Использование стола для позирования
Чтобы создать хорошую опору для портрета, изображающего голову и плечи, Вы можете поставить перед человеком стол для позирования. Затем попросите его вытянуть дальнюю от камеры руку и положить ее вместе с локтем на стол. Согните руку в направлении объекта, так чтобы локоть остался на столе, а рука вернулась в направлении тела. Вытянутая рука должна уйти за рамки портрета.
Высота стола должна быть такой, чтобы, когда человек слегка наклонится вперед, дальнее плечо слегка опустилось. Вместо стола для позирования можно использовать еще один стул. Главное, чтобы высота стола или стула позволила слегка опустить дальнее от камеры плечо.
Перед экспозицией человек должен сидеть выпрямившись для того, чтобы установить наилучшую для него позу. Обратите особое внимание на то, что плечи клиента должны быть расслаблены и опущены вниз. Часто, желая как следует выпрямиться, люди поднимают плечи вверх. Не забудьте об этом. Можете слегка похлопать их по плечам, чтобы они расслабились.
Основная поза одинаково хорошо подходит как для мужчин, так и для женщин. Она особенно хороша для полных женщин потому что, когда голова склоняется к опущенному плечу, исчезает полнота вокруг подбородка и на шее.
Кое-что, о чем следует помнить:
1. Многие фотографы по привычке вносят в кадр ближайшую к камере руку, вместо того, чтобы вынести из кадра дальнюю. Это полностью лишает Основную позу всех ее преимуществ. При этом ближнее плечо увеличивается в размерах, а дальнее становится еще меньше. Нарушается пропорция.
2. Часто голова расположена очень прямо, а не перпендикулярно наклону плеч. Это делает позу очень жесткой и неестественной.
3. Убедитесь, что тело расположено под углом примерно 45° к камере. Подробнее чуть позже.
Знать» и «Делать» - это разные вещи!
Многие говорят мне, что они все знают об Основной позе и Женской позе. Однако они не применяют свои знания, когда делают портреты. Знать о принципах и применять их на деле – две совершенно разные вещи. Если не применять идеи регулярно, какой смысл в том, чтобы их просто знать?!?
ЖЕНСКАЯ ПОЗА
При Женской позе:
1. Голова повернута и наклонена к более высокому плечу. Чтобы не исказить линию шеи, голова должна быть наклонена так, чтобы шейная мышца была чуть заметна. Если голова наклонена слишком сильно, шейная мышца будет выдаваться вперед и исказит линию.
2. Чтобы добиться позы, при которой одной плечо будет чуть ниже другого, человек должен склониться вперед так же, как и при Основной позе. После этого тело чуть склоняется в направлении, противоположном тому, в которое обращено лицо. Таким образом, если человек смотрит в сторону левого плеча, тело чуть склоняется направо.
3. Поскольку тело поворачивается в одном направлении, а голова в другом, при Женской позе тело выходит за пределы источника света. Таким образом, свет попадает на лицо.
Для достижения наилучшего положения необходимо, чтобы человек выпрямился. Женская поза позволяет стройным женщинам выглядеть очень изящно. Она не подходит полным женщинам, поскольку голова, склоненная к более высокому плечу, может создать складки на шее.
При фотографировании профилей и мужчины и женщины должны быть усажены в Женскую позу, поскольку лицу в профиль нужна поддержка тела, повернутого под углом к камере.
Если Вы не фотографируйте профиль, избегайте Женской позы для мужчин. Наилучший способ предотвратить это – убедиться, что тело достаточным образом повернуто к камере, чтобы мужчине не нужно было поворачивать голову в сторону ближайшего к камере плеча и смотреть в объектив. Мужчины часто выглядят не очень хорошо, если позволить им отворачивать тело от камеры, а затем разворачивать голову в сторону объектива.
Положение плеч
Перед тем, как усаживать человека для съемки, необходимо уяснить, под каким углом Вы будете его фотографировать. Затем решите, займет клиент Основную позу или Женскую позу. После этого сообщите человеку, каким образом Вы хотели бы, чтобы он сел. Вам не составит труда проделать все это, как только Вы научитесь тому, какая позиция плеч и головы будет наилучшим образом способствовать каждому из видов портрета. Это экономит много времени. К тому же, Ваш клиент будет чувствовать себя комфортнее, если он будет видеть, что Вы знаете, что делаете.
При Основной позе плечи человека ВСЕГДА должны располагаться под углом в 30-45° к камере. Меньший угол (когда человек повернут прямо к камере) обычно увеличивает человеческое тело в объективе и на самом портрете. Поворот тела дальше от камеры заставит человека поворачивать лицо, при этом голова не будет направлена туда же, куда и тело. Таким образом, невозможно будет создать Основную позу.
