. Будучи уже хорошо известным эстрадно-цирковым артистом, он дебютировал в кино на студии своего дяди Роско Арбэкла. Впоследствии К. проявил себя даже большим, чем Чаплин, новатором в области кино, позволив себе значительную степень творческой свободы в экспериментах с кинокамерой, монтажом и такими трюками, как наложение кадров и множественное изображение. К 1929 году пик в его творчестве был пройден, и после двух фильмов, снятых на студии «М-Г-М» («Кинооператор», 1928 и «Брак назло», 1929), карьера К. пошла на спад. Смотри материалы занятия N 16.

Конклин, Честер Купер (1886-1971) – американский актер-комик, снявшийся в 280 фильмах. В возрасте 27 лет К. предложил свои услуги Маку Сеннету и был нанят на студию «Кистоун» за мизерный гонорар (3 доллара в день). Тем не менее, Сеннет снял его в своей дебютной режиссерской короткометражке «Работа Хабби» (1913). Далее К. играл вместе с Мейбл Норманд на пике ее карьеры («Новая работа Мейбл», «Деловой день Мейбл», «Мейбл и колесо», 1914). В то же время он появился в дебютном фильме Чарли Чаплина «Зарабатывая на жизнь». Впоследствии стал его близким другом. Снимался в «Новых временах» (1936) и «Великом диктаторе» (1940). На студии «Кистоун» Конклин был также прикреплен в качестве партнера к комику Маку Суэйну (см. ниже). Играл в легендарном фильме «Алчность» Эриха фон Штрогейма (1924). Достаточно активно снимался в эпоху звукового кино, завершив карьеру в 1950-е годы.

Крисп, Дональд (1880-1974) – американский актер (с 1908 года) и режиссер (с 1917-го). Родился в Великобритании, получил образование в Оксфорде. Работал ассистентом Гриффита и играл в его фильмах «Рождение нации» (1915), «Нетерпимость» (1916), «Сломанные побеги» (1919). В 1917-1931 гг. снял более 30 картин, в том числе «Навигатор» (1924) совместно с Бастером Китоном, а также «Дон Ку, сын Зорро» (1925) с Дугласом Фэрбенксом в главной роли. С приходом звука отшел от режиссуры и возобновил актерскую карьеру. Играл военных и т.н. «настоящих мужчин». Получил премию «Оскар» за исполнение главной роли в фильме «Как зелена была моя долина» (1941).

Кристенсен, Беньямин (1879-1959) известен также, как Ричард Би и Бенджамин Кристи – датский актер театра и кино, режиссер, сценарист и художник. Несмотря на наличие выдающихся вокальных данных, отказал Энрике Карузо, пригласившего его к выступлениям в «Метрополитен-опера». Единственный актер, которым восторгался Дрейер. В 1922 году он написал о нем: «Из всех актеров скандинавского кино Кристенсен ближе всех к идеалу, к работе он относится с редким старанием». Наибольшую известность в качестве актера Кристенсену принесла его последняя работа в кино – роль Клода Зоре в фильме «Михаэль» (1924) Дрейера. Как режиссер он работал вплоть до 1942 года, но его «визитной карточкой» всегда оставалась одна и та же лента – «Ведьма» (1921).

Круз, Джеймс (1884-1942) – американский режиссер. Начинал как театральный актер в труппе Дэвида Беласко. В 1918 году снял свой первый фильм «Слишком много миллионов». За годы карьеры создал более 100 картин, главным образом в период немого кино. К наиболее значительным работам К. относятся «Голливуд» (1923), «Крытый фургон» (1924), «Нищий в седле фортуны» (1925), «Манекен» (1926) и, особенно, «Великий Габбо» (1929).

