Тема 5. Расцвет комедийного кино (8 часов). 6 страница
В ходе преследования и перестрелки убит один из грабителей. Остальные, в полной уверенности, что они оторвались, останавливаются, чтобы исследовать взятую добычу. Увлекшись, они не замечают приближения отряда добровольцев для преследования преступников, который окружает увлекшуюся троицу и атакует ее. В ходе перестрелки бандиты погибают. Отряд собирает их оружие, и мешки с награбленным. Бюджет фильма составил 250 долларов.
«Большой парад» / The Big Parade
1925, США, “Metro-Goldwyn-Mayer”, 130 мин.
реж. Кинг Видор, Джордж У. Хилл
сцен. Гарри Бен, Кинг Видор по пьесе «Перья» Лоренса Сталлингса
опер. Джон Арнольд, Чарльз Ван Энгер
прод. Кинг Видор, Ирвинг Тальбергг
в ролях: Джон Гилберт, Рене Адоре, Хобарт Босворт, Клэр Мак-Дауэлл,
Клэр Адамс, Роберт Обер, Том О’Брайен, Карл Дэйн
Этот фильм по праву входит в мировую сокровищницу лучших произведений эпохи немого кино. Он рассказывает о судьбе трех американских солдат, воевавших в Европе. Все трое были представителями различных социальных слоев – рабочий, мелкий торговец и Джеймс, сын богатых родителей. Война стерла классовые перегородки и сблизила молодых людей. В неизвестной деревеньке, где было расквартировано армейское подразделение, Джеймс знакомится с прекрасной француженкой и влюбляется в нее. Но верность невесте, оставшейся дома, не позволяет ему с головой окунуться в омут любви. Судьба уготовила непростые испытания для новых друзей. Двое из них погибнут, а Джеймс получит ранение в ногу. В госпитале его ждет еще одно разочарование – отправка в Америку после ампутации. Все мечты, надежды и желания оказались разрушенными. А в родном городе ничего не изменилось. Люди продолжали веселиться и развлекаться, даже не думая, что где-то в Европе гибнут люди. Полностью разочарованный, Джеймс возвращается во Францию, где находит свою потерянную любовь и вновь обретает смысл жизни.
«Будьте моей женой» / Be My Wife
1921, США, “Max Linder Prods.”, 13 мин.
реж. Макс Линдер
сцен. Макс Линдер
опер. Чарльз Ван Энгер
прод. Макс Линдер
в ролях: Макс Линдер, Альта Аллен, Кэролайн Рэнкин, Ликольн Стедман
Макс влюблен в молодую девушку, но ее тетя хочет, чтобы она выбрала другого. Максу приходится идти на уловку, чтобы встречаться с любимой. Сначала он притворяется учителем пения, а затем использует новое ухищрение. Поставив старые ботинки за занавес, он заставляет тетушку подумать, что в дом забрался преступник и устраивает из этого целый спектакль.
«Бульвар Сансет» / Sunset Blvd.
1950, США, “Paramount Pictures”, 110 мин.
реж. Билли Уайлдер
сцен. Чарльз Брэккет, Билли Уайлдер, Д.М.Маршман-младший
опер. Джон Ф. Зайц
прод. Чарльз Брэккет
в ролях: Глория Свенсон, Уильям Холден, Эрих фон Штрогейм, Нэнси
Олсон, Джек Уэбб, Сесил Б. Де Милль
Трагическая история о забытой суперзвезде немого кино, выполненная в стилистике фильма-нуар. Фильм был восторженно встречен критиками и публикой. Три премии «Оскар» за сценарий, музыку и работу художника (11 номинаций). Считается одной из лучших работ Б. Уайлдера, которая периодически включается в «списки лучших фильмов всех времен».
Молодой сценарист Джо Гиллис безуспешно пытается найти свое место в Голливуде. Случайно он попадает в особняк на Бульваре Сансет, хозяйкой которого оказывается знаменитая в прошлом кинозвезда Норма Десмонд, не желающая признавать свое забвение. Она живет в иллюзорном мире, где по-прежнему остается великой актрисой и кумиром миллионов. В этом ей помогает верный камердинер Макс, бывший кинорежиссер и первый муж Нормы. Он сочиняет и доставляет актрисе многочисленные письма от мнимых поклонников. Гиллис остается жить в особняке на содержании Десмонд. Однако вскоре у него завязывается роман с молодой девушкой, работающей на киностудии, и он разрывает связь с Десмонд. Актриса убивает его. К моменту приезда полиции она окончательно сходит с ума.
