Средства экономии сил в мышлении

Экономия сил побуждает человека всякое сколько-нибудь сложное дело сперва совершать в воображении. Так мышлени­ем предусматриваются (более или менее успешно) возможные столкновения потребностей, чтобы при реальном осуществле­нии дела избежать их и проверить наиболее экономный поря­док его выполнения.

Академик А.А. Ухтомский утверждает: «Энергетические траты в нервных путях, взятых в отдельности от исполни­тельных органов, ничтожны; энергетическое хозяйство орга­низма в целом заинтересовано преимущественно в экономном расходе потенциалов станции назначения - мышц. По-видимому, некоторая неэкономность работы допускается в не­рвной сети ради того, чтобы оградить мускулатуру от неэко­номной траты» (286, стр.117).

Мышление (энергетические «траты в нервных путях») пра­вильное, продуктивное более экономно чем мышление непра­вильное. Поэтому люди предпочитают, где этот только воз­можно, думать, пользуясь стереотипами, выработанными опы­том, а не строить ход мышления (установления связей) каж­дый раз заново. Так функционирует потребность экономии сил в мышлении. Выработанным стереотипом мышления явля­ется логика.

Соблюдение трех законов формальной логики - тождества, противоречия и исключенного третьего - предохраняет фор­мирование понятий, суждений и умозаключений от неопреде­ленности, противоречивости и непоследовательности. Так ло­гика облегчает работу мышления в простейших (ближайших) трансформациях потребностей. Формальная логика есть, в сущности, то, что называют рассудком, здравым смыслом. Это - простейшие навыки экономии умственных сил:, они приобре­таются опытом чуть ли не в младенческом возрасте, как не­что само собой разумеющееся, не требующее умственных уси­лий, и потому осуществляются преимущественно подсознанием. Сознание включается лишь в случаях резких нарушений той экономии сил, которую они дают. В остальном же это - опе­рирование представлениями об очевидном, бесспорном и бли­жайшем. Поэтому область экономии сил средствами рассудка и формальной логики - потребности биологические. Челове­ческое в этой экономии содержится в использовании отвле­ченных, теоретических построений воображения.

Рассудочное мышление, как указывал Гегель (64, т.4, стр.385), ценно тем, что обеспечивает определенность, предметность в представлениях; тем самым оно концентрирует усилия в мышлении, а затем и в делах практики. По Гегелю, рассу­док вносит, кроме того, определенность в работу разума -следующей за рассудком ступени мышления, упорядоченного экономией сил. Эту ступень можно назвать логикой диалекти­ческой.

Ее законы уже не поддаются автоматизации. Более того -она противонаправлена затвердевшим стереотипам определен­ности формальной логики. Она «отрицает» формальную логи­ку, как социальные потребности «отрицают» биологические. Но диалектическая логика все же выполняет функцию эконо­мии сил, и в ней, следовательно, осуществляется давление этой биологической потребности на социальные, которые в основном ею обслуживаются.

Диалектическая логика экономит силы, не разгружая мыш­ления автоматизмами определенности суждений и умозаключе­ний, а упорядочивая и рационализируя наиболее продуктивно его работу направлением в расходовании умственных усилий. Направления эти нормативны. Но нормативность их отнюдь не формальна. Она касается метода, но не плодов его приме­нения. Поэтому применение диалектической логики может быть только сознательным и она по природе своей социальна. Она - плод социального опыта, оформленный сознанием как предостережение от опасности, связанной с расходованием сил по примитивным велениям рассудка.

В этом качестве диалектическая логика нормативна. Она «охраняет» известную из опыта противоречивость всех и вся­ческих процессов, как формальная логика «охраняет» опреде­ленность фактов и явлений. Как «охранительная», диалекти­ческая логика консервативна, но, поскольку она охраняет от­рицание нормативности, она не только сознательна, но и от­крывает путь сверхсознанию - интуиции и вдохновению -специфическому вооружению творческого мышления, обслужи­вающего идеальные потребности, о чем речь будет дальше.

«Интуиция, вдохновение , - писал В.И. Вернадский, - ос­нова величайших научных открытий, в дальнейшем опираю­щихся и идущих строго логическим путем, - не вызываются ни научной, ни логической мыслью, не связаны со словом и с понятием в своем генезисе» (48, т.2, стр.111).

