Упражнения третьего класса 1 страница

ПЕРВЫЙ КЛАСС

Упражнения первого класса

Основная задача первого класса — постановка корпуса, ног, рук и головы на простейших упражнениях классического тренажа, развитие элементарных навыков координации дви­жений.

Приступая к показу упражнения, необходимо уяснить понятия опорной и работающей ног. Опорная нога поддер­живает корпус в движении, принимая на себя его тяжесть. Работающая нога освобождена от тяжести корпуса, она вы­полняет движение. Функции работающей ноги значительно более разнообразны, чем функции опорной ноги, но тем не менее понятия «опорная» и «работающая» до известной сте­пени условны, так как натянутость опорной ноги в упраж­нении является залогом устойчивости в танце.

Все упражнения исполняют поочередно с правой и левой ноги. Для правильного усвоения выворотности ног ряд уп­ражнений сначала изучается в сторону, позднее — вперед и назад.

Упражнения начинают изучать стоя лицом к палке, дер­жась за нее обеими руками. Потом постепенно переходят к тем же упражнениям стоя к палке боком и держась за нее одной рукой, в то время как другая рука открыта на вторую позицию.

Упражнения исполняют носком в пол и на воздух под углом около 25°, 45°, 90°. Угол образуют опорная нога и открытая на воздух работающая нога.

Некоторые движения классического экзерсиса требуют специальных подготовительных положений — preparation. Различным упражнениям предшествуют различные prepara­tions. \

Танец органически связан с музыкой. Без музыки немыс­лимы и упражнения классического экзерсиса. Темп и рит­мический рисунок музыкального сопровождения в'начале и в конце первого года — разные. Пока движение проходит

стадии подготовительных упражнений, ритмический рисунок простой, впоследствии он становится более разнообразным.

Уже на первых уроках следует заботиться о развитии музыкального слуха учащихся. Вначале учащиеся знакомятся с музыкальными размерами 2Д, % и просто слушая му­зыку, затем маршируя под музыку, причем шаги должны совпадать с музыкальным ритмом. Когда учащиеся усвоят простой марш на 2/4, их надо приучать к различным музы­кальным размерам, разнообразя музыкальное сопровожде­ние, ускоряя и замедляя темп, изменяя музыкальный размер, но строго соблюдая цельность музыкальной фразы.

Марш на уроке имеет танцевальную окраску. Поступь легкая, с носка на всю стопу, иоски слсгка раскрыты на­ружу. Корпус подтянут, плечи раскрыты н опущены. Девочки держатся пальцами за платье, сохраняя округлую форму рук, мальчики держат руки на талии.

Упражнения третьего класса 1 страница - student2.ru Рис. 1. Постановка корпуса

Одновременно на середине зала начинается изучение по­зиций рук с обязательным музыкальным сопровождением. Параллельно с этим у палки вырабатывают постановку кор­пуса.

ПОСТАНОВКА КОРПУСА

Правильно поставленный корпус — залог устойчивости (aplomb). Постановку корпуса вырабатывают стоя лицом к палке, затем держась за палку одной рукой и в упраж­нениях на середине зала (рис. 1).

Правильная постановка корпуса обеспечивает не только устойчивость, она облегчает развитие выворотности ног, гиб­кости и выразительности корпуса, необходимых

^ в классическом танце.

Уж/ Начиная вырабатывать правильную поста-

новку корпуса, надо стать лицом к палке, по- Ip-^ll ложив на палку руки, слегка согнутые и опу­щенные в локтях: кисти рук свободно положены на палку (не обхватывая ее) против середины корпуса. Ноги в первой позиции. Колени сильно вытянуты. Плечи свободно раскрыты и опу­щены. Мышцы таза подтянуты кверху настолько, чтобы корпус стал прямым, легким и стройным. Положение сохраняется до конца музыкальной фразы.

Примечание. Подтянутость корпуса об­условливает ещободу тазобедренного сустава, облегчая тем самым развитие выворотности.

Привычка держать корпус подтянутым становится исполни­тельским навыком, одним из условий творческой дисциплины в танце.

Постановку корпуса начинают изучать в первой позиции, переходя затем ко второй, третьей и пятой позициям.