Куган, Джон Лесли (1914-1984), более известен как Джеки Куган –американский киноактер. Начал сниматься с трех лет. Его заметил Чарли Чаплин, и предложил Джеки маленькую роль в фильме «Дни удовольствий» (1919). Новая совместная работа Чаплина и К. «Малыш» (1921) стала невероятно успешным фильмом, а Джеки приобрел статус звезды. К 1923 году, когда на экраны вышел фильма «Папочка», он уже являлся одним из самых высокооплачиваемых актеров Голливуда, хотя к тому моменту ему было всего 9 лет. Пик популярности К. пришелся на начало 1930-х годов, когда он снялся в фильмах «Том Сойер» (1930) и «Гекльберри Финн» (1931). Вернувшись в Голливуд из армии после окончания Второй Мировой войны, К. не смог вернуть себе прежнее положение, и довольствовался ролями второго плана в фильмах категории «Б». Продолжал сниматься на телевидении вплоть до 1980-х годов.

Лагерлеф, Сельма (1858-1940) полн. имя Сельма Оттилиана Ловиса Лагерлеф – шведская писательница, первая женщина, получившая Нобелевскую премию по литературе (1909). Центральное произведение Л. – сказка «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции» (1906-1907) в увлекательной форме рассказывала детям о Швеции, ее географии и истории, легендах и культурных традициях. В 1909 году Л. была удостоена Нобелевской премии по литературе «как дань высокому идеализму, яркому воображению и духовному проникновению, которые отличают все ее произведения». Большинство ее произведений было экранизировано. Среди них: романы «Сага о Йосте Берлинге» (1891), «Иерусалим» (1901-1902),

«Деньги господина Арне» (1904), «Возница» (1912), «Император Португальский» (1914), трилогия о Левеншельдах: «Перстень Левеншельдов» (1925), «Шарлотта Левеншельд» (1925), «Анна Сверд» (1928), др. Глубоко потрясенная началом Второй мировой войны, а также разразившейся советско-финляндской войной, она пожертвовала свою золотую нобелевскую медаль Шведскому национальному фонду помощи Финляндии. Правительство нашло необходимые средства другим способом, и медаль была возвращена писательнице.

Ле Пренс, Луи Эме Огюстен (1842-1890) – французский изобретатель и кинооператор, работавший в Англии. В 1888 году он первым в истории запатентовал свою кинокамеру, с помощью которой снял самый старый из сохранившихся фильмов. На рулоне светочувствительной бумаги он запечатлел сад своего тестя со скоростью 10-12 кадров в секунду.

Лемли, Карл (1867-1939) – американский продюсер, пионер кинопроизводства и основатель студии «Юниверсал». На счету Л. более 400 фильмов. Эмигрировал из Германии в США в 1884 году и работал офисным клерком в течение 20 лет. Начинал свою карьеру в кинобизнесе, как владелец приобретенных по дешевке обшарпанных никельодеонов. В 1912 году основал вместе с партнерами “Universal Motion Picture Manufacturing Company”, которая вскоре обосновалась на обширной территории в Долине Сан-Фернандо.

Линдер, Макс (1883-1925) наст. имя Габриэль-Максимилиан Левьель – французский актер, один из крупнейших комиков мирового кино. Создал себе псевдоним, использовав имена двух ведущих актеров театра «Варьете» – Макса Дирли и Марселя Линдера. Учился в консерватории в Бордо. Играл в парижских театрах. Начиная с 1905 года снимался в фильмах фирмы «Патэ» («Первый выход ученика», др.). С 1910 года в каждую программу «Патэ» входил, как минимум, один фильм с участием Л. Каждую неделю актер создавал новую короткометражную ленту. В 1910-13 гг. Л. совершил триумфальное турне по Германии, Испании и России, во время которого его выступления на сцене перемежались демонстрацией фильмов. С 1912 года начал сам ставить фильмы. После Первой мировой войны снимался во Франции, США, Австрии, однако его фильмы уже не пользовались прежним успехом. Тяжело переживая неудачи, Линдер заболел нервным расстройством и покончил жизнь самоубийством, вскрыв свои вены. См. материалы занятия N 14.