Уайлдер стремился сблизить актеров с их персонажами. Поэтому участие в фильме звезд прошлого не ограничилось Глорией Свенсон. В ролях второго плана и эпизодах заняты великие режиссеры немого кино Эрих фон Штрогейм (первый муж Нормы, сохранившей к ней чувства и унизившийся до роли камердинера), Сесил Б. Де Милль (играющий самого себя) и легендарный комик Бастер Китон (гость на игре в бридж). Имя Нормы Десмонд является сочетанием имен звезды немого кино Мэйбл Норманд и режиссера Уильяма Десмонда Тэйлора, замешанных в начале 1920-х годов в скандале, связанным с убийством последнего.
«Вампиры» / Les vampires
1915, Франция, ”Societe Societe des Etablissements L. Gaumont”, 10 серий,
399 мин.
реж. Луи Фейад
сцен. Луи Фейад
опер. Манишу
в ролях: Мюзидора, Марсель Левеск, Рени Карл, Жак Фейдер, Эдуар Мате,
Эдмунд Бреон, Фернан Херрман, Стася Напьерковска
Киносериал из 10 частей продолжительностью от 13 и до 60 минут.
Повествует о тайном преступном сообществе, известном как «Вампиры». Оно совершает погромы, убийства, грабежи, похищения. О злодеях практически ничего неизвестно, за исключением того, что их главарь называет себя «Великим Вампиром» и что у него есть потрясающе красивый партнер, Ирма Веп. Загадочную воровку-обольстительницу, постоянно вращающуюся в светских кругах, а на самом деле являющуюся одним из опасных членов банды, играет Мюзидора. Ее героиня использует самые разные образы: светской львицы, певицы, телефонистки, горничной и т.д. Пытающийся разобраться в убийстве должностного лица журналист выходит на след «Вампиров». Он хочет избавить Париж от сил зла, с которыми не может справиться полиция.
«Ваш номер» («Номер, пожалуйста») / Number, Please?
1920, США, “Rolin Films”, 25 мин.
реж. Хэл Роуч, Фред Ньюмайер
сцен. Эйч Эм Уокер
опер. Уолтер Ландин
прод. Хэл Роуч
в ролях: Гарольд Ллойд, Милдред Дэвис, Рой Брукс, Сэмми Брукс, Уильям
Гиллеспи, Уоллса Хоу, Марк Джонс, Хэл Роуч, Эрнест Моррисон
Молодой человек, гуляя в парке и тщетно пытаясь забыть свою девушку, которая бросила его, замечает бывшую возлюбленную с новым ухажером. Когда у девушки продадает собака, на ее поиски отправляются оба кавалера. Затем появляется дядя девушки, приглашающий ее вместе с воздыхателем прокатиться на аэростате, но только в том случае, если она получит разрешение своей матери. В итоге девушка предлагает отправиться с ней тому, кто первый принесет из ее дома весть о согласии.
«Ведьма» / Haxan
1921, Швеция-Дания, “Aljosha Production Company” / “Svensk Filmindustri”, 104 мин.
реж. Бенджамин Кристенсен
сцен. Бенджамин Кристенсен
опер. Йохан Анкерштьерне
в ролях: Марен Педерсен, Клара Понтопиддан, Элит Пио, Бенджамин
Кристенсен (дьявол), Оскар Стриболт, Тора Тее
Основываясь на книге «Молот ведьм» (руководство, составленное в 1486 году для инквизиторов) режиссер показывает, как невежество, суеверие, психическое заболевание и непонимание происходящего с человеком в конечном итоге привело к истерии целого поколения и организации охоты на ведьм. Смешивая документальное и игровое повествование, режиссер добивается драматизации, сопоставимой с фильмами ужасов. Особенно впечатляют сцены пыток. Под таким давлением не только признаешься в колдовстве, но и в самых невероятных проступках, лишь бы только палачи не терзали больше измученную плоть. Чтобы создать максимально зловещую атмосферу, оператор работал только в темное время суток. Эта картина стала самой дорогостоящей скандинавской постановкой немого периода. На ее создание было израсходовано 2 миллиона шведских крон.
