И языческая традиция
Das Geheimnis
Der Runen
Vienne
Гвидо фон Лист
Тайна рун
Общая редакция,
предисловие и комментарии
Антона Платова
СОФИЯ
ГЕЛИОС
МОСКВА 2001
Перевод
Л. Колотушкиной
Под общей редакцией
Антона Платова
Лист. Гвидо фон.
Тййна рун. Переводе англ. — М., София, Гелиос, 2001.—144с.
© А. Платов, русское
издание, 2001.
ISBN 5-220-О0439-5 © «София», 2001.
ISBN 5-34400095-2 © «Гелиос», 2001.
Предисловие редактора
Гвидо фон Лист
и языческая традиция
Странно, что имя Гвидо фон Листа, столь широко известное на Западе, лишь теперь впервые появляется на страницах книг и журнальных публикаций в России. Еще более странно, что даже в пределах весьма узкого круга русских специалистов в области древних волшебных искусств и — особенно—рунической магии лишь немногие знакомы с его работами, заслуженно считающимися классическими и переведенными почти на все европейские языки. Мне выпала честь быть первым редактором первого русского перевода одного из основных трудов фон Листа — «Тайны Рун», и я пользуюсь случаем, чтобы сказать несколько слов об этом выдающемся исследователе европейской мистико-магической традиции.
* * *
Как отмечают многие авторы, которым довелось писать о фон Листе, удивительно, что о человеке, который считается сейчас «легендой своего времени», известно так мало. Объясняют это по-разному. Д-р Стивен Е. Флауэрс, например, прямо говорит, что причина этого — в том, что фон Лист, как и всякий настоящий маг, имел возможность контролировать сведения, касающиеся обстоятельств его жизни и самой его личности, и даже манипулировать ими...
Гвидо Карл Антон фон Лист родился 5 октября 1848 года в Бене. Отказавшись от карьеры коммерсанта, обеспеченной социальным положением родителей, он пробовал свои силы в драматургии, в прозе, в необычном литературном жанре, определяемом иногда как «мистическая журналистика». В конце семидесятых-восьмидесятых годов фон Лист познакомился с учением набиравшего силу теософского движения, с публикациями по индийскому оккультизму, с работами Блаватской и Ницше, произведшими на него большое впечатление. Их идеи, вкупе с германскими мифологией и фольклором, «поднятыми на поверхность» волной немецкого неоромантизма, и стали, пожалуй, основными источниками вдохновения и творчества фон Листа. Кроме того, в числе этих источников следует, конечно же, упомянуть творчество Вагнера, вообще оказывавшее тогда огромное влияние как на интеллектуальную, так и на социальную, политическую и религиозную жизнь Европы. И Вагнер, и Ницше воспринимались тогда — на волне общественного интереса к мистике — настоящими «магами своего века», да таковыми, по существу, и были.
Мировоззрение фон Листа сформировалось под воздействием доминирующих мыслей и веяний его времени; он был продуктом своей эпохи и во многом повлиял на формирование мировоззрения будущих поколений немецких эзотериков. Так, не избегли внимания фон Листа и распространявшаяся тогда в германоязычном мире пангерманская политическая идеология, и формировавшиеся в Европе националистические и ариософские теории. В свою очередь, работы самого фон Листа, ставшие своего рода «классикой» исследований в области арийской магии и мистики, широко использовались практически всеми исследователями, шедшими вслед за Мастером, как его называли последователи, — в том числе и идеологами национал-социалистического движения в Германии.
Действительно, несомненно, что германские исследователи, работавшие в первой половине текущего столетия в таких организациях, как Анэнэрбе и Общество Туле*, пользовались трудами
* Анэнэрбе («Наследие Предков») — основанный Гиммлером исследовательский институт, проводивший разыскания в области арийской и германской магии, философии, истории и т.д. Общество Туле — германский магический орден, один из многих, возникших на границе Х1Х-ХХ веков; членами Братства Туле являлись Гиммлер и Гитлер.
фон Листа (как, впрочем, и трудами его предшественников и современников — Ницше, Гобино, Блаватской, Марби и других). И вместе с тем сами последователи фон Листа (умершего в Берлине в 1919 году) не поддерживали связей с национал-социалистическим движением. Более того, многие из них подверглись гонениям после прихода в 1933 году к власти национал-социалистов. Так, выдающийся исследователь рунической традиция, автор целой серии трудов о практических аспектах работы с рунами Фридрих Марби уже в 1936 году был арестован и девять лет провел в концлагерях.
* * *
Если говорить по сути, фон Листа можно назвать одним из первых неоязычников Европы. Мистические озарения сопровождали его всю жизнь, начиная с самого детства, когда в возрасте четырнадцати лет он дал обет выстроить храм, посвященный Одину*. Под знаком этого бога-Князя, бога-Мага прошла его жизнь.
