Ибо еще один раз пойду я к людям: среди них
Хочу я умереть, и, умирая, хочу я дать им свой богатейший дар!
У солнца научился я этому, когда закатывается оно,
Богатейшее светило: золото сыплет оно в море из неистощимых
сокровищниц своих, --
Так что даже беднейший рыбак гребет золотым
Веслом! Ибо это видел я однажды, и, пока я смотрел, слезы, не
переставая, текли из моих глаз. --
Подобно солнцу хочет закатиться и Заратустра: теперь сидит
Он здесь и ждет; вокруг него старые, разбитые скрижали, а также
Новые, -- наполовину исписанные.
Смотри, вот новая скрижаль; но где братья мои, которые
вместе со мной понесут ее в долину и в плотяные сердца? --
Так гласит моя великая любовь к самым дальним: не щади
Своего ближнего . Человек есть нечто, что должно преодолеть.
Существует много путей и способов преодоления -- ищи их
Сам ! Но только скоморох думает: "Через человека можно
Перепрыгнуть ".
Преодолей самого себя даже в своем ближнем: и право,
Которое ты можешь завоевать себе, ты не должен позволять дать
Тебе!
Что делаешь ты, этого никто не может возместить тебе.
Знай, не существует возмездия.
Кто не может повелевать себе, должен повиноваться. Иные же
могут повелевать себе, но им недостает еще многого,
Чтобы уметь повиноваться себе!
Так хочет этого характер душ благородных: они ничего не
Желают иметь даром , всего менее жизнь.
Кто из толпы, тот хочет жить даром; мы же другие, кому
Дана жизнь, -- мы постоянно размышляем, что могли бы мы
Дать лучшего в обмен за нее!
И поистине, благородна та речь, которая гласит: "что
Обещает нам жизнь, мы хотим -- исполнить для
жизни!"
Не надо искать наслаждений там, где нет места для
Наслажденья. И -- не надо желать наслаждаться!
Ибо наслаждение и невинность -- самые стыдливые вещи: они
Не хотят, чтобы искали их. Их надо иметь , -- но
искать надо скорее вины и страдания! --
О братья мои, кто первенец, тот приносится всегда в
Жертву. А мы теперь первенцы.
Мы все истекаем кровью на тайных жертвенниках, мы все
Горим и жаримся в честь старых идолов.
Наше лучшее еще молодо; оно раздражает старое небо. Наше
Мясо нежно, наша шкура только шкура ягненка -- как не
Раздражать нам старых идольских жрецов!
В нас самих живет еще он, старый идольский жрец, он
Жарит наше лучшее себе на пир. Ах, братья мои, как первенцам не
Быть жертвою!
Но так хочет этого наш род; и я люблю тех, кто не ищет
Сберечь себя. Погибающих люблю я всею своей любовью: ибо
переходят они на ту сторону. --
-- Быть правдивыми -- могут немногие! И кто может,
Не хочет еще! Но меньше всего могут быть ими добрые.
О, эти добрые! -- Добрые люди никогда не говорят
Правды ; для духа быть таким добрым -- болезнь.
Они уступают, эти добрые, они покоряются, их сердце
Вторит, их разум повинуется: но кто слушается, тот не
Слушает самого себя !
Все, что у добрых зовется злым, должно соединиться, чтобы
Родилась единая истина, -- о братья мои, достаточно ли
Вы злы для этой истины?
Отчаянное дерзновение, долгое недоверие, жестокое
Отрицание, пресыщение, надрезывание жизни -- как редко бывает
Это вместе. Но из такого семени -- рождается истина!
Рядом с нечистой совестью росло до сих пор все
Знание ! Разбейте, разбейте, вы, познающие, старые
Скрижали!
Когда бревна в воде, когда мосты и перила перекинуты
Над рекою, -- поистине, не поверят, если кто скажет тогда: "Все
Течет".
Даже увальни будут противоречить ему. "Как? -- скажут
Увальни, -- все течет? Ведь балки и перила перекинуты
над рекой!"
" Над рекою все крепко, все ценности вещей, мосты,
понятия, все "добро" и "зло" -- все это крепко !" --
А когда приходит суровая зима, укротительница рек, --
Тогда и насмешники начинают сомневаться; и поистине, не одни
только увальни говорят тогда: "Не все ли -- спокойно ?"
"В основе все спокойно" -- это истинное учение зимы,
Удобное для бесплодного времени, хорошее утешение для спячих
Зимою и печных лежебок.