«Великая иллюзия» / La grande illusion
1937, Франция, “Realisation d'art cinématographique”, 94 мин.
реж. Жан Ренуар
сцен. Шарль Спаак, Жан Ренуар
опер. Кристиан Матра
прод. Альбер Пинкович, Франк Рольмер
в ролях: Жан Габен, Дита Парло, Пьер Френе, Эрих фон Штрогейм, Жюльен
Каретт, Гастон Модо, Вернер Флориан, Марсель Дальо
Фильм назван по книге британского экономиста Нормана Энджела, в которой он утверждает, что война бесполезна из-за общих экономических интересов всех европейских наций.
Первая мировая война. Самолет французских летчиков Марешаля (Габен) и Бельдю (Френе) сбит немецким асом капитаном фон Рауффенштайном (Штрогейм). Оба пилота остались живы, и попали в лагерь для военнопленных. Там же находятся несколько британских офицеров, с которыми новички объединяются для побега. После победы французов на Западном фронте Марешаля, Бельдю и других французских военнопленных переводят в другую тюрьму, комендантом которой назначен из-за тяжелого ранения их «старый знакомый», теперь уже бывший летчик фон Рауффенштайн. Комендант тепло встречает французов, замечая попутно, что побег из «его» тюрьмы практически невозможен. Но так это или нет, покажет время.
«Ветер» / The Wind
1928, США, “Metro-Goldwyn-Mayer”, 95 мин.
реж. Виктор Шестрем
сцен. Фрэнсис Мэрион
опер. Джон Арнольд
прод. Дэвид Гилл, Лиз Садерленд
в ролях: Лилиан Гиш, Ларс Хансон, Монтегю Лав, Дороти Камминг, Эдвард
Эрл, Уильям Орламонд
Экранизация одноименного романа Дороти Скарборо.
Летти (Гиш) переезжает с востока в Западный Техас. Ее попутчик, богатый скотовод и бонвиван, утверждает, что в этих краях постоянно дует ветер, который сводит всех с ума. Летти живет на ранчо у своего кузена Беверли (Эрл), но его жена Кора (Камминг) из ревности вынуждает гостью покинуть их дом. Оставшись без крыши над головой, Летти вынуждена выйти замуж за нелюбимого мужчину Лайджа (Хансон). В новом доме ее постоянно сопровождают ветер и песок, в конце концов сводящие героиню фильма с ума…
«Вдова пастора» / Prastankan
1920, Швеция, “Svensk Filmindustri”, 71 мин.
реж. Карл Теодор Дрейер
сцен. Карл Теодор Дрейер
опер. Георг Шнеефойт
в ролях: Хильдур Карлберг, Грета Олмрот, Эйнар Ред, Матильда Нильсен,
Олаф Окрус, Эмиль Хелсенгреен, Лоренц Тихольт, Курт Велин
Фильм снят по мотивам норвежской сказки Кристофера Янсона о молодом священнике Софрене, который женится на 76-летней старухе. Его цель – получить вакантное место пастора в приходе для чтения проповедей и совершения обрядов. Однако обстоятельства складываются совершенно неожиданным образом. В фильме звучит серьезная тема мужской и женской веры, хотя первоначально Дрейер намеревался создать юмористическое произведение.
Историю создания этой картины Дрейер описывает так: «Требовался небольшой сюжет для быстрой постановки. Тогда мне и попалась эта симпатичная норвежская сказка, которую я почти без изменений перенес на экран. Надо было также найти роль для старой, семидесятишестилетней женщины (Карлберг), которая умерла сразу же после съемок. Перед их началом, уже очень тяжело больная, она сказали мне: «Будьте спокойны, я не умру, пока не закончится работа над фильмом». Я ей поверил. И она сдержала свое слово».
«Возлюби ближнего своего» / Die Gezeichneten
1922, Германия, “Primus-Film GmbH”, 84 мин.