Музыкальный размер 4Д и 3Д- Характер музыкального сопровождения плавный, легатированный. Положение сохра­няется на протяжении от восьми до шестнадцати тактов.

ПОЗИЦИИ ног

В классическом танце пять позиций ног. Первоначально построение позиций изучают на середине зала, не соблюдая выворотности. Выворотность ног вводится вместе с поста­новкой корпуса. Ниже дается описание позиций в их окон­чательном виде (рис. 2).

Позиции ног изучаются в следующем порядке: первая, вторая, третья, пятая и четвертая. Четвертую позицию, как наиболее трудную, проходят последней.

Первая позиция. Ступни ног, соприкасаясь пятками, раз­вернуты носками наружу, образуя прямую линию на полу.

Вторая позиция. Сохраняется прямая линия первой по­зиции, но пятки выворотных ног отстоят одна от другой примерно на длину стопы.

Третья позиция. В том же выворотном положении ног ступни, плотно прилегая, закрывают друг друга наполовину.

Пятая позиция. Ступни, плотно прилегая, совершенно за­крывают друг друга: пятка одной ноги соприкасается с нос­ком другой.

Четвертая позиция. Сохраняется выворотность пятой по­зиции, но ноги не соприкасаются: одна находится парал­лельно другой на расстоянии стопы.

Третью, четвертую и пятую позиции изучают поочередно с правой и с левой ноги. Третья позиция, как более легкая, служит подготовкой к пятой позиции. По усвоении пятой позиции необходимость третьей позиции на уроках класси­ческого танца отпа-

Упражнения третьего класса 1 страница - student2.ru

вертая позиция изуча-
Рис. 2. Позиции ног

ется en face, позднее в epaulement она образуется из пятой позиции.

Ниже приводится пример исполнения четвертой позиции, когда усвоены позиции рук, battement tendu и epaulement croise и efface.

Пример. Исходное положение — пятая позиция, epaulement croise, правая нога впереди, руки в подготовительном положении, поворот головы направо.

Два вступительных аккорда. На раз и правая нога по правилам battement tendu вытягивается вперед на croise, руки поднимаются в первую позицию, голова слегка наклоняется налево, взгляд направлен на кисти рук. На два и правая нога опускается пяткою на пол, носок отводится назад до выворотного положения стопы на полу, тяжесть корпуса равномерно распределяется на обе ноги, правая рука открывается на вторую пози­цию, левая — остается в первой позиции, голова пово­рачивается направо. Четвертая позиция сохраняется на протяжении музыкальной фразы. Два заключительных аккорда. На раз и корпус усиливает подтянутость, центр тяжести переносится на левую ногу, правая — вытяги­вается вперед носком на пол. На два и правая нога возвращается по правилам battement tendu в пятую позицию, обе руки — левая из первой позиции, пра­вая со второй позиции — опускаются в подгото­вительное положение, голова сохраняет поворот на­право.

В начале изучения четвертая позиция на efface образу­ется также непосредственно из пятой позиции epaulement •efface.

Примечание. При изучении позиций ног обязательны: подтянутый корпус, свободно раскрытые и опущенные плечи, предельная натянутость ног, ровное положение стопы на полу; упор на большой палец недопустим. При изучении вто­рой и четвертой позиций важно распределить центр тяже­сти корпуса равномерно на обе ноги и следить за ровностью плеч и бедер. Правильное построение позиций является за­логом выворотности.

Вначале позиции строятся произвольно. Позднее, когда battements tendus усвоены во всех направлениях, пере­ход из одной позиции в другую исполняется через battement tendu.

Исполнение той или иной позиции на протяжении целой музыкальной фразы постепенно закрепляется как навык и дисциплинирует учащихся.

Музыкальное сопровождение то же, что и при постановке корпуса.

ПОЗИЦИИ РУК

Позиции рук изучаются на середине зала с самых пер­вых уроков.

Предварительно следует усвоить положение кисти руки: кончик большого пальца прикасается ко второй фаланге третьего пальца, остальные свободно и округло сгруппиро­ваны. Это требуется только при первоначальной постановке, пока движения учащегося еще не подчинены его воле и паль­цы бывают напряжены. В дальнейшем кисть получает отно­сительную свободу: сохраняется округлость пальцев, но боль­шой палец не соприкасается с третьим, а лишь направляется к нему.

