Спокойствие и малая ответственность с большими последствиями
Самым важным и самым трудным для ученика является умение сохранять спокойствие во всех без исключения ситуациях. На протяжении всего Пути Ученичества этот пункт является одной из самых сложных учебных задач, которая особенно трудно осуществима на этапе между Первым и Вторым Посвящениями, поскольку именно здесь испытываются и проверяются все чувства и желания учеников, а когда эти чувства подобны штормовым водам, то — да будет это известно каждому! — даже высокая степень продвинутости на этом Пути не гарантирует сохранение спокойствия. Лишь по прошествии длительного времени, после того, как воды утихнут, спокойствие, наконец, постепенно возвращается к ученику, да и то часто лишь на весьма короткое время.
В дальнейшем, когда ученик научится более эффективно справляться с бурными эмоциональными выбросами и извержениями, его чувства станут подобны водам, чья поверхность изборождена мелкой рябью волн, подгоняемых порывами летнего бриза, уносящего с собой основную долю спокойствия ученика; но даже и того немногого, что остаётся, часто вполне хватает на то, чтобы сравнительно быстро справиться с малым кризисом и вновь вернуть себе спокойствие. На этой стадии ученик, как правило, испытывает законное удовлетворение, ибо его жизнь отмечена гораздо большими спокойствием и уравновешенностью, чем раньше. Но, как это часто бывало с ним и прежде, стоит ему лишь немного ослабить бдительность, воспарить в облака и начать почивать на лаврах, как незамедлительно следует катастрофа.
Это именно тот момент, когда вся его обширная сфера астральной ответственности подвергается основательной ревизии и проверке. И часто, когда он оказывается перед необходимостью конфронтации со своей чувственной ответственностью, его старые знакомые — механизмы извинения и самооправдания — вновь дают о себе знать, и в мгновение ока от всего его спокойствия не остаётся и следа. Вновь и вновь экзаменуется умение ученика быть эмоционально ответственным. И чем большую способность выказывает он в деле приятия ответственности, тем стабильнее его внутреннее спокойствие, тем солиднее и глубже его связь с душой.
Следующая фаза, как это ни странно, связана с той всё возрастающей радостью, которую он не в силах сдержать, обнаружив у себя способность быть чувственно ответственным. Он радуется этому открытию и блаженствует посреди крошечного оазиса большего спокойствия и более прочного контакта с душой, однако, не успевает он насладиться этим кратким отдохновением как следует, как тут же накатывает новая волна испытаний: на этот раз экзаменуется его способность брать на себя малую астральную ответственность. В его жизнь вновь вторгаются острые конфликты, и это, в общем-то, неудивительно; ибо если раньше в сфере большой астральной ответственности ученик мог худо-бедно призвать свою личность к порядку и послушанию, то теперь это ему никак не удаётся, так как личность наотрез отказывается признавать малую ответственность. Здесь она заявляет решительное "нет", и нередко проходит много времени, прежде чем ученику удаётся сломать её сопротивление и он чувствует себя способным двигаться дальше.
С экспериментальными парами дело обстоит несколько иначе, ибо они никогда не теряют бдительности (разумеется, в пределах своих возможностей) не только по отношению к себе, но и, главным образом, по отношению друг к другу, и уж здесь они неизменно на высоте положения. Данная фаза для такой пары не проходит впустую. Ибо, если вдруг оказывается, что один из партнёров игнорирует или не признаёт малую ответственность, другой тотчас указывает ему на это — в соответствии с пунктами заключённого ими соглашения о сотрудничестве, — поскольку оба хотят как можно скорее завершить курс обучения, чтобы затем беспрепятственно идти дальше.
Однако очень скоро ученики-партнёры наталкиваются на мощное, неослабевающее и, по сути, беспрецедентное сопротивление личности, изо всех сил противящейся этой дурацкой, с её точки зрения, малой ответственности и потому оказывающей столь упорное противодействие, что все старые дикие уклонистские методы вновь оживают и приводятся в действие. Спокойствие исчезает полностью и бесповоротно, связь с душой обрывается, наваждение достигает кульминации, а последствия не заставляют долго ждать и заявляют о себе весомо и зримо.
Женщина, как уже отмечалось выше, чаще всего в своём развитии несколько опережает партнёра-мужчину, ибо она к этому моменту успевает пройти Второе Посвящение, либо стоит на самом его пороге. Поэтому, если партнёр избегает малой чувственной ответственности, она, в силу необходимости, вынуждена призывать его к порядку и ставить на место, как этого требует пункт заключённого ими соглашения; но поскольку у него отсутствует спокойствие и какая бы то ни было связь с душой, то все её призывы, одёргивания и понукания кончаются лишь тем, что он быстро распаляется и не сдерживает по отношению к ней резких, необузданных вспышек гнева и грубости.