При Женской позе плечи должны быть «зафиксированы» по отношению к голове. Когда Вы освоите это, Вы увидите, что Женская поза не изменяется, каким бы образом Вы ни фотографировали лицо. Усвоенные правила постановки головы и плеч позволят Вам удерживать позу, как если бы Вы фотографировали статую под разными углами…поза всегда будет изящной.
При фотографировании человека в анфас его плечи должны быть повернуты на 45° от объектива. Если Вы хотите сфотографировать женщину в пол-оборота, ее тело должно быть повернуто вместе с головой. В противном случае шейная мышца будет выступать и сделает шею больше.
В большинстве случаев при Женской позе тело женщины смотрит прямо в объектив. Для того, чтобы в таком положении она не выглядела слишком полной, рекомендуются следующие действия:
1. Чуть нагните ее тело в талии и слегка в направлении, противоположном тому, куда смотрит ее лицо. Если ее голова повернута к левому плечу, она должна чуть наклониться вперед и направо. Если она смотрит в сторону правого плеча, отклоните ее вперед и немного налево. Это приподнимет ее плечо в том направлении, куда она отклоняется. Наклон плеч очень важен для создания мягкой, женственной композиции.
2. Обрезайте портрет по линии груди. Не разворачивайте тело женщины прямо к камере, если портрет будет показывать большую часть тела или будет в полный рост… если, конечно, она не ОЧЕНЬ стройная. В противном случае, она будет выглядеть слишком полной.
В некоторых случаях вам захочется, чтобы женщина смотрела в камеру поверх плеча. Вы можете создать красивый образ женщины в пол-оборота в Женской позе, повернув одно плечо к объективу, а затем повернув ее голову назад к тому же плечу. Будьте аккуратны с этой позой, поскольку человек редко выглядит хорошо, когда его плечо смотрит прямо в объектив.
При фотографировании профиля плечи всегда должны быть развернуты на 45° от камеры. Если Вы попробуете сфотографировать профиль, когда тело повернуто прямо к камере, или спина смотрит прямо в камеру, Вы получите очень напряженный образ.
Профиль обычно лучше всего удается, если тело повернуто на 45° от объектива. В некоторых случаях Вам захочется показать спину человека, фотографирующегося в профиль. Тело все равно должно находиться под углом в 45°. Этот ракурс подойдет для женщины, у которой красивое платье сзади, а также для того, чтобы показать шлейф у платья. Также этот ракурс применяется для фотографирования людей, тела которых направлены друг к другу.
Когда Вы фотографируете профиль сзади, на портрете проступят складки, образовывающиеся на шее при повороте головы. Их нужно отретушировать на окончательном портрете. Когда Вы фотографируете профиль спереди, шейные складки остаются сзади, и их не видно.
Кадрирование
Кадрируйте изображение в видоискателе Вашей камеры перед экспозицией. Дождитесь момента, когда перед Вами появится законченная картина. Лучше сразу фиксировать то, чего Вы хотите добиться во время создания образа. При создании очень важно учитывать форму готового снимка.
Лично я не думаю, что картина всегда ДОЛЖНА соответствовать тому, что было задумано. Я создаю образ, который понравится человеку. Обычно я стараюсь заполнить видоискатель, но иногда я думаю о том, что картина, которую я могу получить, может быть совершенно другой формы, квадратной или треугольной. Если я подумаю об этом заранее, мне будет проще кадрировать изображение в своей камере.
Несколько рекомендаций по кадрированию:
1. Обрезайте кадр так, чтобы сила (фокус изображения) находилась примерно в 1/3 от края или верха портрета. Таким образом, на портрете по плечи глаза должны находиться на расстоянии 1/3 от верхней рамки. Если Вы видите, что глаза находятся посредине изображения в Вашем видоискателе, это означает, что Вы оставили слишком много пустого места над головой.
2. Для очень крупных планов кадрирование по одной трети будет иногда означать, что Вы обрежете верх головы или прически. В этом случае не забудьте сообщить клиенту, что и зачем Вы делаете. В противном случае, Вам не избежать жалобы позднее. Также не помешает иметь при себе образцы такого кадрирования, чтобы показать людям, что такой вид обрезки вполне приемлем.
3. Когда человек повернут лицом прямо в камеру, держите лицо в центре картины. Если лицо повернуто в одну или другую сторону, как при фотографировании в пол-оборота или в профиль, оставьте больше места в кадре в том направлении, куда повернута голова. Это позволяет создать впечатление, что человек смотрит в кадр, а не за кадр. На фотографиях в профиль лицо лишь чуть смещено от центра фотографии. В противном случае, если край лица приближается к краю рамки, фокусом портрета становится ухо человека.
4. Изображение человека в Основной позе обычно обрезается затем, чтобы фотография была сбалансирована с обеих сторон подбородка. Полного человека следует посадить чуть подальше от камеры, а кадрировать ближе, так чтобы камера видела меньше тела.
