Государственная Третьяковская галерея (ГТГ) на Крымском валу. Выставка работает с 24 сентября по 13 ноября 2011 года Адрес : Россия, Москва, ул.Крымский Вал, дом 10, залы № 39–42
Chernov_vlad
October 10th, 2011
Current Location:
Russian Federation, Москва
Посетителя выставки на входе встречает пустота
Текст, фото : Черномашенцев Владимир, HalloArt.ru
23 сентября 2011 года в здании Государственной Третьяковской галереи на Крымском валу открылась выставка «Заложники пустоты. Эстетика пустого пространства и «пустотный канон» в русском искусстве XIX–XXI веков». Учитывая профиль Третьяковской галереи как музея классического и современного (в широком смысле этого слова) российского изобразительного искусства, следует признать, что столь консервативное название было выбрано удачно. Постоянный зритель Третьяковки увидит в нём классический смысл, не подозревая, что основная часть экспозиции составлена из того направления современного изобразительного искусства, которое на Западе обычно называют термином Contemporary Art. В 80-90 годы 20 века Contemporary Art переводилось на русский язык как «актуальное искусство», сейчас в основном применяется словосочетание «современное искусство» или с некоторой долей пренебрежения «совриск». Выскажу предположение, что приверженцы «современного» направления в искусстве намеренно сокращают богатство всего современного изобразительного искусства до одного лишь «совриска», когда используют такой термин.
В 2011 году Третьяковская галерея в погоне за современностью организовала несколько актуально-современных выставок. Силами молодых кураторов Кирилла Светлякова и Кирилла Алексеева было сделано два проекта, не получивших зрительского признания. Многие специалисты арт-рынка записали пару провалов на расчетный счет Третьяковки, которая иногда пытается заниматься явно не своим делом. К примеру, арт-обозреватель газеты «КОММЕРСАНТЪ» Анна Толстова так охарактеризовала работу кураторов : «…Кирилл Светляков и Кирилл Алексеев, которые уже блеснули несколькими маловразумительными проектами в третьяковских стенах…» (источник : газета "Коммерсантъ", №133 (4674) от 22.07.2011 ).
Я солидарен с мнением газеты. Однако, постараюсь максимально полно использовать в своей рецензии слова кураторов выставки, высказанные ими на пресс-конференции. Кураторы говорили настолько правильно, что не оставили ни малейших аргументов для внешней критики, как та унтер-офицерская вдова, описанная классиком русской литературы.... Мне запомнилось три ключевых момента. Ну, а четвёртым пусть будет само название проекта.
С МИРУ ПО НИТКЕ…
Вот и сейчас, в рамках 4-ой Московской биеннале современного искусства, Третьяковка наспех собрала экспозицию под солидным и многообещающим названием. Собирали настолько быстро и непрофессионально, что зрители не смогли обнаружить в экспозиции около пяти произведений, заявленных в каталоге выставки. За редким исключением в виде одной вещи Рене Магрита, не попавшие на выставку картины трудно отнести к разряду великих шедевров, которые сложно и дорого привезти. Поистине, выставка оправдывает своё пустое название! Недаром я не нашёл лучшего заголовка для статьи, как повторить эту фразу почти дословно. На моём месте любой рецензент только порадуется столь удачному выражению, которое устроители выставки добровольно вложили в руки своим критикам подобно мощному лингвистическому оружию. Кураторы выставки и многие представленные на ней художники – вот настоящие заложники художественной пустоты актуально-современного искусства.
Рискну в очередной раз открыть Америку, начав рассказ о выставке со стандартных обвинений в примитивном подходе к термину «пустота». Не обязательно иметь семи пядей во лбу, чтобы понимать полную неактуальность представления, что любое широкое пространство, изображенное художником на холсте, называется Пустота. Следуя столь прямолинейному подходу, любой российский натюрморт, изображающий бескрайние просторы нашей страны, по версии кураторов можно за уши притянуть к теме выставки. Но разве «Облака» Федора Васильева», отличная картина К. Рождественского «Семья в поле», либо «Колхозная ночь» С. Лучишкина можно назвать пустыми?! На холстах много чего изображено : природа, человеческие фигуры, действия и эмоции. На картине С.Лучишкина, если хорошо присмотреться, можно обнаружить восемнадцать колхозников, мирно спящих в огромном стогу сена. Завтра их ждёт новый трудовой день. И вряд ли они будут задаваться проблемой пустоты в своей душе, занятые тяжелой крестьянской работой.
Неужели в огромной коллекции Третьяковской галереи кураторы не смогли обнаружить достаточно картин, действительно находящихся в том эмоциональном состоянии, которое ассоциировалось бы с пустотой человеческой души или страхом заброшенных пространств? Удивительно... Я навскидку могу предложить немало работ, удовлетворяющих этому требованию. К примеру, подойдут некоторые произведения любимого мною художника Бориса Кочейшвили, работы которого имеются в коллекции Третьяковки.
Кураторы выставки наговорили немало