И языческая традиция

Das Geheimnis

Der Runen

Vienne

Гвидо фон Лист

Тайна рун

Общая редакция,

предисловие и комментарии

Антона Платова

СОФИЯ

ГЕЛИОС

МОСКВА 2001

Перевод

Л. Колотушкиной

Под общей редакцией

Антона Платова

Лист. Гвидо фон.

Тййна рун. Переводе англ. — М., София, Гелиос, 2001.—144с.

© А. Платов, русское

издание, 2001.

ISBN 5-220-О0439-5 © «София», 2001.

ISBN 5-34400095-2 © «Гелиос», 2001.

И языческая традиция - student2.ru

Предисловие редактора

Гвидо фон Лист

и языческая традиция

Странно, что имя Гвидо фон Листа, столь широко известное на Западе, лишь теперь впер­вые появляется на страницах книг и журнальных публикаций в России. Еще более странно, что даже в пределах весьма узкого круга русских специали­стов в области древних волшебных искусств и — особенно—рунической магии лишь немногие зна­комы с его работами, заслуженно считающимися классическими и переведенными почти на все ев­ропейские языки. Мне выпала честь быть первым редактором первого русского перевода одного из основных трудов фон Листа — «Тайны Рун», и я пользуюсь случаем, чтобы сказать несколько слов об этом выдающемся исследователе европейской мистико-магической традиции.

* * *

Как отмечают многие авторы, которым до­велось писать о фон Листе, удивительно, что о человеке, который считается сейчас «легендой своего времени», известно так мало. Объясняют это по-разному. Д-р Стивен Е. Флауэрс, например, прямо говорит, что причина этого — в том, что фон Лист, как и всякий настоящий маг, имел воз­можность контролировать сведения, касающие­ся обстоятельств его жизни и самой его личнос­ти, и даже манипулировать ими...

Гвидо Карл Антон фон Лист родился 5 октяб­ря 1848 года в Бене. Отказавшись от карьеры коммерсанта, обеспеченной социальным положе­нием родителей, он пробовал свои силы в драма­тургии, в прозе, в необычном литературном жан­ре, определяемом иногда как «мистическая журналистика». В конце семидесятых-восьмидесятых годов фон Лист познакомился с учением на­биравшего силу теософского движения, с публи­кациями по индийскому оккультизму, с работами Блаватской и Ницше, произведшими на него боль­шое впечатление. Их идеи, вкупе с германскими мифологией и фольклором, «поднятыми на повер­хность» волной немецкого неоромантизма, и ста­ли, пожалуй, основными источниками вдохнове­ния и творчества фон Листа. Кроме того, в числе этих источников следует, конечно же, упомянуть творчество Вагнера, вообще оказывавшее тогда огромное влияние как на интеллектуальную, так и на социальную, политическую и религиозную жизнь Европы. И Вагнер, и Ницше воспринима­лись тогда — на волне общественного интереса к мистике — настоящими «магами своего века», да таковыми, по существу, и были.

Мировоззрение фон Листа сформировалось под воздействием доминирующих мыслей и веяний его времени; он был продуктом своей эпохи и во мно­гом повлиял на формирование мировоззрения бу­дущих поколений немецких эзотериков. Так, не из­бегли внимания фон Листа и распространявшаяся тогда в германоязычном мире пангерманская по­литическая идеология, и формировавшиеся в Ев­ропе националистические и ариософские теории. В свою очередь, работы самого фон Листа, став­шие своего рода «классикой» исследований в обла­сти арийской магии и мистики, широко использо­вались практически всеми исследователями, шедшими вслед за Мастером, как его называли пос­ледователи, — в том числе и идеологами национал-социалистического движения в Германии.

Действительно, несомненно, что германские исследователи, работавшие в первой половине текущего столетия в таких организациях, как Анэнэрбе и Общество Туле*, пользовались трудами

* Анэнэрбе («Наследие Предков») — основанный Гиммле­ром исследовательский институт, проводивший разыскания в области арийской и германской магии, философии, истории и т.д. Общество Туле — германский магический орден, один из многих, возникших на границе Х1Х-ХХ ве­ков; членами Братства Туле являлись Гиммлер и Гитлер.

