Глава 2.Особенности ответственности за плагиат

Введение

В настоящее времяпроблема плагиата при выполнении рефератов, курсовых и дипломных работ стала как никогда актуальной. Одной и чуть ли не самой главной причиной того стал научно технический прогресс, который имел благородную цель дать человечеству мгновенный доступ к информации любого вида и качества. Однако, как и многие другие изобретения человечества, доступ к мгновенному получению информации стал употребляться в ущерб интересов других граждан. Виной тому является недобросовестное использование предоставленной информации, нарушающее право владельцев данного объекта гражданских прав. В противовес этого законодательство защищает интересы правообладателей. Данную защиту мы можем наблюдать в виде гражданской, уголовной и дисциплинарной ответственности. Бесспорно, что плагиат в данный момент проник уже практически во всю сферу интеллектуальной собственности, однако в своей курсовой работе мне хотелось бы осветить лишь аспект, связанный именно с незаконным использованием информации при выполнении рефератов, курсовых и дипломных работ.

Целью данной курсовой работы является:

1) Дать точное толкование понятию «плагиат»;

2) Выявить особенности плагиата;

3) Определить пределы ответственности за плагиат.

Чтобы достичь намеченные цели, следует выполнить ряд задач:

1) Детально проанализировать законодательство Российской Федерации и судебную практику;

2) Изучить научную литературу по этому вопросу;

3) На основе полученных знаний проанализировать перспективу развития данной проблемы.

Выполняя поставленные мной задачи, я буду опираться на Российское законодательство и учебную литературу, в частности, на Гражданский Кодекс РФ (четвертая часть)[1], Уголовный Кодекс РФ (глава 19)[2], Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 марта 2009 года «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой ГК РФ», а также на локальные нормативные акты некоторых учебных учреждений и научную литературу.




Глава 1. Плагиат как форма нарушения авторских прав

§1.Источники правового регулирования отношений, возникающих в связи с плагиатом

Конституция Российской Федерации устанавливает, что каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, интеллектуальная собственность охраняется законом (п. 1 ст. 44 Конституции РФ). Пунктом 2 той же статьи предусматривается, что каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Разумеется, осуществляться данные права должны с соблюдением требования законодательства, в том числе регулирующего отношения по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности. При этом в соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции РФ правовое регулирование интеллектуальной собственности относятся к ведению Российской Федерации.

Отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений и объектов смежных прав, в настоящее время регулируются положениями части четвертой (раздела VII) Гражданского кодекса Российской Федерации, вступившей в силу с 1 января 2008 г. В главе 69 ГК РФ объединены общие положения, посвященные охране объектов интеллектуальной собственности. Непосредственно вопросам охраны авторских и смежных прав посвящены соответственно положения главы 70 и главы 71 ГК РФ. Кроме того, отдельные связанные с охраной авторских и смежных прав положения оказались также включенными в иные главы части четвертой ГК РФ. До вступления в силу части четвертой ГК РФ отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений и объектов смежных прав, регулировались значительным числом законодательных актов, которые прекратили свое действие после 1 января 2008 г.

Наряду с данным законодательством важнейшую роль играют международные договоры в области авторского права и смежных прав, в частности:

- Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. Российская Федерация стала ее участницей с 13 марта 1995 г.;

- Конвенция ВОИС[3] 1967 г. СССР стал членом ВОИС в 1968 г. Российская Федерация продолжает участвовать в этой международной организации;

- Женевская конвенция об авторском праве[4] (в ред. 1952 и 1971 гг.). СССР присоединился к этой Конвенции (в ред. 1952 г.) в 1973 г., а Российская Федерация (в ред. 1971 г.) - в 1995 г.;

- Римская конвенция[5]. Российская Федерация участвует в Римской конвенции только с 26 мая 2003 г.;

- Женевская фонограммная конвенция[6]. Российская Федерация участвует в ней с 13 марта 1995 г.;

- Брюссельская конвенция[7]. СССР стал участником Брюссельской конвенции в 1989 г., Российская Федерация продолжает оставаться членом этой Конвенции;

- Договор ВОИС об авторском праве 1996 года;

- Договор ВОИС об исполнениях и фонограммах 1996 г.;