Сверхсознание (интуиция, вдохновение) вносят новое в че­ловеческие знания, в практику, в представления, в сознание. Поэтому вносимое им, как пишет В.И.Вернадский, не может содержаться в прошлом опыте, не может быть существующим понятием, имеющим наименование. Сверхсознанием осуществляется развитие самого сознания, начиная с индивидуального и до общего, социального.

Внося новое, вполне конкретное - в практику, в умения и обобщенное - в отвлеченные понятия и их обозначения, сверхсознание совершенствует саму диалектическую логику, подтверждая ее универсальность и ее могущество - примени­мость ее в тех областях безграничного мира, где она еще не была употреблена.

Такова творческая работа мышления в познании - в об­служивании идеальных потребностей. Экономия сил выступает здесь в неожиданном новом качестве. Это хорошо выражено в приведенной выше цитате из «Чумы» Альбера Камю: создаю­щий новое не жалеет усилий, расточительно расходует их, стремясь к идеалу краткости и точности, но он знает, что он ищет и, следовательно, где нужно искать. Экономия заключена только в последнем, и она отрицается в процессе поисков. Так и Г.Бёлль сомневается в возможности досуга «свободного времени» в созидательной деятельности. Так балерина и пиа­нист часами неустанно тренируются, чтобы на концерте не допустить лишних усилий. Так ученый не жалеет времени и труда, чтоб открытое им выразить в предельно простой и краткой формуле. К экономии все они приходят «в конце», как отметил А.А. Ухтомский. На пути к нему они не жалеют усилий, и это часто вызывает недоумение и насмешки сторон­них наблюдателей, которым непонятна расточительность в затратах усилий как уклонение от общечеловеческой потреб­ности в экономии сил.

Но экономия сил в мышлении, в умственной работе, про­является не только в ее рационализаци средствами логики. Обстоятельства иногда складываются так неблагоприятно для субъекта, что ее средствами он не может найти способов удовлетворения своих непримиримо противоречащих одна дру­гой потребностей. Постоянно ощущая невозможность удовлет­ворить ту и другую, субъект не может от них избавиться. Не­удовлетворенные, они все обостряются и создают нетерпимую перегрузку в работе тех «четырех структур», назначение кото­рых - нахождение трансформаций, интегрирующих наличные потребности для удовлетворения их в сложных наличных вне­шних условиях. Дефицит информации о возможности их удов­летворения возрастает, воли для преодоления отрицательной эмоции недостает.

Так дефицит информации о возможности удовлетворить потребность в экономии сил средствами рассудка и разума может трансформировать эту потребность в поиски облегчения иными путями. А именно - облегчением работы этих четырех структур за счет выключения из работы тех или других из их числа. Если «выключить», например, миндалину и гиппокамп, то в представлениях и побуждениях субъекта исчезнут (или ослабеют) сомнения и колебания, пропадет и нужда в комп­ромиссах. Если ослабнет работа неокортекса и гиппоталамуса, то должно ослабеть и преобладание господствующей потреб­ности над сопровождающими ее, ослабеет и значимость свя­занной с нею информации от внешней среды. Так можно себе представить действие на мозговые структуры наркотиков -алкоголя, морфия и т.п., а может быть и таких, как никотин.

Ведь пьяный человек похож на того, у которого гиппо­камп и миндалина выключены из работы четырех структур или сильно ослаблены. «Для смелости» (например, в военных действиях, перед атакой) люди нередко взбадривают себя ал­коголем, чтоб «не думать». А когда нужно сообразить, поду­мать, прикинуть, не спеша взвесить сложную ситуацию (на­пример, в шахматной партии) многим свойственно тянуться к папиросе...

Может быть, наркомания - одна из возможных болезнен­ных трансформаций биологической потребности в экономии сил? Потребность эта сопровождает человека всю его жизнь в самых разнообразных трансформациях, диапазон которых - от виртуозного мастерства и грации до алкоголизма и наркома­нии...

Глава VI

ПОТРЕБНОСТИ «СОЦИАЛЬНЫЕ»

(Место в обществе - «в умах людей»)

Наши рекомендации