III сессия «Мир подростков/детей».
I.
Проект «Планета Имени Меня» - это интерактивное обучение, включающее в себя игры, упражнения, обсуждения. В ходе игр дети получают новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом по-новому (сотрудничая). Создается атмосфера уважения, теплоты и доверия. После проведения игры детям предлагается проанализировать и обсудить полученный ими опыт. Всякий раз подчеркивается ценность выводов, сделанных самими детьми. Инструкторы заинтересованно и с пониманием относятся к ответам детей, побуждая их искренне рассказывать о своих переживаниях или проблемах. В результате дети сами приходят к продуктивным решениям, помогая друг другу при затруднениях, понимая, на что они могут влиять, а что изменить не могут.
Инструкторы поддерживают детей в формировании доступных им конкретных целей и в активном стремлении к их достижению; доходчиво объясняют, что допустимо проявление любых чувств, но не любое поведение. Ведущие побуждают детей искренне выражать свои чувства и при этом вести себя уважительно по отношению к другим. Радуясь их искренности и умению следовать принятым правилам, инструкторы помогают детям соединить воедино вчерашние и сегодняшние ценности. Детям необходимо научиться связывать между собой чувства и мораль, чтобы затем быть счастливыми в личной и профессиональной жизни.
Умение общаться, создавая хорошие отношения с другими людьми, становится все более важным. На занятиях-встечах мы следуем древней и мудрой традиции, приглашая детей сесть в круг друг с другом и поделиться переживаниями, почувствовав общность многих проблем и своеобразие каждого человека.
Особенно ценен такого рода опыт для «трудных» детей, поскольку благодаря этому они видят, что другие люди хотят понять их и интересуются их жизнью, это психосознательное обучение.
Инструктор помогает детям осознавать свои ценности и установить приоритеты, помогает им стать более терпимым, гибким и внимательным, испытывать меньше страхов, стрессов, чувствовать себя менее одинокими. Он учит их простым жизненным мудростям:
¾ Анализировать ситуацию, в которой оказался, и принять решение;
¾ Взаимоотношения людей – большая ценность, и важно уметь поддерживать их и развивать;
¾ Говорить людям открыто о том, что хочется, чувствуешь или думаешь спокойно и с уважением;
¾ Не обижать других людей и не давать им «потерять лицо»;
¾ Не «нападать» на людей, когда плохо.
Инструктор помогает детям найти смысл жизни. Он помогает им ценить правду. Он учит их простым жизненным принципам: избегай лжи и тайн; не трать больше, чем у тебя есть; научись отдыхать; доводи начатое до конца.
Помогая детям преодолевать трудности, мы всякий раз сотворяем чудо; это результат совместных усилий всей команды, произведение искусства, в создании которого все принимают участие, подобно музыкантам одного оркестра.
II.
Цели, которых мы достигаем, организуя интерактивные игры с детьми:
1) Ощутить единение с другими (принадлежность к группе)через признание их личных историй; они хотят показать, что они гордятся своей семьей, хотят, чтобы все обратили внимание на то, какие они, что они умеют, чему хотят научиться, какой видят свою группу.
2) Укрепить веру детей в то, что они сами управляют своей жизнью, что они способны наслаждаться своей жизнью со всеми ее трудностями, развивать внутреннюю силу и целеустремленность.
3) Показать, что значит уважение. Проявлять уважение напрямую, непосредственно, в связи с конкретным поведением детей. Подчеркивать ответственность детей за свое поведение. Ребенок чувствует, что его уважают, когда его спрашивают: «Чему тебя научил этот случай?» или «Что ты сейчас чувствуешь?» и внимательно выслушивают.
4) Уметь ясно мыслить, исследовать и анализировать реальность. Различать мышление и эмоции, истину и фантазии. Помочь им жить в реальности.
5) Научиться принимать решения самостоятельно и в группе. Замечать все имеющиеся у них возможности, выработать навык обсуждения и умения договариваться с пользой для всех. Видеть множество вариантов решений. Расширять границы восприятия.
