Изложение учебного материала
Оборудование урока
а) Для учителя. Три натурные постановки. Наглядные пособия в виде таблиц-рисунков, показывающих последовательность построения изображения. Доска, мел.
б) Для учащихся. Альбом, карандаши, резинка
Оформление классной доски
С правой стороны – таблицы методической последовательности работы над рисунком. С левой, в верхней части, - примеры композиционного размещения изображения на листе бумаги. На нижней части этой половины доски учитель будет делать необходимые графические пояснения.
План урока
- Организационная часть- 2-3мин.
- Сообщение новых знаний -10-12 мин.
- Практическая работа учащихся – 27-30 мин.
- Сообщение задания на дом –3-5 мин.
Ход урока
1. Установить должную дисциплину в классе. Отметить отсутствующих. Сообщить цели и задачи нового задания.
Изложение учебного материала.
Прежде всего обратить внимание учащихся на характер и особенности конструктивного строения формы вазы. Тут же объяснить значение сломи «амфора»: сосуд яйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками, широко распространенный в античном мире и в Киевской Руси X-XII вв.
Помочь учащимся в анализе формы путем наводящих вопросов.
Форма нашей вазы заключает в себе ряд простейших форм, которые конструктивно связаны между собой. Какую форму напоминает горлышко вазы? Определите форму основного объема вазы. Не похож ли он на яйцо? Из каких простейших форм состоит ножка вазы?
Затем объяснить методическую последовательность работы над рисунком по таблицам (рис. 1,2,3,4). Первая таблица показывает, как правильно разместить, скомпоновать рисунок и как начинать построение. Здесь ученикам можно задать вопросы: как надо положить лист бумаги – по вертикали или по горизонтали? Почему надо положить его по вертикали, а не по горизонтали?
На следующей таблице намечены общий характер формы и основные пропорции – отношение высоты к ширине. Чтобы изображение вазы не получилось кривое, пользуемся вспомогательными линиями. Вначале проводится осевая вертикальная линия, которая помогает правильно изобразить правую и левую стороны вазы. Напомнить, что такое осевая линия в рисунке и как пользоваться ею при построении изображения. Чтобы горлышко и ножка вазы правильно располагались по вертикали, необходимо провести еще две вспомогательные прямые линии – от горлышка вазы вниз к ножке.
Затем намечаем конструктивную основу формы вазы и проверяем правильность построения изображения. Надо определить, где проходит линия горизонта, и уточнить перспективное изображение горизонтальных плоскостей. Плоскость донышка у ножки вазы будет более округлая, чем у основания тулова, а окружность у основания горлышка вазы будет видна как прямая линия.
Начало построения изображения надо вести, легко касаясь карандашом бумаги. Все вспомогательные линии в дальнейшем должны быть стерты.
Когда рисунок вазы будет построен, надо наметить границы светотени и проложить легкой штриховкой тень на вазе и за ней.
Учащиеся приступают к работе.
- Самостоятельная работа учащихся.
Пока ученики рисуют, надо обойти класс и сделать необходимые замечания по отдельным работам. Если будут типичные ошибки у большинства учеников, надо прервать урок и сделать дополнительные пояснения. Заострить внимание на правилах построения окружности в перспективе, пояснить рисунком.
- Подведение итогов.
Выбрать хорошую и плохую работы, объяснить детям, что верно и что ошибочно в каждом из рисунков. Свои пояснения проиллюстрировать рисунком на классной доске.
- Завершение урока и задание на дом.
В конце урока сообщить учащимся, что эту работу мы продолжим на следующем уроке. Чтобы им было легче справиться с заданием, предложить дома выполнить тональный рисунок предмета домашнего обихода, аналогичною по форме (фарфоровый чайник, ваза для цветов, яйцо, мячик для пинг-понга). Давая задание на дом, показать на классной доске, как надо вести работу, напомнить, как средствами тона выявлять объем формы. После урока учащиеся приводят класс в порядок.
Список использованной литературы
- Методика обучения рисованию в восьмилетней школе. / Под ред. А.П.Фомичева. М., 1963.
- Е.Е.Рожкова, Л.Л.Макоед. Изобразительное искусство. VI класс. М., 1969.
- А. А. Дейнека. Учитесь рисовать. М., 1961.
- П.П.Чистяков. Письма. Записные книжки. Воспоминания. М., 1953.
- Г.В.Беда. Основы изобразительной грамоты. М., 1969.
Рисунок 1,2,3,4
МЕТОДИКА УРОКА
Методика урока состоится в зависимости от задач и тематики, заявленных в программе, и основывается на разработке тематических положений, как:
Триединство задач
Каждый урок включает в себя воспитательные, образовательные и творческие задачи.
Опорные понятия
Включают то, на чем строится понимание нового материала. Все, что дети наблюдали, читали, слышали от учителя, от родителей, узнали друг от друга, увидели по телевизору.
Основные понятия
Это понятия, которые формируются на данном уроке многообразными формами и методами. Основные понятия учитель не даёт в готовом виде, а подводит детей к ним исподволь, включая их в активную беседу, работая с иллюстративным материалом. Включение в структуру урока музыки и литературного материала дают детям возможность более образно, на эмоциональном уровне воспринимать основные понятия.
Планирование времени на уроке
Распределение времени на уроке зависит от его целей и содержания. Сколько времени отвести на беседы и на практическую работу решает сам учитель. Если урок – беседа, то время урока распределяется следующим образом:
Изложение нового материала – 25-30 мин.
Самостоятельная работа учащихся – 10-15 мин.
Если урок носит практическую направленность, то на беседу отводится 10-15 мин., а на практическую деятельность 25-30 мин.