Методика ведения академической работы
1. На грунтованный холст наносится рисунок. Он может быть выполнен непосредственно на поверхности холста мягким материалом (углем, сангиной, сепией, соусом) или переведен с предварительного нарисованного картона (бумаги). Для этюдной работы контур наносится кистью и жидко разведенной нейтральной краской.
2. Перед выполнением длительной работы маслом рекомендуется написание короткого эскиза, для нахождения общей тональности и колорита. Основные цветовые отношения, найденные в эскизе необходимо сохранить до конца длительной работы.
3. По нанесенному на основу контуру в длительной работе выполняется подмалевок (первый живописный слой). Старые мастера часто писали подмалевок так называемыми «мертвыми тонами», то есть практически выполняли гризайль умброй либо сепией. Тени прописывались прозрачно, света – с белилами. Сейчас, как правило, подмалевок выполняется, как прокладка больших тонально-цветовых отношений, найденных в предварительно написанном эскизе.
4. По высыхании подмалевка, работа ведется над выявлением формы и пространства. На данном этапе применяется, как и лессировочная техника – на дальних планах, так и лепка формы не слишком пастозными, мягкими мазками.
5. Последний этап ведения длительной академической живописной работы включает в себя обобщение лессировками второстепенных форм и выявление главных деталей сочными пастозными мазками.
Литература:
Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. Учебное пособие для ВУЗов М. 2003
Шашков. Ю.П. Живопись и ее средства. Учебное пособие для ВУЗов М. 2006
Сори Н. Декоративная живопись. Учебное пособие для ВУЗов. М. 2004
Винер А. В. Как работать над пейзажем масляными красками. М. 2000
Винер А. В. Материалы масляной живописи. М. 2000
Методы работы акварелью.
Все многообразие приемов и методов работы акварельными красками можно разбить на три основные группы:
- метод а-ля-прима (по сухой или сырой бумаге);
- многослойный метод работы лессировками;
- метод отмывки.
Метод а-ля-прима подразумевает живопись в один слой, т. е. красочные отношения берутся сразу в полную силу с учетом высветления тона и больше не переписываются. Этюд получается очень сочный и выразительный. При этом неудачные места можно смыть водой, а затем прописать заново. Этот метод работы требует определенных навыков и умения видеть целое, т.е. вести работу одновременно по всему листу. При этом мазки могут быть положены вплотную друг к другу, а могут перетекать один в другой, создавая ощущение плавного перехода одного цвета в другой. Зернистость же бумаги будет повышать сочность заливок. Работать необходимо энергично, не давая подсохнуть предыдущему мазку. Перед работой по сырому лист смачивается губкой и бумаге дают «подвянуть». Чтобы замедлить высыхание красочных пятен в жару, в емкость с водой добавляют несколько капель глицерина. При работе по сырому фону краски замешиваются на меньшем количестве воды, чем при работе по сухой бумаге.
Возможны комбинации работы и по сухой, и по влажной бумаге. Например, в пейзаже, когда необходимо передать ощущение мягкости и плавности фактуры отдельных фрагментов (облака, вода), бумага смачивается и по-мокрому прописываются только фрагменты, а остальные детали пишутся по-сухому.
Так, при смешанной технике в работе над натюрмортом, портретом или пейзажем можно передать разнообразие материальных фактур. Работая по-сырому, можно добиться незаметных переходов одного цвета в другой, растяжек цвета от насыщенного к светлому на больших плоскостях бумаги. Для предотвращения слияния красочных слоев линии соприкосновения цветовых пятен необходимо просушить сухой кистью. При наложении одного красочного слоя на другой для получения новых оттенков необходимо учитывать влияние цвета нижележащих слоев. Края мазков можно смягчить влажной чистой кистью. Мазки следует укладывать строго по форме предмета.
Метод «отмывки» чаще всего применяется архитекторами, дизайнерами для условного изображения здания, его экстерьера, организации цветового пространства внутри интерьера, отдельных элементов отделки мебели и т.д. Этот метод ведения работы многоэтапный, и каждый новый этап проводится при абсолютном высыхании предыдущего красочного слоя.
Первый этап работы над акварелью способом «отмывки» заключается в прописке этюда сильно разбавленными водой красками, передающими основные цвета.
