Выбор цвета одежды в зависимости от цвета волос.
Брюнетам подходят в основном теплые цвета. Они могут носить одежду ярких цветов с меньшей опасностью того, что эти цвета будут подавлять их внешность. Светлые цвета при этом должны быть теплыми и не очень бледными, так как пастельные тона делают брюнетку грубее; в сочетании с кожей кремовый цвет лучше белого. Брюнетам с красноватым оттенком лица подходят черный и темные цвета, а также теплые. Брюнеты с оливковым цветом кожи могут заметить, что теплые цвета (приглушенные и чистые) выявляют необычный цвет кожи; зеленый низкого (темного) или среднего тона делает оливковую кожу светлее, белее. Многим брюнетам подходят темно-красные, темно-коричневые и бежевые цвета.
Блондины имеют более утонченную цветовую гамму внешности, чем брюнеты, и это должно быть подчеркнуто цветом одежды. Холодные пастельные тона больше, чем кому-либо, идут блондинкам. Темные тона составляют приятный контраст со светлыми волосами и они кажутся еще светлее. Наиболее подходящие для них цвета: синие, зеленые, фиолетовые, черный и белый — также хороши. Если окраска волос бледная, тогда даже холодные цвета должны быть приглушены, ярким же блондинкам хорошо подходят и некоторые тона красного цвета. Нежно- или ярко-розовый светлого тона, коричневый и красный темных тонов цвета обычно ограничивают ряд теплых цветов, подходящих блондинкам. Цвета нейтральных тонов блондинкам обычно не подходят, серый обычно лучше бежевого. Если костюм выдержан в нейтральных тонах, для акцента добавляется какой-либо подходящий цвет.
Рыжеволосым к лицу все тона и комбинации коричневого цвета. Они с успехом могут носить одноцветный костюм в коричневых и бежевых тонах, не опасаясь казаться блеклыми, как блондинки и некоторые брюнетки в этом случае. Распространенная ошибка, которую делают рыжеволосые девушки при подборе цветов, — это употребление в костюме ярко-зеленого цвета. По закону сочетания контрастных цветов зеленый должен подходить, но интенсивность его при этом должна быть снижена. Лучшим выбором будут оливково-зеленый, темный сине-зеленый; красный любого тона чистого цвета вряд ли подойдет, красно-оранжевый тем не менее может быть хорош. Если рыжие волосы дополняются бледной кожей и голубыми глазами, хорошо подойдут сочетания теплых цветов с холодными; бежевый подойдет отлично. Темно-серый тон также подчеркивает яркость волос; черный заставляет рыжие волосы казаться золотистыми; кремовато-белый подойдет к темному тону волос и кожи лучше чисто белого цвета.
Коричневые волосы, среднего тона кожа и серые или голубые глаза — такова цветовая гамма индивидуальной окраски большинства людей. Таким людям подходят теплые цвета, но холодные — предпочтительнее, так как они лучше гармонируют с цветом глаз, кожи и контрастны цвету волос. Использование одновременно и теплых и холодных тонов, позволяет расширить комбинации цветов и подобрать наиболее интересное цветовое решение костюма. Особенно хороши фиолетовые тона — чисто-фиолетовый, красно-фиолетовый или сине-фиолетовый. Если индивидуальная окраска такого типа человека не яркая, тона следует подбирать осветленные или утемненные, с добавлением белого или черного цвета.
Средне-коричневые волосы, средней смуглости кожа, карие или ореховые глаза составляют другой тип внешности, сходный с первым. Такая окраска несколько теплее, чем при таких же волосах и коже, но голубых глазах. Наиболее явной ошибкой людей с такой внешностью будет подбирать себе цвета, подходящие брюнеткам. Возможно, теп-лые цвета будут лучше других подходить им, а желтый будет идти больше, чем людям другого типа. Из нейтральных цветов бежевый подходит больше, чем серый; белый и черный цвета требуют обычно цветных дополнений.
Светлая кожа, серые, зеленые или голубые глаза и темные волосы, иногда черные, составляют иной тип внешности. Здесь снова подходят как теплые, так и холодные цвета. Холодные цвета лучше сочетаются с цветом кожи и глаз и могут быть достаточно яркими; пастельные не будут выразительны. Черный цвет особенно выразителен, если волосы темно-коричневые или черные. Контрасты черного с белым или резкие контрасты цветовых тонов очень идут этому типу людей. К цвету волос хорошо подходят нейтральные цвета.
