Требования к предметным результатам освоения содержания образования в 4 классе

1. Овладевать языком изобразительного искусства:

-иметь представление о монументально-декоративном искусстве и его видах;

-понимать и уметь объяснять, что такое монументальная живопись (роспись, фреска, мозаика, витраж), монументальная скульптура (памятники,садово-парковая скульптура),икона, дизайн, художник-дизайнер,фотография,градации светотени, рефлекс, падающая тень, конструкция, композиционный центр,контраст, линейная перспектива, линия горизонта, точка схода, воздушная перспектива, пропорции, идеальное соотношение целого и частей,пропорциональная фигура, модуль;

-рассказывать о живописных произведениях с использованием уже изученных понятий.

2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:

-чувствовать и уметь описать, в чём состоит образный характер различных произведений;

-уметь рассказывать о том, какие изобразительные средства используются в различных картинах и как они влияют на настроение, переданное в картине.

3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Развитие умений:

-рисовать цветными карандашами с переходами цвета и передачей формы предметов;

-рисовать простым карандашом, передавать объём предметов с помощью градаций светотени;

-разрабатывать и выполнять композицию на заданную тему;

-работать в смешанной технике (совмещение различных приёмов работы акварельными красками с гуашью и цветными карандашами).

4. Углублять и расширять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:

-живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей;

-графика (иллюстрация);

-народные промыслы (филимоновские и дымковские игрушки, изделия мастеров Хохломы и Гжели).

Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Эрмитаж).

6. Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики:

-композиция, рисунок, цвет для живописи;

-композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики.

Порядок выполнения коллективной работы

1. Перед началом работы учитель обсуждает с учащимися общий план работы, размеры, цветовое решение и способ изготовления композиции. Принимается решение, какую часть работы будет выполнять каждый ученик.

2. Ребёнок самостоятельно рисует и вырезает одну из деталей общей композиции.

3. Учитель заранее подготавливает фон, чтобы не тратить на это время урока.

4. На уроке ученики раскладывают детали на листе и под руководством учителя ищут удачную композицию. Когда композиция найдена, все её фрагменты приклеиваются к листу.

5. Готовая работа обсуждается (вспоминаем первоначальный замысел проекта и решаем, удалось ли его реализовать).

VI. Структурированное содержание учебного предмета.

Й класс (33 ч)

Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные темы каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией). Воспитание зрительской культуры,умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу мастера»). Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства). Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства. Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа (рубрика «Наши проекты», подготовка театральных постановок).

Й класс (34 ч)

Получение представления о видах изобразительной деятельности: архитектуреи её задачах (польза, прочность, красота), скульптуреи её видах (круглая скульптура, рельеф), живописи, графике.Выполнение работы цветными карандашами. Продолжение изучения свойств тёплых и холодных цветов и их взаимодействия.Продолжение изучения техники аппликации .

Понятие о силуэте. Тёплые и холодные цвета.Изучение их некоторых свойств. Музей и картинной галерея.Изучение истории Третьяковской галереи. Понятие об иллюстрации к литературному произведению. Понятие о композиции иллюстрациии эскизамк ней. Получение представления об авторском рисункеи технике гравюры (печатная форма, отпечаток, оттиск, фактура). Понятие о светотени. Передача объёмакуба с помощью штриховки. Расширение понятий об источнике света, форме, светотени (свет, тень, полутень, падающая тень).Продолжение изучения жанра натюрморта. Значение натурных зарисовок. Продолжение изучения орнамента.Понятие о растительном орнаменте (элемент, группа элементов орнамента, ритм, композиция.Народные промыслы России. Городецкая роспись.

Углубление понятия о пейзаже. Понятие о колорите. Тёплый, холодныйи тональныйколорит.Получение представления об искусстве Древнего Египта.

Й класс (34 ч)

Изучение жанров живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, анималистический жанр, бытовой жанр, батальный жанр, исторический жанр).Что такое натюрморт. Что такое пейзаж. Что такое портрет. Виды портретов: парадныеи камерные, групповые, парныеи индивидуальные. Углубление знаний о цвете. Понятие о цветовой гаммеживописного произведения. Цветовой круг.Понятие о декоративном панно. Получение представления о соразмерности, соотношении целого и его частей, идеальном соотношении частей человеческого лица, мимике.Народные промыслы: изучение хохломской росписи.

Продолжение изучения орнамента. Плетёные орнаменты: звериный стиль. Изучение особенностей стиля мастераиллюстрации И. Билибина. Древнерусская книга. Иметь представление о том, что такое буквица, лицевая рукопись. Получение представления о работе различных театральных художников (декорации и костюмы). Изучение истории Русского музея и некоторых картин, представленных в нём.

