О теоретических основаниях художественно-культурологического образования

МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Концепция, содержание и морфология

Мультимедийного комплекса

Для общеобразовательной школы

Санкт-Петербург

Астерион


ББК  

Издание осуществлено при поддержке Министерства образования и культуры Российской Федерации

Авторский коллектив: Э. В. Ванина,А. В. Венкова, С. А. Дроздова, Ю. В. Лобанова, Л. М. Мосолова, Л. В. Никифорова, С. Н. Токарев, В. Е. Черва, М. Н. Шеметова

Главный редактор: Л. М. Мосолова

Ответственный редактор выпуска: Ю. В. Лобанова

МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА: Концепция, содержание и морфология мультимедийного комплекса для общеобразовательной школы. – СПб.: Астерион, 2004. – 279 с.

ISBN

Издание посвящено проблемам структурирования содержания мультимедийного комплекса по истории мировой и отечественной художественной культуры. В нем представлены общие характеристики различных периодов европейской культуры, дан перечень основных произведений и персоналий, репрезентирующих своеобразие конкретных эпох, предложены варианты характеристик памятников, биографий творческих личностей, а также модели синхронистических таблиц и библиографий к изучению различных типов художественной культуры.

Адресовано учителям, школьникам, а также преподавателям и студентам вузов и всем интересующимся историей мировой и отечественной художественной культуры.

ББК

ISBN © Коллектив авторов, 2004
  © Издательство «Астерион», 2004
   


СОДЕРЖАНИЕ

  Предисловие(Л.М.Мосолова)  
Раздел I МИРОВАЯ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА: КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА СОДЕРЖАНИЯ И СТРУКТУРИРОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО КОМПЛЕКСА  
1.1. К истории вопроса (Л.М.Мосолова)  
1.2. О теоретических основаниях художественно-культурологического образования (Л.М.Мосолова)  
1.3. Компьютерные технологии и предполагаемые подходы к созданию мультимедийных материалов по курсу художественной культуры (Л.М.Мосолова)  
1.4. Примерная структура историко-художественного материала (Л.М.Мосолова)  
1.5. Логика поиска информации в мультимедийном комплексе по мировой культуре (Э.В.Ванина)  
1.6. Структурная схема локальной базы данных (Э.В.Ванина)  
Раздел II ДРЕВНЕЙШИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА  
2.1. Общая характеристика традиционной культуры первобытного общества (Л.М.Мосолова)  
2.2. Геокультурные карты  
2.3. Хронологическая таблица развития художественной культуры первобытного общества (Л.М.Мосолова)  
2.4. Основные памятники (Л.М.Мосолова)  
2.4.1. Иллюстрации по теме «Культурогенез»  
2.4.2. Культура эпохи верхнего палеолита  
2.4.3. Культура эпохи мезолита  
2.5. Примерные образцы характеристик (аннотаций) художественных произведений каменного века  
2.6. Словарь основных понятий по изучению культуры первобытного общества (Л.М.Мосолова, С.А.Дроздова)  
2.7. Библиография (Л.М.Мосолова)  
2.8. Мини-хрестоматия по изучению первобытного искусства  
Раздел III ДРЕВНИЙ МИР (Античность)(Ю.В.Лобанова)  
3.1. Общая характеристика  
3.2. Основные памятники  
3.3 Пример характеристики памятника  
3.4. Персонология  
3.5. Библиография  
Раздел IV СРЕДНЕВЕКОВЬЕ(С.Н.Токарев)  
4.1. Общая характеристика  
4.2. Хронологическая таблица  
4.3. Основные памятники  
4.4. Примеры характеристики памятников  
4.5. Персонология  
4.6. Основные понятия и термины  
4.7. Библиография  
Раздел V НОВОЕ и НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ  
5.1. Эпоха Возрождения (Л.В.Никифорова)  
5.1.1. Общая характеристика  
5.1.2. Основные памятники  
5.1.3. Примеры характеристики памятников  
5.1.4. Персонология. Биография творческой личности  
5.1.5. Библиография  
5.2. Эпоха Барокко(Л.В.Никифорова)  
5.2.1. Общая характеристика  
5.2.2. Основные памятники  
5.2.3. Примеры характеристики памятников  
5.2.4. Персонология  
5.2.5. Библиография  
5.3. Эпоха Просвещения (В.Е.Черва)  
5.3.1. Общая характеристика  
5.3.2. Хронологическая таблица  
5.3.3. Основные памятники  
5.3.4. Пример характеристики памятника  
5.3.5. Персонология  
5.3.6. Библиография  
5.4. Эпоха Романтизма  
5.4.1. Общая характеристика (В.Е.Черва)  
5.4.2. Основные памятники (В.Е.Черва, М.Н.Шеметова)  
5.4.3. Пример характеристики памятника (В.Е.Черва)  
5.4.4. Биография творческой личости (В.Е.Черва)  
5.4.5. Библиография (В.Е.Черва)  
5.4.6. Примерные вопросы к контрольному тесту (В.Е.Черва, Ю.В.Лобанова)  
5.5. Эпоха Позитивизма  
5.5.1. Общая характеристика (В.Е.Черва)  
5.5.2. Основные памятники (В.Е.Черва)  
5.5.3. Пример характеристики памятника (В.Е.Черва)  
5.5.4. Биография творческой личности (М.Н.Шеметова)  
5.5.5. Библиография (В.Е.Черва)  
5.6. Эпоха Модернизма(А.В.Венкова)  
5.6.1. Общая характеристика  
5.6.2. Основные памятники  
5.6.3. Примеры характеристики памятников  
5.6.4. Персонология. Биография творческой личности  
5.6.5. Библиография  
5.7. Эпоха Постмодернизма(А.В.Венкова)  
5.7.1. Общая характеристика  
5.7.2. Основные памятники  
5.7.3. Примеры характеристики памятников  
5.7.4. Персонология. Биография творческой личности  
5.7.5. Библиография  
Раздел VI СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ ТЕСТОВ ПО ИСТОРИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ (Ю.В.Лобанова)  
Приложение Киноискусство(М.Н.Шеметова)  
  Общая характеристика  
  Персонология (с указанием основных произведений)  
  Пример характеристики памятника  
  Словарь основных направлений  
  Библиография  

