О теоретических основаниях художественно-культурологического образования
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
Концепция, содержание и морфология
Мультимедийного комплекса
Для общеобразовательной школы
Санкт-Петербург
Астерион
ББК |
Издание осуществлено при поддержке Министерства образования и культуры Российской Федерации
Авторский коллектив: Э. В. Ванина,А. В. Венкова, С. А. Дроздова, Ю. В. Лобанова, Л. М. Мосолова, Л. В. Никифорова, С. Н. Токарев, В. Е. Черва, М. Н. Шеметова
Главный редактор: Л. М. Мосолова
Ответственный редактор выпуска: Ю. В. Лобанова
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА: Концепция, содержание и морфология мультимедийного комплекса для общеобразовательной школы. – СПб.: Астерион, 2004. – 279 с.
ISBN
Издание посвящено проблемам структурирования содержания мультимедийного комплекса по истории мировой и отечественной художественной культуры. В нем представлены общие характеристики различных периодов европейской культуры, дан перечень основных произведений и персоналий, репрезентирующих своеобразие конкретных эпох, предложены варианты характеристик памятников, биографий творческих личностей, а также модели синхронистических таблиц и библиографий к изучению различных типов художественной культуры.
Адресовано учителям, школьникам, а также преподавателям и студентам вузов и всем интересующимся историей мировой и отечественной художественной культуры.
ББК
ISBN | © Коллектив авторов, 2004 |
© Издательство «Астерион», 2004 | |
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие(Л.М.Мосолова) | ||
Раздел I | МИРОВАЯ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА: КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА СОДЕРЖАНИЯ И СТРУКТУРИРОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО КОМПЛЕКСА | |
1.1. | К истории вопроса (Л.М.Мосолова) | |
1.2. | О теоретических основаниях художественно-культурологического образования (Л.М.Мосолова) | |
1.3. | Компьютерные технологии и предполагаемые подходы к созданию мультимедийных материалов по курсу художественной культуры (Л.М.Мосолова) | |
1.4. | Примерная структура историко-художественного материала (Л.М.Мосолова) | |
1.5. | Логика поиска информации в мультимедийном комплексе по мировой культуре (Э.В.Ванина) | |
1.6. | Структурная схема локальной базы данных (Э.В.Ванина) | |
Раздел II | ДРЕВНЕЙШИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА | |
2.1. | Общая характеристика традиционной культуры первобытного общества (Л.М.Мосолова) | |
2.2. | Геокультурные карты | |
2.3. | Хронологическая таблица развития художественной культуры первобытного общества (Л.М.Мосолова) | |
2.4. | Основные памятники (Л.М.Мосолова) | |
2.4.1. | Иллюстрации по теме «Культурогенез» | |
2.4.2. | Культура эпохи верхнего палеолита | |
2.4.3. | Культура эпохи мезолита | |
2.5. | Примерные образцы характеристик (аннотаций) художественных произведений каменного века | |
2.6. | Словарь основных понятий по изучению культуры первобытного общества (Л.М.Мосолова, С.А.Дроздова) | |
2.7. | Библиография (Л.М.Мосолова) | |
2.8. | Мини-хрестоматия по изучению первобытного искусства | |
Раздел III | ДРЕВНИЙ МИР (Античность)(Ю.В.Лобанова) | |
3.1. | Общая характеристика | |
3.2. | Основные памятники | |
3.3 | Пример характеристики памятника | |
3.4. | Персонология | |
3.5. | Библиография | |
Раздел IV | СРЕДНЕВЕКОВЬЕ(С.Н.Токарев) | |
4.1. | Общая характеристика | |
4.2. | Хронологическая таблица | |
4.3. | Основные памятники | |
4.4. | Примеры характеристики памятников | |
4.5. | Персонология | |
4.6. | Основные понятия и термины | |
4.7. | Библиография | |
Раздел V | НОВОЕ и НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ | |
5.1. | Эпоха Возрождения (Л.В.Никифорова) | |
5.1.1. | Общая характеристика | |
5.1.2. | Основные памятники | |
5.1.3. | Примеры характеристики памятников | |
5.1.4. | Персонология. Биография творческой личности | |
5.1.5. | Библиография | |
5.2. | Эпоха Барокко(Л.В.Никифорова) | |
5.2.1. | Общая характеристика | |
5.2.2. | Основные памятники | |
5.2.3. | Примеры характеристики памятников | |
5.2.4. | Персонология | |