фон Листа (как, впрочем, и трудами его пред­шественников и современников — Ницше, Гобино, Блаватской, Марби и других). И вместе с тем сами последователи фон Листа (умершего в Бер­лине в 1919 году) не поддерживали связей с на­ционал-социалистическим движением. Более того, многие из них подверглись гонениям после при­хода в 1933 году к власти национал-социалистов. Так, выдающийся исследователь рунической тра­диция, автор целой серии трудов о практических аспектах работы с рунами Фридрих Марби уже в 1936 году был арестован и девять лет провел в концлагерях.

* * *

Если говорить по сути, фон Листа можно на­звать одним из первых неоязычников Европы. Мистические озарения сопровождали его всю жизнь, начиная с самого детства, когда в возрас­те четырнадцати лет он дал обет выстроить храм, посвященный Одину*. Под знаком этого бога-Кня­зя, бога-Мага прошла его жизнь.

Одним из важнейших источников формиро­вания мировоззрения фон Листа — мировоззрения

* Это произошло в 1862 году, в катакомбах (вероятно, еще дохристианских) под собором Св. Стефана, которые юный Гвидо посетил вместе с отцом. Позднее сам фон Лист, описывая чувство мистического озарения, охватив­шее его перед разрушенным подземным алтарем, говорил об этом случае как о своем первом Посвящении.

языческого — была древняя мифология гер­манских народов, причем он равно уделял внима­ние как мифологии «высшей», связанной со ста­рыми богами и эпическими героями, так и мифологии «низшей», народной — сказкам, пре­даниям, народным легендам.

Второй источник — индийская философия и теософия, влияние которых прослеживается во всех его работах. В магические воззрения фон Листа прочно и естественно вошли идеи и поня­тия индийской теологии, учение о мистической эволюции рас, идея существования «скрытых Учителей», техники проникновения в отдаленное прошлое.

Наконец, нельзя отрицать и того, что фон Лист усвоил и достаточное количество христи­анских чувств и настроений, что вообще харак­терно для ариософского движения того време­ни, большинство представителей которого не желали или не могли полностью отказаться от христианских мифов, предпочитая «ариаризовывать» последние. И все же работы Листа показы­вают, что он отнюдь не принадлежал к лагерю «ариохристиан» и значительно меньше апеллиро­вал к христианской идеологии, чем, например, Ланц фон Либенфельс. Хотя фон Лист и исполь­зовал иногда библейские цитаты, чтобы пояс­нить или проиллюстрировать свою точку зрения, он все же никогда не постулировал исходного единства христианства и того неоязычества, про­возвестником которого являлся. Более того, как отмечает, например, Николас Гудрик-Кларк в сво­ей известной работе «Оккультные корни нациз­ма», в своих реконструкциях мифологического прошлого Германии фон Лист нередко рассмат­ривал католическую церковь в качестве основ­ного противника.

* * *

В сущности, все основные аспекты мировоз­зрения фон Листа так или иначе затронуты им в данной книге, и тем не менее мы коснемся здесь, в Предисловии, основных из них, чтобы, с одной стороны, познакомить читателя с той «почвой», на которой, во многом, «возрос» немецкий оккуль­тизм XX века, а с другой стороны — чтобы облег­чить восприятие текста самой книги — текста до­статочно сложного.

Гвидо фон Листу удалось почувствовать, внутренне осмыслить и впервые в Европе сфор­мулировать важнейший принцип построения всей древней языческой философии и мифоло­гии — хотя он и говорил при этом только о древ­них германцах, возможно, не осознавая до кон­ца, что формулирует нечто большее, всеобщее. Речь идет о том, что в сакральной Традиции (по крайней мере, — в Традиции индоевропейской) парадокс, соединение альтернативных истин, ис­ключающих одна другую, не приводит в логичес­кий тупик, но, напротив, является естественным и, более того, — необходимым. Так, например, то, что свободная Воля человека, по фон Листу, является одной из важнейших традиционных ценностей, отнюдь не противоречит его утверж­дению о том, что «следовать воле богов — обя­занность человека».

