Музей истории Вены на пл. Карлсплатц
2000-летняя история Вены представлена в Музее истории Вены на Карлсплатц (47) (Wien Museum Karlsplatz).Здесь представлены картины (живопись эпохи бидермайера, произведения Климта, Шиле и Шенберга), инструменты, оружие, письменные документы, скульптуры и элементы строительных конструкций собора Св. Стефана – множество различных экспонатов.
вплоть до мебели эпохи бидермайера и фарфоровых статуэток. Самые древние экспонаты помнят прикосновения кельтов и древних римлян. Большая часть выставки посвящена истории Габсбургов. Можно увидеть два макета города Вены – 1854 и 1899 гг., а также экспозиции памяти Франца Грилльпарцера и Адольфа Лооса.
Само здание музея, созданное Освальдом Хэрдтлем в 1954-1959 гг., принадлежит к числу самых интересных построек Второй республики.
Венский Дом художников
Напротив Карлсплатц, рядом с Филармоническим обществом, находится Венский Дом художников (Künstlerhaus Wien) (48) – место проведения выставок Австрийского общества изобразительных искусств, образованного в 1861 г. Здесь на площади примерно 2000 м2 проводятся интересные мероприятия и сменяющие друг друга выставки. Мраморные статуи, встречающие посетителей на входе, – это скульптурные портреты Дюрера. Микеланджело, Рафаэля, Рубенса, Леонардо да Винчи, Веласкеса, Браманте и Тициана.
Площадь Шварценбергплатц
*Площадь Шварценбергплатц (Schwarzenbergplatz) (49) – важнейший транспортный узел центра австрийской столицы. В 1880 г. площадь была названа именем Карла Филиппа, князя Шварценбергского. В середине площади расположен фонтан «Высокий луч» (Hochstrahlbrunnen).По вечерам, расцвеченный огнями иллюминации, он представляет собой великолепное феерическое зрелище. Фонтан был открыт по случаю пуска в эксплуатацию венского водопровода. В 1945 г. перед фонтаном установили памятник Советскому солдату-освободителю.
С одной стороны площади привлекает взгляд дворец Шварценберг,творение отца и сына Фишеров Эрлахских, а с другой – величественное здание французского посольства.В 2003 г. на Шварценбергплатц были проведены масштабные работы по реконструкции и благоустройству. Площадь была заново распланирована, расширена и сейчас представляет собой очень цельно организованное пространство, движение транспорта по которому ограничено. Позади площади открывается грандиозный панорамный вид на дворец Бельведер.
ДВОРЕЦ БЕЛЬВЕДЕР
Замечательный барочный **дворец Бельведер (Schloss Belvedere) (50) построил себе в качестве летней резиденции принц Евгений Савойский. Сначала разбили большой парк, потом построили жилой дворец Нижний Бельведер, а позже – и дворец Верхний Бельведер, предназначенный для торжественных приемов и праздников. Принц Евгений стал народным героем благодаря заслугам при обороне Вены во время второй турецкой осады (1683 г.). Габсбурги пожаловали ему множество регалий, чинов и земельные угодья.
С террасы *Верхнего Бельведера(1721-1723 гг.) открывается чудесный вид на парк, Нижний Бельведер и город Вену – точно такой же, каким его запечатлел Каналетто на своем холсте в 1760 г Верхний Бельведер был задуман как парадный дворец, поэтому он и украшен так пышно. Здесь вы увидите четырех прекрасных атлантов работы Маттиелли (в Sala terrena.или лоджии),величественную парадную лестницуи потрясающий Мраморный зал(«Аллегория славы» – роспись потолка кисти Мартино Альтомонте).
Сегодня здесь размещается *Австрийская галерея XIX и XX веков –крупнейшее собрание австрийского искусства от бидермайера до реализма. Примечательна обширная коллекция картин эпохи венского бидермайера (третий этаж), например, работы Фердинанда Георга Вальдмюллера и Фридриха фон Амерлинга («Играющая на лютне», «Бахус и Ариадна»). Знаменитые произведения австрийской живописи размещены на втором этаже, в том числе крупнейшее в мире собрание картин Климта, а также шедевры Шиле и Кокошки.
Верхний Бельведер сегодня – это собрание живописи, включающее шедевры импрессионизма и венского Сецессиона.
Нижний Бельведер(1714-1716 гг.) служил принцу в качестве резиденции и поэтому был оформлен более скромно снаружи, но достаточно богато внутри. Сейчас в нем расположился *Австрийский музей барокко.В величественном Мраморном зале – множество живописных полотен кисти Франца Антона Маульберча. В Гротескном заленеизгладимое впечатление на вас произведут «Характеры» Франца Ксавье Мессершмидта. В Золотом кабинете (он же Зеркальный) поначалу поражает пышный золотой декор, отражающийся в многочисленных зеркалах, а потом на этом фоне вырисовывается могучая скульптурная группа работы Бальтазара Пермозера с фигурой принца Евгения в центре.
Между зданиями обоих дворцов находится чудесный *парк,разбитый Домиником Жераром и, как и Версаль, Петергоф, Нимфенбург и Шляйсхайм, украшенный террасами, фонтанами и многочисленными скульптурами.
В оранжерее,к западу от Нижнего Бельведера, находится *Музей средневекового австрийского искусства.Здесь представлена живопись и скульптура XII-XVI вв., в том числе алтарь из Зноймо, произведения Михаэля Пахлера и работы, относящиеся к так называемой Дунайской школе (1490-1540 гг.).
Жемчужина архитектуры барокко – великолепные стойла у Нижнего Бельведера, бывшая конюшня принца Евгения. В этом здании Сокровищница Средневековьядемонстрирует около 150 экспонатов средневекового религиозного искусства: шедевры настенной росписи, скульптуры, готические створчатые алтари.
Городской парк
Река Вена протекает через Городской парк (Stadtpark) (51),примыкающий к Рингштрассе. Зеленый массив площадью в 20 га разбит в английском стиле и украшен прудами, павильонами, лестницами, статуями и памятниками – в том числе Шуберту, Брукнеру и Иоганну Штраусу-сыну. Позолоченная бронзовая статуя Иоганна Штрауса-сынана фоне белой мраморной рамы (работа Эдмунда фон Хелльмера, 1921 г.) – самый излюбленный сюжет для фотографирования у гостей города. (В 2003 году копия этой скульптуры была установлена в Павловске под Санкт-Петербургом – прим. ред.). Рядом находится Курсалон (Kursalon,1865 г.). в котором часто устраивают вечера вальсов Иоганна Штрауса.