В классическом танце ленинградской школы приняты три позиции рук (рис. 3). Они изучаются при естественном по­ложении ног: пятки вместе, носки слегка врозь. Корпус под­тянут, плечи опущены и раскрыты. Положение головы en face.

Подготовительное положение. Руки свободно опущены, закруглены в локтях и кистях и расположены перед корпу­сом, образуя овал. Пальцы сгруппированы, как указано вы­ше. Кисти почти соприкасаются.

Первая позиция. Руки, сохраняя округлость, поднимаются на высоту диафрагмы. Во время движения их следует под­держивать в двух опорных точках — в локтях и пальцах — на одном уровне.

Прежде чем приступить к изучению наиболее трудной второй позиции, следует освоить третью позицию. По своему построению она аналогична первой позиции. t

Третья позиция. Руки из -подготовительного положения поднимаются в первую позицию. Сохраняя округлость, они

Упражнения третьего класса 1 страница - student2.ru Рис. 3. Позиции рук

поднимаются наверх, как бы заключая голову в овальную рамку. Склонность учащиеся отводить руки назад должна быть предупреждена.

Упражнение. Руки поднимаются из подготовительного по­ложения в первую позицию, отсюда, продолжая движение, поднимаются в третью позицию, из третьей позиции возвра­щаются в первую и из первой опускаются в подготовитель­ное положение. Упражнение исполняется и одной рукой, ко­торая движется точно против середины корпуса, другая рука сохраняет подготовительное положение.

Движение рук здесь и в последующих упражнениях дол­жно быть плавным. Руки сохраняют первоначальную округ­лость и движутся самостоятельно, независимо от корпуса.

Характер музыкального сопровождения плавный, размер 4U и 3/4. Упражнение исполняют равномерно на четыре такта.

Лишь после того как усвоены первая и третья позиции, можно приступить к изучению второй позиции.

Вторая позиция. Руки из подготовительного положения поднимаются в первую позицию. Сохраняя округлость, они постепенно раскрываются в стороны, начиная движение от пальцев. При этом они поддерживаются в двух опорных точ­ках— в локтях и пальцах — на одном уровне. В конце дви­жения руки находятся несколько впереди корпуса, продол­жая линию раскрытых и опущенных плеч. Склонность уча­щихся отводить руки назад должна быть предупреждена.

Упражнение. Руки, раскрытые на вторую позицию, снова соединяются в первой и опускаются в подготовительное по­ложение. Упражнение исполняется плавно, без акцентов.

Музыкальный размер 4Д и 3Д. Первый такт — руки под­нимаются в первую позицию. Второй такт — раскрываются во вторую позицию. Третий такт — возвращаются в первую позицию. Четвертый такт — опускаются в подготовительное положение.

Когда вторая позиция усвоена, руки опускаются непо­средственно в подготовительное положение.

Упражнение. Руки, раскрытые во второй позиции, пово­рачиваются ладонями вниз и, слегка смягчаясь в локтях, опускаются в подготовительное положение, сдерживая дви­жение в пальцах.

Музыкальный размер и 3Д. Первый такт — руки под­нимаются в первую позицию. Второй такт — раскрываются во вторую позицию. Третий такт — сохраняют принятое поло­жение второй позиции. Четвертый такт — опускаются в под­готовительное положение. ' ■

Следующее упражнение является более сложным.

Упражнение. Руки, поднятые в третью позицию, сохра­няя округлость, раскрываются на вторую позицию, начиная движение от пальцев, после чего опускаются непосредст­венно в подготовительное положение. Музыкальный размер

4Л, 3/4 И в/8.

Примечание. При исполнении указанных упражнений руки во время движения должны быть свободны, не напря­жены в локтях и запястьях. Плечи в движении не участвуют, их сохраняют раскрытыми п опущенными.

Усвоив три позиции рук, изучают положение рук во время экзерсиса у палки, держась за палку одной рукой.