Ллойд, Гарольд Клэйтон (1893-1971) – американский актер и режиссер,

один из наиболее популярных и влиятельных комиков в истории кино. В 1913-1947 гг. Л. снялся примерно в 200 юмористических фильмах, как немых, так и звуковых. Он с детства играл в театре, а после переезда семьи в Калифорнию начал сниматься в комедиях. Вскоре Л. начал сотрудничать с кинокомпанией Эдисона и в конечном итоге вступил в партнерство с продюсером и режиссером Хэлом Роучем. В 1918 году Л. начал выступать в образе Гарольда, который пришел на смену его «Одинокому Люку». Позднее окончательно сложился комедийный герой Л., завоевавший мировую известность – хорошо воспитанный молодой человек, с упорством и невозмутимостью добивающийся своей цели. Наиболее известные фильмы Л.: «Бабушкин внучек» (1922), «Наконец в безопасности» (1923), «Женобоязнь» (1924). Смотри материалы занятия N 17.

Ломбард, Кэрол (1908-1942) наст. имя Джейн Элис Питерс – американская актриса. Начала сниматься в 12-летнем возрасте, получив приглашение на роль сестры главной героини от режиссера Аллана Дуана («Идеальное преступление»). Затем она сыграла в нескольких успешных фильмах студии «Фокс», но попала в автокатастрофу. Половина ее лица так и осталась парализованной. Тем не менее, после пластической операции Л. возобновила актерскую карьеру на студии Мака Сеннетиа «Кистоун», и за полтора года снялась в 13 короткометражных комедиях. Вслед за ними последовали приглашения к полнометражным картинам от «Патэ» и «Парамаунт», превратившие Л. в одну из самых высокооплачиваемых звезд Голливуда. Л. довольно легко преодолела барьер звука, снявшись в фильме «Высокое напряжение» (1929), но наибольший успех ей принесла роль Айрин Баллак в фильме «Мой слуга Годфри» (1936), которая была увенчана номинацией на «Оскар». Тем не менее, злой рок продолжал преследовать актрису, и в 1942 году Л. погибла в авиакатастрофе. Американский Киноинститут включил ее имя в список 100 величайших звезд кино под номером 23. С 1939 года и вплоть до своей смерти Л. была замужем за Кларком Гейблом.

Лэнгдон, Гарри (1884-1944) – американский комедийный актер, получивший прозвище «грустный клоун». Начинал восход к славе с участия в водевилях, став со временем настоящим премьером. Довольно часто его известность на эстраде сравнивали с чаплиновской в кино. В юности Л. торговал газетами, чтобы проводить мини-выступления у себя в районе. Впервые появился на экране в 1924 году, мгновенно завоевав успех у публики. На его актерском счету – более 100 фильмов. Выступал также в качестве сценариста, режиссера и продюсера. Сегодня Л. фактически забыт, и о нем вспоминают, как правило, в связи с его сыном, тоже Гарри Лэнгдоном, всемирно известным фотографом.

Лэски, Джесси (1880-1958) - один из пионеров американского кинематографа, продюсер, основатель студии «Парамаунт» (совместно с А.Цукором). Перепробовав массу работ, начал выступать на сцене в водевилях, и в этом качестве был приглашен к съемкам, как актер. Когда его сестра Бланш вышла замуж за продюсером Сэмюэля Голдвина, Л. объединился с ним и режиссером Сесилом Б. Де Миллем. В результате они учредили “Jesse Lasky Feature Play Company”. В настоящее время в бывшем офисе этой компании расположен Музей наследия Голливуда. В 1916 году Л. объединился с кинокомпанией Адольфа Цукора “Famous Players”. На этой базе была создана влиятельная в дальнейшем “Famous Players-Lasky Corporation”. В 1927 году Л. стал одним из 36 «отцов» Киноакадемии. В годы Великой Депрессии финансовые проблемы заставили Л. объединиться с компанией Мэри Пикфорд (1933), но этот союз оказался очень непрочным. До 1945 года Л. работал как обычный продюсер, пока вновь не основал собственную компанию. Свой последний фильм «Великий Карузо» он выпустил в 1951 году.

