Академия художеств и **Картинная галерея
Вы еще недостаточно насладились искусством? Тогда утолите свою жажду в Академии художеств (Akademie der Bildenden Künste) (42),.в **Картинной галерее,скрывающей обширнейшее собрание за великолепным фасадом, выполненным Теофилем Хансеном в 1872-1877 гг. в стиле неоренессанс. Галерея хранит труды живописцев XIV-XX вв.: ни одна другая академия художеств не владеет столь богатой коллекцией, охватывающей широчайший временной период. Один из шедевров коллекции – монументальный триптих Босха *«Страшный суд» (1504 г.). Другие произведения мирового значения – «Лукреция» Лукаса Кранаха Старшего, «Эсфирь перед Агасфером» Рубенса и «Портрет молодой девушки» Рембрандта. Здесь представлены и многочисленные труды членов Академии художеств и художников из ее окружения: Фюгера, Вальдмюллера, Вотрубы, Бекля.
В Кабинете эстамповможно осмотреть 30 000 рисунков и столько же гравюр, а также самое большое в мире собрание средневековых строительных эскизов.
Государственный оперный театр
В 1861 году Август Сикард из Сикардсбурга и Эдуард ван дер Нюлль начали возводить первое здание Придворного оперного театра. Нынешний великолепный **Государственный оперный театр (Staatsoper) (43) в стиле неоренессанс был построен в 1869 г. и стал первым зданием на Рингштрассе. Открытие его 25 мая 1869 г. ознаменовалось исполнением «Дон Жуана» Моцарта, и с того самого дня театр закрепил за собой мировое признание. Среди его ведущих дирижеров были Густав Малер и Рихард Штраус.
В марте 1945 г. само здание, большая часть декораций и реквизита для 120 опер.
включая 150 000 костюмов, были уничтожены бомбами и пожаром. После масштабных работ по реставрации театр был открыт вновь исполнением «Фиделио Бетховена. Это произошло в 1955 г Сегодня сцена театра – одна из самых больших в Европе, а труппа – одна из самых успешных и лучших в мире. В Вальпургиеву ночь здесь устраивается знаменитый *Оперный бал .
Если вам не повезет с билетами на вечернее представление, то обязательно сходите хотя бы на увлекательную экскурсиюпо театру (продолжительность около 40 мин).
Акварель Эмиля Нольде – один из экспонатов собрания современного искусства в Альбертине.
Альбертина
Позади оперного театра находится знаменитый Отель Захер (Hotel Sacher),где самое время отдохнуть в кафе, отведав знаменитый торт «Захер» и кофе-меланж. После этого обратите ваш взор на **Альбертину (Albertina) (44),которая в 2003 г. была открыта вновь, оснащенная современной крышей крыловидной формы.
Альбертина – это самое большое в мире собрание графики, насчитывающее 44000 рисунков и акварелей и 1,3 млн офортов. Оно охватывает все важнейшие эпохи истории искусства, от поздней готики до модерна. Среди них всемирно известная коллекция из 139 великолепных *рисунков Альбрехта Дюрера,в числе которых знаменитый «Заяц». Заслуживают внимания и произведения австрийских художников: от Маульберча и Швинда, Климта и Шиле до Кокошки, Кубина и Вотрубы. Итальянские художники представлены начиная с раннего Возрождения: Фра Беато Анджелико, Микеланджело, Каналетто, Тьеполо; другие известные имена – Босх, Рубенс, Делакруа, Роден и Матисс.
Среди графических работ стоит особенно выделить ксилографии Дюрера и Мюнха и офорты Рембрандта.
Перед Альбертиной в 1988 г. был установлен огромный Монумент против войны и фашизмаработы Альфреда Хрдлички. Эта скульптура, состоящая из трех частей, явилась в свое время поводом для ожесточенных дискуссий.
ВОКРУГ ПЛОЩАДИ КАРЛСПЛАТЦ
Сецессион
Со станции метро Карлсплатц (Karlsplatz) есть выход прямо к *Сецессиону (Secession) (45).Это одно из самых значительных зданий в Вене, построенных в стиле модерн. Его постройка была завершена в 1898 г. по проекту Йозефа Марии Ольбриха, работавшего вместе с Отто Вагнером. Куб с золотым куполом сразу же бросается в глаза, откуда бы к нему ни подходить. Слово «Сецессион» дословно означает «разъединение, раскол» и стало названием группы из 19 молодых художников, образованной в 1897 г. Они отделились от официального Союза художников и посвятили себя «провоцирующему искусству».
В Сецессионе находится *Бетховенский фризработы Густава Климта: «Всемирный поцелуй» – монументальное настенное панно, которое считается одной из жемчужин венского модерна Там же проводятся различные выставки современного искусства. Доминирующим символическим элементом в декоре Сецессиона является лавр. Его листья можно видеть повсюду: и на пилястрах переднего корпуса, и во входной нише, и в мотивах венков на боковых фасадах и, конечно же, на позолоченном куполе, состоящем из 3000 листьев и 700 ягод.
Вестибюль украшают три головы Горгоны, а на боковых фасадах изображены совы. Горгона и совы – это символы Афины Паллады, богини мудрости, победы и ремесленного искусства. В этих образах Иозеф Мария Ольбрих нашел самое точное воплощение девиза, расположенного над входным порталом: «Времени – искусство, искусству – свободу».
Если пройти от Сецессиона по Виднер Хауптштрассе (Wiedner Hauptstraße), то на пути встретится самый красивый вход в венское метро – павильон городской железной дороги (Stadtbahn-Pavillon),построенный Стто Вагнером в 1894 г. в стиле модерн и щедро украшенный цветочным орнаментом.
Напротив Сецессиона находится стеклянный павильон Project Space,филиал венского Кунстхалле (Дома Искусств). На выставочной площади величиной 250 м2 проводятся видеоинсталляции, перформансы и концерты современной музыки.
Сецессион – квинтэссенция венского модерна.
Церковь Св. Карла
В 1713 г., когда в Вене свирепствовала чума, император Карл IV поклялся возвести церковь в честь святого великомученика Карла Борромея Чумного, если тот поможет положить конец эпидемии. Иоганн Бернард Фишер Эрлахский и его сын Йозеф Эммануэль создали монументальный шедевр архитектуры в стиле барокко, имеющий длину 80 м и ширину 60 м. Церковь была освящена в 1737 г Торжествен вход в церковь Св. Карла (Karlskirche) (46) , выполненный по подобию греческих колонных вестибюлей. Он обрамлен двумя колоннами,каждая почти по 40 м высотой. На колоннах – спиралевидный барельеф, наподобие рельефов на колоннах Траяна и Марка Аврелия в Риме. Барельеф изображает сцены из жизни св. Карла Борромея. Внутривзгляду открывается купол высотой 70 м. украшенный светильниками. На куполе находится гигантская купольная фрескаработы Иоганна Михаэля Роттмайра, также представляющая сцены из жизни св. Карла. Высокий алтарьявляет собой прекрасный образец барочного искусства. Он изготовлен по чертежам Иоганна Бернарда Фишера Эрлахского.
Шедевр стиля барокко – церковь Святого Карла.