Одним из важнейших источников формирования мировоззрения фон Листа — мировоззрения
* Это произошло в 1862 году, в катакомбах (вероятно, еще дохристианских) под собором Св. Стефана, которые юный Гвидо посетил вместе с отцом. Позднее сам фон Лист, описывая чувство мистического озарения, охватившее его перед разрушенным подземным алтарем, говорил об этом случае как о своем первом Посвящении.
языческого — была древняя мифология германских народов, причем он равно уделял внимание как мифологии «высшей», связанной со старыми богами и эпическими героями, так и мифологии «низшей», народной — сказкам, преданиям, народным легендам.
Второй источник — индийская философия и теософия, влияние которых прослеживается во всех его работах. В магические воззрения фон Листа прочно и естественно вошли идеи и понятия индийской теологии, учение о мистической эволюции рас, идея существования «скрытых Учителей», техники проникновения в отдаленное прошлое.
Наконец, нельзя отрицать и того, что фон Лист усвоил и достаточное количество христианских чувств и настроений, что вообще характерно для ариософского движения того времени, большинство представителей которого не желали или не могли полностью отказаться от христианских мифов, предпочитая «ариаризовывать» последние. И все же работы Листа показывают, что он отнюдь не принадлежал к лагерю «ариохристиан» и значительно меньше апеллировал к христианской идеологии, чем, например, Ланц фон Либенфельс. Хотя фон Лист и использовал иногда библейские цитаты, чтобы пояснить или проиллюстрировать свою точку зрения, он все же никогда не постулировал исходного единства христианства и того неоязычества, провозвестником которого являлся. Более того, как отмечает, например, Николас Гудрик-Кларк в своей известной работе «Оккультные корни нацизма», в своих реконструкциях мифологического прошлого Германии фон Лист нередко рассматривал католическую церковь в качестве основного противника.
* * *
В сущности, все основные аспекты мировоззрения фон Листа так или иначе затронуты им в данной книге, и тем не менее мы коснемся здесь, в Предисловии, основных из них, чтобы, с одной стороны, познакомить читателя с той «почвой», на которой, во многом, «возрос» немецкий оккультизм XX века, а с другой стороны — чтобы облегчить восприятие текста самой книги — текста достаточно сложного.
Гвидо фон Листу удалось почувствовать, внутренне осмыслить и впервые в Европе сформулировать важнейший принцип построения всей древней языческой философии и мифологии — хотя он и говорил при этом только о древних германцах, возможно, не осознавая до конца, что формулирует нечто большее, всеобщее. Речь идет о том, что в сакральной Традиции (по крайней мере, — в Традиции индоевропейской) парадокс, соединение альтернативных истин, исключающих одна другую, не приводит в логический тупик, но, напротив, является естественным и, более того, — необходимым. Так, например, то, что свободная Воля человека, по фон Листу, является одной из важнейших традиционных ценностей, отнюдь не противоречит его утверждению о том, что «следовать воле богов — обязанность человека».
Этот принцип «непротиворечивости противоречивого» реализуется, по фон Листу, в одном из трех вариантов: диадном (двойственном), триадном (тройственном) и множественном. Фон Лист полагал, что из этих трех основных принципов могут быть получены все остальные его идеи, концепции и мистические интерпретации.
Первый принцип — принцип диады (zwei-einig-zweispaltige Zweiheit — Г. фон Л.) — наглядно иллюстрируется листовским представлением о соотношении Материи и Духа. Согласно его учению, Материя есть ни что иное, как затвердевший или сконденсированный Дух, откуда следует, что нет существенной разницы между «духовным началом» и «началом материальным» — разница лишь в условиях, в состоянии, в котором находится эта сущность. Таким образом фон Лист снимает, например, парадоксальный вопрос философии о первичности материи или сознания, объявляя их равнозначными и переходящими одно в другое.
Отсюда вытекает другая диада, компоненты которой вне Традиции нередко воспринимаются как взаимоисключающие, — диада «духовное развитие-развитие земное». Или, в формулировке фон Листа — духовное совершенствование и поддержание связи со своим народом. Сам он настаивает на необходимости «духовного» развития, но вместе с тем настаивает и на необходимости материальных связей или основ — тела, рода (расы, племени), природы, и так далее — для того, чтобы поддержать эту духовность в реальности. И в конце концов фон Лист рассматривает обе категории как по существу «одно и то же».
Если первый, диадный, принцип выглядит как статичный, то второй принцип — принцип триады (dreieinig-dreispaltige Dreiheit — Г. фон Л.) — является динамичным и циклическим. Или, иначе говоря, если любая фундаментальная пара (диада) может рассматриваться как нечто пассивное, то триада представляется, скорее, активным принципом.