Й класс (34 ч)

Изучение некоторых видов монументально-декоративного искусства.Рождение монументальной живописи. Что такое фреска. Особенности этой техники. Что такое мозаика и витраж. Русская икона. Монументальная скульптура.Новые виды изобразительного искусства: дизайни фотография. Изучение осенних пейзажей И. Левитана. Углубление понятий о светотени как о способе передачи объёма и формы предмета на плоскости. Понятие о рефлексе, падающих тенях и конструкциипредмета. Зарисовки животных. Изучение техник отмывкии гризайли. Изучение основных законов композиции на примере «Натюрморта с тыквой» А. Куприна. Народные промыслы. Изучение особенностей нижегородской резьбы по дереву. Что такое линейная перспектива. Значение точки сходаи положения линии горизонта. Получение представления о воздушной перспективе. Изучение пропорцийчеловеческой фигуры. Понятие о модуле. Изучение истории Эрмитажа и некоторых представленных в этом музее шедеврах живописи разных стран.

VII. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся

Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся

Класс

№ урока Тема урока   Кол-во часов Содержание урока Программное и учебно-методическое обеспечение (материалы, пособие) Домашнее задание Требования к уровне подготовки в соответствии и РК ГОС
Предметно-информационная составляющая (знать, понимать) Деятельностно-коммуникативная составляющая
Жанры живописи. Натюрморт. Пейзаж.   Рассказывать на языке искусства, что такое жанры живописи и какие они бывают. Картины разных жанров, иллюстрации Написать зимний пейзаж по воображению. Знать о жанрах живописи, барбизонской школе, импрессионизме, и ее особенностях Уметь отличать жанры живописи
Жанры живописи. Натюрморт. Пейзаж.   Рассказывать на языке искусства, что такое жанры живописи и какие они бывают. Картины разных жанров, иллюстрации Написать зимний пейзаж по воображению. Знать о жанрах живописи, барбизонской школе, импрессионизме, и ее особенностях Уметь отличать жанры живописи
Портрет. Вид жанров.   Иметь представление особенности жанров в живописи. Картины разных жанров, иллюстрации Нарисовать с натуры любое животное в движении Знать различие между жанрами живописи Уметь рисовать портрет, учитывая пропорции лица
Портрет. Вид жанров.   Особенности жанров в живописи. Картины разных жанров, иллюстрации Свободная тема Знать различие между жанрами живописи Уметь рисовать портрет, учитывая пропорции лица
Цветовой круг. Штриховка, тон.   Иметь представление о цветовой гамме живописного произведения . Репродукция, иллюстрация Свободная тема .Знать, что такое цветовой круг Уметь пользоваться цветовым кругом: находить с его помощью дополнительные и родственные цвета
Цветовой круг. Штриховка, тон.   Иметь представление о цветовой гамме живописного произведения Репродукция, иллюстрация Выполнить задание на на стр. 2–3 рабочей тетради Знать, что такое цветовой круг Уметь пользоваться цветовым кругом: находить с его помощью дополнительные и родственные цвета
Цветовой круг. Штриховка, тон.   Иметь представление о цветовой гамме живописного произведения . Репродукция, иллюстрация Работа цветными карандашами. Тренируем наблюдательность. Знать, что такое цветовой круг Уметь пользоваться цветовым кругом: находить с его помощью дополнительные и родственные цвета
Декоративное панно.   Иметь представление о декоративном панно. Образцы работ, схемы, показ работ на проекторе Придумать работу из природных материалов Знать что такое декоративное панно Уметь составлять композицию
Декоративное панно.   Иметь представление о декоративном панно. Образцы работ, схемы, показ работ на проекторе Придумать работу из природных материалов Знать что такое декоративное панно Уметь составлять композицию
Декоративное панно.   Иметь представление о декоративном панно. Образцы работ, схемы, показ работ на проекторе завершить Знать что такое декоративное панно Уметь составлять композицию
Тон, форма, светотень.   Представление о тоне, форме, светотени Плакаты с образцами Натюрморт из геометрических тел Знать, как распределяется светотень на различных поверхностях Уметь рисовать в тоне, показать объем, свет
Тон, форма, светотень.   Представление о тоне, форме, светотени Плакаты с образцами Натюрморт из геометрических тел Знать, как распределяется светотень на различных поверхностях Уметь рисовать в тоне, показать объем, свет
Тон, форма, светотень.   Представление о тоне, форме, светотени Плакаты с образцами Тренироваться над штриховкой Знать, как распределяется светотень на различных поверхностях Уметь рисовать в тоне, показать объем, свет