Стоять у палки надо на расстоянии свободно согнутой и опущенной в локте руки, положив кисть на палку (не обхва­тывая ее) несколько впереди корпуса. Свободная от палки рука принимает подготовительное положение, ноги встают в требуемую позицию, голова поворачивается от палки.

Таким образом исполняют у палки все предыдущие уп­ражнения, причем теперь в них включаются и движения го­ловы. Когда правая рука поднимается в первую позицию, голова слегка наклоняется к левому плечу, взгляд направ­лен на. кисть руки. Когда рука раскрывается во вторую по­зицию, голова, поднимаясь, поворачивается направо, взгляд следует за кистью руки. Когда рука опускается в подгото­вительное положение, голова остается в повороте направо. Если через первую позицию рука поднимается в третью по­зицию, голова, поворачиваясь направо, слегка поднимается, взгляд следует за кистью руки. Если рука раскрывается на вторую позицию, голова поворачивается направо. Движения головы свободны, шея не напряжена (рис. 4).

Надо внимательно следить за ровностью раскрытых и опущенных плеч. Рука, исполняющая упражнение, движется

Упражнения третьего класса 1 страница - student2.ru Рис. 4. Под1 отовительпое движение рук


точно против середины корпуса; рука, лежащая на палке, не изменяет первоначально принятого положения.

Музыкальный размер тот же, что и в предыдущих упраж­нениях.

В дальнейшем тем же упражнениям придается художест­венная окраска. Руки начинают за тактом движение от паль­цев, слегка разгибаются в локте, приоткрываясь из подго­товительного положения в стороны. Голова в повороте слегка наклоняется, взгляд следует за кистью[1]. Снова закрываясь в подготовительное положение, руки переходят к исполне­нию заданного упражнения.

Движение за тактом сначала включается в экзерсис у палки, а по усвоении исполняется па сородпне класса.

Упражнения у палки BATTEMENT TENDU ИЗ ПЕРВОЙ ПОЗИЦИИ

Название battements — батманы — применяют ко многим упражнениям классического танца. Буквально оно значит «биение», «отбивание», а здесь обозначает равномерные дви­жения работающей ноги. Как правило, слову battement со­путствует другое слово, определяющее характер упражнения.

Battements tendus — натянутые движения — вырабаты­вают натянутость всей ноги в колене, подъеме и пальцах, развивая силу ног. Вначале battement tendu изучают лицом к палке и в сторону, так как в данном направлении легче правильно воспитать и воспринять выворотность.

Battement tendu в сторону. Исходное положение — первая позиция. Корпус подтянут. Колени сильно вытянуты. Руки свободно лежат на палке, локти опущены.

На раз и два натянутая работающая нога, скользя всей стопой по полу в сторону второй позиции, отделяется пяткой от пола и, продолжая скользить, вытягивается в подъеме и пальцах, достигая полной натянутости. Носок касается пола, выворотная пятка максимально поднята, выгибая этим подъем. На три и четыре положение сохраняется. На раз и два второго такта работающая нога, постепенно переходя с носка на всю стопу, скользящим движением возвращается в первую позицию. На три и четыре — положение сохраня­ется для фиксации правильной позиции (рис. 5).

Battement tendu вперед. Исходное по­ложение — вышеизло­женное.

На раз и два натя­нутая работающая но­га, сохраняя выворот­ность пятки, скользит всей стопой по полу вперед, отделяется пяткой от пола и, про­должая скользить, вы­тягивается в подъеме и пальцах, достигая полной натянутости. Носок касается пола, пятка максимально поднята. Чтобы избежать скошенного подъема, носок должен касаться пола только первым и вторым пальцами, пятка остается выворот­ной. На три и четыре положение сохраняется. На раз и два второго такта работающая нога, направляя носок назад и постепенно переходя с носка на всю стопу, скользящим дви­жением возвращается в первую позицию. На три и четыре положение сохраняется (рис. 6).

Battement tendu назад. Исходное положение — вышеизло­женное.

На раз и два натянутая работающая нога, направляясь носком назад, скользит всей стопой по полу, отделяется пят­кой от пола и, продолжая скользить, вытягивается назад. Здесь надо особенно следить за ровностью плеч и бедер. Достигнув предельной точки, работающая нога должна быть максимально натянута и выворотна с сильно вытянутым подъемом и пальцами. На три и четыре положение сохра­няется. На раз и два второго такта работающая нога, уси­ливая выворотность пятки, постепенно переходя с носка на всю стопу, скользящим движением возвращается в первую позицию. На три и четыре — положение сохраняется (рис.7).