Люмьер, Луи Жан (1864-1948) – изобретатель «кинематографа», родоначальник кинодокументалистики (совместно со своим братом Огюстом), член Парижской Академии Наук (с 1919 года). В то время как Огюст Люмьер исполнял в основном роль организатора и менеджера, Луи больше занимался технической стороной кинематографа и изобретательством. Смотри материалы занятия N 2.

Магнуссон, Карл (1878-1948) - основатель крупнейшей шведской киностудии «Свенск фильминдустри» (первое время она называлась «Свенска био»). Оставался ее руководителем до 1928 года. Вместе со своим главным оператором Юлиусом Йенсоном являлся завзятым кинохроникером и репортером, и потому вопреки господствующей в Европе практике часто снимал на натуре, а не в павильоне. Не боялся естественного фона, делая природу активным элементом сюжета. В 1905 году выпустил короткометражную ленту «Опасности жизни рыбака», снятую на море во время шторма. Спустя несколько лет поразил американцев, приехав в Нью-Йорк с группой актеров для съемок на Бродвее в часы пик. В то время ни одна американская студия не могла похвастаться такими съемками. Магнуссон и Йенсон передали другим шведским режиссерам свое умение работать на натуре и соединять натурные сцены с павильонными. М. активно сотрудничал со стокгольмским театром и поставил множество исторических драм в стиле «Убийства герцога Гиза». В 1911 году М. пригласил на студию молодого театрального актера и режиссера Морица Стиллера, а годом позже – актера Виктора Шестрема. Стиллер сразу же взялся за режиссуру. Шестрем поначалу только играл, но затем и он встал за камеру, не отказавшись от актерской деятельности. Дебюты обоих постановщиков были довольно скромны, хотя уже ранние их фильмы отличались необыкновенным по тем временам пониманием законов кинематографа.

Майбридж, Эдвард (1830-1904) – английский фотограф, известный в первую очередь получением первых «движущихся картинок» благодаря использованию нескольких фотокамер. Изобрел «зоопраксиноскоп» - устройство для проектирования фильмов, которые существовали до появления целлулоидной пленки.

Майер, Луис Барт (1884-1957) наст. имя Лазарь Меир – уроженец Минска, один из основателей и глава голливудской киностудии “Metro-Goldwyn-Mayer” (MGM). Автор идеи создания Академии киноискусств и наук. Как руководитель отличался предельной жесткостью. В то же время его называют творцом плеяды кинозвезд “МGM” ее золотых лет, о которых говорили, что их больше, чем на небе. Создал целую империю развлечений.

Маджи, Луиджи (1867-1946) – итальянский режиссер, сценарист и актер. Сын актера Нино Маджи. Поначалу Луиджи работал в печатной мастерской и был актером любительской труппы, игравшей пьесы на пьемонтском диалекте. В 1906 году он стал режиссером кинокомпании «Амброзио». Ему принадлежит часть первых как драматических, так и комических фильмов, выпущенных этой студией. В 1908 году М. снял фильм «Последние дни Помпеи». Оператор Роберто Оменья создал ряд эффектных трюков, упрочивших всемирный успех этой картины, признанной подлинным шедевром. К числу самых известных работ М. относятся фильмы «Золотая свадьба» (1911), «Сатана» (1912), «Колокола смерти» (1913). Позднее он экранизировал «Свадьбу Фигаро» и «Севильского цирюльника», однако эти ленты не пользовались успехом. «...Эволюция кино опередила этого крупного режиссера, который содействовал взлету итальянского кино своей постановкой «Последних дней Помпеи» и оказал глубокое влияние на мировое кино (в частности, на Гриффита) своими фильмами «Золотая свадьба» и «Сатана...» (Жорж Садуль).