При этом всё его хвалёное астральное самообладание рассеивается без остатка, и он, дабы дать личности возможность спасти свою шкуру, либо начнёт отпираться и сваливать на неё всю вину, либо внезапно нападёт на неё и обрушит на её голову весь свой необузданный негативизм. Подобное обращение неизбежно будет иметь серьёзные последствия, ибо на этой стадии присущее ей спокойствие ещё не настолько стабильно и незыблемо, что она способна долгое время терпеливо и достойно выносить это яростное и грубое давление. Она будет крепиться изо всех сил, стараясь сохранить нерушимыми спокойствие и душевный контакт, но рано или поздно какое-нибудь грубое слово переполнит чашу её терпения, и она тоже взорвётся, подвергая себя риску дойти до тех же грубости и жестокости, или, как змея, "укусит" его в ответ, отчего ей самой станет противно и плохо, и дело в конце концов завершится тем, что её собственные старые астральные механизмы тоже возродятся к жизни, так что в итоге оба окажутся участниками довольно грязной, некрасивой, бездуховной игры.
Чаще всего, однако, женщине удаётся в течение всего этого кризисного периода сохранить свой душевный канал в целости почти на всём его протяжении, так что она, скорее всего, без дальнейших слов просто-напросто покинет арену борьбы или попросит его удалиться: мол, она не желает терпеть его негативные выходки, разряды или выплески империла, так что пусть он её избавит от подобных сцен, — после чего она наконец вернёт себе спокойствие и постарается помочь ему разумным советом или действием. Поначалу она тоже пугается: неужели все её прежние астральные шаблоны вновь пробудились к жизни? — но вскоре ей становится ясно, что это была лишь внезапная стимуляция старой остаточной астро-ментальной мыслеформы, в которой астральный элемент, к этому времени уже переработанный, отсутствует, в то время как ментальный всё ещё хранит память о прежних астральных механизмах, связанных с этими мыслями, так что она просто непроизвольно повторила один из элементов этого процесса.
Она почти сразу же понимает, что этот урок ей на пользу, ибо он даёт ей возможность основательно себя перепроверить. А для того, чтобы проверить себя, необходим покой. Постоянные бомбардировки и атаки со стороны партнёра придают ей свежие силы и энергию, столь необходимые для обработки её собственных накоплений и познаний, а также для оказания помощи партнёру в вопросе астральной ответственности и тех последствий, в стихию которых он вовлёк её своим бездумным поведением и которые все будут записаны на его кармический счёт. Она поэтому очень быстро восстанавливает своё спокойствие, а ему, напротив, требуется довольно много времени для восстановления своего обычного равновесия, не говоря уже о душевном контакте.
В течение всего этого периода пара действительно переживает сложную кризисную ситуацию, поскольку все их старые шаблоны реагирования, которые они считали давно преодолёнными, неожиданно получают повторный стимул и снова оживают. Лишь каждодневные разбор, анализ и оценка ситуации в соединении с любовью могут спасти их отношения от разрыва, а их самих провести невозбранно через весь этот тяжкий цикл испытаний.
Его задача — научиться понимать, что даже незначительная малая ответственность и та берётся на учёт в обширном хозяйстве Бога и что ему необходимо, как в целом, так и в частностях, научиться малой ответственности, чтобы навсегда уйти из-под влияния своих старых негативных механизмов и не дать им затягивать себя в бурные чувственные излияния и водовороты, которые наносят его суженой гораздо больший кармический ущерб, нежели тот, который был бы изначально нанесён тем, что его личность отказалась брать на себя малую ответственность.
Её задача — научиться понимать, что для неё сейчас самым существенным моментом является способность быть ментально ответственной, чтобы обречь на голодную смерть все свои старые ментальные отложения, которые то и дело приводят в действие нежелательные процессы, с которыми ей давно бы уже пора покончить. Одновременно с этим ей нужно научиться использовать свой сердечный авторитет таким образом, чтобы вовремя предупреждать все его выпады, давая ему понять, что ему лучше направлять свой негативный залп в другое место, поскольку она отказывается принимать его на себя.
Обоим в этот период будет очень нелегко, но, если их любовь и воля будут в меру сильными, он рано или поздно закончится, и из этой конфликтной фазы они выйдут духовно окрепшими и подготовленными, имея при себе большой опыт и множество позитивных накоплений, а также спаянные более тесной и большей любовью друг к другу. В их совместном багаже будет храниться опыт того, что спокойствие — это жизненно важный фактор их взаимоотношений и что его необходимо сохранить и пронести невозмутимым через все кризисные циклы. Ибо душевное понимание обретается только тогда, когда сохраняется нерушимым внутреннее спокойствие.