Упражнения третьего класса 1 страница - student2.ru Рис. 6. Рис. 7. Battement Battement tendu вперед tendu назад
Рис. 5. Battement tendu в сторону

Примечание. В battement tendu работающая нога движется точно по прямой, фиксируя положение пятки про­тив исходной позиции в каждом из направлений. Работаю­щая нога предельно выворотна в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах. Выдвигая ногу и возвращая ее в позицию, важно сохранить колено вытянутым. Опорная нога натянута и выворотна. Корпус подтянут и спокоен. Со­храняется ровность плеч и бедер, особенно при исполнении battement tendu вперед и назад.

Усвоив battement tendu лицом к палке, его исполняют держась за палку одной рукой.

Исходное положение — первая позиция, левая рука ле­жит на палке, правая рука в подготовительном положении, поворот головы направо. Два вступительных аккорда. На раз правая рука поднимается в первую позицию, голова слегка наклоняется к левому плечу, взгляд направлен на кисть правой руки, на два правая рука открывается на вто­рую позицию, голова поворачивается направо. С началом battement tendu голова поворачивается en face. На два за­ключительных аккорда — правая рука закрывается в подго­товительное положение, голова поворачивается направо.

Сначала batteinents tendus изучают раздельно, усвоив,— исполняют подряд, не более восьми раз в каждом направ­лении.

Упражнения третьего класса 1 страница - student2.ru Рис. 8. Demi plie

Музыкальный размер 4Д- Характер музыкального сопро­вождения— четкий, бодрый. Вначале упражнение исполня­ется на два такта, затем на один. По усвоении — музыкаль­ный размер 2Д; движение исполняется на одни такт равно­мерно. К концу года—на каждую четверть, начиная batte­ment tendu за тактом.

DEMI PLIfi

Plie означает сгибание, складывание, а как упражнение в уроке классического танца — приседание. Demi plie — по­луприседание. Demi plie развивает выворотность и эластич­ность ног. Исходное положение — первая позиция.

На раз и, два и ноги, усиливая выворотность верхней части, направляя колени к носкам, выворотно расположен­ным на полу, медленно сгибаются в коленях, достигая пре­дельного сгиба голеностопного сустава при плотном поло­жении пяток на полу, корпус прямой и подтя­нутый. На три и четыре ноги, сохраняя выво­ротность и силу мышц, медленно вытягиваются в исходное положение, корпус усиливает подтя­нутость (рис. 8).

Усвоив demi plie в первой позиции, перехо­дят к его изучению на всех позициях в следую­щем порядке: первая, вторая, третья, пятая. Четвертая позиция, как наиболее трудная, изу­чается последней.

Примечание. В demi plie на всех пози­циях положение стопы на полу ровное, упор

СТбпы йа большой палец недопустим: пйтки должны ПЛОТНО прилегать к полу, так как это способствует развитию голено­стопного сустава, корпус должен быть прямой и подтяну­тый, плечи и бедра ровные. Центр тяжести корпуса равно­мерно распределяется на обе ноги, особенно важно следить за этим на второй и четвертой позициях.

Вначале demi plie изучают лицом к палке, затем — дер­жась за палку одной рукой. Рука, положенная на палку, рука, открытая на вторую позицию, и поворот головы со­храняют во время demi plie принятое положение.

Сначала demi plie исполняют раздельно по четыре раза в каждой позиции; усвоив, demi plie исполняют подряд во всех позициях не более чем по два раза в каждой.

Музыкальный размер 4Д- Характер музыкального сопро­вождения плавный, певучий. Demi plie исполняется на один такт.

DEMI ROND DE JAMBE PAR TERRE

Rond de jambe par terre — круг ногой по земле.

Усвоив натянутость ног, изучают упражнения, развиваю­щие выворотность и подвижность тазобедренного сустава. Первым из них является demi rond de jambe.

