Лекция 7. Искусство Передней Азии (Ахеменидский Иран).

К периоду «железного века» (XIII-Xвв. до н.э.) относятся произведения серой керамики. Это так называемые «чайники» – тонкостенные горшки с длинными выступающими носами; большие бокаловидные сосуды с маленькими ручками; «триподы» – неглубокие чаши на трех высоких ножках. Большенство керамических изделий имеет серый и темно-серый цвет.

Период с X по VIIв. до н.э. называют «золотыми веками муристанских бронз». Часто встречаются псами – металлические детали конских удил. Статуэтка «Зрвана» - полиморфное божество, сочетающее в себе черты юноши и старца. К этому периоду относятся пакторали. Пактораль – нагрудное украшение, тонкая металлическая пластина с закругленными углами, повторяющая форму тела (золотая пактораль из Завие VIIв. до н.э.).

Искусство Ирана отличается особым разнообразием изображаемых «добрых» и «злых» существ. Это и крылатый бык-шеду, и крылатое чудовище с телом быка и головой орла или грифа, крылатый баран, крылатый лев с птичьим хвостом, «гений» с лицом и руками человека и бычьими ногами и т.д.

Наиболее древним комплексом в Нуш-и-Джан является храм огня – ромбовидный в плане, возможно, обнесенный по периметрукруглой стеной, с треугольным святилищем внутри. Святилище украшено слепыми окнами и нишами.

В древнем Иране получило распространение религиозное течение зароастризм по имени пророка Заратуштры. Основные положения учения нашли отражение в Авесте. Согласно зароастризму, мир создан из самосоздающего и самоуничтожающего Космического огня.

Первый парадный комплекс дворцов и культовых построек возник при КиреII и Дарии в местности Пасаргада. Гробница КираII – каменная целла с двухскатной кровлей на высоком постаменте из шести ступеней. Ахеменидские лдворцы строились по раз установленному стандарту и в Пасаргадах, и в Персеполе, и в Сузах.

Гумбад (перс. Купол, свод) – в архитектуре Ирана название мавзолея в форме башни, увенчанной небольшим шатром или полусферическим куполом.

Чартак (или чо хартаг (перс.) –четыре арки) – зароастрийский храм огня в форме кубической постройки с аркой в центре каждой стороны и куполом наверху, строились в местах выхода природного газа. Позднее в Средней Азии – название здания с куполом на четырех арках. Отсюда – русское слово чердак.

Самый выдающийся памятник Ахеменидского Ирана – Персеполь – начал создаваться около 520г. до н.э. В его строительстве ежегодно участвовало не менее 3000 человек. Комплекс возведен на искусственной платформе высотой 12м. Вход в комплекс – «Ворота всех стран» - украшали огромные (более 10м) человекобыки. Основной строительный материал – кирпич-сырец и камень. Каменные детали выполнены из светлого песчаника, имеются вставки из бронзы. Они раскрашивались в яркие, несущие символический смысл, цвета. Известно, что некоторые рельефы снимали и переносили в другое место согласно ретуальным действиям. Рельефы Персеполя – медленное, ритмичное, торжественное шествие солдат, вельмож, чиновников, жрецов, подвластных народов. Здесь есть строжайшая канонизация, доходящая до монотонности, стремление к симметрии, зеркальному отображению одних и тех же сцен. Каждый дворец и рельеф имеет определенное, связанное с ритуалом, место. Порталы дворцов Персеполя и главные сцены на лестницах венчало изображение солнечного диска с крыльями – символа, широко распространенного в Египте, но, вероятно, истолкованного как символ иранского бога Митры.

В период Ахеменидов строятся колоссальные скальные гробницы. Самый большой комплекс расположен в Накш-и-Рустам в нескольких километрах от Персеполя. Здесь находятся гробницы Дария, Ксеркса, Артаксеркса II, Дария II. Все они едины по плану – на недоступной высоте, в скале высечены квадратные камеры, в которых когда-то стояли саркофаги. Над входной дверью располагалась скульптурная композиция.

Ахеминидское царство рухнуло под натиском войск Александра Македонского

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Тема 1. Вводная

1. Понятие «искусство». Функции искусства.

2. Художественное произведение.

3. Понятие и структура художественного образа.

4. Виды и жанры искусства.

Литература

1. Всеобщая история искусств: в 6 т. / редколл. Б.В. Вейнмарн [и др.]. - М.: Искусство, 1956 - 1966. – 6 т.

2. Власов, В.Г. Стили в искусстве. Словарь: в 3 т. / В.Г. Власов. – СПб.: Кольна, 1995 – 1997. – 3 т.

3. Гомбрих, Э. История искусства / Э. Гомбрих. - М.: Искусство, 1998. – 578 с.

4. Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств. От первобытного общества до искусства XX века / Н.А. Дмитриева. – М.: Аст-Пресс; Галларт, 2004. – 623 с.