Темная кожа, темные волосы и голубые, серые или зеленые глаза — это следующее промежуточное сочетание. Волосы и глаза как у предыдущего типа, но вместо светлой кожи — темная. Таким людям подходят яркие тона теплых и холодных цветов. Хна, ярко-красный, ярко-синий и насыщенный оливково-зеленый хорошо подходят. Все пастельные тона смотрятся блекло и их следует избегать. Черный цвет обычно к лицу, а белый подчеркивает темный цвет кожи.
Блондинкам с карими глазами и светлой кожей (одно из двух промежуточных сочетаний, которыми могут обладать блондинки) к лицу теплые цвета, которые не идут голубоглазым блондинкам. Бежевый, бледно-желтый и коричневый цвета смотрятся выразительно. Подбор других теплых цветов уже сильнее зависит от оттенка волос.
Светло-русые волосы, голубые, серые или зеленые глаза и очень темная кожа — второй средний тип блондинок. В то время как цвет кожи очень ярок, цвет волос и глаз — бледный. Из холодных цветов таким людям больше всего идет приглушенный средне-зеленый цвет, из теплых — темно-розовый и темно-красный. Если кожа не желтоватая, подходят некоторые тона фиолетового цвета. Бежевый тон подходит лучше серого, даже самого темного. Черный, белый и нейтральные цвета должны сопровождаться цветным пятном.
Цвета, которые действительно подчеркивают красоту человека, должны преобладать в костюме, дополненные употребимыми цветами для разнообразия и при полном исключении тех цветов, которые не идут.
4. Монохромные композиции в костюме.
Неисчерпаемы художественные возможности монохромных композиций костюма.
Монохромная композиция костюма открывает широкие возможности создания единого художественного целого, например в повседневном костюме.
Здесь приобретает большое значение сочетание фактур, влияние их на восприятие цвета. В монохромном решении с успехом могут использоваться одновременно пастельные, приглушенные и достаточно яркие тона. Успех зависит также от соотношения размера цветовых пятен разной светлоты. Приглушенные тона дают хороший эффект даже при использовании их в большом количестве в сочетании с пастельными тонами того же цвета. Акцентом в костюме может служить дополнение более яркого тона или даже почти чистого цвета.
Сочетание пестрой ткани с однотонной будет красивым в том случае, когда один из цветов пестрой расцветки повторяет цвет однотонной ткани. Например, костюм бутылочно-зеленого цвета, а в пестрой (костюмной) блузе главный из цветов тот же бутылочно-зеленый.
Цвет сам по себе играет доминирующую роль в костюме. Настолько же важен цвет обуви, сумок и других предметов, дополняющих костюм. Цвет обуви обобщает, дополняет, завершает цветовую гамму костюма.
Тема 8. Стилевое решение костюма
1. Понятие стиля, его виды
Стиль – это устойчивое единство образной системы, выразительных средств, характерное своеобразие тех или иных совокупностей явлений искусства, будь то крупная художественная эпоха, отдельное художественное направление или манера отдельного художника.
Стиль – это идейная и художественная общность изобразительных приёмов в искусстве определённого периода, в отдельном художественном направлении или манере отдельного художника.
Взаимосвязь стиля и моды очевидна, однако стиль является более устойчивым критерием одежды. Недаром великая Габриэль Шанель утверждала: “Мода приходит и уходит, а стиль остаётся”.
В отличие от исторически сложившихся стилей (классицизм, ампир, ренессанс), которые существовали в моде веками, сегодня в чистом виде стиль встречается не часто. Последним «большим художественным стилем» считается модерн. Современная мода отличается разнообразием стилей. Однако существует общая тенденция, которая заключается в отказе от атрибутов ранее существовавших стилей.
В настоящее время сформировались и прочно утвердились следующие стили в костюме: классический, спортивный, фантазийный. Кроме того, внутри каждого большого стиля развиваются микростили, которые могут изменяться, дополняться в зависимости от модных тенденций. Каждый сезон модные издания пропагандируют новые стили, каждый дизайнер стремиться создать свой стиль. На появление новых стилей оказывает влияние изобретение новых материалов и способов обработки.
