Требования к созданию сценария

Что такое сценарий?

Понятие «сценарий» существует с давних времён. Сценарием называли план, конспект драматургического произведения, который представлял собой краткое описание действия и порядок следования сцен. И само слово «сценарий» возникло от театрального понятия «сценариус» – так называли человека за сценой, указывающего актёрам, когда им выходить на сцену и с какой стороны кулис, а также следящего за своевременным вступлением в действие всевозможных сценических эффектов. Мы используем слово «сценарий» в значении «литературно-драматическое произведение, написанное как основа для постановки кино- или телефильма или телевизионной передачи».

Написание сценария – один из этапов творческого процесса создания телевизионной передачи. Сценарий представляет собой литературную запись изобразительного и звукового решения будущего экранного сообщения.

Жанр передачи обусловливает особенности сценария, технические возможности будущей передачи. Например, жанр телевизионного интервью предполагает участие гостей, видеоряд может быть связан с событиями, о которых рассказывают очевидцы.

Основой сценария является создание идеи (основной мысли) телепередачи. Например, идеей передачи, посвящённой акции «Бессмертный полк», может явиться мысль о неразрывной связи поколений россиян. Поэтому в телепередаче важны микросюжеты, иллюстрирующие эту мысль.

На телевизионных студиях существуют различные формы записи сценария, например:

· Слева – зрительный ряд, справа – текст, авторский комментарий, т.е. слева записано то, что зритель видит на экране, справа – то, что он слышит.

· Сплошной текст, разбитый автором на определенные фрагменты, из которых складывается целая передача, и их последовательность.

Пример сценария первого типа:

Сценарий «Празднование Дня Победы на Красной площади»
Кадр 1
В И Д Е О А У Д И О
В кадре: Красная площадь, колонна Бессмертного полка (Камера даёт панораму вида сверху. Затем камера приближается к колонне и крупным планом показывает фотографии, плакаты, лица участников шествия).   МузыкаД. Тухманова «День Победы» Ведущий: Красная площадь. Сердце столицы. По ней идёт Бессмертный полк. Он всколыхнул волну памяти о героях Великой Отечественной войны: ветеранах армии и флота, тружениках тыла и партизанах, узниках фашистских лагерей, блокадниках, бойцах сопротивления... Обо всех тех, кто внес свой личный вклад в общее дело Победы над фашизмом. Наши журналисты взяли интервью у тех, кто хранит память о своих дедах и прадедах, прошедших войну.

Требования к созданию сценария

Создание сценария – процесс творческий, но подчиняющийся определённым законам.

Во-первых, информационный материал должен соответствовать теме и идее телевизионной передачи.

Тема – это предмет изложения, который разъясняют или о котором рассуждают; это также постановка проблемы, предопределяющая отбор жизненного материала и характер художественного повествования. Тема – это вопрос, выделенный автором как самый важный для данного материала. Тема сценария уточняется и формулируется в процессе отбора материала. Идея – это основная мысль сценария, с помощью которой автор выражает свою позицию. Идея может предшествовать изучению материала. Тема шире, чем идея. Одной теме могут быть посвящены разные передачи, но идея у каждой будет своя.

Во-вторых, информационные блоки должны соединяться друг с другом не механически, а в определённой последовательности, чтобы создать смысловое единство и отразить идею телевизионной передачи.

Когда собран материал для будущего сценария, определена его тема и ясна идея, начинается следующий этап творческой работы – отбор фактов, событий и лиц, которые должны войти в телепередачу, и одновременно поиск композиционного решения. Композиция – это составление, соединение, связь, построение сценария, соотношение отдельных его частей (компонентов), образующих единое целое, это принцип организации материала.

В-третьих, воплощение сценария в передаче должно вызывать у зрителя эмоциональный отклик и рождать чувство сопричастности к увиденному и услышанному. Поэтому важно установить обратную связь с аудиторией.

Наши рекомендации