Марей, Этьен-Жюль (1830-1904) – французский физиолог, врач-кардиолог и изобретатель, президент французской Академии Наук (с 1895 г.). Один из основоположников фотографии. Внес значительный вклад в появление кинематографа. Внимание ученого особенно привлекало точное фотографическое изображение движения – в первую очередь животных.

Марш, Мэй (1894-1968) – американская киноактриса. Работала продавщицей, но затем последовала примеру старшей сестры и уже в возрасте 15 лет дебютировала в фильме «Рамона» (1910) с Мэри Пикфорд в главной роли. В последующие годы много работала с Гриффитом («Юдифь из Бетулии», «Нетерпимость», др.). Сотрудничая с Маком Сеннетом и Гриффитом, снималсь в 15 картинах ежегодно. Одной из самых успешных ее ролей стала Флора Камерон, юная сестра, дожидающаяся двоих братье с войны, в фильме «Рождение нации» (1915). Несмотря на крах «Нетерпимости», подписала контракт на $2.500 в неделю с Самуэлем Голдвиным, но ни один из последующих фильмов не смог повторить успеха двух предыдущих работ.

Мельес, Жорж (1861-1938) – французский предприниматель, режиссер, иллюзионист, один из основоположников мирового кинематографа, изобретатель основных приемов трюковой съемки, постановщик кинофеерий "Путешествие на Луну" (1902), "Путешествие через невозможное" (1904), "Завоевание полюса" (1912), а также инсценировок реальных современных событий: "Морской бой в Греции" (1897), "Коронация Эдуарда VII" (1902) и др. Снял около 4000 фильмов. Смотри материалы занятия N 2.

Мюзидора (1889-1957) – псевдоним французской актрисы, режиссера и продюсера Жанны Рок. Мюзидора (др. греч. «подарок муз») начала выступать на сцене в театрах «Монпарнас», «Гренель» и «Гобелен». В 1914 году стала играть в «Фоли-Бержер» в небольших скетчах. Там ее и заметили Леон Гомон и Луи Фейад, искавшие актрису для фильма «Жизнь девы Марии». Снималась в кино с 1914 года. Но настоящий успех впервые пришел к ней благодаря фильму «Тяжкий крест» (1914), в котором она играла вместе с Рене Наварре, исполнителем главной роли в сериале «Фантомас».

В дальнейшем снялась в 52 фильмах. Выступала также в качестве сценариста («Бродяжка, 1918) и режиссера («Винсента», 1919) фильмов со своим актерским участием, писала книги, занималась продюсерской работой. Самая знаменитая ее роль – авантюристка Ирма Веп в сериале «Вампиры» (1915) Луи Фейада. «…Я решительно заявляю, что строила свою игру на жизненных наблюдениях и играла правдиво, с абсолютной искренностью. Мой «немой текст» на экране я создавала по указаниям Фейада. Я научилась так точно передавать его замысел, что нам никогда не приходилось снимать сцены второй раз, и мы с чистым сердцем считали, что поступаем правильно…» (Мюзидора).

Мюррей, Мэй ((1889-1965) – американская киноактриса, сценарист и танцовщица в знаменитом кабаре «Зигфилд Фоллиз», заслужившая прозвища “The Girl with the Bee-Stung Lips” («Девущка с ужаленными пчелами губами») и «Гардения экрана». Ее первая знаменитая роль была сыграна в фильме Штрогейма «Веселая вдова» (1925). На экране М. создала тип наивного, но испорченного подростка. Ее четвертым по счету мужем стал грузинский режиссер Давид «Принц» Мдивани. Вскоре они разошлись, и карьера актрисы пошла на резкий спад, хотя она предпринимала многочисленные, но неудачные попытки вернуться на большой экран.