Наиболее часто упоминаемая фон Листом триада — это триединство рождения, жизни (бытия) и смерти как перехода к новому рождению (Entstehen-Sein-Vergehen zum neuen Entstehen — Г. фон Л.). Эта формулировка представляет точку зрения фон Листа на постоянное развитие и его обращение к идее цикличности, в которой каждый новый цикл строится на предыдущем, так что циклы взаимосвязаны.
И сама языческая теология, построенная фон Листом, тоже была тройственной, триадной, причем такие фундаментальные триады богов, известные нам как подревней мифологии, так и по более позднему фольклору, как Один-Вили-Ве, Один-Донар-Локи, Фрейа-Фригг-Хель, понимались и толковались фон Листом как единство трех божественных персонажей, олицетворяющих процесс рождения-жизни-смерти. Несомненно, такой подход (справедливый, по большей части) во многом связан с увлечением фон Листа традиционными индийскими учениями, в которых важнейшую роль играет идея трех гун и выросшее из нее представление о Тримурти — фундаментальной для индуизма триаде богов: Брама-Вишну-Шива, обладающих функциями Создателя (рождение). Хранителя (бытие, жизнь) и Разрушителя (смерть).
И, наконец, третий принцип — принцип множественности, единства-в-многообразии (vie-leinig-vielspaltige Vielheit — Г. фон Л.) — прекрасно иллюстрируется, например, подходом традиционного язычества к самой теологии. Множественность языческих богов и единый бог поздних религий — две эти вещи привычно расцениваются современным обывателем как взаимоисключающие. Напротив, сама Традиция равно принимает как то, так и другое, не находя в этом противоречия; таким образом, сама идея классификации религий по признаку политеизм-монотеизм оказывается (по крайней мере, в отношении настоящего язычества) абсурдной.
В конечном счете, все наиболее важные идеи, понятия и концепции фон Листа — как в мистико-магической, так и в социально-политической областях — в той или иной степени вытекают из этих основных принципов, и прежде всего — из диады Дух-Материя, в которой ни одно из двух составляющих не «главенствует» над другим, и из динамического триадного коловращения Рождения, Бытия и Смерти.
Возможно, особенно ясно и полно это проявляется в той части учения фон Листа, которая касается природы самого человека, его жизни и его судьбы. По фон Листу, человеческое Я (das Ich) имеет характер божественный и является как бы «частью Бога»; поэтому каждое Я бессмертно и вечно. Принцип динамического триадного коловращения обуславливает закон смены рождения жизнью, а жизни — смертью, которая есть не что иное, как переход к новому рождению...
...С твердой верой фон Листа в реальность реинкарнационного процесса (процесса перерождений человеческого Я) связано одно из самых знаменитых его пророчеств, — а многие авторы, пишущие о жизни Гвидо фон Листа, именуют его не только рунологом, мистиком, магом, но и пророком или провидцем. Пророчество, о котором идет речь, было опубликовано им в одной из статей в 1917 году и гласит о грядущем примерно в 1932 году приходе Сильного Свыше (der Starke von Obeu). На первый взгляд может показаться, что пророчество касается появления некоего спасителя или лидера; на самом же деле речь идет совершенно о другом. Сильным, Свыше фон Лист называл мощный коллективный дух тех, кто был убит в Мировой войне 1914 года, когда они возродятся вновь и достигнут подросткового и юношеского возраста... Фон Лист определил время пришествия Сильного Свыше 1932 годом и не ошибся: пришествие Сильного состоялось и привело, как известно, к победе НСДАП на выборах в Германии в 1933 году, последствия которой... Знал ли о них фон Лист? — вопрос, который, как и многие другие, навсегда, вероятно, останется неразрешенным...
Однако Мастер — как говорят об этом его последователи и биографы — «был пророком не только будущего, но и прошлого». Иначе говоря, фон Лист провидел не только грядущее, но и былое. Д-р Стивен Е. Флауэрс так пишет об этом: «Еще до того, как он разработал свою сложную, тщательно продуманную систему эзотерических исследований, он интуитивно вглядывался в отдаленное прошлое своей родной местности. Эти видения вылились в его ранние попытки «мистической журналистики» и ранние «исторические» романы. Фактически, более поздние эзотерические исследования Листа были лишь подтверждением этих ранних чисто интуитивных набегов в отдаленную старину. Раскритиковать его методы с научной точки зрения было бы слишком просто. Мне кажется, что более честным и беспристрастным было бы классифицировать Листа как оккультного провидца и пророка, который первым использовал интуитивные методы и развил упорядоченные и отрегулированное сакральные методы и технические приемы более глубокого прочтения тех же самых основных мистических источников...»