2. Особенности композиции костюма классического стиля
Классический стиль отличается сдержанной простотой линий, лаконичным кроем, деликатным цветовым решением, достаточно строгим образным звучанием в целом. Одежда этого стиля привлекает внимание высоким качеством исполнения, использованием добротных и благородных по качеству тканей (натуральных или близких к натуральным). Вещи, выполненные в данном стиле, не теряют своей актуальности в течение нескольких сезонов.
Особенности классического стиля:
• силуэты: прямой, прилегающий, полуприлегающий;
• пропорции соответствуют пропорциям фигуры человека; линия талии на естественном уровне; линии, образующие форму, лаконичные в основном вертикальные;
• сочетания цветов характеризуются строгостью, спокойствием; ткани в основном однотонные или с едва заметной узкой полоской;
• воротники – английского типа или вообще отсутствуют; рукава – втачные только прямые и узкие; карманы – только прорезные;
• жакеты – без поясов с центральной застёжкой и только на пуговицы и петли; отделка почти отсутствует;
• юбки и брюки – прямые или чуть расклешённые, скроенные строго по основной нити, без складок; фасоны создаются только конструктивными линиями;
• блузки – небольшого объёма, горловина оформляется воротником, рукава втачные заканчиваются манжетами (мужского типа);
• дополнения украшения, макияж – сдержанные, спокойные, в тон основного материала.
На базе классического стиля путем комбинирования отдельных его элементов формируются различные микростили:
• английский стиль / в 80-х годах XIX века вошел в моду женский английский костюм, покроем напоминающий мужской (рис. 8.1, а);
• стиль Шанель / элегантно-практичные деловые костюмы из твида или джерси (рис. 8.1, б);
• стиль минимализм или пуризм / простота и стремление к комфорту (рис. 8.1, в);
• анимальный стиль / использование в качестве материала кожи и меха разнообразных животных (или тканей, имитирующих их) (рис. 8.1, г);
• клетчатый стиль («шотландка») / использование клетчатых тканей (рис. 8.1, д).
Рис. 8.1. Модели одежды в классическом стиле:
1 – английский стиль; 2 – стиль Шанель; 3 – стиль минимализм;
4 – анимальный стиль; 5 – клетчатый стиль
3. Особенности композиции костюма спортивного стиля
Одежда спортивного стиля характеризуется подчёркнутой свободой формы, обеспечивающей удобство человека в движении и в то же время подчёркивающей подтянутость, стройность, спортивность фигуры (облегающие формы). Используемые ткани отличаются хорошими гигиеническими свойствами: гигроскопичностью, водоустойчивостью и воздухопроницаемостью (натуральные и смесовые волокна).
Особенности спортивного стиля:
• силуэт прямой (с поясом или без него), реже полуприлегающий, для одежды, обтягивающей фигуру, – прилегающий;
• пропорции зависят от замысла модели и не всегда соответствуют пропорциям фигуры; линия талии может быть на естественном месте или смещена вниз к линии бёдер; линии, образующие форму чаще горизонтальные;
• объём одежды допускается несколько увеличительный; форма и покрой свободные и просторные, особенно в верхней части;
• сочетание цветов – тональное или контрастное; ткани – любые «тонкие» или «толстые», прочные формоустойчивые или эластичные, легко растягивающиеся; расцветка тканей отличается яркостью, контрастностью, активностью; допускается сочетание в одной модели тканей, различных по фактуре и цвету;
• воротники – всевозможные; рукава – всевозможные по форме и конструкции, могут быть с применением мягких складок, вытачек, рельефов, низ чаще всего обрабатывается на манжете;
• жакеты – чаще всего прямые, свободные с поясом или без него, а также могут быть с приталенной планкой по низу; фасон создается как конструктивными, так и декоративными линиями;
• отделки – спортивного характера и довольно эффектные (вышитые фирменные знаки, стежка, декоративная строчка); застёжка любая (чаще смещённая); множество деталей разных форм и размеров (карманы, клапаны, манжеты, погоны); “броская” фурнитура;
• юбки – со складками, прямые или расширенные, клиньевые, “плиссе”, “гофре”; брюки – различной длины и формы;
• блузки – свободные объёмы, рукава рубашечного покроя, разнообразные кокетки, планки, клапаны, манжеты;
• дополнения, причёска, макияж – могут быть естественные, нейтральные или резкие, яркие, модные (в зависимости от выбранной модели).