Наварре, Рене (1877-1968) – французский киноактер, один из самых успешных исполнителей своего времени. С 1911 года снимался в фильмах Луи Фейада. В 37-летнем возрасте стал первым в истории Фантомасом (1913), что принесло ему поистине ошеломительный успех. За неделю проката фильм посмотрело 80 тысяч зрителей! В продажу поступили миллионы статуэток Наварре в роли Фантомаса, выпускались манекены Фантомаса в натуральную величину, именем «Фантомас» нарекались корабли, рестораны и скаковые лошади. Этот персонаж стал очень популярен в кругу парижских сюрреалистов. Гийом Аполлинер основал «Общество друзей Фантомаса», к которому присоединились Жан Кокто, Андре Бретон, Поль Элюар, Луи Арагон, Рене Магритт и другие интеллектуалы. В сентябре 1913 года вышел второй фильм «Жюв против Фантомаса», через два месяца – «Мертвец-убийца», в феврале и мае 1914 годжа – «Фантомас против Фантомаса» и «Мнимый судья». Все они закупались иностранными фирмами. Ателье Александра Ханжонкова в Москве подготовило их к прокату в России. Однако триумфальное шествие этого сериала прервала Первая мировая война. Параллельно со съемками «Фантомаса» Наварре играл во многих фильмах, в частности в детективном сериале «Шери-Биби» (1919) по книгам Гастона Леру. Тремя годами ранее Леру, автор романа «Призрак оперы» (1910), написал специально для Наварре, жившего с ним по соседству в Ницце, свой первый сценарий. В 1918 году Н. занялся режиссурой, а через год вместе с Леру основал в Ницце кинокомпанию, названную “Cineromans”.

Назимова, Алла (1879-1945) наст. имя Мириам Левентон – американская актриса театра и кино, продюсер и сценарист российского происхождения. В 1906 году после окончания театральных гастролей осталась в США, и подписала контракт с театральным продюсером Ли Шубертом. Добившись большой популярности на подмостках Бродвея, в 1915 году сыграла главную роль в антивоенном драматическом спектакле «Невесты войны» — истории о женщине, которая, потеряв в Первой мировой войне двоих братьев, стала организовывать антивоенные акции протеста, в результате чего попала в тюрьму и там застрелилась. Игра актрисы привлекла внимание продюсера Льюиса Селзника, который захотел снять фильм по мотивам этой пьесы. В 1916 году состоялся кинодебют 37-летней Назимовой. Популярность фильма обеспечила ей пятилетний контракт с MGM на невероятно выгодных условиях. Не прекращая играть в театре. Н. снялась в главных ролях в мелодрамах «Чудесное явление», «Игрушки судьбы» и «Око за око» (1918), и во всех трех картинах неизменным партнером актрисы становился ее любовник Чарльз Брайант, с которым она жила в гражданском браке с 1912 года. В начале 1920-х годов карьера Н. пошла на спад, а после провала «Саломеи» (1923), снятой на ее собственные средства, она вернулась в театр, где ей продолжала сопутствовать слава. На киноэкраны Н. вернулась в начале 1940-х, сыграв после 15-летнего перерыва в пяти картинах.

