Обобщенные требования к ЗУН обучающихся по теме
Рабочая программа
по курсу «Литературное чтение»
На 2011/2012 учебный год
Класс1 «В»
Учитель: Дерябина Наталья Викторовна
Количество часов:
Всего 40
В неделю 4
Планирование составлено на основе:
Программы по учебным предметам. Реализация образовательного стандарта второго поколения.
УМК "Перспективная начальная школа" (1 класс)М.: Академкнига / Учебник, 2011 год.
Раздел 1.. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтениюсоставлена на основе федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312); Федерального компонента государственных образовательных стандартов по предметам БУПа 2004 года (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089), примерных программ начального общего образования (письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г.) и авторской программы «Литературное чтение» Чураковой Н.А. (образовательная программа «Перспективная начальная школа»). Курс рассчитан на 52 часа (4 часа в неделю).
Программа обеспечивается:
Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс. Учебник. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.
Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс. Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.
Малаховская О. В. Литературное чтение. 1 класс. Тетрадь для самостоятельной работы. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.
Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение. 1 класс», — М.: Академкнига/Учебник, 2011.
«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это, прежде всего воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир — мир людей и природы).
Основная литературоведческая цель курса«Литературное чтение» в начальной школе — сформировать за четыре года инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязи произведения фольклора и авторской литературы; а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу, поэзию, драму (мы не вводим деления литературы на разные роды — эпос, лирику и драму, но вводим деление на разные типы повествования).
Основная цель отражена в главных идеях, развиваемых на протяжении четырех лет обучения, а также в конкретных задачах, решение которых позволяет осуществить эти идеи и реализовать основную цель обучения — сформировать инструментарий для анализа художественных произведений.
Идея первая.Сформировать грамотные представления о взаимоотношениях мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы.
Идея вторая.Постепенно формировать базовое понятие курса «Литературное чтение» — понятие художественного образа (сам термин не используется).
Идея третья.Учить младших школьников различать жанры — сначала жанры фольклора, потом — жанры литературы, поскольку сама структура любого жанра содержательна. Вместе с тем необходимо показывать условность жанровых границ. То же самое касается деления литературы на разные типы повествования.
Идея четвертая.Необходимо помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научить наслаждаться особенностями поэтической формы: если этого не сделать в начальной школе, поэзия как область искусства может быть навсегда потеряна для многих школьников.
Курс каждого года, являясь частью целого, имеет специфические задачи, которые сформулированы в программных требованиях к каждому году обучения. Программные требования 1-го классаопределяются:
необходимостью формирования потребности и мотива чтения;
начальными умениями и навыками чтения детей шести лет;
логикой развития литературного процесса от устного народного творчества к письменным формам;
актуальным уровнем эстетического и нравственного развития детей шести лет.
Программа 1-го класса предполагает плавный переход от «Азбуки» к учебному предмету «Литературное чтение». Младшие школьники совершенствуют начальные умения и навыки осознанного чтения; знакомятся с малыми жанрами фольклора и учатся осваивать их практически; получают представление о сюжетно-композиционных особенностях докучной и кумулятивной сказки. Кроме того, они знакомятся с образцами авторской литературы, читая небольшие прозаические и поэтические тексты. На материале фольклорной и авторской поэзии первоклассники получают начальные представления о рифме как о созвучных словах, находящихся в конце строк; учатся обнаруживать повтор и звукопись как средства художественной выразительности. Сравнивая короткие тексты, представляющие собой малые жанры фольклора, с классическими иллюстрациями к этим текстам, младшие школьники на практике убеждаются в том, что художественный образ может быть создан разными средствами, языком разных видов искусства.
Раздел 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Кол-во часов | В том числе | |
провер. работ | контр. работ | |||
На огородах Бабы-Яги | ||||
Пещера Эхо | ||||
На пути в Волшебный лес | ||||
Клумба с Колокольчиками | ||||
В лесной школе | ||||
Музей Бабы-Яги. Тайна особого зрения | ||||
На выставке рисунков Юрия Васнецова | ||||
Работа по хрестоматии «Литературное чтение» | ||||
Итого | - | - |
Раздел 3. СОДЕРЖАНИЕ
Программа курса «Литературное чтение» - 40 часа (4 часа в неделю)
Из них:
На огородах Бабы-яги – 8 часов
Обобщенные требования к ЗУН обучающихся по теме.
Обучающиеся должны знать/понимать:
о различиях таких малых жанров фольклора, как загадка, считалка, закличка, скороговорка, небылица, прибаутка, докучная сказка, сказка-цепочка (кумулятивная сказка);
о таких особенностях стихотворных фольклорных текстов, как наличие рифмы и повторов;
Уметь:
понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельного чтения книг;
Пещера Эхо – 6 часов