реж. Карл Теодор Дрейер
сцен. Карл Теодор Дрейер
опер. Фридрих Вайнман
в ролях: Адель Ройтер-Эйхберг, Владимир Гайдаров, Полина Пиковская,
Сильвия Торф, Гуго Деблин, Рышард Болеславски, Эми Вида
Экранизация романа «Заклейменные» («Обездоленные») Ааге Маделунг.
Четвертый по счету фильм режиссера. «Дрейер снял в Германии экранизацию огромного романа «Обездоленные», подвергнув литературный источник значительным сокращениям. В фильме были заняты русские артисты-эмигранты из Московского Художественного театра. Эта картина долгое время считалась утерянной) рассказывает о судьбе евреев в России во время революции 1905 года. Риччотто Канудо писал об этих «полиритмичных фресках шведского (?) режиссера»: «В них показаны великолепными и впечатляющими пластическими приемами злоключения евреев в бурлящей России. Построение сценария напоминает человеческий муравейник вожделений, трудов и забот, веселых и жестоких развлечений, расплывчатых и острых, как нож, переживаний, которые мы привыкли видеть у этого великого молодого народа. «Звучание» душ, неоднократно повторенное, глубокое и мощное, вместе с сотнями деталей составляет единый, обобщенный и правдивый образ, преследующий нас, как призрак». Хотя фильм был хорошо принят зрителями, Дрейер остался недоволен, считая, что этот опыт «еще раз доказал: не нужно заниматься экранизациями» (Жорж Садуль).
«Возница» / Korkarlen
1920, Швеция, “Svensk Filmindustri”, 93 мин.
реж. Виктор Шестрем
сцен. Виктор Шестрем по одноименному роману Сельмы Лагерлеф
опер. Юлиус Йенсон
прод. Карл Магнуссон
в ролях: Виктор Шестрем, Хильда Боргстрем, Туре Свенберг, Астрид Хольм,
Конкордия Селандер, Лиса Лундхольм
Канун нового года. Служительница «Армии спасения» сестра Эдит умирает и просит привести к ней некоего Давида Хольма, который проводит время на кладбище в компании пьяниц и бродяг. Давид рассказывает им услышанную где-то историю о «призрачной повозке», забирающей души умерших людей. Из года в год, из века в век этот мрачный экипаж разъезжает по земле, а его возница беспрепятственно проникает за закрытые двери и даже на дно морское, чтобы унести с собой душу, готовую покинуть мертвое тело. Но если лошадь и повозка всегда одни и те же, то возница меняется: им становится человек, умерший в канун нового года. Вскоре на кладбище появляется посланец, передающий Давиду просьбу Эдит. Но тот не спешит идти, чем навлекает на себя гнев подельников. Вспыхивает драка, в ходе которой Давида убивают. Часы на башне показывают двенадцать. На кладбище въезжает повозка, и Давид-призрак отделяется от тела, распростертого у могильной плиты. Возница снимает капюшон, и Давид видит, что это – тот самый рассказчик, от которого он слышал историю о «призрачной повозке». Этот человек больше всего боялся умереть в канун нового года.
«Генерал» / The General
1926, США, ”Buster Keaton Prods.” / ”Joseph M. Schenck Prods.”, 75 мин.
реж. Бастер Китон, Клайд Брукман
сцен. Клайд Брукман, Бастер Китон по роману «История великого железнодорожного приключения» Уильяма Питтенджера
опер. Берт Хэйнс, Деверо Дженнингс
прод. Джозеф М. Шенк, Бастер Китон
в ролях: Бастер Китон, Мэрион Мэк, Джо Китон, Гленн Кавендер, Джим
Фарли, Фредерик Врум, Чарльз Генри Смит, Фрэнк Барнс
В основу сценария положен подлинный эпизод Гражданской войны в США. У машиниста Джонни Грея две великие страсти: паровоз «Генерал» и очаровательная Аннабель. Когда Джонни не взяли в армию Конфедерации, девушка отвергла его, обозвав трусом. Однако ему предоставится шанс реабилитироваться в ее глазах, когда разведка противника похищает «Генерал» вместе с Аннабель. Джонни бросается в погоню и вместе со своим «напарником-паровозом» выигрывает целое сражение. Джонни воюет и с угонщиками поезда, и с непослушной пушкой, и с непредсказуемой силой судьбы. Настаивая на абсолютной точности даже в мельчайших деталях, Китон создал поразительно эпическую картину, с десятками костюмированных сцен, крупных планов и захватывающим падением настоящего паровоза с горящего моста в реку.
