Философские основания формирования художественного пространства искусства второй половины XX века
Изучение пространства современного искусства второй половины XX века представляется интересным благодаря актуальности проблем, связанных с художественными тенденциями второй половины XX века. Проводимые с широким размахом по всему миру биеннале, фестивали, форумы, выставки современного искусства (Венецианская биеннале, Московская биеннале, Парижская биеннале, биеннале в Сан-Паулу, Международный форум художественных инициатив, Международные ярмарки - Арт-Манеж и Арт-Москва), выпускающиеся журналы и газеты, анализирующие современные художественные процессы (Художественный журнал, Новый мир искусства, WAM и другие), свидетельствуют о растущем интересе зрителей и исследователей к динамичным тенденциям и проблемам современного искусства. До сих пор остается неопределенным, что можно называть живописью и что можно называть произведением искусства в данной художественной ситуации, невозможно также определенно обозначить границы направлений и жанров в искусстве второй половины XX века.
Искусство второй половины XX века в исследовательской литературе часто называют искусством постмодернизма, неоавангардом, посткультурой, а философию искусства этого периода - неклассической эстетикой, изучение которой представляет возможным выявить основные пространственные характеристики данного феномена.
Теоретической основой философии второй половины XX века стали взгляды Ж. Ф. Лиотара, Ж. Деррида, М. Фуко, Ж. Делеза, Ф. Гваттари, Р. Барта, Ю. Кристевой, Ж. Бодрийяра, У. Эко, Л. Фидлера, Ч. Дженкса, Ф. Джеймисона, Г.М. Маклюэна. Основной работой Жана Франсуа Лиотара, представляющей его концепции, является работа «Ситуация постмодерна». В центре размышлений Ж.Ф. Лиотара об искусстве находится проблематика «нерепрезентативной эстетики». Событие ускользает от репрезентации — не поддается однозначному схватыванию в понятиях и образах, оставаясь принципиально неопределенным. Никакое изображение не изображает событие, изображение лишь отсылает к неизобразимому, указывает на непредставимое. Эти воззрения Лиотара касаются не только искусства, но и распространяются им на любое высказывание. Современному искусству надлежит не поставлять реальность, согласно его концепции, а изобретать намеки на то мыслимое, которое не может быть представлено.
Возвышенное определяет Лиотар как форму чувственности, характеризующую современность. Современное искусство сознательно отвергает многие правила и ограничения, выработанные предшествующей культурной традицией, предлагает иное отношение человека к окружающему миру, демонстрирует особое видение. По убеждению Лиотара, художник или писатель находится в ситуации философа, поскольку он создает творение, не управляемое никакими предустановленными правилами. Эти правила создаются вместе с творением, и таким образом каждое произведение становится событием. Эта тяга к возвышенному, определяемая Лиотаром как главная черта современного искусства, представление непредставимого, и осознание невозможности этого представления побуждают его к изобретению каких-то новых правил игры: живописной, литературной или любой другой.
Вместе с категорией «возвышенное», рассматриваемой Лиотаром в качестве эстетической доминанты современного искусства, смысл искусства он видит также в способности свидетельствовать о существовании неопределенности. Воззрения Лиотара о неопределенности в искусстве говорят о моделировании искусством ситуации, подобной современным представлениям о мире.
Лиотар отмечает плюрализм, как существенную черту современного искусства (и не только искусства, а культуры в целом). И если некоторые теоретики разнообразие стилей, форм, методов современного искусства сводят к эклектике, то Лиотар пишет о плюрализме и настаивает на равноправии дискурсов. Лиотар убежден, что искусство в современном мире должно занять весьма категорическую позицию, оно не должно приспосабливаться.
Лиотар считает, что нет и не может быть универсального языка, как нет и не может быть универсальной рациональности - есть лишь различные языковые игры. Существует множество различных языков, гетерогенных языковых игр, полное тождество которых невозможно ввиду различия их целей («денотативные», означивающие игры) и стратегий («прескриптивные», действующие языковые игры).
Цель современного искусства - разрушение границ внешнего и внутреннего в искусстве, свидетельствующее о высвобождении либидо. Важно не изображение, но производство, не значение, но энергия. Особое внимание Лиотара привлекает неоавангардистская живопись. Художники-неоавангардисты импонируют Лиотару тем, что стремятся разрушить гармонию. В противопоставлении беспорядка гармонии Лиотар видит свидетельство того, что живописец стремится заменить недосягаемую природу, непостижимую действительность преображенными объектами своего желания. К этому выводу сводится смысл «прикладного психоанализа» живописи - созданного Лиотаром метода искусствознания82.
Для искусства постмодернизма определяющими стали идеи деконструкции контекста, сформулированные Жаком Деррида работах «Письмо и различие» и «О грамматологии». Исходя из неизбежной разницы контекстов чтения и письма, он заключает, что любой элемент художественного языка может быть свободно перенесен в другой исторический, социальный, политический, культурный, эстетический контекст, либо процитирован вообще вне всякого контекста. Открытость не только текста, но и контекста, вписанного в бесконечное множество других, более широких контекстов, стирает разницу между текстом и контекстом, языком и метаязыком.
Исчезновение незыблемого, стабильного, постоянного ядра традиционной эстетики побуждает трактовать постмодернистское искусство как след, пепел художественных ценностей прошлого.
Искусство для Деррида - своеобразный исход из мира, но не в инобытие утопии, а вовнутрь, в глубину, в чистое отсутствие. Однако это не означает, что искусство и прекрасное в эстетике постмодернизма растворяются, размываются. Происходит их сдвиг смещение от традиционных интерпретаций.