Работа над анализом стихотворения.
-Ребята, на партах лежит распечатка переложения М.В. Ломоносовым оды Горация. С этим произведением мы знакомились на предыдущих уроках. Сравним взгляды на роль поэта и поэзии в стихотворении М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина.
-Какая тема объединяет эти два стихотворения? (Роль творчества, тема назначения поэта и поэзии)
-Какие черты биографии поэтов нашли отражение в стихотворениях?
Перевод Ломоносова: «Что мне беззнатный род препятством не был…»
-Объясните значение этих слов. (В этих полных достоинства словах — явный ответ многочисленным недругам Ломоносова и из среды дворянской знати, и из числа его литературных противников, которые неоднократно попрекали его крестьянским происхождением и в лицо которым он бросал: «Кто породою хвалится, тот чужим хвастает»).
( Ломоносов добавил в перевод этот факт из своей жизни).
Державин: « Как из безвестности я тем известен стал…», «Что первый я дерзнул в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить», « И истину царям с улыбкой говорить».
- Какой биографический факт объединяет двух поэтов?( Из безвестности стали известными…) Державин, начавший свой путь безвестным солдатом, долго и трудно выбивающийся в "большие люди" и всем успехам на жизненном пути обязанный лишь самому себе).
1 строфа. – С чем сравнивается памятник в переводе Ломоносова?
(« превыше пирамид, крепче меди»)
- А с чем сравнивается памятник в стихотворении Державина?
(“металлов выше он и тверже пирамид”).
-Почему именно с ними? ( Крепость, вечность)
Памятник – это творение, оставляемое потомкам, поэтому сравнение с пирамидами, металлом подразумевает переносный смысл.
-Какую мысль помогает утвердить данные сравнения?
(Все это помогает утвердить мысль о важности творчества, о бессмертии художественных произведений).
А какие эпитеты использует Державин, говоря о памятнике?
( «чудесный, вечный»)
- Попробуйте найти разницу в интонации строк Державина и Ломоносова?
Л: (торжественная)
Д: (мягкая, душевная).
Слайд 4:1)ИСКРЕННОСТЬ, ДУШЕВНОСТЬ, «СЕРДЕЧНАЯ ПРОСТОТА СТИХОТВОРЕНИЙ»
Слово учителя: Поэты убеждены, что сила поэзии могущественнее законов природы и времени.
-В каких строках об этом сказано?
М.В. Ломоносов:
Что бурный Аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Г.Р. Державин:
(«Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полёт его не сокрушит»). Прокомментируйте мысль Державина.
(Его памятник не подвластен вихрям, громам, времени).
2 строфа .
- В чём видел Гораций ( в переводе Ломоносова) залог своего бессмертия?
( « Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом»)
( Залог бессмертия видел в мощи Рима)
-А в чём видит Державин прочность славы?
( « И слава возрастёт моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить»)
-Как вы понимаете эти слова?
(Прочность славы видит в уважении к Отечеству, считает себя национальным русским поэтом)
Слайд. Уважение к Отечеству, к соотечественникам.
Слайд .-Обратите внимание, как Державин прекрасно обыгрывает общность корня в словах «слава» и « славяне» (на слайде « И слава возрастёт моя…»
Слово учителя: - Поэт понимает, что Россия - огромное многонациональное государство .
Слайд .Говоря о её бескрайних просторах, он , по словам литературоведа Д.Д.Благого, « с гордостью рисует картину своей посмертной славы среди многочисленных населяющих Россию народов»
Строфа.
- Какие места нашей необъятной родины упоминает поэт в стихотворении?
Слайд. Полюбуемся просторами нашей России.
- А какова география в стихотворении Ломоносова? (« Шумит струями Авфид,
Где Давнус царствовал в простом наряде…»)
- Где находится река Авфид? ( В Древнем Риме, на родине Горация)
Так мы оказываемся не в Древнем Риме, а в той стране, где известен стал Державин - в России.
Строфа.
-Что ставят поэты себе в заслугу?
Гораций в переводе Ломоносова: «Чтоб внесть в Италию стихи эольски
И первому звенеть Алцейской лирой». (Хорошо (искусно )писал стихи, как его любимый древнегреческий поэт Алкей. Бытует мнение, что оды Горация-перевод песен Алкея )
Державин: « Что первый я дерзнул в забавном русском слоге…»
Почему поэтом выбран глагол «дерзнул»?
Слайд(1.Дерзать-осмеливаться на что-нибудь. 2.Смело стремиться к чему-нибудь благородному, высокому, новому)
-На что осмелился поэт? (« о добродетелях Фелицы возгласить»)
-Что требовал жанр оды? ( Говорить о величии монархов, прославлять их дела, создавать некий «парадный образ». Державин говорит о добродетелях Фелицы-Екатерины 2!
- Вспомните оду « Фелица». О каких добродетелях идёт речь? (Отдаёт должное её энергии, деловитости, умению прощать слабости, простоте, справедливости).
-« И истину царям с улыбкой говорить»
Державин видит свою заслугу в том, что сохранял человеческое достоинство, искренность. Он один из немногих, кто позволял себе прямо критиковать те или иные поступки царицы, вельмож.
Слайд. Поэтому Державин смотрит на поэта как на служителя и на поборника истины.
Слайд -Почему с улыбкой? ( Шутка-главная стилистическая особенность новой поэзии Д.) Слова Д: « Будучи поэт по вдохновению, я должен был говорить правду; политик или царедворец по услужению моему при дворе, я принуждён был закрывать истину иносказанием и намёками»
Державин видит свою заслугу и в том, что сделал русский слог « забавным». - Подберите синонимы к этому слову. (Весёлым, простым, острым)
Слайд. Создание « забавного русского слога», т.е. нового языкового стиля, который позволил раздвинуть рамки тогдашней поэзии, насытив её разговорной речью.)
Последняя строфа. К кому обращены последние строфы стихотворений?
( К Музе)
Слайд. Какое значение имеет это слово? ( Из дом. задания)
- Муза - Богиня - покровительница искусств и наук