«Глупые жены» / Foolish Wives
1922, США, ”Universal Film Manufacturing Company”, 117 мин.
реж. Эрих фон Штройгейм
сцен. Эрих фон Штрогейм
опер. Уильям Дэниелс, Бен Рейнольдс
прод. Ирвинг Тальберг
в ролях: Эрих фон Штрогейм, Рудольф Кристианс, Эндрю Хьюз, Мод
Джордж, Мэй Буш, Дэйл Фуллер, Эл Эдмундсен, Чезаре Гравина
Главный герой – русский князь Владислав Карамзин, белоэмигрант. Действие происходит в Монте-Карло. Князь, пользуясь положением в обществе, сбывает фальшивые ассигнации и принимает подарки от случайных любовниц. Его привлекают драгоценности жены американского консула в Монако. Организовав поджог отеля, где жил американский консул, князь пытается похитить драгоценности. Однако его убивает сообщник – фальшивомонетчик и сбрасывает труп в яму для нечистот.
По ходу съемок фильма в Голливуде слагали легенды о безумной расточительности Штрогейма. В сцене «отель в Монте-Карло» он требовал детального воспроизведения мельчайших подробностей, хотя эта декорация показывалась одним планом и тут же уничтожалась пожаром.
В СССР этот фильм демонстрировался под названием «Отпрыск благородного рода».
«Горный Эйвинд и его жена» / Berg-Ejvind och hans hustru
1918, Швеция, ”Svenska Biografteatern AB”, 71 мин.
реж. Виктор Шестрем
сцен. Виктор Шестрем, Сэм Аск
опер. Юлиус Енцон (Йенсон)
прод. Карл Магнуссон
в ролях: Виктор Шестрем, Эдит Эрастофф, Джон Экман, Нильс Арен,
Дженни Черничин-Ларссон, Артур Ролен, Вильям Ларссон
Экранизация романа исландского писателя Йоханна Сигурйоунссона.
Действие происходит в далекой средневековой Исландии – таинственной затерянной во льдах Фуле. Блуждающий по лугам человек по имени Кари встречает пастуха, который отвел его к своей хозяйке, богатой фермерше Халле, властно управляющей огромным хозяйством и множеством батраков. Она нанимает Кари, влюбляется в него и назначает управляющим своего имения. При этом Халла отклоняет предложение пожилого бургомистра селения. Один из селян в церкви признает в Кари преступника Эйвинда, осужденного в прошлом. Чтобы избежать ареста, он убегает в горы, и Халла не оставляет его. Проходит несколько лет. Влюбленные живут в диком уголке вместе с маленьким сыном. Они превратились в «робинзонов» и счастливы вне законов и общества. Но пастухи их обнаружили. И отвергнутый жених снарядил целую экспедицию, чтобы поймать беглецов. Отряд нагрянул неожиданно для счастливой четы. Отец и мать убивают мальчика, чтобы он не попал живым в руки врагов, и сбрасывают его в поток с огромной высоты. Затем после схватки с бургомистром оба уходят еще дальше в горы. Прошло много лет. В горах царит полярная зима. Любовники состарились. Они нашли прибежище в уютной хижине и вновь переживают свои горести. Но час расплаты за грехи уже близится. В конце концов Кари и Халле решают покончить с собой: разражается ужасная снежная буря, и они ищут в ней смерти.
Фильм давно стал не просто классикой, а легендой экрана, одной из вершин, мирового кинематографа. Но, увы, только легендой, основанной на воспоминаниях и рассказах тех, кто успел увидеть эту ленту в начале 1920-х годов. В течение семи десятилетий этот шедевр дожидался своего второго рождения…
«Десять заповедей» / The Ten Commandments
1923, США, “Famous Players-Lasky Corp.”, 136 мин.
