Художественные системы романтизма и реализма в культуре XIX в.
Немецкие романтики – родоначальники нового художественного стиля.
Романтический идеал и его отображение в камерной музыке ("Лесной царь" Ф. Шуберта), и опере ("Летучий голландец" Р. Вагнера). Романтизм в живописи: религиозная и литературная тема у прерафаэлитов, революционный пафос Ф. Гойи и Э. Делакруа, образ романтического героя в творчестве О. Кипренского. Формирование русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка). Национальные мотивы в произведениях композиторов «Могучей кучки». Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П. И. Чайковский).
Социальная тематика в живописи реализма: специфика французской (Г. Курбе, О. Домье) и русской школ (художники - передвижники, И. Е. Репин, В. И. Суриков). Литература критического реализма (Бальзак «Человеческая комедия»).
9. Неклассическое искусство: модернизм и постмодернизм.
Основные направления в живописи конца XIX века: абсолютизация впечатления в импрессионизме (К. Моне, Ренуар, Делакруа); постимпрессионизм: символическое мышление и экспрессия произведений В. ван Гога и П. Гогена, "синтетическая форма" П. Сезанна. Символизм в живописи (цикл "Демон" М. А. Врубеля) и музыке ("Прометей" А. Н. Скрябина). Стиль модерн: архитектура Гауди и Шехтеля, живопись Бёрдслея и Климта Художественный авангард в живописи XX века: освобождение линии, цвета, объёма (кубизм, фовизм, супрематизм, лучизм и т.д.). «Самовитая» форма в литературном авангарде (Хлебников, Маяковский). Художественный мир сюрреализма (Дали, Бунюэль). Архитектура конструктивизма: Ле Корбюзье, Гропиус. Художественные принципы соцреализма. Театральная культура XX века: режиссерский театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко и эпический театр Б. Брехта, театр абсурда С.Беккета. Стилистическая разнородность в музыке XX века: от традиционализма до авангардизма и постмодернизма (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.Г. Шнитке). Новый вид искусства - кинематограф (творчество Эйзенштейна, Феллини, Тарковского). Поп-арт и постмодернизм – разрушение иерархии высокого и низкого. Искусство как новое осмысление повседневности. Проблема массового и элитарного искусства. Полистилистика, игра, принцип повтора и цитаты – художественные стратегии постмодернизма. Проза Борхеса, У. Эко, драматургия Стоппарда, поэзия Бродского, московский концептуализм, «Москва-Петушка» Венечки Ерофеева. Феномен рок-музыки (Beatles, Pink Floyd, Deep Purple, Doors), русский рок. Современная архитектура – основные тенденции.
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В преподавании мировой художественной культуры используются следующие формы:
▪ лекции с элементами диалога и дискуссий;
▪ семинары, на которых обсуждаются вопросы лекций и домашних заданий, доклады, устное реферирование предложенной преподавателем литературы, контрольные работы;
▪ просмотр фильмов и спектаклей на классические сюжеты, групповые дискуссии по просмотренному материалу, написание эссе по изученным произведениям;
▪самостоятельная работа студентов, включающая усвоение теоретического материала, подготовка к семинарам, выполнение творческих заданий, написание рефератов, тезисов, статей, работа с электронным учебно-методическим комплексом, подготовка к текущему контролю знаний к промежуточным аттестациям, к зачету;
▪ тестирование по отдельным темам дисциплины;
▪ НИРС, включающая участие студентов в конференциях, олимпиадах;
▪ консультирование студентов по вопросам учебного материала, написания тезисов, статей, докладов на конференции;
Для контроля знаний студентов используются письменные контрольные работы и тесты.
6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям
Занятие 1. Феномен искусства, проблема его происхождения и сущности. Художественная культура первобытности
Контрольные вопросы:
1) Художественная культура: понятие, составные элементы;
2) Природа и сущность искусства;
3) Происхождение искусства и художественная культура первобытности.
Задания:
4) Перечислите функции искусства и определите его роль в человеческой культуре.
5) Определите отличие художественного текста от нехудожественного;
6) Выявите причины возникновения художественной деятельности и своеобразие художественной культуры первобытности.
Занятие 2. Художественная культура Древнего Востока.
Контрольные вопросы:
7) Культовая природа художественной культуры Древнего Египта
8) Ведические тексты как основа художественной культуры Древней Индии
9) Роль мифа и ритуала в художественной культуре Китая.
Задания:
10) Определите основные составляющие художественного канона Древнего Египта
11) Соотнесите мифы и эпос Древней Индии
12) Проанализируйте роль музыки в системе художественной культуры Китая
Занятие 3. Художественная культура Античности
Контрольные вопросы:
13) Место искусства в культуре Античности
14) Образ человека в художественной культуре Античности
15) Формирование классических жанров в античном искусстве.
Задания:
16) Определите классический художественный канон.
17) Назовите великих античных авторов и охарактеризуйте особенности их творчества.
18) Сравните искусство архаики, классики, эллинизма и римское искусство.