Эпоха Николая II и русский модерн
Агитационный фарфор
Фарфор, с его белоснежной поверхностью, монументальностью архитектуры, пластичностью скульптуры и красочностью живописи, который до этого времени был воплощением рафинированного искусства, доступного узкому кругу лиц, стал первым, самым ярким и образным глашатаем идей революции. Одновременно, он явился благодатным материалом для воплощения нового направления в искусстве - супрематизма.
В годы царствования последнего российского императора Николая II (1894 - 1917) , благодаря техническим новшествам предыдущего периода, завод достигает образцового состояния в техническом и технологическом отношениях.
Богатство художественной технологии является гордостью завода, а в дальнейшем, в годы первой мировой войны, служит рождения целых отраслей химического и электротехнического фарфора. В числе крупных заказов были два, сделанные императрицей Александрой Федоровной, под патронатом которой находился завод после его провала на Всемирной парижской выставке в 1900 году. Это сервизы Александринский и Царскосельский. По заказу Николая II завод изготовил серию "военных тарелок" с изображением войск в мундирах времени Александра III и скульптурную серию "Народы России" по моделям П. Каменского. Серия продлевала во времени начинание Екатерины II и служила идее утверждения русской государственности. Отличительная черта фигур - их этнографическая достоверность.
С середины 1900-х годов устанавливаются связи завода с художниками объединения "Мир искусства" К. Сомовым, Е. Лансере, С. Чехониным, способствовавшие утверждению неоклассики.
Цепь русских революций начала ХХ века надолго развела жизнь России на два исторических периода. И если предыдущие 150 лет Императорский фарфоровый завод шел в направлении развития европейских королевских и национальных мануфактур, то революция 1917 года в Петрограде коренным образом изменила ситуацию.
Кроме достижений в области художественного фарфора, на заводе успешно развивалось производство химического и технического фарфора, впервые здесь было получено оптическое стекло. И поэтому не случайно в 1925 году, в связи с 200 - летием Российской Академии наук, заводу было присвоено имя гениального русского ученого М. В. Ломоносова.
В 30 -е годы, с началом культурного строительства в СССР, на Ленинградском фарфоровом заводе открывается первая в стране художественная лаборатория. Под руководством ученика К. Малевича, Н. Суетина творческий коллектив предприятия создает новый стиль советского фарфора, созвучный "социалистическому быту".Талантливый художник и руководитель, Суетин органично воплотил супрематические идеи с мирискуксническим декоративизмом и реалистическим отображением мира природы. Индивидуальные особенности творчества А .Воробьевского, И. Ризнича, М. Моха, Т. Безпаловой, Л.Протопоповой, Л. Блак, А. Яцкевич ,С. Яковлевой и других, на многие годы определили облик ленинградского фарфора с его чистотой и мягкостью форм, выявленной белизной материала, конкретностью образов в росписи и сочностью красок.
Установки социалистического реализма на решение идеологических задач и официальный стиль государственных заказов 1930 - 1950 годов в фарфоре на ЛФЗ не получили одиозного характера. Спасли вековой опыт изготовления парадных ваз, картинной и портретной живописи, великолепное профессиональное мастерство.
В шестидесятые годы, годы "хрущевской оттепели", искусство вновь обратилось к девизам 20 - годов: "Искусство - в быт" и "Искусство - в производство". После помпезности и чрезмерного украшательства сталинского периода, вернулся интерес к белому фарфору, к работе над формой и конструктивному лаконизму геометрических объемов. В эти годы особенно активно работают на заводе такие художники и скульпторы как Э. Криммер и А. Лепорская, В. Семенов и С. Яковлева, формируется творчество самобытного и большого мастера В. Городецкого. Активно заявляют о себе выпускники 50 - х годов ЛВХПУ им. В. И. Мухиной - С. Богданова, К. Косенкова, Н. Павлова, Н. Семенова, В. Жбанов, П. Веселов и др. В число ведущих мастеров декоративно-прикладного искусства страны выдвигаются Н. Славина и И. Олевская, которые расширили представление о фарфоре созданием многопредметных грандиозных композиций.
Поэтапная реконструкция старейшего в стране предприятия, внедрение новой техники и технологии производства фарфора, позволили значительно увеличить и разнообразить ассортимент выпускаемой продукции. Впервые в России на ЛФЗ создали технологию и осуществили промышленный выпуск изделий из тонкостенного костяного фарфора - повышенной белизны, тонкости и просвечиваемости. За эту разработку группа специалистов завода была удостоена Государственной премии СССР в области науки и техники. А художники получили возможность расширить свой творческий диапазон в создании новых форм и росписей из этого удивительного материала.
В 70-е годы завод активно участвует в отечественных и международных художественно - промышленных выставках. Творческий коллектив сохраняет свое лидерство в создании замечательных произведений. Эталоном искусства и высокого качества называет продукцию завода этих лет известный советский искусствовед Н. Воронов. В 1980 году "в знак особого признания вклада в развитие производства и международное сотрудничество" завод имени М. В. Ломоносова награждается престижной международной премией "Золотой Меркурий".
Бережное использование наследия прошлого, непрерывность развития и постоянное обновление традиций художественного творчества и сегодня являются неотъемлемой чертой петербургской школы искусства фарфора. Это можно увидеть в работах Т. Афанасьевой и Г. Шуляк, Н. Петровой и О. Матвеевой, М. Сорокина и С. Соколова и др., каждый из них нашел свой творческий почерк в искусстве фарфора, что позволяет создавать продукцию с маркой "ЛФЗ" живописно разнообразную и эмоционально образную. А заводу - сохранять свою отличительную особенность, продолжая оставаться заводом искусства фарфора.