Негри, Пола (1897-1987) наст. имя Барбара Аполония Халупец – киноактриса польского происхождения, звезда и секс-символ эпохи немого кино. Став примой польского театра, взяла псевдоним «Пола Негри» от имени итальянской поэтессы Ады Негри. В 1918 году снялась у киевского режиссера Виктора Туржанского в фильме «Суррогаты любви». Затем актриса отправилась в Берлин, где работала с режиссером Максом Рейнхардтом и снималась в фильмах Эрнста Любича («Глаза мумии Ма», 1914, «Мадам Дюбарри», 1919, др.). В 1923 году вместе с Э.Любичем отправилась в Голливуд, где подписала контракт со студией «Парамаунт». Снималась в Америке по 1934 год («Женщина из Москвы», 1928, в роли княгини Федоры). Первоначально выступала в амплуа женщин-вамп. Однако ее героини, в отличие от многих исполнительниц таких ролей, вызывали у зрителей сочувствие («Страдающая вамп»). Была обручена с Чаплиным, но рассталась с ним ради Валентино. В начале 1930-х годов вернулась в Германию, где ее заметил Гитлер. Когда Геббельс отстранил актрису от работы в кино, подозревая, что она еврейка, Гитлер отменил решение своего министра. В 1941 году вернулась в Америку, где продолжала сниматься до середины 1960-х годов. Умерла в возрасте 93 лет.

Нибло, Фред (1874-1948) наст. имя Фредерик Лидтке – американский кинорежиссер. Начинал карьеру в театре, играя в водевилях. Первые свои фильмы снял в Австралии. Как голливудский режиссер прославился постановкой «Знака Зорро» (1920) и «Трех мушкетеров» с участием Дугласа Фэрбенкса, а затем снял Рудольфо Валентино в фильме «Кровь и песок» (1922). Еще большую известность принес ему «Бен-Гур» (1925), особенно благодаря рекордному масштабу этой постановки. Развивая успех, Н. снял Грету Гарбо в ее второй американской картине «Дама с камелиями» (1926). В 1927 году Н. оказался в узком кругу особо близких Луису Майеру людей, которых он посвятил в свой замысел создания Киноакадемии. Поэтому Н. можно считать одним из ее основателей.

Нильсен, Аста (1881-1972) – датская актриса, одна из первых суперзвезд мирового экрана . Дочь прачки и котельщика. С 1901 года выступала в театрах Копенгагена и других городов. В 1910 году впервые снялась в кино («Бездна»). Мировую известность получил созданный ею тип роковой женщины («вамп»), который надолго утвердился в кино. Уверенный в блистательном будущем актрисы, продюсер Хьялмар Давидсон предложил ей баснословные гонорары и прекрасные условия для работы, если она позволит его кинокомпании «Унион» распоряжаться ее талантом по своему усмотрению. Нильсен согласилась, переехала в Берлин, и с 1911 года начала сниматься в фильмах, которые имели в годы войны такой успех, что и французские и немецкие солдаты украшали свои блиндажи ее фотографиями. То, что они чувствовали только смутно, Гийом Аполлинер выразил в патетической тираде: «Она - это все. О ней грезит пьяница, о ней мечтает одинокий мужчина. Она смеется, как ополоумевшая от счастья девчонка, а в глазах ее столько нежности и знания жизни, что даже не надо говорить о ней", и т. д.». Среди лучших ролей Нильсен: Настасья Филипповна («Идиот», 1921), Юлия («Фрекен Юлия», 1921, по Ю. А. Стриндбергу), Гедда Габлер («Гедда Габлер», 1924, по Г. Ибсену), Мицци («Безрадостный переулок», 1925). Среди особо известных работ Н. – интерпретация «Гамлета», в которой выдвигалось предположение, что Гамлет был женщиной. Она оставила кинематограф, когда в него пришел звук. После прихода Гитлера к власти (1933) Н. вернулась на родину, где до конца 1930-х гг. работала в театре. Написала мемуары «Безмолвная муза» (русск. пер. в 1971 г.). Умерла в возрасте 89 лет, вскоре после того, как в пятый раз вышла замуж.