Исходное положение — первая позиция, лицом к палке. На раз и работающая нога вытягивается вперед по прави­лам battement tendu. На два и носок, скользя по полу, опи­сывает дугу до второй позиции так, чтобы пятка работаю­щей ноги пришлась против пятки опорной ноги. На три и работающая нога по правилам battement tendu заканчивает упражнение в первую позицию. На четыре и первая позиция сохраняется. На раз и второго такта работающая нога вы­тягивается на вторую позицию носком в пол по правилам battement tendu. На два и носок, скользя по полу назад, описывает дугу так, чтобы пятка работающей ноги пришлась против пятки опорной ноги. Плечи и бедра остаются ров­ными. Натри и упражнение заканчивается в первую пози­цию по правилам battement tendu. На четыре и первая" по­зиция сохраняется.

Это же упражнение изучается и в обратном направлении.

Исходное положение — первая позиция.

На раз и работающая нога вытягивается назад. На два и носок, скользя по полу, описывает дугу до второй позиции так, чтобы пятка работающей ноги пришлась против пятки опорной ноги, выворотность всей ноги при этом усиливается.

На три и упражнение заканчивается в перйую позицию. На четыре и первая позиция сохраняется. На раз и второго такта работающая нога вытягивается на вторую позицию носком в пол. На два и носок, скользя по полу вперед, опи­сывает дугу так, чтобы пятка работающей ноги пришлась против пятки опорной ноги. На три и упражнение заканчи­вается в первую позицию. На четыре и первая позиция со­храняется. Demi rond de jambe исполняют по восемь раз в каждом направлении.

Примечание. Необходимо следить за выворотностью и натянутостью обеих ног в момент исполнения demi rond de jambe. Особенно важно следить за выворотностью и на­тянутостью работающей ноги в ее движении назад. Корпус при исполнении demi rond de jambe подтянутый и спокой­ный, плечи и бедра ровные.

Музыкальный размер Характер музыкального сопро­вождения плавный, связный. Упражнение исполняется на два такта.

PASSE PAR TERRE

Passe par terre — здесь скользящее движение работаю­щей ноги по полу.

Passe par terre — связующее движение в ряде упражне­ний, а также элемент rond de jambe par terre, исполняемого без остановок. Сначала passe par terre изучают как само­стоятельное движение.

Исходное положение — первая позиция лицом к палке. На два вступительных аккорда работающая нога по прави­лам battement tendu вытягивается назад так, чтобы пятка приходилась против пятки опорной ноги.

На раз и, два и работающая нога, усиливая выворот­ность пятки, скользящим движением проводится всей стопой по полу через первую позицию и вытягивается вперед носком в пол, пятка против пятки. На раз и, два и следующего такта работающая нога, начиная скользящее движение носком назад, проводится всей стопой по полу через первую пози­цию и вытягивается назад носком в пол, пятка против пятки. Упражнение повторяется до конца музыкальной фразы.

Примечание. В passe par terre работающая нога пре­дельно натянута и выворотна. Во время passe через первую позицию стопу работающей ноги равномерно располагают на полу, избегая упора на большой палец. Опорная нога натянута и выворотна. Корпус подтянут и спокоен, плечи и бедра ровные.

Музыкальный размер 2Д. Характер музыкального сопро­вождения плавный, слитный. Каждое движение исполняется равномерно на один такт.

BATTEMENT TENDU ИЗ ПЯ'ГОИ ПОЗИЦИИ

Усвоив battement tendu в первой позиции, переходят к изучению его из пятой позиции, исполняя сначала лицом к палке, затем — держась за палку одной рукой. Задачи его те же, то есть развитие силы, натянутости и выворотности ног.

Battement tendu в сторону. Исходное положение — пятая позиция, правая йога впереди. Корпус подтянут, левая рука положена на палку, правая рука в подготовительном поло­жении, поворот головы направо.

На два вступительных аккорда правая рука открывается во вторую позицию.