По мнению авторитетного историка русской художественной культуры Л. В. Андреевой, чьи исследования по фарфору использованы в данном материале, русский фарфор последних десятилетий со свойственным ему романтизмом, обращенным к национальной культуре во всей ее полноте - одно из живых и творческих явлений европейской художественной культуры второй половины ХХ века. А Ломоносовский фарфор - одна из самых ярких и привлекательных страниц этого явления.
ГЛАВА 8. ЛФЗ СЕГОДНЯ
В канун 300 – летия Санкт – Петербурга история Ломоносовского фарфорового завода вызывает повышенный интерес. Это один из немногих сохранившихся заводов, которому удалось пережить катаклизмы революций и войн, целые исторические эпохи, и при этом на протяжении почти трех веков постоянно создавать «фарфоровую летопись» Северной Пальмиры.
На протяжении десятилетий повышенным спросом пользуется фирменный сервиз завода «Кобальтовая сетка», удостоенный золотой медали на Всемирной выставке в Брюсселе.
В настоящее время завод выпускает более 500 наименований изделий, включая чайные, кофейные и столовые сервизы, отдельные предметы посудного назначения, сувенирно-подарочные изделия, жанровую и анималистическую скульптуру, вазы, декоративные блюда, тарелки и т.д., из твердого, мягкого и костяного фарфора, декорированные надглазурной и подглазурной росписью ручным, механизированным и комбинированным способами с использованием в декоре красок и редких драгоценных металлов.
Фарфор с маркой "ЛФЗ" выпускают по образцам известных художников России А. Воробьевского, и И. Ризнича, С. Яковлевой и Н. Славиной, П. Веселова и В. Жбанова, Н. Павловой и А. Семеновой, С. Богдановой и И. Олевской, Н. Петровой, Т Афанасьевой, Г. Шуляк, О. Матвеевой и др. Завод изготавливает также реплики XVIII - XIX вв. из музейной коллекции, фирменную посуду с логотипом и монограммой заказчика.
Изделия с маркой "ЛФЗ" можно встретить в коллекциях крупнейших музеев России: Эрмитаже, Русском музее Санкт-Петербурга, Государственном историческом музее в Москве. В музее Виктории и Альберта в Лондоне, в Метрополитан музее в Нью-Йорке и других музеях по всему миру. В банкетных залах Кремля и в резиденции Патриарха Русской Православной Церкви, их вручают как правительственные подарки главам зарубежных государств и как призы на соревнованиях и фестивалях.
Продукция ЛФЗ экспортируется в десятки стран мира, включая Германию, США, Англию, Швецию, Норвегию, Канаду и др. За многолетнее плодотворное сотрудничество в области коммерческих и культурных связей Ломоносовский фарфоровый завод удостоен Международной премии "Золотой Меркурий".
В перспективе планируется завершение строительства нового литейно-формовочного цеха, установка в нем оборудования для новых технологий, что позволит значительно улучшить качество продукции, разнообразить ассортимент, увеличить долю экспорта. Намечено увеличение доли выпуска уникальных высокохудожественных изделий, включая реплики из коллекции императорского фарфора. Планируется создание и выпуск серии новых произведений, посвященных 300-летию Санкт-Петербурга.
Заключение
На долю фарфора за всю его мировую историю выпало столько славы, сколько ее не пришлось испытать ни одному керамическому материалу. Этот прекрасный материал был и до сих пор остается высшим и непревзойденным произведением керамического производства. Он послужил основой для создания подлинных произведений искусства, развиваясь под воздействием многочисленных стилевых направлений.
Эпоха ампира, по мнению исследователей, является одной из самых блистательных как во французском, так и в российском фарфоровом искус-стве. Величественность форм и благородство пропорций, изысканность, гар-мония, монументальность и мощь имперского стиля "ампир" по сей день притягивают к себе миллионы ценителей искусства . Космополитичный по своей сути и содержанию, начав свое шествие из Франции в наполеоновскую эпоху, ампир за более чем 30 лет своей "власти" практически в каждой стра-не Европы приобрел свои определенные отличительные черты. Однако без-условен тот факт, что нашим отечественным мастерам в начале XIX века, ко-гда производство русского фарфора достигло небывалых высот, благодаря культурной политике Александра I и собственному мастерству, удалось соз-дать свой собственный, неповторимый "русский ампир". Его национальные черты, его взаимосвязь с французским ампиром и характерные отличия по сей день являются неисчерпаемым источником изучения для многочислен-ных исследователей и источником для многочисленных реплик и подража-ний того времени. Вышесказанное определяет актуальность выбранной темы курсовой работы: "Влияние французского ампира на развитие декора русско-го фарфора эпохи Александра I".
Императорский фарфоровый завод - одно из старейших в Европе, первое и одно из крупнейших в России предприятий по производству художественных фарфоровых изделий.
В своей работе я попыталась отразить как можно больше информации о таком художественном промысле, как фарфор. Ознакомившись с работой, Вы узнали о технике производства фарфора, о различных видах фарфора, о его истории.
Список литературы
1. Агбаш В.Л., Елизарова В.Ф. "Товароведение непродовольственных товаров". - М., "Экономика", 1989г. - 500с
2. Кошаев.В.Б. "Декоративно-прикладное искусство". - М. Просвещение 2010г. - 288с
3. Коваленко З.И., "Агитационный фарфор". - М. Просвещение, 1990 г. - 300с
4. Фёдорова. З.С., Мусина.Р.Р "История художественной керамики". - МГХПУ им С.Г. Строганова, 2010г. - 376с.
5. Новарро.П.М., "История Фарфора". - Ниола 21 век, 2005г. -144с
6. http://lfz.cybtrade.ru Официальный сайт Ломоносовского фарфорового завода
7. http://www.faience.ru Официальный сайт Конаковского фаянсового завода