Наклон камеры
Если на изображении нет вертикальных или горизонтальных линий, которые впоследствии могут, искажаясь, отвлекать от человека, Вы можете наклонять камеру для изменения композиции картины. Делая это, можно наблюдать за процессом через видоискатель, чтобы убедиться, что наклон камеры действительно помогает добиться лучшего эффекта.
Я обычно наклоняю камеру, чтобы сделать одно плечо выше другого. Это очень просто, если Вы знаете, как:
Поднять левую часть картины путем наклона камеры влево.
Поднять правую часть в видоискателе путем наклона камеры вправо.
Все очень просто.
Не забудьте, однако, что, когда Вы наклоняете камеру, Вы часто теряете структуру композиции. Край руки, который мог быть виден с края картины, теперь может уйти далеко вниз от края Вашего видоискателя. Как только Вы это заметите, попросите просто вытянуть руку чуть вперед, пока не добьетесь возвращения структуры композиции.
Запомните, что рука служит для формирования лучшего угла для композиции, когда локоть убран подальше от тела, а предплечье и плечо согнуты по направлению к телу.
Размер изображения
Мой стиль работы с портретом, в основном, состоит в том, чтобы стать ближе к моим клиентам. Я стараюсь создавать такое ощущение, словно Вы смотрите… сквозь глаза человека… на его душу. Поэтому мои кадры «экстремальны». Близки. Все, что не является важным для картины, убирается… с самого начала.
Когда я фотографирую детей, я поступаю наоборот. На фотографиях вокруг детей должно быть много пространства, чтобы показать, что они маленькие существа. Поэтому создавайте вокруг детей побольше свободного пространства, особенно на портретах в полный рост.
Я использую внешние размеры фотографии в качестве рамки. Я определяю высоту портрета ребенка в полный рост, представляя его себе в дверном проеме. Даже если ребенок на портрете сидит, я все равно просчитываю, какого роста мог бы быть человек, если бы он встал. После этого я отодвигаю камеру так, чтобы ребенок смотрелся «нормально» в перспективе высоты дверного проема. Над головой ребенка в этом случае будет много свободного пространства.
Пока Вы создаете композицию в Вашем видоискателе, Вы можете проконсультироваться с родителями ребенка. В противном случае, Вам могут задать вопрос «Почему Вы не подошли поближе, когда делали фотографию?»
Размер головы
Обычно принятый размер головы на портрете чуть меньше, чем реальный размер. Головы, выглядящие больше, чем обычно в жизни, не производят хорошего впечатления. Поэтому, если Вы планируете сделать большой портрет, либо возьмите в кадр побольше тела человека, либо оставьте больше свободного пространства вокруг фигуры в то время, когда Вы будете создавать образ. Если Вы планируете создать очень большой портрет крупным планом или в ¾, Вам может понадобиться система виньетирования.
Положение камеры ОЧЕНЬ важно. Она не просто «где-то тут»
Расположить камеру очень просто. Расположите ее там, где Вам лучше видно лицо под определенным углом зрения. Расположите ее там, где Вы видите лицо в анфас, в пол-оборота или в профиль.
Высота камеры
Высота камеры – это совершенно другое дело. Высота камеры определяется размещением объектива на такой высоте, которая не будет искажать образ. Золотое правило гласит, что для портретов в полный рост и в ¾, объектив должен находится на такой высоте, при которой проекция камеры параллельна проекции человека. Если камера наклонена вперед или назад, образ будет искажаться.
Поэтому, если Вы фотографируете стоящего человека в полный рост, по высоте камера должна находиться между верхом и низом человека… на уровне ИХ талии (не Вашей!). Если опустить камеру ниже, ноги человека будут слишком большими, а верхняя часть тела слишком маленькой. Фотография с большей высоты сделает человека очень полным, а его ноги - короткими и кряжистыми. Это очень распространенная ошибка фотографов, которые не приседают достаточно низко, когда фотографируют людей в полный рост.
Если Вы делаете портрет в полный рост, а Ваша камера наклонилась либо вперед, либо назад, Вы можете исказить фигуру и представите тело в очень невыгодном свете.
Высота объектива может варьироваться, если Вы хотите изменить задний план фотографии. Если Вы поднимаете или опускаете камеру с подобной целью, не забудьте посмотреть в видоискатель и вернуть портрету исходную композицию, при которой лицо человека будет находиться в соответствии с высотой объектива.
Вы можете специально искажать фигуру, опуская объектив, если Вы хотите, чтобы у человека на фотографии были длинные ноги, или хотите сфотографировать длинное платье целиком.
Когда Вы фотографируете стоящего или сидящего человека в ¾, камера должна находиться на высоте посредине предполагаемой линии обреза и верхушки головы клиента. Таким образом, наиболее приемлемо будет расположить объектив на высоте, соответствующей середине грудной клетки КЛИЕНТА.