Люди и их лица. Приметы возраста.   Основные пропорции лица Плакаты с схемами Выполнить задания на стр. 24–25 Знать основные правила пропорции лица Уметь рисовать лицо в разных возрастах
Люди и их лица. Приметы возраста.   Основные пропорции лица Плакаты с схемами Выполнить задание «Семейный портрет» на стр. 28–29 Знать основные правила пропорции лица Уметь рисовать лицо в разных возрастах
Люди и их лица. Приметы возраста.   Основные пропорции лица Плакаты с схемами   Знать основные правила пропорции лица Уметь рисовать лицо в разных возрастах
Народные промыслы. Хохлома.   История хохломской росписи, отличие Иллюстрации Расписать тарелку или шкатулку Знать историю и особенности хохломской росписи и уметь отличать её от других народных промыслов Уметь расписывать тарелки, шкатулку
Народные промыслы. Хохлома.   История хохломской росписи, отличие Иллюстрация Расписать тарелку или шкатулку Знать историю и особенности хохломской росписи и уметь отличать её от других народных промыслов Уметь расписывать тарелки, шкатулку
Плетёные орнаменты. Звериный стиль.   Иметь представление о плетёных орнаментах и орнаментах звериного стиля Образцы иллюстраций, наглядные пособия Придумать свой орнамент Знать, какие изображения являются элементами таких орнаментов Уметь рисовать орнаменты, используя элементы
Волшебство акварели.   Свойство акварели, техника работы Образцы иллюстраций, наглядные пособия Совмещение нескольких техник в работе акварель, техника отпечатка Знать о свойствах акварели, техники выполнения Уметь работать акварелью, совмещая различные техники и даже материалы.
Мастер иллюстрации И. Билибин.   Иметь представление о творчестве И. Билибина Образцы иллюстраций, наглядные пособия Выполнить задание на стр. 44–45 в рабочей тетради) Знать, в чём состоят особенности билибинского стиля Уметь визуально определять стиль работы
Мастер иллюстрации И. Билибин.     Иметь представление о творчестве И. Билибина Образцы иллюстраций, наглядные пособия Нарисовать рисунок на тему «Как я хочу првести лето» в билиб.-м стиле Знать, в чём состоят особенности билибинского стиля Уметь визуально определять стиль работы
Мастер иллюстрации И. Билибин.   Иметь представление о творчестве И. Билибина Образцы иллюстраций, наглядные пособия Нарисовать рисунок на тему «Как я хочу провести лето» в билиб.-м стиле Знать, в чём состоят особенности билибинского стиля Уметь визуально определять стиль работы
Древнерусская книга.   Рассказ об изготовлении книг в Древней Руси Проект с наглядностями Коллект-ый проект «Кириллица». Знать историю изготовления книг Уметь формлять книгу
Древнерусская книга.   Рассказ об изготовлении книг в Древней Руси Проект с наглядностями Коллект-ый проект «Кириллица». Знать историю изготовления книг Уметь оформлять книгу
Художник и театр.   Иметь представление о работе художника в театре Рабочая тетрадь, наглядности Создать куклы для школьного театра Знать о деятельности художника в театре Уметь составлять план работы и согласованно действовать в коллективе
Художник и театр.   Иметь представление о работе художника в театре Рабочая тетрадь, наглядности Создать куклы для школьного театра Знать о деятельности художника в театре Уметь составлять план работы и согласованно действовать в коллективе
Художник и театр.   Иметь представление о работе художника в театре Рабочая тетрадь, наглядности Создать куклы для школьного театра Знать о деятельности художника в театре Уметь составлять план работы и согласованно действовать в коллективе
Художник и театр.   Иметь представление о работе художника в театре Рабочая тетрадь, наглядности Создать куклы для школьного театра Знать о деятельности художника в театре Уметь составлять план работы и согласованно действовать в коллективе
Русский музей.   История основания Русского музея Видеоролик о музее Рассказать о музее нашего города Знать историю основания Русского музея в Петербурге. Уметь рассказывать о картинах Русского музея
Проекты   Создать работу своими руками Подручные материалы Придумать свой подарок Знать что такое проект, составление композиции Уметь работать над своим проектом, разрабатывать идею
Проекты   Создать работу своими руками Подручные материалы Придумать свой подарок Знать что такое проект, составление композиции Уметь работать над своим проектом, разрабатывать идею
Аппликация. Лоскутный коврик.   Музеи народно-декоративного искусства.. Наглядные работы, схемы Задание: Изобразить композиционную схему на тему сказки Знать что такое аппликация и технологию работы Уметь составлять композицию
Искусствоведческая викторина   Выставка лучших работ   Не задано    
  Итого          

Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся

Класс

Наши рекомендации