Этот принцип «непротиворечивости проти­воречивого» реализуется, по фон Листу, в одном из трех вариантов: диадном (двойственном), триадном (тройственном) и множественном. Фон Лист полагал, что из этих трех основных принци­пов могут быть получены все остальные его идеи, концепции и мистические интерпретации.

Первый принцип — принцип диады (zwei-einig-zweispaltige Zweiheit — Г. фон Л.) — на­глядно иллюстрируется листовским представле­нием о соотношении Материи и Духа. Согласно его учению, Материя есть ни что иное, как затвердев­ший или сконденсированный Дух, откуда следу­ет, что нет существенной разницы между «духов­ным началом» и «началом материальным» — разница лишь в условиях, в состоянии, в кото­ром находится эта сущность. Таким образом фон Лист снимает, например, парадоксальный вопрос философии о первичности материи или сознания, объявляя их равнозначными и переходящими одно в другое.

Отсюда вытекает другая диада, компонен­ты которой вне Традиции нередко воспринима­ются как взаимоисключающие, — диада «духовное развитие-развитие земное». Или, в формули­ровке фон Листа — духовное совершенствова­ние и поддержание связи со своим народом. Сам он настаивает на необходимости «духовного» раз­вития, но вместе с тем настаивает и на необхо­димости материальных связей или основ — тела, рода (расы, племени), природы, и так далее — для того, чтобы поддержать эту духовность в реальности. И в конце концов фон Лист рассмат­ривает обе категории как по существу «одно и то же».

Если первый, диадный, принцип выглядит как статичный, то второй принцип — принцип триады (dreieinig-dreispaltige Dreiheit — Г. фон Л.) — является динамичным и циклическим. Или, ина­че говоря, если любая фундаментальная пара (ди­ада) может рассматриваться как нечто пассивное, то триада представляется, скорее, активным принципом.

Наиболее часто упоминаемая фон Листом триада — это триединство рождения, жизни (бы­тия) и смерти как перехода к новому рождению (Entstehen-Sein-Vergehen zum neuen Entstehen — Г. фон Л.). Эта формулировка представляет точку зрения фон Листа на постоянное развитие и его обращение к идее цикличности, в которой каж­дый новый цикл строится на предыдущем, так что циклы взаимосвязаны.

И сама языческая теология, построенная фон Листом, тоже была тройственной, триадной, причем такие фундаментальные триады богов, известные нам как подревней мифологии, так и по более позднему фольклору, как Один-Вили-Ве, Один-Донар-Локи, Фрейа-Фригг-Хель, понимались и толковались фон Листом как единство трех бо­жественных персонажей, олицетворяющих про­цесс рождения-жизни-смерти. Несомненно, такой подход (справедливый, по большей части) во многом связан с увлечением фон Листа традици­онными индийскими учениями, в которых важ­нейшую роль играет идея трех гун и выросшее из нее представление о Тримурти — фундамен­тальной для индуизма триаде богов: Брама-Виш­ну-Шива, обладающих функциями Создателя (рождение). Хранителя (бытие, жизнь) и Разруши­теля (смерть).

И, наконец, третий принцип — принцип мно­жественности, единства-в-многообразии (vie-leinig-vielspaltige Vielheit — Г. фон Л.) — пре­красно иллюстрируется, например, подходом традиционного язычества к самой теологии. Мно­жественность языческих богов и единый бог по­здних религий — две эти вещи привычно расце­ниваются современным обывателем как взаимоисключающие. Напротив, сама Традиция равно принимает как то, так и другое, не находя в этом противоречия; таким образом, сама идея классификации религий по признаку политеизм-монотеизм оказывается (по крайней мере, в от­ношении настоящего язычества) абсурдной.

В конечном счете, все наиболее важные идеи, понятия и концепции фон Листа — как в мистико-магической, так и в социально-политичес­кой областях — в той или иной степени вытекают из этих основных принципов, и прежде всего — из диады Дух-Материя, в которой ни одно из двух составляющих не «главенствует» над другим, и из динамического триадного коловращения Рожде­ния, Бытия и Смерти.