Одной из точек приложения исследовательских усилий фон Листа, сопровождавшихся и дополнявшихся мистическими прозрениями, стал тот аспект древней социальной истории, который мы сейчас, возможно, назвали бы «сакральной социологией» или, быть может, «эзотерикой социума». Фон Лист гораздо больше, чем современные ему оккультные деятели (за исключением, разве что, упомянутого уже выше Ланца фон Либенфельса), уделял внимания сакральной, мистической стороне социологии: оккультным истокам того или иного социального и расового порядка, государственного устройства, общественного строя, — стремясь восстановить утраченные знания, сочетая научный и магический подходы к изучению истории.
Согласно фон Листу, древнее германское общество делилось на три класса, или касты: 1) интеллигенция (Lehrstand), 2) воины (Werhstand) и 3) крестьянство (Nahrstand). Это кастовое деление он сопоставлял с описанным у Тацита делением германцев на три группы: Hermionen (или Armanen), Istvaeonen и Ingvaeonen*.
* Tacitus, Germania, II.
Именно первая из этих трех каст, интеллигенция (Armanen) — короли и князья, маги и ученые, жрецы, — имела реальную духовную и социальную власть в древнегерманском обществе.
...Гвидо фон Лист не ограничивался чисто теоретической стороной в этом направлении своей работы; перед собой и своими соратниками и последователями он ставил задачу переустроить современное общество, опираясь на древние принципы — общество, в котором власть — прежде всего духовная! — принадлежала бы тем, кто ее действительно достоин, — ученым и магам. И первым шагом, сделанным фон Листом в этом направлении, было создание Ордена Арманов — Ордена, призванного объединить этих самых ученых и магов — Арманов (Armanen), как они именуются у Тацита.
И главным духовным оружием этого Ордена Гвидо фон Лист сделал именно руны, создав свой собственный рунический строй, носящий сегодня название Арманического.
* * *
Действительно, руны всегда были главным мистико-магическим инструментом фон Листа. Руны позволяли ему исследовать древние символы и изображения, трактовать древние песни, разрабатывать мистические концепции. Неслучайно поэтому, что из всего наследия фон Листа именно его разработки в области рунической мистики и магии известны сегодня более всего.
...Как мы уже отмечали, большинство исследований и выводов Гвидо фон Листа не могут быть признанны полностью обоснованными с научной точки зрения. Это относится и к предложенному им Арманическому Футарку: на данный момент нам неизвестно ни одного памятника, содержащего древнегерманский рунический строй в том виде, который имеет Футарк* фон Листа. Разумеется, это не делает Арманический Футарк менее волшебным, чем Футарк классический, тем более, что руны обоих практически идентичны.
Первое отличие Футарка Арманов от классического состоит в том, что строй фон Листа содержит только восемнадцать рун: остальные шесть знаков старшего строя были отброшены Листом как более поздние и не являющиеся исходными. Вторая черта: каждая руна нового Футарка жестко привязана к одному из так называемых «Заклинаний Одина», содержащихся в Старшей Эдде.
Возможные корреляции текстов Старшей Эдды с руническими строями постоянно привлекают внимание исследователей, но работа, проделанная фон Листом, является, вероятно,
* Футарк — так называется (по фонетическим значениям первых рун) классический древнегерманский рунический строй.
самой первой попыткой связать не всегда ясные указания древних текстов с конкретными рунами.
«Заклинания Одина» представляют собой один из многих независимых фрагментов в составе песни «Речи Высокого» (т.е. Одина). Начинаются «Заклинания» следующими строками:
Заклинанья я знаю —
не знает никто их,
даже конунгов жены...
(Речи Высокого, 146)
Далее следует перечисление восемнадцати заклинаний, которые могут быть применены Одином в различных ситуациях. Каждому из этих заклинаний фон Лист ставит в соответствие одну из рун своего строя, таким образом, что порядковый номер руны в строе совпадает с номером заклинания.
Как уже упоминалось, «Тайна рун» — основной труд Гвидо фон Листа по руническому искусству — переведен к настоящему времени на большинство европейских языков. С этого труда и трудов последователей фон Листа берет начало целая школа рунической магии, широко распространенная ныне по всему миру. Огромное количество людей использует руны Арманического строя наравне со Старшим Футарком.
Теперь, спустя без малого столетие со дня выхода в свет первого издания «Тайны рун», и российский читатель может, наконец, познакомиться с этой книгой, без которой вряд пи можно представить развитие европейского оккультизма и неоязычества XX века.
А.Платов
НЕКОТОРАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. G. von List. Das Geheimnis der Runen. Vienna, 1908.
2. J.H.Brennan. The Occult Reich. NY, 1974.
3. S.E.Flowers. Introduction: Guido von List, The Secret of the Runes. Rochester, 1988.
4. N.Goodrick-Clarke. The Occult Roots of Nazism: The Ariosophists of Austria and Germany, 1890-1935. Wellingborough, 1985.
5. G.S. Introduzione: Guido von List, // segreto delle rune. Milano, 1994.
6. N.Pennick. Hitler's Secret Sciences. Sudbury, 1981.