- Соглашение стран СНГ о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав 1993 г.;

Совместно с международным законодательством данную область отношений также регулируется и локальными нормативными актами некоторых высших учебных заведений. Примером тому является Приложение №2 к правилам внутреннего распорядка ГУ-ВШЭ утвержденным Ученым советом ГУ-ВШЭ протокол № 17 от 27 февраля 2004 г. о порядке применения дисциплинарных взысканий при нарушениях академических норм в написании письменных учебных работ в Государственном университете – Высшей школе экономики[8]. Подобный локальный нормативный акт можно найти и в МГУ имени М.В.Ломоносова, там действует «Положение об обеспечении самостоятельности выполнения письменных работ в МГУ имени М.В.Ломоносова на основе системы «Антиплагиат»[9].

§2.Понятие плагиата

Как не странно, единственное упоминание данного термина встречается только в Уголовном Кодексе РФ, мне хотелось бы процитировать часть первую статьи 146 УК РФ «Присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю, - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев». Отсюда можно сделать вывод, что законодатель под словом «плагиат» признает лишь присвоение авторства, так как ни в одном ином нормативно правовом акте мы больше не встретимся с этим понятием, мне хотелось бы исследовать иные источники. Начать хотелось бы с толковых словарей, так в словаре Ожегова под плагиатом понимается «Выдача чужого произведения за свое или незаконное опубликование чужого произведения под своим именем, присвоение авторства»[10], если же мы обратимся к Большой Советской Энциклопедии, то там можно найти следующее «Плагиат - вид нарушения прав автора или изобретателя. Состоит в незаконном использовании под своим именем чужого произведения (научного, литературного, музыкального) или изобретения, рационализаторского предложения (полностью или частично) без указания источника заимствования. По советскому праву виновный несёт ответственность за плагиат в гражданском либо в уголовном порядке, в зависимости от степени его общественной опасности. По гражданскому законодательству (например, ГК РСФСР, ст. 499, 500) автор (после его смерти — наследники и др. лица, указанные в законе) вправе требовать восстановления нарушенного права (например, публикации в печати о допущенном нарушении), запрещения выпуска произведения в свет либо прекращения его распространения; в случае причинения убытков автор может требовать их возмещения. По уголовному законодательству (например, УК РСФСР, ст. 141) плагиат наказывается лишением свободы на срок до 1 года или штрафом до 500 руб[11]». Далее, чтобы разобраться с историей термина «плагиат», я хотел бы обратиться к мнению Кедровой Галины Евгеньевны[12], в рамках онлайн-конференции, организованной РИА «Новости», «Plagium vulgaris: как предотвратить плагиат в науке» на вопрос об истории термина «плагиат» она ответила следующее: «в Европе это понятие известно с 17 века, до 17 века понятие плагиата не использовалось. Наоборот, в научных кругах присутствовало убеждение, что ученый должен как можно более точно повторять те источники по вопросу, которые ему были доступны, и по возможности не вносить ничего от себя. Но с 17 века с увеличением ценности личности, интеллектуального потенциала личности это понятие входит в научный обиход и становится одним из важных понятий функционирования современного цивилизованного общества.

Вопрос этики здесь становится ключевым. В словаре Вебстера понятие «плагиат», этот термин определяется как глагол, украсть или выдать за свое собственные чьи-то идеи или чьи-то слова. И второе значение этого слова — это использовать чьи-то идеи, чьи-то произведения, не упоминая автора. Первое употребление слова плагиат в Европе — 1716 год, в начале 18-го века появилось это понятие, и это нашло отражение в том, что появилось слово. Если мы посмотрим, как определяется плагиат в русскоязычной Википедии — в этой статье дается ссылка на слово «плагиум», в переводе похищение, и в римском праве этим словом называлась преступная продажа в рабство свободного человека. И за такое преступлением римское право наказывало бичеванием. За это преступление человека подвергали бичеванию, то есть наказанию палками — ad plagas. Так что очевиден корень этого слова. На протяжении истории, как мы говорили в самом начале, разные периоды переживало словоупотребление этого термина «плагиат».[13]