Новарро, Рамон (1899-1968) наст. имя Хосе Рамон Саманьегос – американский киноактер мексиканского происхождения. В 1916 году он прибыл в Лос-Анджелес вместе со всей семьей, бежавшей от революции. Первоначально выступал в качестве танцора и учителя музыки. С 1917 года снимался исключительно в массовке, пока Рекс Ингрем не пригласил его на роль второго плана в фильме «Пленник Зенды» (1922). Ингрем и предложил актеру взять псевдоним Новарро. В течение четырех лет он снимался у этого режиссера, как правило, в дуэте с его женой Алис Терри. Большой успех выпал на долю фильма «Скарамуш» (1923), после которого Н. стали называть «Новым Валентино». В 1925 году Н. сыграл свою самую знаменитую роль – Бен-Гура в фильме «Бен-Гур: Сказание о Христе». В эру звука Н. отметился такими картинами, как «Зов плоти» (1930), в которой он пел и танцевал, однако его популярность постепенно угасала. Даже съемка в успешном фильме «Мата Хари» (1931), где его партнершей была сама Грета Гарбо, не спасла его карьеру. В 1935 году он был вынужден покинуть Голливуд и искать счастья на бродвейской сцене, однако его падение продолжилось. В начале 1940-х годов Н. вернулся в Голливуд, где довольствовался эпизодическими ролями. В 1968 году грабители зверски избили его в Лос-Анджелесе. На следующий день Н. был найден мертвым на улице.

Норманд, Мэйбл (1892-1930) – американская комедийная актриса, а также сценарист и продюсер. Достигла большой популярности благодаря фильмам, снятым на студии «Кистоун» Мака Саннета. На пике своей карьеры в начале 1920-х годов стала владелицей собственной киностудии. В 1920-х годах ее имя фигурировало в деле об убийстве актера Уильяма Дезмонда Тэйлора. Этот скандал, а также заболевание туберкулезом способствовали закату карьеры Н. Считается, что именно она является автором номера с запусканием кремового пирога в лицо. Впервые Н. осуществила это на съемочной площадке фильма «Шум из глубины» (1913), когда пирог полетел в лицо Роско Арбэкла.

Ньепс, Жозеф Нисефор (1765-1833) – французский изобретатель, первооткрыватель фотографии. В 1822 году впервые в истории получил фиксированное фотоизображение – «Накрытый стол». Истратил все деньги, полученные по наследству, на различного рода изобретения, ни одно из которых не сделало его богатым.

О’Нил, Уна (1925-1991) – дочь писателя Юджина О’Нила, лауреата Нобелевской премии по литературе, четвертая и последняя жена Чарльза С. Чаплина. В 17 лет начала актерскую карьеру. Вскоре познакомилась с Чаплиным, за которого и вышла замуж в 1943 году, несмотря на 36-летнюю разницу в возрасте. Этот брак продолжался 35 лет, вплоть до самой смерти режиссера.

Пастроне, Джованни (1883-1959) – итальянский режиссер, сценарист, продюсер, актер, киноинженер. Работал под псевдонимом Пьеро Фоско. Один из крупнейших деятелей итальянской кинематографии, руководивший с 1908 года фирмой «Итала». В роли режиссера оказался случайно. Добился широкой известности благодаря фильму «Падение Трои» (1910). Его самым значительным произведением является полнометражная лента «Кабирия» (1914), которая во многом оказалась революционной с технической точки зрения. П. вместе с испанским оператором Сегундо де Шомоном сумел мастерски построить движения людей и предметов, добиваясь эффекта монументальности в массовых сценах. Новым в кинематографической технике было умелое использование макетов, панорам, а также применение тележки “carello”, на которую устанавливали камеру. Он также ввел такие технические приемы, как прямолинейное и зигзагообразное движение камеры, ее приближение и удаление от объекта съемки. «Этот делец был прежде всего крупным предпринимателем и осуществлял общий надзор за выпуском большинства фильмов «Итала», не принимая личного участия в их постановке. В некоторых отношениях его можно сравнить с американцами Инсом, Сеннетом или с французом Зекка, но с той существенной разницей, что Пастроне, человек высокой культуры, в «Кабирии» проявил сознательное стремление к художественной выразительности» (Жорж Садуль). См. материалы занятия N 11.

Наши рекомендации