реж. Сесил Б. Де Милль
сцен. Джини Макферсон
опер. Берт Гленнон, Дж. Певерелл Марли, Арчи Стаут, Фред Вестерберг
прод. Сесил Б. Де Милль
в ролях: Теодор Робертс, Шарль де Рошфор, Эдит Чепман, Ричард Дикс, Род
Ла Рок, Леатрис Джой
Первый фильм Де Милля на религиозную тему, где он с успехом применил гриффитовскую модель масштабного кинополотна. Бюджет: 1,8 млн. долл. Первая часть картины посвящена истории о том, как Моисей привел евреев из Египта в Землю Обетованную. А во второй показывается, как в современной жизни (действие разворачивается в Сан-Франциско) проявляют себя 10 заповедей. Ремейк этой ленты, осуществленный Де Миллем в 1956 году, стал его последней работой в кино.
«Дождь» / Regen
1929, Нидерланды, “Capi-Holland”, 12 мин.
реж. Йорис Ивенс, Маннус Франкен
сцен. Йорис Ивенс, Маннус Франкен
опер. Йорис Ивенс
Поэтический импрессионистский документальный экспериментальный фильм. Открытием Вертова, Рутмана, Кавальканти и других больших мастеров стала поэтическая документалистика: к ее шедеврам принадлежит и «Дождь». В течение четырех месяцев Ивенс снимал Амстердам во время дождя: улицы, реку, каналы, крыши домов, прохожих, укрывающихся зонтами, трамваи, машины, окна домов, а затем сложил все эти кадры в гармоничный музыкально-поэтический ряд. Эстетика «Дождя» с его импрессионистской образностью близка к эстетике французского авангарда. «Дождь» рисует черно-белый портрет воды. Опасность грозит голландцу со всех сторон: сверху льется дождь, внизу бегут каналы, под ногами растут лужи. Вода капает с неба, чтобы соединиться с водой, которая течет по земле. Эта вечная вода – то радость, то угроза. Четверть Голландии лежит ниже уровня моря. «Нидерланды» - низкие земли. Ракурсы, тени, отражения этой стихии в фильме Ивенса – классика мирового киноавангарда.
«Доктор Джек» / Dr. Jack
1922, США, ”Hal Roach Studios”, 60 мин.
реж. Фред Ньюмейер, Сэм Тэйлор
сцен. Хэл Роуч, Сэм Тэйлор, Джин Хейвец
опер. Уолтер Ландин
прод. Хэл Роуч, Джеффри Вэнс
в ролях: Гарольд Ллойд, Милдред Дэвис, Джон Т. Принс, Эрик Мэйн,
Си Норман Хэммонд, Чарльз Стивенсон, Джеки Кондон
Деревенский доктор Джек Джексон вызван к Больной-маленькой-хорошей-девушке (Дэвис), которая уже обогатила доктора Солсбурга после нескольких лет безуспешного лечения. Старомодные методы доктора Джека сделали свое дело, и шарлатан отправлен восвояси.
«Дорога на Восток» / Way Down East
1920, США, “D.W. Griffith Productions”, 123 мин.
реж. Дэвид Уорк Гриффит
сцен. Уильям Брэди, Энтони Пол Келли, Джозеф Крисмер по одноименной пьесе, Лотти Блэр Паркер по пьесе «Энни Лори»
опер. Г.У.Битцер, Чарльз Даунс, Хендрик Сартов
прод. Дэвид Уорк Гриффит
в ролях: Лилиан Гиш, Ричард Бартелмесс, Лоуэлл Шерман, Кейт Брюс,
Мэри Хэй, Крайтон Хэйл, Эмили Фицрой, Портер Стронг
Анна (Гиш), девушка из бедной семьи, приехала к дальним родственникам, чтобы занять у них денег. Здесь она знакомится с богатым и самовлюбленным Ленноксом (Шерман). Решив овладеть девушкой, он использует трюк с поддельной свадьбой, убеждая Анну сохранить все в тайне... Это рассказ о любви, предательстве, терпимости и поиске выхода. События плавно развиваются (как всегда у Гриффита), подбираясь к взрывному финалу. И, действительно, финал, пожалуй, один из самых известных в немом кинематографе. Окончательную сцену в снежную бурю снимали на Лонг-Айленде в настоящий шторм, а съемки безжизненного тела Анны, плывущего на льдине по реке, совершенно удивительные. Артисты не использовали дублеров. Есть сцены, где волосы и руки Лиллиан находятся непосредственно в ледяной воде, а Бартелмесс несколько раз оказывался в зимней реке, когда совершал свои прыжки с льдины на льдину, пытаясь спасти Анну, пока льдина не упала в водопад. Гиш написала впоследствии, что ее волосы во время съемок были покрыты кусками льда. Это был дорогой проект ($ 700.000), сопоставимый даже с «Рождением нации». Кассовые сборы составили 4.500.000 – отличный результат по тем временам.