Спортивный стиль состоит из множества микростилей:
• стиль сафари — это чаще всего летняя одежда из льна, хлопка и джинсовых тканей (слово «сафари» обозначает экспедицию вглубь Африки) (рис. 8.2, а);
• деним или джинсовый стиль — это то шикарный, то экстравагантный, то спортивный, он идеален и для женщин и для мужчин (рис. 8.2, б);
• стиль милитари — военизированный стиль в спортивной одежде и одежде для отдыха (рис. 8.2, в);
• космический стиль / используются материалы, имеющие футуристический вид, цвет и крой являются второстепенными (рис. 8.2, г);
• стиль оп-арт (оптическое искусство) / используются ткани с геометрическими рисунками, абстрактными орнаментами, яркие, контрастирующие друг с другом цвета (рис. 8.2, д).
Рис. 8.2. Модели одежды в спортивном стиле:
1 – стиль сафари; 2 – джинсовый стиль; 3 – стиль милитари;
г – космический стиль; д – стиль оп-арт
4. Особенности композиции костюма стиля «фантази»
Одежда стиля “фантази” отличается большим разнообразием, декоративностью форм и деталей, а также сложным покроем, нарядностью отделки (мех, кружева, гипюр). Одежду шьют как из лёгких, воздушных, пластичных тканей (натуральный шёлк, вискоза), так и из жёстких формообразующих (парча, капрон). Характерной чертой стиля является подчёркнутая женственность подобной одежды.
Особенности стиля «фантази»:
• силуэты, линии и формы могут быть самыми разнообразными, от форм маленького объёма, плотно прилегающих к фигуре, до пышных форм, поддерживаемых при помощи каркасов;
• фасон создаётся как конструктивными, так и декоративными линиями, причём последние могут иметь доминирующее значение;
• особенностью одежды данного стиля является подчёркнутая декоративность и оригинальность композиции;
• пропорции одежды можно подчеркнуть пропорциями фигуры, а можно скрывать их; членение формы может быть асимметричным;
• отличительная черта данного стиля – линия подреза может быть под грудью или чуть ниже;
• рукава, воротники, карманы – разнообразные по форме и конструкции (“фонарик”, “летучая мышь”);
• сочетание цветов: от пастельных, светлых цветов до ярких, насыщенных;
• жакеты могут быть любого покроя и длины (фигаро, балеро, удлинённые до середины бедра и ниже);
• отделка / всевозможные драпировки, бахрома, воротники сложных фасонов, глубокие декольте, вышивки всех видов;
• юбки / предельно короткие или длинные до пола; предельно узкие или широкие;
• блузки / использование драпировок, подрезов, буф, различных покроев рукавов; детали отличаются разнообразием форм, характером отделок (рулик, кант, тесьма, кружево);
• застёжки / как на пуговицы и петли, так и на кнопки, молнии, всевозможные шнурки, завязки или свободный запах под пояс;
• дополнения, украшения, причёска, макияж могут быть необычные, образные, подчеркивать романтический характер одежды и создать индивидуальный образ женщины.
Стиль «фантази» состоит из различных микростилей:
• романтический стиль / женственный, кокетливый, сентиментальный, с использованием драпировок, декольте, воланов, оборок (рис. 8.3, а);
• стиль хиппи / полное отсутствие ограничений в гардеробе (рис. 8.3, б);
• стиль ретро / использование мотивов, деталей, приемов моделирования прошлых десятилетий (рис. 8.3, в);
• стиль винтаж / стройные силуэты, строгость форм, использование кружев и вышивки (рис. 8.3, г).
Одним из ярких проявлений стиля «фантази» является фольклорный стиль, иногда его выделяют в отдельное стилевое направление.
Фольклорный (этнический) стиль – это стиль, вобравший в себя элементы национальных костюмов практически со всего мира и соединивший их в целое. Фольклорный стиль сегодня – это заимствование не только приемов декоративного оформления одежды – отделок, вышивок, но и элементов и способов кроя, форм и предметов одежды. Народная одежда отличается рациональной простотой форм, в ней чувствуешь себя раскованно и свободно, она подразумевает близость к природе: уютные шали, платки, накидки, капюшоны, безрукавки, свободные теплые кофты, стеганки, дубленки, сборчатые юбки, многослойные комплекты и многое другое взяла мода из вековой сокровищницы национальной одежды народов мира.
