Исходные методологические посылки и принципы построения
Введение
В связи с переходом общеобразовательных учреждений Беларуси на 11-летний срок обучения назрела необходимость пересмотра научно-теоретических подходов к отбору содержания и к организации образовательного процесса по учебному предмету «Изобразительное искусство».
Приоритетные направления, обозначенные реформой общего среднего образования, определили необходимость обеспечения практической направленности обучения, его постоянной связи с жизнью, сознательного выбора образовательной траектории учащимися, увеличения роли здоровьесберегающих технологий, создания условий для формирования духовно-нравственной культуры учащихся, раскрытия их творческого потенциала. Актуальность разработки концепции продиктована определением роли учебного предмета «Изобразительное искусство» в решении вопросов, заданных реформой.
Современный образовательный процесс в контексте учебного предмета «Изобразительное искусство» базируется на положениях, заложенных в концепции Б. П. Юсова. Их основная идея состоит в интегрированном и полихудожественном подходе к обучению искусству, что способствует признанию единой художественной природы всех видов искусства и способности каждого ребёнка к занятиям всеми видами художественно-творческой деятельности, которые опираются на природную полихудожественность (многоязычие) ребёнка (Б. П. Юсов). Решение приоритетных задач по моделированию художественно-творческой деятельности определяет основной подход к конструированию содержания учебного предмета «Изобразительное искусство» и реализации цели обучения – формирование художественной культуры учащихся. Центральной категорией концепции выступает «образ», постижение которого через восприятие и практическую художественно-творческую деятельность определяет особенности учебного процесса по предмету «Изобразительное искусство». Включение учащихся в широкое пространство культуры также невозможно без постоянной опоры на национальное художественное наследие.
Настоящая концепция определяет актуальные методологические подходы к отбору содержания по предмету «Изобразительное искусство», цели обучения, принципы конструирования содержания, даёт его основную характеристику. На основе представленных концептуальных оснований разрабатываются образовательный стандарт, учебная программа, учебно-методический комплекс по предмету.
Исходные методологические посылки и принципы построения
содержания учебного предмета «Изобразительное искусство»
Содержание образовательной области «Изобразительное искусство» определено методологическими подходами и теоретическими основаниями, выработанными в системе современного образования, ориентирующегося на принципы гуманизации и гуманитаризации. К ним относятся:
· аксиологический подход: основным ориентиром в процессе обучения изобразительному искусству в рамках данного подхода является формирование у учащихся ценностного отношения к миру и самому себе, развитие нравственно-этических основ собственного бытия, индивидуальных способностей и качеств личности, которые могут служить основным показателем уровня духовности развития личности;
· деятельностный подход как совокупность форм и способов деятельности человека, обоснованных культурной заданностью, социальной востребованностью и личным опытом. Через деятельность осуществляются формирование, передача культурного опыта, его освоение и обновление. Субъект обнаруживает себя именно в деятельности.
Основополагающей формой деятельности учащихся в процессе обучения изобразительному искусству является творческая деятельность, на основе которой происходит процесс формирования креативных качеств личности, так как именно эта сфера наиболеё активно выявляет её эмоционально-ценностные координаты, творческие потенции, специфические связи и отношения с миром. Творческое формирование личности позволяет школьнику открыть многомерность собственного мира и многогранность мира внешнего в своём единстве. Творческая деятельность и творческое освоение мира на её основе базируются на внутренних интенциях человека и напрямую связаны с его духовными переживаниями, потребностями и др.
Творческая деятельность, таким образом, является одним из самых существенных факторов, активно формирующих личность учащегося, выявляющих и утверждающих индивидуальность ребёнка;
· культурологический подход: культурология является наукой о человеческой культуре как целостном феномене, синтетической областью знания. В контексте данного определения культурологический подход к изучению предмета «Изобразительное искусство» означает, что в основе её содержания находится прежде всего целостность культурного опыта человечества: художественного, эстетического, нравственного и др. Изучение учебного предмета в рамках данного подхода ведёт, в свою очередь, к формированию целостной личности учащегося.
Культурологический подход является систематизирующим по отношению к изучаемому предмету, так как обучение в рамках современной образовательной парадигмы ведётся в первую очередь на основе базисных оснований культуры, её универсалий. Базисные основания культуры и становятся тем фундаментом, на котором идёт процесс формирования личности учащегося как целостного существа, осуществляется его самоопределение, строится его отношение к миру.
Образование в области изобразительного искусства в рамках культурологического подхода рассматривается как часть культуры, а обучение – как процесс превращения достижений культуры в достояние конкретной личности;
· личностно ориентированный подход: в его основе лежит антропологическое начало. Вследствие этого учащийся является не объектом обучения, а его субъектом. Его обучение имеёт личностную, индивидуализированную и субъективированную окраску, которая способствует формированию креативных качеств учащегося, ведёт к идентификации и самоидентификации личности как субъекта культуры, формированию у учащихся мировоззренческих и идейно-нравственных ориентиров на основе личностного выбора, развитию навыков и способностей практического использования полученных знаний по изобразительному искусству в деятельности по собственной инициативе.