6) Проявлять сочувствие, через интерес к тому, что чувствуют и думают другие люди, ставить себя на место другого. Понимать, что в жизни есть множество различных способов выражения любви. Поскольку все люди жаждут любви, умение видеть ее различные проявления — важная ее состовляющая искусства быть счастливыми.
7) Развивать личность ребенка через следование своим собственным внутренним целям и желаниям (творческое самовыражение).
8) Открытость и мужество выражать свое отношения к другим. Побуждение давать обратную связь одноклассникам, ровесникам и взрослым. Это обеспечивает открытое, искреннее и живое общение.
9) Справляться со своими страхами и стрессом через возможность говорить о неприятных вещах, внимательно выслушивая их при этом. Умение рационально распределять свое время, выполнять свои обязательства и расслабляться.
10) Жить без насилия. Уметь выражать свои чувства (злость, обиду) без агрессии и конфликта. Отказаться от разрешения проблем с помощью кулаков; управлять своим гневом и управлять накопившуюся агрессию в игривой форме.
11) Достичь баланса между стремлением к личной свободе и близким отношениям через умение сотрудничать, соблюдая интересы других и свои; для этого в предлагаемых интерактивных играх отсутствует элементсоревновательности (конкурентности).
12) Развивать чувство юмора. Большинство игр имеют цель посмеяться и повеселиться; в жизни и общении всегда есть место и время для юмора. Это создает уравновешенность и гармонию.
13) Развивать сильные стороны характера через необходимые для жизни социальные навыки и качества личности: умение сопереживать и брать на себя ответственность за свои поступки. Это умение держаться до конца («не сдаваться») и при самых сложных обстоятельствах не отказываться от своих устремлений. Важно показывать детям, что мы любим их и предъявляем высокие требования к их поведению (взрослые добрые» и «твердые» одновременно)
В результате проведения встреч/занятий у детей повышается самостоятельность и ответственность, правильная социализация, терпимость и уважение к себе и другим.
I сессия «Я».
ü Привычки и навыки;
ü Представление о себе («Что я о себе думаю?»);
ü Представления о жизни («Какова движущая сила моей жизни?», «О чем я чаще всего думаю?»);
ü Основа жизни — принципы.
II сессия «Дружба».
ü «Изнутри — наружу» («Начни с человека в зеркале»);
ü Личный эмоциональный банковский счет;
ü Творить небольшие добрые дела;
ü Быть снисходительным к самому себе;
ü Обновлять себя;
ü Проявлять свои таланты.
III сессия «Мир подростков/детей».
ü Проактивность или реактивность...выбор за тобой;
ü «Вирус жертвирус»;
ü Чем мы можем управлять;
ü Превратить неудачу в триумф;
ü Подняться над насилием;
ü Стать проводником перемен;
ü «Могу!»;
ü Нажми на «паузу»;
ü «Инструменты» силы в действии.
IV сессия «Команда».
ü Начинай, представляя конечную цель;
ü Перекресток жизни;
ü Личная миссия;
ü Великое открытие;
ü Твои предубеждения;
ü Цели в действии;
ü Превратить недостатки в достоинства;
ü Сделай свою жизнь выдающейся.
V сессия «Чувства».
ü Начинай с самого важного;
ü Зона комфорта и зона смелости;
ü Не позволяй страху решать за тебя;
ü Общий знаменатель успеха;
ü Создавай близость в отношениях через проявление чувств.
VI сессия «Семья».
ü Эмоциональный банковский счет;
ü Небольшие добрые дела;
ü Быть лояльным;
ü Слушай;
ü Проси прощения;
ü Действуй по принципу «Выиграл/выиграл» («шведский стол»).
VII сессия «Личная сила».
ü Сначала стремись понять, а потом быть понятым («у тебя два уха и один рот»);
ü истинное слушание;
ü Синергия;
ü Ценить различия;
ü Найти «высокий путь».