Возможно, особенно ясно и полно это про­является в той части учения фон Листа, кото­рая касается природы самого человека, его жиз­ни и его судьбы. По фон Листу, человеческое Я (das Ich) имеет характер божественный и явля­ется как бы «частью Бога»; поэтому каждое Я бессмертно и вечно. Принцип динамического триадного коловращения обуславливает закон смены рождения жизнью, а жизни — смертью, которая есть не что иное, как переход к новому рождению...

...С твердой верой фон Листа в реальность реинкарнационного процесса (процесса перерож­дений человеческого Я) связано одно из самых знаменитых его пророчеств, — а многие авторы, пишущие о жизни Гвидо фон Листа, именуют его не только рунологом, мистиком, магом, но и про­роком или провидцем. Пророчество, о котором идет речь, было опубликовано им в одной из ста­тей в 1917 году и гласит о грядущем примерно в 1932 году приходе Сильного Свыше (der Starke von Obeu). На первый взгляд может показаться, что пророчество касается появления некоего спасителя или лидера; на самом же деле речь идет совершенно о другом. Сильным, Свыше фон Лист называл мощный коллективный дух тех, кто был убит в Мировой войне 1914 года, когда они воз­родятся вновь и достигнут подросткового и юно­шеского возраста... Фон Лист определил время пришествия Сильного Свыше 1932 годом и не ошибся: пришествие Сильного состоялось и при­вело, как известно, к победе НСДАП на выборах в Германии в 1933 году, последствия которой... Знал ли о них фон Лист? — вопрос, который, как и многие другие, навсегда, вероятно, останется неразрешенным...

Однако Мастер — как говорят об этом его последователи и биографы — «был пророком не только будущего, но и прошлого». Иначе говоря, фон Лист провидел не только грядущее, но и бы­лое. Д-р Стивен Е. Флауэрс так пишет об этом: «Еще до того, как он разработал свою сложную, тща­тельно продуманную систему эзотерических иссле­дований, он интуитивно вглядывался в отдален­ное прошлое своей родной местности. Эти видения вылились в его ранние попытки «мисти­ческой журналистики» и ранние «исторические» романы. Фактически, более поздние эзотеричес­кие исследования Листа были лишь подтвержде­нием этих ранних чисто интуитивных набегов в отдаленную старину. Раскритиковать его методы с научной точки зрения было бы слишком про­сто. Мне кажется, что более честным и беспристрастным было бы классифицировать Листа как оккультного провидца и пророка, который пер­вым использовал интуитивные методы и развил упорядоченные и отрегулированное сакральные методы и технические приемы более глубокого прочтения тех же самых основных мистических источников...»

Одной из точек приложения исследовательс­ких усилий фон Листа, сопровождавшихся и допол­нявшихся мистическими прозрениями, стал тот ас­пект древней социальной истории, который мы сейчас, возможно, назвали бы «сакральной социо­логией» или, быть может, «эзотерикой социума». Фон Лист гораздо больше, чем современные ему оккультные деятели (за исключением, разве что, упомянутого уже выше Ланца фон Либенфельса), уделял внимания сакральной, мистической сторо­не социологии: оккультным истокам того или ино­го социального и расового порядка, государствен­ного устройства, общественного строя, — стремясь восстановить утраченные знания, сочетая научный и магический подходы к изучению истории.

Согласно фон Листу, древнее германское общество делилось на три класса, или касты: 1) интеллигенция (Lehrstand), 2) воины (Werhstand) и 3) крестьянство (Nahrstand). Это кастовое де­ление он сопоставлял с описанным у Тацита деле­нием германцев на три группы: Hermionen (или Armanen), Istvaeonen и Ingvaeonen*.

* Tacitus, Germania, II.

Именно первая из этих трех каст, интеллигенция (Armanen) — короли и князья, маги и ученые, жрецы, — имела реальную духовную и социальную власть в древнегерманском обществе.