На раз натянутая работающая нога, одновременно с по­воротом головы en face, сохраняя выворотность пятой пози­ции, скользя всей стопой по полу в сторону второй позиции, постепенно отделяется пяткой от пола и, продолжая сколь­зить, вытягивается п подъеме и пальцах, достигая полной натянутости. Носок касается пола, выворотная пятка мак­симально поднята. На два и положение сохраняется. На раз и второго такта работающая нога, постепенно переходя с носка на всю стопу, скользящим движением возвращается в пятую позицию вперед, подчеркивая при этом выворотность позиции. На два и положение сохраняется. Затем движение повторяют, заканчивая его в пятую позицию назад. Упраж­нение продолжают, чередуя пятую позицию вперед и назад.

Battement tendu вперед. Исходное положение — вышеиз­ложенное.

На раз и натянутая работающая нога, сохраняя выво­ротность пятки, скользит всей стопой по полу вперед, отде­ляется пяткой от пола и, продолжая скользить, вытягивается в подъеме и пальцах, достигая полной натянутости всей ноги: носок касается пола, пятка максимально поднята. Чтобы из­бежать скошенного подъема, носок касается пола только первым и вторым пальцами, пятка остается выворотной. На два и положение сохраняется. На раз и второго такта рабо­тающая нога, направляя носок назад, постепенно переходя с носка на всю стопу, скользящим движением возвращается в пятую позицию, подчеркивая при этом выворотность по­зиции. На два и положение сохраняется и т. д.

Battement tendu назад. Исходное положение — пятая по­зиция, правая нога сзади, левая рука положена на палку.

На раз и натянутая работающая нога, направляясь нос­ком назад, скользит всей стопой по полу, отделяется пяткой от пола и, продолжая скользить, вытягивается назад. Здесь следует особенно следить за ровностью плеч и бедер. До­стигнув предельной точки, нога должна быть максимально натянута и вьпюротпа, с сильно вытянутым подъемом и паль­цами. На два и положение сохраняется. На раз и второго такта работающая нога, усиливая выворотность пятки, по­степенно переходя с носка на всю попу, скользящим движе­нием возвращается в пятую позицию, подчеркивая при этом выворотность позиции. На два и положение сохраняется и т. д.

На два заключительных аккорда рука закрывается со второй позиции в подготовительное положение, голова по­ворачивается направо.

Примечание. В battement tendu работающая нога предельно выворотпа в тазобедренном, коленном и голено­стопном суставах и предельно натянута в колене, сильно вы­двигаясь и возвращаясь в позицию. Она двигается во всех направлениях точно по прямой, фиксируя положение носка против пятки опорной ноги. Опорная нога — натянута и вы- воротна. Корпус подтянут и спокоен, сохраняя ровность плеч и бедер, особенно при исполнении battement tendu вперед и назад.

Когда усвоены в движении правильные позиции рук, им придают художественную окраску: для этого рука из под­готовительного положения приоткрывается за тактом и, снова закрываясь, через подготовительное положение и пер­вую позицию открывается на вторую позицию.

Музыкальный размер 2Д- Характер музыкального сопро­вождения четкий, бодрый. Первоначально battement tendu исполняют на два такта, как указано; по мере усвоения — на один такт; в дальнейшем — по четвертям, начиная дви­жение за тактом, заканчивая четверти в пятой позиции.

ПОЛОЖЕНИЕ НОГИ.НА COU-DE-PIED

Cou-de-pied — положение работающей ноги на щиколотке опорной ноги впереди или сзади. Положение ноги на cou-de- pied применяется в ряде упражнений урока классического танца.

Cou-de-pied впереди; стопа рабо­тающей ноги при сильно вытянутом . подъеме обхватывает щиколотку опорной ноги так, что пятка нахо­дится впереди, а сильно вытянутые пальцы отведены назад.

Cou-de-pied сзади: стопа работаю­щей ноги прикасается пяткой к щи­колотке опорной ноги сзади, остав­ляя подъем и пальцы сильно вытя- Рис- 9- Положение ноги нутыми на воздухе. иа cou-de-pied

Это — основные положения cou-de- pied, однако в ряде упражнений cou-

de-pied впереди видоизменяется: стопа переводится вперед так, чтобы только сильно вытянутые пальцы касались щи­колотки опорной ноги впереди. Такое положение cou-de-pied впереди называется условным cou-de-pied. Cou-de-pied сзади не изменяется (рис. 9).

Наши рекомендации