Философско-культурологические характеристики художественного пространства второй половины XX века
Становление нового художественного пространства, переход к эпохе неоавангарда (пост-культуры, постмодернизма) связано с возникновением художественных движений второй половины XX века, появившихся на волне протеста против сложившейся после Второй мировой войны системы артмира, в иерархии которой живопись занимала лидирующее положение. Этот протест был связан с набиравшей силу молодежной контркультурой, критикой общества потребления, исходившей от левых политических движений. Искусство пыталось избавиться от элитарности, стать демократичным. Живопись и картина воспринимались как воплощение буржуазного обывательского вкуса. Художники стремились создавать искусство, которое не было бы искусством в традиционном смысле слова, которое нельзя было поместить в музей, продать, купить и даже сохранить. Нельзя отрицать, что в 1960-е годы под влиянием этих идей произошла эстетическая революция, сравнимая по масштабам с той, которую совершил авангард начала века.
Модернизм 1940-1950-х годов - парижская школа живописи, нью-йоркская школа абстрактного экспрессионизма и некоторые другие течения -считали себя наследниками кубистов и сюрреалистов. Однако к началу 1960-х годов эти течения утратили авангардный импульс, приобретя вполне академический статус - примерно такой же, какой имел в СССР социалистический реализм. Во многих странах возникла оппозиция этому модернистскому академизму, который художники молодого поколения упрекали в высокомерном разделении культуры на «высокую» и «низкую», в игнорировании повседневной реальности. Но их собственное обращение к реальности отнюдь не было возвращением к традиционному реализму.
История живописи второй половины XX века - это процесс исследования ее границ и возможностей. Необходимо отметить, что когда мы говорим о живописи второй половины XX века, сам термин «живопись» теряет традиционное понимание. Марсель Дюшан, еще в 1917 году провозгласив, что художественное произведение не обязательно должно быть создано художником, а может представлять собой любую вещь (ready-made), которую художник сочтет искусством, открыл путь для нового искусства, основанного на отчуждении автора от произведения. В живописи второй половины XX века это выразилось в заимствовании «чужой» образности (поп-арт), «чужой» техники (фотореализм), «чужих» стилей и направлений (концептуализм), что является отражением основных характеристик постмодернизма - цитатность, интертекстуальность, «смерть автора».
Для искусства второй половины XX века, которое называет себя, как правило, арт-деятельностью, арт-практиками, а свои произведения -артефактами, в целом характерен принципиальный отказ практически ото всех традиционных ценностей - гносеологических, этических, эстетических, религиозных. Им на смену пришли сознательно приземленные утилитаристские или соматические категории: политика, коммерция, бизнес и рынок, вещь и вещизм, потребление, тело и телесность, соблазн, секс, опыт и практика, конструирование, монтаж и тому подобное. На них и строятся «правила игры» современной арт-деятельности.
Искусство этой эпохи отказывается оперировать традиционными видовыми категориями. Место картины, скульптуры, графики занимает произведение, которое соединяет в себе признаки разных жанров. Картина становится вещью, равной другим вещам. Этот подход объединяет такие полярные направления, как поп-арт и минимализм. Смысл произведения лежит на его поверхности, утверждали теоретики этих направлений, - и этим смыслом являются сами средства живописи, ее язык - цвет, форма, линия, размер.
Художники перестают изобретать «новое», обратив свой интерес к уже существующим изобразительным системам. Концептуализм сделал радикальный вывод из идей Дюшана, сформулировав новую задачу искусства. Целью художника становится не создание произведений, а анализ искусства как особой социальной институции. Эти тенденции особенно характерны для 1970-х годов. Различные художественные практики этого времени объединяют отношение к живописи как к языку, знаковой системе, равной другим знаковым системам. Художник меняет статус творца на позицию критика, исследователя, аналитика. Главной проблемой творчества становится не достижение некоего эстетического идеала, а ответ на вопрос -что такое искусство. Изучению особенностей искусства второй половины XX века посвящены работы ряда отечественных и зарубежных исследователей: Е. Бобринской, В. Бычкова, В. Крючковой, А. Обуховой, М. Орловой, Н. Маньковской, М. Кузьминой, Л. Рейнгарда, Л. Колейчука, В. Турчина, Л. Бажанова и других".
Обращаясь к изучению художественного пространства второй половины XX века, необходимо проанализировать художественные явления этого периода, на основе чего можно определить основные характеристики данного художественного пространства.
В исследовательской литературе выделяется несколько направлений в живописи второй половины XX века: поп-арт, оп-арт, абстракционизм, минимализм, концептуализм, гиперреализм, фигуративное искусство, невозможное искусство, лэнд-арт, бодиарт. Исследователи выделяют собственные типологии направлений, давая одному и тому же направлению разные названия. Например, минимальное искусство часто называют АВС арт, или серийное искусство, или искусство первичных структур, или посткубистическая скульптура. Различия типологий проявляются в количестве выделяемых направлений. Л. Рейнгард, В. Крючкова и М. Можейко выделяют три основных направления называемого ими авангарда «новой волны»: минимализм или АВС-арт, концептуальное искусство и «невозможное искусство», в которое включают «земляное искусство», «искусство неба», «искусство воды»100. А. Обухова и М. Орлова добавляют к минимализму и концептуализму гиперреализм, абстракционизм, фигуративное искусство .
Н. Маньковская в постмодернистской живописи выделяет пять направлений: метафизическое, повествовательное, аллегорическое, реалистическое, сентименталистское . По сути Маньковская рассматривает тех же художников, но направления выделяет используя не искусствоведческие критерии, а тематические (по смыслу и сюжету произведения). Маньковская вводит в свою типологию направление итальянской живописи - трансавангард в рамки метафизической живописи, которое не упоминают в своей типологии выше упомянутые исследователи.