Условно фольклорный стиль делится на следующие микростили:
• английское кантри – обобщенный образ одежды для загородных прогулок (рис. 8.4, а);
• стиль гаучи отражает черты народной одежды скотоводов-гаучо Южной Америки (рис. 8.4, б);
• японский стиль / характерны безупречные цветовые сочетания и лаконичные формы (рис. 8.4, в);
• скандинавский стиль / основа – простота и естественность (рис. 8.4, г);
• стиль экзотика / этнические узоры и богатство красок, теплые рыже-красные тона (рис. 8.4, д).
Рис. 8.3. Модели одежды в стиле фантази:
1 – романтический стиль; 2 – стиль хиппи; 3 – стиль ретро; 4 – стиль винтаж
Рис. 8.4. Модели одежды в фольклорном стиле:
1 – стиль кантри; 2 – стиль гаучо; 3 – японский стиль; 4 – скандинавский стиль; 5 – стиль экзотика
5. Особенности композиции одежды, построенной на смешении стилей
Эклектика – смешение различных стилей, сосуществование одновременно нескольких стилей. Эклектизм стал одной из важнейших характеристик культуры XX века, особенно его последней трети – культуры “постмодерна”, что оказало влияние и на моду, и на костюм.
В современной моде более не существует “хорошего вкуса”: джинсы стало возможным надевать со смокингом, жакет в стиле “Шанель” – с шортами. Свободно смешиваются различные элементы, развивается тенденция сочетания несочетаемого.
Но есть стили, которые легко и естественно соединяются в единое целое. Например, одежда классического стиля органично сочетается с романтической и спортивной (романтическая блуза и строгий костюм). Удачные варианты сочетаний даёт также соединение спортивного стиля с фольклорным, фольклорного с романтическим.
В последнее время эклектичность в одежде превратилась в модную тенденцию. Сочетается тончайший шёлк и грубое хлопчатобумажное полотно, натуральный мех и “застиранные” джинсы.
Мода уже не диктует готовые рецепты, а предлагает каждому из нас смело экспериментировать и из многообразия вариантов выбрать свой неповторимый стиль в одежде.
В стиле эклектика прослеживаются несколько микростилей:
• стиль фьюжн – поиск общего в различном (рис. 8.5, а);
• стиль гранж – соседство откровенно дорогих вещей с явно дешевыми (рис. 8.5, б);
• стиль китч – откровенная безвкусица становится принципом выбора (рис. 8.5, в);
• стиль кэжуаль – случайное сочетание предметов одежды (рис. 8.5, г).
Рис. 8.5. Модели одежды в смешанном стиле (стиль эклектика):
1 – стиль фьюжн; 2 – стиль гранж; 3 – стиль китч; 4 – стиль кэжуаль
Подведем итоги:
• Стиль – это устойчивое единство образной системы, выразительных средств, характерное своеобразие тех или иных совокупностей явлений искусства, будь то крупная художественная эпоха, отдельное художественное направление или манера отдельного художника.
• В настоящее время сформировались и прочно утвердились следующие стили в костюме: классический, спортивный, фантазийный. Кроме того, внутри каждого большого стиля развиваются микростили.
• Классический стиль отличается сдержанной простотой линий, лаконичным кроем, деликатным цветовым решением, достаточно строгим образным звучанием в целом.
• На базе классического стиля формируются различные микростили: английский, «Шанель», минимализм, анимальный, клетчатый.
• Одежда спортивного стиля характеризуется подчёркнутой свободой формы, обес-печивающей удобство человека в движении и в то же время подчёркивающей под-тянутость, стройность, спортивность фигуры (облегающие формы).
• Спортивный стиль состоит из множества микростилей: сафари, деним, милитари, космический, оп-арт.
• Одежда стиля “фантази” отличается большим разнообразием, декоративностью форм и деталей, а также сложным покроем, нарядностью отделки (мех, кружева, гипюр). Характерной чертой стиля является подчёркнутая женственность подобной одежды.
• Стиль “фантази” состоит из различных микростилей: романтический, хиппи, ретро, винтаж.
• Фольклорный (этнический) стиль – это стиль, вобравший в себя элементы национальных костюмов практически со всего мира и соединивший их в целое.
• Фольклорный стиль делится на следующие микростили: английское кантри, гаучи, японский, скандинавский, экзотика.
• Эклектика – смешение различных стилей, сосуществование одновременно нескольких стилей.
• В стиле эклектика прослеживаются несколько микростилей: фьюжн, гранж, китч, кэжуаль.