...Гвидо фон Лист не ограничивался чисто теоретической стороной в этом направлении сво­ей работы; перед собой и своими соратниками и последователями он ставил задачу переустроить современное общество, опираясь на древние принципы — общество, в котором власть — преж­де всего духовная! — принадлежала бы тем, кто ее действительно достоин, — ученым и магам. И первым шагом, сделанным фон Листом в этом на­правлении, было создание Ордена Арманов — Ордена, призванного объединить этих самых уче­ных и магов — Арманов (Armanen), как они име­нуются у Тацита.

И главным духовным оружием этого Ордена Гвидо фон Лист сделал именно руны, создав свой собственный рунический строй, носящий сегод­ня название Арманического.

* * *

Действительно, руны всегда были главным мистико-магическим инструментом фон Листа. Руны позволяли ему исследовать древние сим­волы и изображения, трактовать древние пес­ни, разрабатывать мистические концепции. Не­случайно поэтому, что из всего наследия фон Листа именно его разработки в области руни­ческой мистики и магии известны сегодня бо­лее всего.

...Как мы уже отмечали, большинство иссле­дований и выводов Гвидо фон Листа не могут быть признанны полностью обоснованными с научной точки зрения. Это относится и к пред­ложенному им Арманическому Футарку: на данный момент нам неизвестно ни одного памятни­ка, содержащего древнегерманский рунический строй в том виде, который имеет Футарк* фон Листа. Разумеется, это не делает Арманический Футарк менее волшебным, чем Футарк классичес­кий, тем более, что руны обоих практически идентичны.

Первое отличие Футарка Арманов от класси­ческого состоит в том, что строй фон Листа со­держит только восемнадцать рун: остальные шесть знаков старшего строя были отброшены Листом как более поздние и не являющиеся ис­ходными. Вторая черта: каждая руна нового Фу­тарка жестко привязана к одному из так называ­емых «Заклинаний Одина», содержащихся в Старшей Эдде.

Возможные корреляции текстов Старшей Эдды с руническими строями постоянно при­влекают внимание исследователей, но работа, проделанная фон Листом, является, вероятно,

* Футарк — так называется (по фонетическим значениям первых рун) классический древнегерманский рунический строй.

самой первой попыткой связать не всегда яс­ные указания древних текстов с конкретными рунами.

«Заклинания Одина» представляют собой один из многих независимых фрагментов в соста­ве песни «Речи Высокого» (т.е. Одина). Начинают­ся «Заклинания» следующими строками:

Заклинанья я знаю —

не знает никто их,

даже конунгов жены...

(Речи Высокого, 146)

Далее следует перечисление восемнадцати заклинаний, которые могут быть применены Одином в различных ситуациях. Каждому из этих за­клинаний фон Лист ставит в соответствие одну из рун своего строя, таким образом, что поряд­ковый номер руны в строе совпадает с номером заклинания.

Как уже упоминалось, «Тайна рун» — основ­ной труд Гвидо фон Листа по руническому искус­ству — переведен к настоящему времени на боль­шинство европейских языков. С этого труда и трудов последователей фон Листа берет начало целая школа рунической магии, широко распрос­траненная ныне по всему миру. Огромное количе­ство людей использует руны Арманического строя наравне со Старшим Футарком.

Теперь, спустя без малого столетие со дня выхода в свет первого издания «Тайны рун», и российский читатель может, наконец, познако­миться с этой книгой, без которой вряд пи мож­но представить развитие европейского оккультиз­ма и неоязычества XX века.

А.Платов

НЕКОТОРАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. G. von List. Das Geheimnis der Runen. Vi­enna, 1908.

2. J.H.Brennan. The Occult Reich. NY, 1974.

3. S.E.Flowers. Introduction: Guido von List, The Secret of the Runes. Rochester, 1988.

4. N.Goodrick-Clarke. The Occult Roots of Na­zism: The Ariosophists of Austria and Germany, 1890-1935. Wellingborough, 1985.

5. G.S. Introduzione: Guido von List, // segreto delle rune. Milano, 1994.

6. N.Pennick. Hitler's Secret Sciences. Sudbury, 1981.

Наши рекомендации