«Железная маска» / The Iron Mask
1929, США, “Elton Corporation”, 71 мин.
реж. Аллан Дуан
сцен. Аллан Дуан, Дуглас Фэрбенкс, Джек Каннингем
опер. Уоррен Линч, Генри Шарп
прод. Дуглас Фэрбенкс
в ролях: Дуглас Фэрбенкс, Бель Беннет, Маргерит Де Ла Мотт, Дороти
Ревьер, Вера Льюис, Рольф Седан, Уильям Бейкуэлл, Гордон Торп
Последний немой фильм с участием Дугласа Фэрбенкса. Создан по мотивам «Виконта де Бражелона», последнего романа о мушкетерах, который, в свою очередь, был основан на французской легенде «Человек в железной маске». Дворцовые интриги, рождение у королевской четы братьев близнецов, а спустя много лет узурпирование власти вторым близнецом и заключение под железную маску настоящего короля.
Немой фильм содержит новшество: две небольшие сценки комментируются голосом самого Фэрбэнкса с музыкальными вставками и звуковыми эффектами. В конце 1950-х годов весь закадровый текст прочитал Даглас Фэрбэнкс-младший.
«Женщина» / A Woman
1915, США, “The Essanay Film Manufacturing Company”, 20 мин.
реж. Чарльз С. Чаплин
сцен. Чарльз С. Чаплин
опер. Гарри Энсайн
прод. Джесс Роббинс
в ролях: Чарльз С. Чаплин, Эдна Первиэнс, Чарльз Айнсли, Марта Голден,
Марджи Райгер, Билли Армстронг
Мать, отец и дочь отправляются на прогулку в парк. Мать и дочь отдыхают на скамейке, пока отец играет в прятки со... слепой девочкой. Заскучавшие дамы приглашают к себе на ужин флиртовавшего с ними бродягу Чарли. Во время ужина домой возвращается отец со своим другом. Испугавшись, Чарли переодевается женщиной, в которую тут же влюбляется хозяин дома и его друг...
«Жизнь и страсти Иисуса Христа» / La vie et la passion de Jesus Christ
1902-1905, Франция, “Pathe Freres”, 44 мин.
реж. Фернан Зекка, Люсьен Нонге
в ролях: мадам Моро, мсье Моро
Первый полнометражный фильм о жизни Иисуса Христа, рассказывающий о жизни Спасителя от Благовещения до Воскресения. Снят как ряд коротких эпизодов, каждый из которых посвящен какой-либо сцене из жизни Мессии. Раскрашен вручную.
«Знак Зорро» / The Mark of Zorro
1920, США, “Douglas Fairbanks Pictures”, 107 мин.
реж. Фред Нибло
сцен. Юджин Миллер, Дуглас Фэрбенкс
опер. Уильям Мак-Ганн, Харрис Торп
прод. Дуглас Фэрбенкс
в ролях: Дуглас Фэрбенкс, Ноа Бири, Чарльз Хилл Мэйлс, Клэр Мак-Дауэлл,
Маргерит Де Ла Мотт, Роберт Мак-Ким, Сидни Де Грэй
Экранизация рассказа «Проклятие Капистрано» (1919) Джонстона Мак-Калли. Южная Калифорния, начало XIX века. Благородный кабальеро под маской разбойника Зорро ("Лис" по-испански) выступает против произвола и беззакония со стороны губернатора штата и его приспешников.
Разящая шпага Зорро жестоко карает угнетателей, восстанавливая справедливость и защищая попранное человеческое достоинство.