§3.Особенности плагиата

Плагиат наряду с незаконным копированием и использованием интеллектуальной собственности является видом нарушения авторских прав. Однако он имеет свои особенности, так, в отличии от незаконного копирования и использования интеллектуальной собственности, плагиатом является еще и присвоение авторства произведения, наносящее вред титульному правообладателю, кроме того акт плагиата может совершаться путем перевода уже изданного текста с его небольшим дополнением и изменением, при этом плагиатом является не только употребление чужих слов, предложений, высказываний, текстов без указания на авторство материала, но и заимствование чужих идей, чужих мыслей без указания на авторство. Согласно мнению Центра по проведению судебных экспертиз и исследований у плагиата существует лишь один главный признак – идентичность или очень высокая степень сходства двух произведений науки, литературы или искусства.[14] С точки зрения авторского права, перевод произведения тоже попадает под действие законов об авторских и смежных правах, в частности, четвертой части Гражданского кодекса РФ. Поэтому без разрешения правообладателя никто не может переводить и публиковать переведенные тексты и выдавать его за свой. Поэтому, если кто-то перевел на другой язык какой-то текст, и не указал источник этого текста, то он, конечно, совершил акт плагиата. Другой вопрос как отследить данный материал, здесь я хотел бы снова возвратиться к онлайн-конференции, где по данному вопросу было сказано следующее «Отследить, на мой взгляд, не так просто. Хотя, как показывает опыт, если мы умеем выделять ключевые слова, костяк понятий, который лежит за каким-то текстом, то у нас появляются шансы найти источник переводного текста. А доказать можно просто - если мы находим источник переводного текста, то дальше уже вопрос чисто лингвистический, и лежит на поверхности»[15]. Далее я хотел бы отметить, что научно-технический прогресс преуспел и в защите авторских прав, в частности проект «Антиплагиат». На онлайн-конференции, организованной «РИА Новости» о проблеме переведенного украденного текста, была высказана следующая точка зрения «Если говорить о технической проблеме обнаружения источника текста на другом языке - то это вопрос чрезвычайно непростой. Дело в том, что любой язык, неоднозначен. Одну и ту же мысль можно выразить по-разному. Поэтому мы знаем отличный перевод Шекспира Лозинского, и мы знаем великолепный перевод Шекспира Борисом Пастернаком. В каком-то смысле это немножко разные произведения. Если же вам известен и оригинал, и переведенный текст, то вопрос идентификации того, что один текст является переводом другого, решается экспертами»[16]. Отсюда следует сделать вывод, что плагиат – проблема более обширная, нежели иные виды нарушений авторских прав. Еще одной особенностью плагиата, я считаю способ его определения, существует большое количество разнообразных программ и целых поисковых систем для обнаружения плагиата, также эти программы различаются не только областью поиска (отечественные, иностранные источники), но и назначением: одни программы используются для проверки литературных произведений, иные же исключительно для научных, одни интеллектуально используют замену слов синонимами для поиска переделанных текстов, другие ищут дословное цитирование без указания на первоисточник.

Кроме вышеупомянутых текстов, существуют и иные проявления плагиата, имеющего свои особенности, речь пойдет о так называемом «эстрадном» плагиате – это ситуация, когда происходит заимствования чужих аранжировок, номеров и выступлений. Данный вид плагиата довольно распространен, наиболее часто это происходит в небольших городках, куда приезжают гастролеры, разыгрывают на сцене миниатюру, придуманную автором, живущем на другом конце страны, и успешно выдают её за свою и собирают прибыль с билетов. В пример такой ситуации мне хотелось бы привести вырезку из статьи общественно-деловой газеты «Нижегородская Правда» от 15 октября 2009 года [17] «На афише значилось «Лунчик». Билеты на этот спектакль расходились очень хорошо, несмотря на довольно высокую цену. Дети и их родители надеялись увидеть представление с участием известного героя мультфильма, который регулярно показывают в передаче «Спокойной ночи, малыши». Но увидели совсем другое. А дело было всего в одной букве. Мультгероя зовут Лунтик. О достоинствах этой анимационной ленты можно спорить, но дети Лунтика полюбили. А родители, понятно, любят своих детей. Поэтому и выкладывали по 400 рублей и больше за билет на спектакль в нижегородском концертном зале «Юпитер». Лунтик и Лунчик - звучит так похоже... Тем более что на афише были изображены именно тот знакомый и любимый Лунтик и его друзья. Спектакль, однако, вызвал разочарование. Это была какая-то другая история про лунного мальчика на земле, который и звался Лунчик. На сцене возникли актеры, одетые в такие костюмы, что многие дети, говорят, заплакали»[18]. В этом ремесле очень интересную нишу занимают пародисты, несомненно что они используют тексты, реплики и выражения тех лиц, которых пародируют, но очень редко прямо ссылаются на имена своих персонажей, потому что в основном зрители сами угадывают пародируемых лиц, является ли данная ситуация плагиатом? Разумеется нет, при выступлении пародиста используется все отличительные особенности пародируемого персонажа, включая реплики, внешний вид а порой и голос, но не сами творения пародируемого персонажа, поэтому пункт 3 статьи 1274 ГК РФ прямо разрешает данную деятельность, однако может быть и такое что «неудачная» пародия может подорвать авторитет пародируемого лица и нанести ему вред, в этом случае активируется механизм защиты чести, достоинства и деловой репутации в соответствии со статьями 1266 и 152 ГК РФ.