Предисловие

На наших глазах меняются информационные системы, сопровождающие процесс обучения многим школьным и вузовским предметам. Особенно это касается способов преподавания историко-культурных и художественных дисциплин. Устаревшие носители аудиовизуальной информации – слайды, пластинки, кассеты, книжные иллюстрации – заменяются электронными носителями многообразных художественных, документальных, научных и иных текстов.

Данное издание как раз отражает эти изменения. Оно содержит краткое изложение истории школьного курса «Мировая художественная культура», современные теоретические основания его построения и те принципы и подходы, которые определяют структуру мультемидийного комплекса, предназначенного для проведения занятий в основной и профильной школе по указанному курсу.

Вместе с тем здесь предлагается логика поиска электронных материалов на основании макрорегионального принципа изложения мировой культуры (Европа, Азия, Африка, Америка) и мезорегионального принципа – отечественной (Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Южная Россия, Приуралье, Сибирь, Дальний Восток).

Основная часть книги посвящена структурированию огромного художественного материала по каждому крупному историческому типу культуры (Древнейший мир; Древность; Средневековье; Новое и Новейшее время), а также по конкретным историко-культурным типам (например, культура Нового времени включает в себя такие типы художественной культуры, как Возрождение, Барокко, Просвещение, Романтизм, Позитивизм).

В издании представлен перечень основных видов искусства, образцы характеристик художественных произведений, ряд персонологических списков, биографические материалы, модели геокультурных карт и хронологических таблиц. Завершается издание методологическим комплексом, посвященным содержанию и принципам составления контрольных тестов по освоению данного материала.

В приложении даются материалы по киноискусству, которые обычно отсутствуют как в учебниках, так и в аудиовизуальных приложениях по мировой художественной культуре.

Подчеркнем, что настоящее издание не является публикацией полного свода памятников по истории художественной культуре, а предлагает основные подходы к переосмыслению содержания курса и морфологические модели электронных версий обучения.

Издание предназначено в первую очередь для учителей, школьников, а также преподавателей и студентов вузов.