Второй этап заключается в прописке всех деталей.
Пропиской усиливают цвет полутонов и в полную силу передают цвет теней и вводят детали. Каждый новый красочный слой наносят по просохшему предыдущему слою.
Освещенные выпуклости формы предметов при этом оставляют незаписанными до третьей прописки, после чего они слегка подсвечиваются в соответствии с оттенками бликов в натуре (блики всегда цветные). При наложении одного слоя на другой надо учитывать влияние нижележащих слоев на цвет новой прописки. Края мазков необходимо смягчать влажной чистой кистью.
Лессировки. К этому методу работы прибегают в случае, если время и задачи позволяют вести сеанс продолжительное время без перерыва или в несколько приемов. Для длительного этюда необходимы очень плотная зернистая бумага и мольберт в почти горизонтальном положении. Это даст уплотнение цвета красочного слоя, а при высыхании не лишит его чистоты и прозрачности, поможет дать тончайшие градации светотени. Работа над таким этюдом условно ведется в три этапа.
Первый - подготовительная стадия -заключается в нанесении изображения на плоскость листа. Выполнив рисунок карандашом, лист хорошо промывают водой. После высыхания места бликов можно покрыть тонким слоем резинового клея (он легко удаляется ластиком на последней стадии деталировки этюда). Вторая стадия имеет цель выявить основные цветовые отношения и их градации. Работу ведут от светлых тонов к темным, постепенно усиливая цвето-силу акварельных прописок путем лессировок (наслаивание одного цвета на другой). Сперва прописывают освещенные участки (или самые светлые) по всему этюду, сравнивая их по цвету. Затем прописывают полутени, одновременно на всех предметах, сравнивая их с цветом освещенных участков. Далее прописывают тени, что повышает цветовую насыщенность этюда. Все прописки осуществляются прозрачными цветами. При этом следует постоянно следить за чистотой воды и кистей. Прописка теней до необходимой цветовой насыщенности выявляет звучность освещенных мест, ранее только слегка тронутых краской. Это можно сделать не только сильно разбавленной краской, но и полусухой кистью, так как кисть касается только верхушек зерен бумаги и в контрасте с прозрачностью тени создает неповторимый фактурный эффект. На третьей, завершающей стадии работы над этюдом необходимо более тщательно прописать предметы, вводя переходные оттенки цвета и используя в этих целях тонкие кисти. Это очень ответственный этап работы, так как отдельные детали необходимо органически сочетать с формой предмета по цвету и светосиле, не разрушив при этом целостности цветовых отношений.
И, наконец, работа завершается (разумеется, по абсолютно просохшей поверхности) широкими обобщающими мазками-лессировками, приглушающими цветовую гамму предметов заднего плана и усиливающими цвет изображения на первом плане.
Именно этот метод позволяет работать над натюрмортами в манере старых мастеров, виртуозно передающих особенности фактуры различных материалов (медь, бархат, стекло, шелк, дерево и т.д.).
В зависимости от формы и ширины кистей и от того, что изображается, можно менять характер мазка: писать так, что мазки не будут заметны, или наоборот - мазок будет ярко выражен, если выкладывать его пятнышками округлой или прямоугольной формы.
Для большей выразительности рисунка нужно приучать себя «лепить форму» мазками, как бы ощупывая ее и добиваясь плавного перехода одного цвета в другой, в то же время максимально используя технические возможности акварели. Несколько слов следует сказать и о рисунке под акварельную живопись. Рисунок должен быть достаточно конструктивным и выполняться карандашом без тональной проработки формы, т.е. со схематическим разграничением формы предметов на свет, тень, полутон. Это позволит в процессе письма сосредоточить внимание на форме и не забывать об оттенках света, тени, полутона, бликов и падающих теней. Рисунок выполняется легко,почти без участия ластика, чтобы не повредить бумагу.
Выполнив рисунок карандашом, лист бумаги необходимо промыть водой, желательно мыльной, чтобы удалить жировые пятна и ослабить тон штрихов.
Литература:
Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. Учебное пособие для ВУЗов М. 2003
Шашков. Ю.П. Живопись и ее средства. Учебное пособие для ВУЗов М. 2006
Вибер Ж. .Живопись и ее средства. М. 2000
Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. М. 2005