Еще стоит подчеркнуть, что плагиат бывает и непреднамеренным, такой случай наступает, когда автор максимально погружен в какую-то среду и не всегда замечает, что определенные формулировки и идеи уже кому-то принадлежат, так можно найти очень много таких примеров в литературных произведениях, в частности в детективах, зачастую все эти произведения можно охарактеризовать фразой «виноват садовник», и это имеет свое объяснение, в большинстве своем детективы имеют однообразную концовку, все авторы так или иначе идут по одному пути развития сюжета, как раз вот это развитие сюжета можно приравнять к идее, которую автор каждый раз по-новому придумывает и интерпретирует эту идею и создает на её основе свое произведение. Другим примером данной ситуации может быть случай, когда человек путем собственных умозаключений приходит к чему то новому, а оно уже придумано, запатентовано и давно используется другими людьми, чаще всего такие курьезы происходят при изобретении новой техники, история знает очень много примеров, когда изобретатели устраивали целые междоусобные войны, доказывая что именно они являются создателями того или иного изобретения.

Глава 2.Особенности ответственности за плагиат

§1.Способы защиты авторских прав

Авторские права, как и иные интеллектуальные права, могут защищаться способами, предусмотренными ГК РФ, "с учетом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права" (п. 1 ст. 150 ГК РФ).

Кроме того, в ряде случаев ГК РФ устанавливает специальные способы защиты, предназначенные для применения только при нарушениях интеллектуальных прав в отдельных случаях, в частности нормы о возможности взыскания специальной компенсации за нарушение исключительного права.

Соответствующие способы защиты могут применяться по требованию правообладателей, организаций по управлению правами на коллективной основе, а также иных лиц в случаях, установленных законом.

В ГК РФ специально подчеркивается, что отсутствие вины нарушителя не освобождает его от обязанности прекратить нарушение, а также не исключает применение в отношении нарушителя мер, направленных на защиту прав.

Применяемые способы защиты существенным образом различаются в зависимости от того, какое именно право было нарушено.

Защита личных неимущественных прав (ст. 1251 ГК РФ) может осуществляться, в частности, путем:

- признания права;

- восстановления положения, существовавшего до нарушения права;

- пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

- компенсации морального вреда;

- публикации решения суда о допущенном нарушении.

Кроме того, защита чести, достоинства и деловой репутации автора осуществляется в соответствии с общими положениями ст. 152 ГК РФ.

Данные положения подлежат применению в случаях нарушения личных неимущественных прав как авторов, так и иных лиц, в том числе при нарушении права на указание имени или наименования лица, организовавшего создание сложного объекта (п. 4 ст. 1240 ГК РФ), издателей энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий (п. 7 ст. 1240 Кодекса), изготовителя аудиовизуального произведения (п. 4 ст. 1263 Кодекса), работодателя при использовании служебного произведения (п. 3 ст. 1295 Кодекса), изготовителей фонограмм (п. 1 ст. 1323 Кодекса), изготовителей баз данных (п. 2 ст. 1333 Кодекса) и публикаторов (п. 1 ст. 1338 Кодекса).