5. История искусства зарубежных стран: в 3 т. / под ред. Ц.Г. Нессельштраус. – М.: Изобразительное искусство, 1980-1982. – 3 т.

6. Ильина, Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство: учеб. / Т.В. Ильина. – 3-е изд. – М.: Высшая школа, 2000. – 368 с.

7. Ильина, Т.В. История искусства. Отечественное искусство: учеб. / Т.В. Ильина. – 3-е изд. - М.: Высшая школа, 2000. – 407 с.

8. Популярная художественная энциклопедия. Архитектура, живопись, скульптура, декоративное искусство: в 2 т. / редколл. В.М. Полевой (глав. ред.) [и др.]. – М.: Советская энциклопедия, 1986. – 2 т.

9. Янсон, Х.В. Основы истории искусств / Х.В. Янсон, Э.Ф. Янсон. – СПб.: Азбука-классика, 2002. – 544 с.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое искусство? Дайте определение.

2. Что является предметом искусства?

3. Какие функции выполняет искусство в системе духовной культуры человека?

4. Какие виды искусства вам известны?

5. В чем заключаются сложности позиционирования дизайна в системе искусства?

6. Дайте определение понятию «стиль» в искусстве.

7. Перечислите основные стили и направления в искусстве.

8. Что способствует появлению новых видов искусства?

9. Чем обусловлено появления модернизма?

10. Назовите способы взаимодействия видов искусства между собой.

Тема 2. Искусство первобытного общества.

1. Периодизация искусства первобытного общества.

2.Особенности первобытного искусства.

3. Искусство палеолита.

4. Настенная живопись и ее эволюция

Литература

1. Всеобщая история искусств: в 6 т. / редколл. Б.В. Вейнмарн [и др.]. - М.: Искусство, 1956 - 1966. – Т 1.

2. Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств. От первобытного общества до искусства XX века / Н.А. Дмитриева. – М.: Аст-Пресс; Галларт, 2004. – 623 с.

3. Виппер, Б.Р. Введение в историческое изучение искусства / Б.Р. Виппер. - М.: Изобразительное искусство, 1985. – 283 с.

4. Дэвлет, Е.Г. Альтамира: у истоков искусства / Е.Г. Дэвлет. – М.: Алетейа, 2004. – 280 с.

5. Куценков, П.А. Начало. Очерки истории и теории первобытного и традиционного искусства / П.А. Куценков. М.: Алетейа, 2001. – 264 с.

6. Мириманов, В.Б. Первобытное и традиционное искусство / В. Мириманов. – М.: Согласие, 1973. – 328 с.

7. Окладников, А.П. Утро искусства / А.П. Окладников. – Л.: Искусство, 1967. – 136 с.

8. Столяр, А.Д. Происхождение изобразительного искусства / А.Д. Столяр. - М.: Искусство,1985. – 298 с.

Вопросы для самоконтроля

1. В какой период начинается художественная деятельность человека?

2. В чем проявляется синкретизм первобытного искусства?

3. Каковы хронологические рамки первобытного искусства?

4. Какие виды искусства начинают оформляться в эпоху первобытного общества?

5. Какого типа изображения характерны для палеолита?

6. Перечислите основные способы нанесения изображения.

7. Назовите основные сюжеты палеолитического искусства.

8. Где и когда были обнаружены пещеры с изображениями животных?

9. Что такое Ласко 1 и Ласко 2?

10. Назовите время появления изображений животного? Человека? «Сюжетной» композиции?

Тема 3. Искусство первобытного общества(мезолит, неолит)

1. Искусство мезолита

2.Искусство неолита

3. Мегалитические сооружения

Литература

1 Всеобщая история искусств: в 6 т. / редколл. Б.В. Вейнмарн [и др.]. - М.: Искусство, 1956 - 1966. – Т 1.

2 Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств. От первобытного общества до искусства XX века / Н.А. Дмитриева. – М.: Аст-Пресс; Галларт, 2004. – 623 с.

3 Виппер, Б.Р. Введение в историческое изучение искусства / Б.Р. Виппер. - М.: Изобразительное искусство, 1985. – 283 с.

4. Дэвлет, Е.Г. Альтамира: у истоков искусства / Е.Г. Дэвлет. – М.: Алетейа, 2004. – 280 с.

5 Куценков, П.А. Начало. Очерки истории и теории первобытного и традиционного искусства / П.А. Куценков. М.: Алетейа, 2001. – 264 с.

6 Мириманов, В.Б. Первобытное и традиционное искусство / В. Мириманов. – М.: Согласие, 1973. – 328 с.

7 Помигуева Е.А. Учебно-методический комплекс по дисциплине

«История искусства». – Таганрог: Изд-во Технологического института ЮФУ, 2007. – 56 с.

8 Окладников, А.П. Утро искусства / А.П. Окладников. – Л.: Искусство, 1967. – 136 с.

9 Столяр, А.Д. Происхождение изобразительного искусства / А.Д. Столяр. - М.: Искусство,1985. – 298 с.

Наши рекомендации