5.2.5. | Библиография | |
5.3. | Эпоха Просвещения (В.Е.Черва) | |
5.3.1. | Общая характеристика | |
5.3.2. | Хронологическая таблица | |
5.3.3. | Основные памятники | |
5.3.4. | Пример характеристики памятника | |
5.3.5. | Персонология | |
5.3.6. | Библиография | |
5.4. | Эпоха Романтизма | |
5.4.1. | Общая характеристика (В.Е.Черва) | |
5.4.2. | Основные памятники (В.Е.Черва, М.Н.Шеметова) | |
5.4.3. | Пример характеристики памятника (В.Е.Черва) | |
5.4.4. | Биография творческой личости (В.Е.Черва) | |
5.4.5. | Библиография (В.Е.Черва) | |
5.4.6. | Примерные вопросы к контрольному тесту (В.Е.Черва, Ю.В.Лобанова) | |
5.5. | Эпоха Позитивизма | |
5.5.1. | Общая характеристика (В.Е.Черва) | |
5.5.2. | Основные памятники (В.Е.Черва) | |
5.5.3. | Пример характеристики памятника (В.Е.Черва) | |
5.5.4. | Биография творческой личности (М.Н.Шеметова) | |
5.5.5. | Библиография (В.Е.Черва) | |
5.6. | Эпоха Модернизма(А.В.Венкова) | |
5.6.1. | Общая характеристика | |
5.6.2. | Основные памятники | |
5.6.3. | Примеры характеристики памятников | |
5.6.4. | Персонология. Биография творческой личности | |
5.6.5. | Библиография | |
5.7. | Эпоха Постмодернизма(А.В.Венкова) | |
5.7.1. | Общая характеристика | |
5.7.2. | Основные памятники | |
5.7.3. | Примеры характеристики памятников | |
5.7.4. | Персонология. Биография творческой личности | |
5.7.5. | Библиография | |
Раздел VI | СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ ТЕСТОВ ПО ИСТОРИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ (Ю.В.Лобанова) | |
Приложение | Киноискусство(М.Н.Шеметова) | |
Общая характеристика | ||
Персонология (с указанием основных произведений) | ||
Пример характеристики памятника | ||
Словарь основных направлений | ||
Библиография |
Предисловие
На наших глазах меняются информационные системы, сопровождающие процесс обучения многим школьным и вузовским предметам. Особенно это касается способов преподавания историко-культурных и художественных дисциплин. Устаревшие носители аудиовизуальной информации – слайды, пластинки, кассеты, книжные иллюстрации – заменяются электронными носителями многообразных художественных, документальных, научных и иных текстов.
Данное издание как раз отражает эти изменения. Оно содержит краткое изложение истории школьного курса «Мировая художественная культура», современные теоретические основания его построения и те принципы и подходы, которые определяют структуру мультемидийного комплекса, предназначенного для проведения занятий в основной и профильной школе по указанному курсу.
Вместе с тем здесь предлагается логика поиска электронных материалов на основании макрорегионального принципа изложения мировой культуры (Европа, Азия, Африка, Америка) и мезорегионального принципа – отечественной (Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Южная Россия, Приуралье, Сибирь, Дальний Восток).
Основная часть книги посвящена структурированию огромного художественного материала по каждому крупному историческому типу культуры (Древнейший мир; Древность; Средневековье; Новое и Новейшее время), а также по конкретным историко-культурным типам (например, культура Нового времени включает в себя такие типы художественной культуры, как Возрождение, Барокко, Просвещение, Романтизм, Позитивизм).
В издании представлен перечень основных видов искусства, образцы характеристик художественных произведений, ряд персонологических списков, биографические материалы, модели геокультурных карт и хронологических таблиц. Завершается издание методологическим комплексом, посвященным содержанию и принципам составления контрольных тестов по освоению данного материала.
В приложении даются материалы по киноискусству, которые обычно отсутствуют как в учебниках, так и в аудиовизуальных приложениях по мировой художественной культуре.
Подчеркнем, что настоящее издание не является публикацией полного свода памятников по истории художественной культуре, а предлагает основные подходы к переосмыслению содержания курса и морфологические модели электронных версий обучения.
Издание предназначено в первую очередь для учителей, школьников, а также преподавателей и студентов вузов.