Несмотря на отсутствие отдельного упоминания о применимости положений данной статьи в отношении исполнителей, следует считать, что они полностью относятся также к случаям нарушения принадлежащих им личных неимущественных прав, так как согласно закрепленному в Кодексе подходу исполнитель признается "автором исполнения" (ст. 1313 Кодекса).

Защита исключительных прав (ст. 1252 ГК РФ) может осуществляться, в частности, путем предъявления требования:

- о признании права - к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя;

- о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Такое требование может предъявляться к любому лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним, вне зависимости от наличия вины такого лица;

- о возмещении убытков. Требование может быть предъявлено к лицу, неправомерно использовавшему произведение без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб;

- об изъятии материального носителя - оборудования, устройств и материалов, главным образом используемых или предназначенных для совершения нарушения исключительных прав (п. 5 ст. 1252 ГК РФ). Требование об изъятии материального носителя может быть предъявлено к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю. Соответствующие оборудование, устройства и материалы по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению за счет нарушителя, если законом не предусмотрено их обращение в доход Российской Федерации;

- о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя. Такое требование может быть предъявлено к любому нарушителю исключительного права вне зависимости от наличия его вины.

Согласно ст. 1301 и 1311 ГК РФ авторы, исполнители и иные обладатели исключительных прав на произведения или объекты смежных прав вправе наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных ГК РФ, требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты специальной компенсации за нарушение исключительных прав:

- в размере от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей, определяемом по усмотрению суда;

- в двукратном размере стоимости экземпляров произведения (фонограммы) или в двукратном размере стоимости права использования произведения (объекта смежных прав), определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.

Возможность взыскания такой компенсации предусматривалась с 1993 г[19]. Необходимость ее введения обусловлена затруднительностью доказывания размера убытков в большинстве случаев нарушений исключительных прав на произведения и объекты смежных прав.[20]

Компенсация выплачивается вместо возмещения убытков и является одним из наиболее востребованных способов защиты авторских прав в последние годы. Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных ГК РФ, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости (абзац второй п. 3 ст. 1252 Кодекса).

Таким образом, Кодекс предоставляет широкий простор для судебного усмотрения в каждом отдельном случае. При этом предусматривается, как указано выше, два возможных варианта ее определения:

1) в размере от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей, определяемом судом;

2) в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.

Согласно п. 3 ст. 1252 Кодекса компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель, обратившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков, хотя с его стороны является целесообразным предоставление доказательств, подтверждающих примерный размер возможных убытков или дохода нарушителя, так как это поможет суду при принятии решения об определении разумного и справедливого размера подлежащей взысканию компенсации. В случае если правообладатель требует выплаты компенсации в размере двукратной стоимости экземпляров или прав, он обязан также предоставить доказательства, подтверждающие обоснованность заявленной им стоимости экземпляров произведений (фонограмм) или прав на произведения (объекты смежных прав). Согласно абзацу третьему п. 3 ст. 1252 Кодекса правообладатель вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования либо за допущенное правонарушение в целом. Особо следует обратить внимание на то, что взыскания компенсации могут требовать только обладатели исключительных прав и только в случаях нарушения их исключительных прав либо также в тех случаях, в которых возможность взыскания такой компенсации специально предусмотрена Кодексом, как это имеет место, в частности, в отношении норм о защите технических средств и информации об управлении правами (ст. 1299, 1300, 1309 и 1310 ГК РФ).

Если обратиться к судебной практике, а именно к делу №2-105/2014, в котором речь идет о истце Свиридове А.К., который обратился в суд с иском к Турусову В. И., который, по мнению истца, присвоил себе его интеллектуальную собственность (результаты многолетних лабораторных исследований). Свиридов А.К. оценил нанесенный ему вред в 200000 рублей, однако не смог доказать факт своего единоличного авторства на результаты работ и, по мнению суда, результаты опытов опубликованные Турусовым В. И. разняться с результатами Свиридова А. К., в следствии чего истцу было отказано в удовлетворении требований.

