Постмодернизм в архитектуре
Кроме функционального соответствия и максимального упрощения основных форм архитектурные сооружения современности включают в себя выдумку, фантазию, театральное игровое начало, сложные образные ассоциации. Например, постройка Чарльза Мура - Пьяцца д'Италиа в Новом Орлеане, месте, избранном итальянской общиной города для проведения своих фестивалей. Желание заказчиков - создать материальное воплощение ностальгии - архитектор выполнил в форме гротеска, создав коллаж из классических европейских архитектурных мотивов, который располагается вокруг громадной каменной карты Италии. Австрийский архитектор Ханс Холляйн в интерьерах Бюро путешествий в Вене попытался средствами архитектуры передать ощущения, образы, мечты и иллюзии, возникающие у человека, отправляющегося в далекие страны. Там, где архитектор-модернист сделал бы стеклянные стены и увешал их рекламными плакатами, Холляйн ставит стальные пальмы, среди которых стоит руина классической колонны. Над авиакассой летают орлы. Пространство здесь похоже на сцену, а посетитель, двигаясь по ней, включается в общий спектакль, начиная играть какую-то роль.
Главной заслугой постмодернизма является то, что язык архитектурных форм стал несравненно богаче, выразительнее стали объемы и композиции, понятие красоты и образности было реабилитировано даже в отношении строго функциональных построек. Архитекторы постмодернизма, проявляя уважение к историческому и национальному наследию, создали немало замечательных проектов реконструкции исторических частей городов, ассимилируя современные постройки в историческую ткань города без ущерба для сторон. Но главное, что они вернули архитектуру в лоно искусства.
К арт-практикам постмодернизма относятся:
· Акции.
Первые акции проводились дадаистами и сюрреалистами еще в 1910-1925 гг. и носили эпатажный, деструктивный характер. Акции носят иррациональный, парадоксально-абсурдный характер и обращены к внесознательным уровням психики реципиента. Большое влияние на создателей акционизма оказывает их увлеченность восточными и первобытными культами, шаманскими обрядами, практиками медитации, употребление психотропных веществ и т.д.
Например, акция художника Джексона Полока (1912-1956) заключалась в спонтанном процессе разливания или разбрызгивания красок по холсту. Рукой мастера управляли глубинные подсознательные импульсы. Среди его работ - «Лавановый туман», «Глаза в жару», «Зачарованный лес», «Серость океана». Когда Полока все чаще стали снимать журналисты во время работы, он уходил в запой, хотя брызгал свои картины исключительно трезвым. Акции художника прервал суицид. Мистик и художник Агнесс Мартин рисует просто линии карандашом и называется это «Океан» - идея вечно неизменной природы. Ее работа «Без названия. № 4» (1989 г.) представляет собой серые полосы.
· Хэппенинги.
Хэппенинги – (англ. To happer – «случаться, происходить») – акции, как бы непреднамеренно совершающиеся в местах обычного пребывания публики (площади, парки, скверы, автостоянки). Хэппенинг – представление (вроде карнавала, маскарада, сакрального ритуала), заранее спланированное и подчиненное либретто и режиссерскому замыслу; в остальном участники импровизируют действие. Основная задача – выведение искусства в жизнь, слияние с жизнью, внедрение в сознание обычного человека мысли о том, что любой фрагмент его обыденной жизни может быть поднят до уровня искусства или сакрального действа.
Первые хэппенинги появились в США: их основатели - композитор Д. Кейдж и один из создателей поп-арта Р. Раушенберг .
· Перформансы.
Перформансы – (англ. Performance – «исполнение») – акции, совершающиеся или в специальных помещениях, или на открытом воздухе на специальных площадках по заранее разработанному сценарию. Перформанс развился на основе театра абсурда, хэппенинга, конкретной музыки, поп-арта на путях их специфического свободного объединения. Принципиальная абсурдность, невозможность рассудочного прочтения этих акции способствуют созданию вокруг них ареола некой первозданной, «чистой» сакральности, которая способствует контакту их участников и зрителей с иными реальностями.
Представители: Й.Бойс, И.Захаров-Росс и др.
· Энвайронмент.
Энвайронмент– (англ. environment – «окружение, среда») - неутилитарная арт-среда, представляющая собой полностью организованное художником целостное неутилитарное арт-пространство. Первоначально арт-пространства создавались для хэппенингов и перформансов, а затем как самостоятельные арт-проекты путем особой системы инсталлирования предметных или аудио-визуальных (фото-, видео-, слайдо-, кино- и т.п.) объектов. В результате создается особая визуально и энергетически активная многомерная пространственная среда, в которой на реципиента воздействуют соматические энергии (визуальные, аудио, оптические), излучаемые комплексом предметов, образовавших энвайронмент. Как правило, это бывшие в употреблении вещи обихода человека, части машин и механизмов, обломки сооружений техногенной цивилизации. Сами энвайроменты обычно организуются в цехах закрытых заводов и фабрик, складских помещениях.
Представители: К.Ольденбург, Ж.Сигал, А.Капроу, Христо, Р.Хорн, Й. Бойс, Я. Кунеллис и др.