Раздел I
МИРОВАЯ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА: КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА СОДЕРЖАНИЯ И СТРУКТУРИРОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО КОМПЛЕКСА
К истории вопроса
Преподавание школьного предмета «Мировая и отечественная художественная культура» ведется в России уже более 15 лет. Этот предмет был включен в учебные планы средних учебных заведений в соответствии с решением коллегии Министерства просвещения РСФСР от 30 апреля 1987 г. За эти годы сложились различные традиции его преподавания. Статус дисциплины был преимущественно факультативным. Вместе с тем в школах с углубленным изучением гуманитарных и художественных дисциплин этот предмет был и обязательным.
В базисных учебных планах школ курс «Мировая и отечественная художественная культура» относился к образовательной области «Искусство». Культурологический код этого предмета понимался с трудом и медленно. Это объясняется тем, что учителей с базовым культурологически-художественным образованием в стране не хватало и не хватает и ведут этот курс преимущественно литературоведы, историки, искусствоведы или музыковеды. Тем не менее, интеграция всех видов искусства в контексте истории культуры была осуществлена в ряде учебных программ для общеобразовательной школы. Среди них наиболее широкое распространение получили программы Л.М.Предтеченской, Ю.А.Солодовникова и комплексные программы полихудожественного воспитания Ю.П.Юсова.
Параллельно введению новой дисциплины в школьные программы была открыта соответствующая специальность и квалификация «Учитель мировой художественной культуры» в РГПУ им. А.И.Герцена, а затем и в ряде других вузов. В Герценовском университете Л.М.Мосоловой, А.П.Валицкой и Г.К.Щедриной была разработана фундаментальная учебная программа для студентов, которая систематически дорабатывалась, трижды переиздавалась и получила широкое признание в стране[1].
Многие учителя адаптировали названные школьные и вузовские программы к основному направлению работы школ и своей профессиональной подготовке по одному из видов искусства. Вследствие этого под дисциплиной «Мировая и отечественная художественная культура», невзирая на наличие интегративных программ, подразумевается и реализуется преимущественно литературоведческий курс или же искусствоведческий курс по истории архитектуры и изобразительного искусства.
Свидетельство тому – популярность варианта тематического планирования курса мировой художественной культуры (автор – С.Сергеев), опубликованного в газете «Первое сентября» (приложение «История») в ноябре 1995 г. и на самом деле предлагавшего стандартный курс истории изобразительного искусства и архитектуры.
Школьные учебники строятся аналогичным образом. Яркий пример тому – два тома «Мировой художественной культуры» для 9 и 10 классов С.В.Карпушиной и В.А.Карпушина, вышедшие в 2002 г.[2]. Книга хорошо иллюстрирована. В ней можно найти определение понятий «культура» и «цивилизация», но нет разъяснения понятия «художественная культура». Вся книга посвящена истории архитектуры и изобразительного искусства. Другой пример – талантливая книга В.Г.Маранцмана «Человек и культура. Введение в курс “Мировая художественная культура”», рекомендованная Комитетом образования Санкт-Петербурга в качестве учебника для основной общеобразовательной школы[3]. Эта книга имеет пропедевтический характер и интересна и полезна как курс по выбору. Однако здесь есть хороший литературоведческий комплекс, но нет той панорамы исторического развития мировой и отечественной художественной культуры, которая необходима и достаточна для целостного восприятия художественного наследия России и мира в контексте исторического развития культуры человечества.
Весьма существенно, что преподавание курса предполагает использование аудиовизуальных комплектов – слайдов, фонозаписей, видеоматериалов, хрестоматий по словесности, геокультурных карт и т.д. Эта проблема стала решаться с самого начала. Учебная программа Л.М.Предтеченской дополнялась комплектом слайдов и музыкальных записей, которые создавались на государственные средства и передавались школам до начала 90-х гг.
Существенную поддержку школам и вузам страны оказал творческий коллектив «НИКА» РГПУ им. А.И.Герцена, разработав учебно-методические комплексы по мировой художественной культуре для студентов педвузов (установочные лекции, словари, библиографии, перечень основных художественных произведений, слайды, фонозаписи, видеозаписи). Эта работа велась до середины 1990-х гг. Затем ситуация в этой образовательной области изменилась в связи с различными волнами реформ в высшей и средней школе и медленным распространением новых информационных технологий.