Раздел I

МИРОВАЯ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА: КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА СОДЕРЖАНИЯ И СТРУКТУРИРОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО КОМПЛЕКСА

К истории вопроса

Преподавание школьного предмета «Мировая и отечественная художественная культура» ведется в России уже более 15 лет. Этот предмет был включен в учебные планы средних учебных заведений в соответствии с решением коллегии Министерства просвещения РСФСР от 30 апреля 1987 г. За эти годы сложились различные традиции его преподавания. Статус дисциплины был преимущественно факультативным. Вместе с тем в школах с углубленным изучением гуманитарных и художественных дисциплин этот предмет был и обязательным.

В базисных учебных планах школ курс «Мировая и отечественная художественная культура» относился к образовательной области «Искусство». Культурологический код этого предмета понимался с трудом и медленно. Это объясняется тем, что учителей с базовым культурологически-художественным образованием в стране не хватало и не хватает и ведут этот курс преимущественно литературоведы, историки, искусствоведы или музыковеды. Тем не менее, интеграция всех видов искусства в контексте истории культуры была осуществлена в ряде учебных программ для общеобразовательной школы. Среди них наиболее широкое распространение получили программы Л.М.Предтеченской, Ю.А.Солодовникова и комплексные программы полихудожественного воспитания Ю.П.Юсова.

Параллельно введению новой дисциплины в школьные программы была открыта соответствующая специальность и квалификация «Учитель мировой художественной культуры» в РГПУ им. А.И.Герцена, а затем и в ряде других вузов. В Герценовском университете Л.М.Мосоловой, А.П.Валицкой и Г.К.Щедриной была разработана фундаментальная учебная программа для студентов, которая систематически дорабатывалась, трижды переиздавалась и получила широкое признание в стране[1].

Многие учителя адаптировали названные школьные и вузовские программы к основному направлению работы школ и своей профессиональной подготовке по одному из видов искусства. Вследствие этого под дисциплиной «Мировая и отечественная художественная культура», невзирая на наличие интегративных программ, подразумевается и реализуется преимущественно литературоведческий курс или же искусствоведческий курс по истории архитектуры и изобразительного искусства.

Свидетельство тому – популярность варианта тематического планирования курса мировой художественной культуры (автор – С.Сергеев), опубликованного в газете «Первое сентября» (приложение «История») в ноябре 1995 г. и на самом деле предлагавшего стандартный курс истории изобразительного искусства и архитектуры.

Школьные учебники строятся аналогичным образом. Яркий пример тому – два тома «Мировой художественной культуры» для 9 и 10 классов С.В.Карпушиной и В.А.Карпушина, вышедшие в 2002 г.[2]. Книга хорошо иллюстрирована. В ней можно найти определение понятий «культура» и «цивилизация», но нет разъяснения понятия «художественная культура». Вся книга посвящена истории архитектуры и изобразительного искусства. Другой пример – талантливая книга В.Г.Маранцмана «Человек и культура. Введение в курс “Мировая художественная культура”», рекомендованная Комитетом образования Санкт-Петербурга в качестве учебника для основной общеобразовательной школы[3]. Эта книга имеет пропедевтический характер и интересна и полезна как курс по выбору. Однако здесь есть хороший литературоведческий комплекс, но нет той панорамы исторического развития мировой и отечественной художественной культуры, которая необходима и достаточна для целостного восприятия художественного наследия России и мира в контексте исторического развития культуры человечества.

Весьма существенно, что преподавание курса предполагает использование аудиовизуальных комплектов – слайдов, фонозаписей, видеоматериалов, хрестоматий по словесности, геокультурных карт и т.д. Эта проблема стала решаться с самого начала. Учебная программа Л.М.Предтеченской дополнялась комплектом слайдов и музыкальных записей, которые создавались на государственные средства и передавались школам до начала 90-х гг.

Существенную поддержку школам и вузам страны оказал творческий коллектив «НИКА» РГПУ им. А.И.Герцена, разработав учебно-методические комплексы по мировой художественной культуре для студентов педвузов (установочные лекции, словари, библиографии, перечень основных художественных произведений, слайды, фонозаписи, видеозаписи). Эта работа велась до середины 1990-х гг. Затем ситуация в этой образовательной области изменилась в связи с различными волнами реформ в высшей и средней школе и медленным распространением новых информационных технологий.

Сегодня пересматриваются содержание социогуманитарного и художественного образования, его методология, история, праксиология и методика обучения, устарели прежние носители аудиовизуальной информации. Концепция содержания и способов преподавания предмета «Мировая и отечественная художественная культура» в общеобразовательной школе нуждается в переосмыслении, а его полноценное аудиовизуальное сопровождение во многом должно определяться иным структурированием художественного материала и возможностями информационных технологий.