«Кабирия» / Cabiria
1914, Италия, “Itala Film”, 125 мин.
реж. Джованни Пастроне
сцен. Джованни Пастроне по одноименному роману Эмилио Сальгари
опер. Аугусто Баттальотти, Эугенио Бава, Сегундо де Шомон, Натале
Чиусано, Карло Францери, Джованни Томатис
прод. Джованни Пастроне
в ролях: Лидия Куаранта, Джина Марангони, Данте Теста, Умберто Моццато,
Бартоломео Пагано, Эмилио Варданнес
III век до н. э. Молодую Кабирию похищают пираты во время извержения Этны и продают в рабство в Карфаген. Ее собираются принести в жертву Молоху, но Кабирию спасает римский аристократ Фульвио и его слуга Масисте. В итоге ее отдают на попечение царицы Софинисбе. Далее следуют чудесное спасение Кабирии из огнедышащей пасти статуи-жертвенника, сражения Третьей Пунической войны, заговоры, пленения и побеги, героизм, предательство, смертельные опасности и, конечно, любовь. Этот фильм долгое время считался работой Габриэле Д’Аннунцио, чье имя было использовано в качестве «локомотива» для продвижения фильма.
«Кинооператор» / The Cameraman
1928, США, ”Metro-Goldwyn-Mayer”, 75 мин.
реж. Эдвард Седжвик, Бастер Китон
сцен. Клайд Брукман, Лью Липтон, Байрон Морган
опер. Реджи Лэннинг, Элджин Лесли
прод. Бастер Китон, Лоренс Вайнгартен
в ролях: Бастер Китон, Марселин Дэй, Гарольд Гудвин, Сидни Брэйси,
Гарри Гриббон
Бастер, уличный фотограф, зарабатывающий изготовлением фото на пепельницах и прочих металлических предметах, влюбляется в Салли, секретаршу из отдела кинохроники компании «М-Г-М». Чтобы произвести на нее впечатление, он покупает старенькую кинокамеру и пытается получить работу оператора. Его, конечно же, не берут, но Салли дает Бастеру совет снимать все подряд: вдруг какой-то материал приглянется боссу и у Бастера появится шанс. Однако новоявленный кинооператор еще ничего толком делать не умеет: то сюжет у него никудышный, то качество из рук вон плохое. Результаты его первых проб, показанных на экране, таковы: лошади скачут задом наперед, опрокидывая барьеры, которые сами собой встают на место; красавицы выпрыгивают из воды на трамплин; броненосец добирается до моря по нью-йоркским улицам, пугая людей, соперничающих в скорости с автобусами. Однако после множества злоключений Бастер все-таки превращается в профессионала. В 1928 году Китон совершил, по его словам, самую большую ошибку в своей жизни. Он позволил уговорить себя перейти на гигантскую киностудию «Метро-Голдвин-Майер», хотя его всячески отговаривали от этого шага и Гарольд Ллойд, и Чарли Чаплин. Многие поклонники до сих пор не могут простить MGM разрушение великой карьеры артиста. Лишь первый голливудский фильм «Кинооператор» можно назвать «настоящим Китоном».
«Крылья» / Wings
1927, США, ”Paramount Famous Lasky Corp.”, 139 мин.
реж. Уильям Уэлман
сцен. Джон Монк Сондерс
опер. Гарри Перри
прод. Люсьен Хаббард
в ролях: Клара Боу, Чарльз «Бадди» Роджерс, Ричард Арлен, Джобина
Рэлстон, Гэри Купер, Эл Брендел, Ричард Такер
Два молодых человека Джек (Роджерс) и Дэвид (Арлен) из одного небольшого городка влюблены в Сильвию (Рэлстон). Она отвечает взаимностью Дэвиду, а Джек не замечает влюбленную в него соседскую девушку Мэри (Боу). После вступления США в Первую Мировую войну юноши попадают в авиацию и становятся не только воздушными асами, но и друзьями. Стараясь быть ближе к Джеку, Мэри присоединилась к женскому механизированному корпусу. Однажды она встретила Джека, находившегося в увольнении, но в таком виде, что он не узнал ее. Между друзьями произошла размолвка, и они улетели в бой, не помирившись, что в итоге привело к трагической развязке.