Сегодня пересматриваются содержание социогуманитарного и художественного образования, его методология, история, праксиология и методика обучения, устарели прежние носители аудиовизуальной информации. Концепция содержания и способов преподавания предмета «Мировая и отечественная художественная культура» в общеобразовательной школе нуждается в переосмыслении, а его полноценное аудиовизуальное сопровождение во многом должно определяться иным структурированием художественного материала и возможностями информационных технологий.
Речь идет об историко-культурной хроноструктуре как теоретико-исторической базе представления всей искусствосферы культуры в ее исторической динамике и существенной, полноценной и яркой репрезентации в аудиовизуальном комплексе на новых носителях информации.
О теоретических основаниях художественно-культурологического образования
Первоначально теоретико-методологическая база программ по истории мировой и отечественной художественной культуры основывалась, во-первых, на отождествлении понятий «общество» и «культура», во-вторых – на марксистском линейно-формационном представлении о развитии истории, и в-третьих – на специфической идеологической интерпретации социальной реальности, явлений культуры вообще и художественных произведений в частности. Игнорировалось представление о культуре в целом и искусстве как подсистеме культуры, их историческом усложнении; художественная культура отождествлялась с духовной культурой; не принималось во внимание значение собственно культурологических оснований для построения содержания курса, его дидактической проработки и создания соответствующих аудиовизуальных комплексов.
Развитие теории и истории культуры, становление культурологической науки привели к заметной культурологизации образования. Различные компоненты систематизированного культурологического знания постепенно включались в содержание общего и специального образования и начинали влиять на его идеологию.
Культурологические знания являются основой образования, ибо культура понимается как внебиологически созданный мир человека, как целостно-всесторонний способ «очеловечивания человека», как мир искусственных объектов и заученного поведения, в которых воплощен человеческий дух. Вследствие этого культурология становится новой парадигмой в науках и образовании, фокусирующей внимание на взаимоотношениях человека с природой, обществом, культурой и самим собой. Вместе с тем культурология – это метод и средство познания, особая область образования, способ мироосвоения, а также система мировоззрения.
В последние годы изменилось понимание соотношения образования и культурного наследия. Сегодня культурное наследие интерпретируется как органический элемент культурологического и социогуманитарного знания в целом, а теория образования – как фундаментальная теория социокультурного воспроизводства нации.
Культурология, по мнению А.Я.Флиера, в существенной степени дополняет педагогику, потому что вместе с педагогикой она способна разрабатывать методы трансляции учащимся фундаментальных знаний, актуальных образцов культурной компетентности, но главным образом – определять, формировать общую структуру и содержание той культурной компетентности, которая передается средствами педагогики[4]. Особая задача культурологического образования и воспитания – многоплановое развитие системы ценностных ориентаций личности, построение аксиологики, в которой сопряжены опыт нации, выраженный в культурном наследии, а также идеи и задачи социокультурной модернизации России, соотношение прав и свобод человека с системными интересами гражданского общества и национальной культуры.
В контексте этих проблем должны строиться содержание и методы обучения предмета «Мировая и отечественная художественная культура».
Следует напомнить многократно повторяемое положение о роли искусства в культурном наследии нации. Его значение всегда акцентируется, потому что оно способно все содержание социокультурной жизни человека целостно и изоморфно переводить в образные модели и становиться «портретом» и самосознанием культуры. В отношении к «чужим», «другим» культурным системам с их ценностным ядром искусство успешно играет роль кода, позволяющего постигнуть суть представляемой им иной культуры[5]. Будучи диалогической формой межэтнических отношений, искусство осуществляет взаимодействие идей, смыслов и ценностей, которые вырабатывались в прошлом и вырабатываются сейчас разными народами, в том числе народами России, совместно и в отдельности.
Постижение искусства нельзя сводить к «знаниевости», что доминирует в школьных практиках освоения истории художественной культуры, ибо оно как ничто другое в образовании способно строить эмоционально-ценностное мироотношение личности и общества[6].
Многие современные ученые и организаторы социальных практик отмечают возросшую роль культуры в устойчивом развитии наций. Само развитие представляется в терминах культуры, а его эффективность связывается с полнотой использования всего потенциала культурного наследия, и в особенности – художественного.
На основании сказанного можно сделать вывод о том, насколько сложным и ответственным делом является построение мультимедийной панорамы развития художественной культуры России и мира, потому что в сопряжении письменного словесного и аудиовизуального рядов она способна активно влиять на формирование мировоззрения, символической базовой структуры сознания, способности воображения и иерархии ценностей учащихся.