Речь идет об историко-культурной хроноструктуре как теоретико-исторической базе представления всей искусствосферы культуры в ее исторической динамике и существенной, полноценной и яркой репрезентации в аудиовизуальном комплексе на новых носителях информации.

О теоретических основаниях художественно-культурологического образования

Первоначально теоретико-методологическая база программ по истории мировой и отечественной художественной культуры основывалась, во-первых, на отождествлении понятий «общество» и «культура», во-вторых – на марксистском линейно-формационном представлении о развитии истории, и в-третьих – на специфической идеологической интерпретации социальной реальности, явлений культуры вообще и художественных произведений в частности. Игнорировалось представление о культуре в целом и искусстве как подсистеме культуры, их историческом усложнении; художественная культура отождествлялась с духовной культурой; не принималось во внимание значение собственно культурологических оснований для построения содержания курса, его дидактической проработки и создания соответствующих аудиовизуальных комплексов.

Развитие теории и истории культуры, становление культурологической науки привели к заметной культурологизации образования. Различные компоненты систематизированного культурологического знания постепенно включались в содержание общего и специального образования и начинали влиять на его идеологию.

Культурологические знания являются основой образования, ибо культура понимается как внебиологически созданный мир человека, как целостно-всесторонний способ «очеловечивания человека», как мир искусственных объектов и заученного поведения, в которых воплощен человеческий дух. Вследствие этого культурология становится новой парадигмой в науках и образовании, фокусирующей внимание на взаимоотношениях человека с природой, обществом, культурой и самим собой. Вместе с тем культурология – это метод и средство познания, особая область образования, способ мироосвоения, а также система мировоззрения.

В последние годы изменилось понимание соотношения образования и культурного наследия. Сегодня культурное наследие интерпретируется как органический элемент культурологического и социогуманитарного знания в целом, а теория образования – как фундаментальная теория социокультурного воспроизводства нации.

Культурология, по мнению А.Я.Флиера, в существенной степени дополняет педагогику, потому что вместе с педагогикой она способна разрабатывать методы трансляции учащимся фундаментальных знаний, актуальных образцов культурной компетентности, но главным образом – определять, формировать общую структуру и содержание той культурной компетентности, которая передается средствами педагогики[4]. Особая задача культурологического образования и воспитания – многоплановое развитие системы ценностных ориентаций личности, построение аксиологики, в которой сопряжены опыт нации, выраженный в культурном наследии, а также идеи и задачи социокультурной модернизации России, соотношение прав и свобод человека с системными интересами гражданского общества и национальной культуры.

В контексте этих проблем должны строиться содержание и методы обучения предмета «Мировая и отечественная художественная культура».

Следует напомнить многократно повторяемое положение о роли искусства в культурном наследии нации. Его значение всегда акцентируется, потому что оно способно все содержание социокультурной жизни человека целостно и изоморфно переводить в образные модели и становиться «портретом» и самосознанием культуры. В отношении к «чужим», «другим» культурным системам с их ценностным ядром искусство успешно играет роль кода, позволяющего постигнуть суть представляемой им иной культуры[5]. Будучи диалогической формой межэтнических отношений, искусство осуществляет взаимодействие идей, смыслов и ценностей, которые вырабатывались в прошлом и вырабатываются сейчас разными народами, в том числе народами России, совместно и в отдельности.

Постижение искусства нельзя сводить к «знаниевости», что доминирует в школьных практиках освоения истории художественной культуры, ибо оно как ничто другое в образовании способно строить эмоционально-ценностное мироотношение личности и общества[6].

Многие современные ученые и организаторы социальных практик отмечают возросшую роль культуры в устойчивом развитии наций. Само развитие представляется в терминах культуры, а его эффективность связывается с полнотой использования всего потенциала культурного наследия, и в особенности – художественного.

На основании сказанного можно сделать вывод о том, насколько сложным и ответственным делом является построение мультимедийной панорамы развития художественной культуры России и мира, потому что в сопряжении письменного словесного и аудиовизуального рядов она способна активно влиять на формирование мировоззрения, символической базовой структуры сознания, способности воображения и иерархии ценностей учащихся.

Наши рекомендации