§2.Санкции за нарушение авторских прав

Согласно ст. 1302 и 1312 ГК РФ в целях обеспечения иска по делам о нарушении авторских прав суд может запретить ответчику или лицу, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно является нарушителем авторских или смежных прав, совершать определенные действия (изготовление, воспроизведение, продажу, сдачу в прокат, импорт либо иное использование, а также транспортировку, хранение или владение) в целях введения в гражданский оборот экземпляров произведения или объекта смежных прав, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными. Суд может также наложить арест на все экземпляры произведения или объекта смежных прав, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также на материалы и оборудование, используемые или предназначенные для их изготовления или воспроизведения.

Итак, к специальным способам обеспечения исков, связанных с нарушениями авторских и смежных прав, отнесены такие меры, как:

1) запрещение ответчику совершать определенные действия (изготовление, воспроизведение, продажу, сдачу в прокат, импорт либо иное использование, а также транспортировку, хранение или владение) в целях введения в гражданский оборот экземпляров произведения или объекта смежных прав, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными;

2) наложение ареста на экземпляры произведений или объектов смежных прав, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также на материалы и оборудование, используемые или предназначенные для их изготовления или воспроизведения.

Кроме того, органы дознания или следствия обязаны принимать меры для розыска и наложения ареста на такие экземпляры произведений, материалы и оборудование, осуществлять при необходимости их изъятие и передачу на хранение.

Судебная практика, связанная с данным вопросом весьма неординарна и при этом занимательна, согласно гражданскому делу № 2-107/2013 Истцы Злотникова Р.В., Лукьяненко С.В. обратились в суд с требованиями о взыскании компенсации за нарушение авторского права на произведения, запрете использования произведения, мотивируя их тем, что «данные изъяты» нотариусом города Москвы «данные изъяты» был произведен осмотр веб-сайта в сети Интернет по адресу: www.epub4iphone.ru и составлен соответствующий протокол. В результате осмотра установлено, что в сети Интернет на Интернет-сайте, обозначенном доменным именем www.epub4iphone.ru, размещены и предлагаются для использования неограниченному кругу лиц следующие литературные произведения Злотникова Р.В.: «Восставший из пепла», «Царь Федор. Еще один шанс», «Виват», «Точка перехода» «Царь Федор», а также произведения автора Лукьяненко С.В.: «Калеки», «Танцы на снегу», «Непоседа», «Императоры иллюзий», «Принцесса стоит смерти». Истцы являются авторами и обладателями исключительных прав на указанные произведения. Поскольку ответчик является администратором данного доменного имени, он является лицом, которое допустило вышеуказанное нарушение прав истцов. Ответчик несет ответственность за размещение на сайте данных литературных произведений. Истцы просят суд взыскать с ответчиков компенсацию в размере по <данные изъяты> рублей, запретить ответчикам осуществлять незаконные действия по использованию произведений. Взыскать с ответчиков судебные расходы. Примечательным фактом оказалось то, что При осмотре в сети Интернет веб-сайта www.epub4iphone.ru, судом установлено, что в настоящее время сайт закрыт и доступ к его ресурсам невозможен, исходя из этого суд отказал в удовлетворении требований о запрете использования произведений, так как они были фактически выполнены ответчиком, остальные требования истцов были судом удовлетворены.

Однако, согласно судебной практике, нелегальная продукция чаще изымается, арестуется путем применения административного законодательства и применения административной ответственности в частности статьи 7.12 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ[21].

Наряду с этим в четвертой части ГК РФ предусматривается возможность ликвидации юридического лица в случае, если оно неоднократно или грубо нарушает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (ст. 1253 ГК РФ). Такое решение принимается судом по требованию прокурора. При совершении таких нарушений гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность, судом может быть прекращена его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.

Однако к студентам за плагиат применяются и иные санкции, которые содержатся в уставе и положениях учебного заведения, в котором они проходят обучение. Стоит отдельно отметить, что данные санкции не имеют гражданско-правовую природу, это область дисциплинарной ответственности. Так в вышеупомянутом локальном нормативном акте ГУ-ВШЭ в пункте 2.6 указано следующее:

«Декан факультета в отношении обучающегося, уличенного в плагиате или двойной сдаче письменной работы, может избрать следующие виды дисциплинарных взысканий:

- выговор (при первом наказании),

- отчисление (при повторном наказании). Дисциплинарное взыскание в виде выговора оформляется приказом декана факультета в течение месяца с момента выявления нарушения и хранится в личном деле обучающегося. В случае выбора дисциплинарного взыскания в виде отчисления декан факультета в течение одной недели с момента получения служебной записки от преподавателя передает эту служебную записку со своей визой и проект приказа об отчислении проректору, курирующему учебную работу.»[22]

А вот что об этом сказано в локальном нормативном акте МГУ имени М.В. Ломоносова:

«В случае использования заимствованного материала без ссылки на автора и источник заимствования кандидатская или докторская диссертация снимается с рассмотрения вне зависимости от стадии ее рассмотрения без права повторной защиты (Постановление Правительства РФ от 24 сентября 2013 г. N 842 "О порядке присуждения ученых степеней").

К студентам и слушателям, в письменных работах которых обнаружен плагиат, применяются дисциплинарные взыскания за поведение, недостойное студента (слушателя) МГУ, вплоть до отчисления.»[23]

Отчисление студентов за плагиат при выполнении рефератов, курсовых дипломных работ становится наиболее распространенной практикой. Явным проявлением того является зарождающаяся судебная практика, так Фрунзенский районный суд отказал студентке Мандрыкиной У.О. в её требовании к НОУ ВПО "Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов" в лице Запесоцкого А.С. о признании незаконным односторонний отказ от исполнения и расторжение договора о подготовке специалиста с высшим образованием и восстановлении в качестве студентки 5 курса СПбГУП.[24] Суд признал правомерным отчисление истицы за плагиат, допущенный при подготовке выпускной квалификационной работы, поскольку со всеми локальными актами вуза истица была ознакомлена под роспись при заключении договора об оказании платных образовательных услуг, а сам договор, как и устав вуза, содержали положения, допускающие одностороннее расторжение договора по инициативе вуза и отчисление студента в случае нарушения студентом дисциплины, в том числе, использования в письменных учебных работах материалов учебных пособий, сайтов «Интернет» и иных информационных ресурсов без ссылок на источники цитирования. Причиной отчисления стало использование студенткой в своей дипломной работе 19.6 % информации из интернета без указания источника, тем самым судом было положено начало практики отказа в восстановлении на учебе за использование плагиата.

Заключение

В заключении данной курсовой работы хотелось бы подумать о перспективе данной проблемы, итак со стороны законодательства мы видим очень много нормативных актов, что безусловно говорит о наличии и стремлении разрешения вопросов по данной проблеме. Если смотреть на эту проблему через призму интеллектуального права, которое только развивается, можно увидеть большое будущее, в связи со специфичностью объекта регулирования отношений, ведь практически все что сейчас создается так или иначе связано с объектами интеллектуальной собственности, в том числе это связано и с развитием интернета, такого киберпространства, где нарушений авторских и смежных прав очень много.

Что касается итогов курсовой работы, то я могу сказать следующее:

1. В курсовой работе даются различные определения плагиата;

2. Четко обозначена специфика плагиата

3. Указаны все возможные виды санкций за данное правонарушение.

Данная проблема, несомненно, важна, так как затрагивает образовательную деятельность. В заключении данной курсовой работы мне хотелось бы осветить встречу Дмитрия Анатольевича Медведева с аспирантами Московского физико-технического института, которая прошла 23 марта 2013 года, в репортаже корреспондента радиостанции «Вести FM», было сказано следующее: «Главной темой встречи стал вопрос борьбы с плагиатом. Дмитрий Медведев считает, что здесь нужны радикальные решения. По словам премьер-министра, количество заимствований при защите кандидатских, докторских диссертаций, дипломных работ радикально отличается от того, что было в советские времена. Плагиат - это путь к деградации науки в целом, считает премьер-министр, также условием для вынесения работы на защиту должно стать её размещение в Сети, к примеру, на сайте вуза. Также нужно использовать специальные компьютерные программы проверки на плагиат. Однако премьер-министр подчеркнул, что проверки на плагиат не могут носить универсального характера и автоматически указывать на нарушения. Ведь часто такие программы (например, если сличают тексты работы человека) порой находят его же научные статьи и выделяют это как плагиат. Поэтому полного доверия к таким компьютерным разработкам быть не должно».[25]

Наши рекомендации