Главной целью личностно ориентированного обучения в области изобразительного искусства являются развитие индивидуальных способностей и качеств личности, ведущих к целостности её свойств и особенностей, и создание в процессе обучения условий для её самовыражения и развития. Оно исходит из природных качеств ребёнка, его задатков, способностей, интересов, потребностей и предполагает разноуровневое обучение, рассчитанное на разные категории учащихся, а также индивидуальные формы обучения.
В рамках заявленных подходов определяются следующие принципы обучения изобразительному искусству:
· принцип целостности изучения изобразительного искусства учащимися на основе целостного постижения культурного опыта человечества: художественного, эстетического, нравственного, научного и др., что ведёт к формированию целостной личности, способной к гармоничному существованию с миром, расширяет и углубляет жизненный опыт учащихся и даёт ему важные жизненные ориентиры;
· принцип культуросообразности, который предполагает максимальное использование в образовательном процессе культурных национальных и региональных традиций, опору на ценности, присущие национальной культуре, и учёт специфики национального менталитета. Соблюдение принципа культуросообразности обеспечивает становление национально-культурной идентификации учащегося, формирование у него представлений о национальном образе мира;
· принцип инкультурации, выражающийся в естественном вхождении личности в художественно-коммуникативные процессы современного общества, введении её в актуальную для сообщества систему нравственных и эстетических ценностей, моделей поведения, постоянном усвоении личностью ценностей, традиций, норм, обычаев мировой и национальной культуры;
· принцип социализации, предполагающий развитие и саморазвитие личности учащихся на основе процесса освоения социально значимого опыта человечества;
· принцип культуротворчества, выражающийся в осознании учащимся себя и своей деятельности в историко-культурном процессе, открытии собственного микрокосма и соприкосновении с фундаментальными ценностями культуры;
· принцип интегративности, предполагающий изучение всего комплекса изобразительного искусства с единых культурологических позиций, основанных на универсальности и единстве разных видов искусства. Принцип интегративности позволяет учащемуся осознать включённость предмета «Изобразительное искусство» в общую картину мира, его связи с жизнью;
· принцип диалогизма, который помогает школьникам понять, оценить и принять как равновеликую культуру других народов и других эпох. Обучение, построенное на принципах диалогизма, формирует толерантность, уважение к другим культурам, а также позволяет увидеть своеобразие собственной культуры;
· принцип полихудожественности, осуществляющий взаимосвязь разных видов искусств – изобразительного искусства, музыки, литературы, кино и др., с помощью которых создаётся ассоциативно-образная атмосфера, необходимая для оптимального развития художественного мышления учащихся. С этой целью обучение строится на синтезе различных видов искусств.
· принцип семиологичности: его результатом является изучение художественных текстов как знаково-символических форм культуры, что ведёт не к внешнему их освоению, а к постижению на основе внутренних, глубинных интенций личностного мира учащегося;
· принцип компаративности в изучении феноменов культуры, использование её смыслового синтеза.
Цели учебного предмета «Изобразительное искусство»
Основной целью учебного предмета «Изобразительное искусство» является формирование художественно-эстетической, духовно-нравственной культуры учащегося, развитие его творческого потенциала как фактора художественного освоения и преобразования мира.
Для решения данной цели ставятся следующие задачи:
· формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, умения осмысливать его специфические особенности;
· постижение учащимися культурного опыта человечества через художественно-образную систему отечественного и мирового изобразительного искусства;
· формирование представлений о внутренних закономерностях культурно-исторического процесса с учётом прошлого и современного опыта пластических искусств;
· расширение представлений о своеобразии отечественной культуры;
· духовно-нравственное обогащение учащихся в процессе художественно-эстетического освоения окружающей действительности и восприятия художественного наследия;
· развитие чувственно-эмоциональной сферы учащегося, формирование устойчивых эмоциональных отношений к окружающему миру;
· формирование художественно-образного мышления как основы развития творческой личности;
· формирование эстетических потребностей и вкусов, морально-эстетического облика учащихся;
· развитие творческих способностей и навыков, воображения, фантазии, творческой интуиции;
· воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры;
· овладение теоретическими знаниями, языком и системой выразительных средств изобразительного искусства, навыками практического решения художественных задач;
· развитие художественно-образного восприятия мира и произведений искусства;
· расширение знаний, умений и навыков изобразительной, декоративно-прикладной и конструкторско-дизайнерской деятельности;
· систематическое развитие зрительного восприятия, композиционной и колористической культуры, пространственного мышления;
· совершенствование умений воплощать в художественных образах творческие задачи, художественный и конструкторский замысел.