Требования к предметным результатам освоения содержания образования в 4 классе
1. Овладевать языком изобразительного искусства:
-иметь представление о монументально-декоративном искусстве и его видах;
-понимать и уметь объяснять, что такое монументальная живопись (роспись, фреска, мозаика, витраж), монументальная скульптура (памятники,садово-парковая скульптура),икона, дизайн, художник-дизайнер,фотография,градации светотени, рефлекс, падающая тень, конструкция, композиционный центр,контраст, линейная перспектива, линия горизонта, точка схода, воздушная перспектива, пропорции, идеальное соотношение целого и частей,пропорциональная фигура, модуль;
-рассказывать о живописных произведениях с использованием уже изученных понятий.
2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
-чувствовать и уметь описать, в чём состоит образный характер различных произведений;
-уметь рассказывать о том, какие изобразительные средства используются в различных картинах и как они влияют на настроение, переданное в картине.
3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Развитие умений:
-рисовать цветными карандашами с переходами цвета и передачей формы предметов;
-рисовать простым карандашом, передавать объём предметов с помощью градаций светотени;
-разрабатывать и выполнять композицию на заданную тему;
-работать в смешанной технике (совмещение различных приёмов работы акварельными красками с гуашью и цветными карандашами).
4. Углублять и расширять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
-живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей;
-графика (иллюстрация);
-народные промыслы (филимоновские и дымковские игрушки, изделия мастеров Хохломы и Гжели).
Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Эрмитаж).
6. Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики:
-композиция, рисунок, цвет для живописи;
-композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики.
Порядок выполнения коллективной работы
1. Перед началом работы учитель обсуждает с учащимися общий план работы, размеры, цветовое решение и способ изготовления композиции. Принимается решение, какую часть работы будет выполнять каждый ученик.
2. Ребёнок самостоятельно рисует и вырезает одну из деталей общей композиции.
3. Учитель заранее подготавливает фон, чтобы не тратить на это время урока.
4. На уроке ученики раскладывают детали на листе и под руководством учителя ищут удачную композицию. Когда композиция найдена, все её фрагменты приклеиваются к листу.
5. Готовая работа обсуждается (вспоминаем первоначальный замысел проекта и решаем, удалось ли его реализовать).
VI. Структурированное содержание учебного предмета.
Й класс (33 ч)
Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные темы каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией). Воспитание зрительской культуры,умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу мастера»). Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства). Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства. Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа (рубрика «Наши проекты», подготовка театральных постановок).
Й класс (34 ч)
Получение представления о видах изобразительной деятельности: архитектуреи её задачах (польза, прочность, красота), скульптуреи её видах (круглая скульптура, рельеф), живописи, графике.Выполнение работы цветными карандашами. Продолжение изучения свойств тёплых и холодных цветов и их взаимодействия.Продолжение изучения техники аппликации .
Понятие о силуэте. Тёплые и холодные цвета.Изучение их некоторых свойств. Музей и картинной галерея.Изучение истории Третьяковской галереи. Понятие об иллюстрации к литературному произведению. Понятие о композиции иллюстрациии эскизамк ней. Получение представления об авторском рисункеи технике гравюры (печатная форма, отпечаток, оттиск, фактура). Понятие о светотени. Передача объёмакуба с помощью штриховки. Расширение понятий об источнике света, форме, светотени (свет, тень, полутень, падающая тень).Продолжение изучения жанра натюрморта. Значение натурных зарисовок. Продолжение изучения орнамента.Понятие о растительном орнаменте (элемент, группа элементов орнамента, ритм, композиция.Народные промыслы России. Городецкая роспись.
Углубление понятия о пейзаже. Понятие о колорите. Тёплый, холодныйи тональныйколорит.Получение представления об искусстве Древнего Египта.
Й класс (34 ч)
Изучение жанров живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, анималистический жанр, бытовой жанр, батальный жанр, исторический жанр).Что такое натюрморт. Что такое пейзаж. Что такое портрет. Виды портретов: парадныеи камерные, групповые, парныеи индивидуальные. Углубление знаний о цвете. Понятие о цветовой гаммеживописного произведения. Цветовой круг.Понятие о декоративном панно. Получение представления о соразмерности, соотношении целого и его частей, идеальном соотношении частей человеческого лица, мимике.Народные промыслы: изучение хохломской росписи.
Продолжение изучения орнамента. Плетёные орнаменты: звериный стиль. Изучение особенностей стиля мастераиллюстрации И. Билибина. Древнерусская книга. Иметь представление о том, что такое буквица, лицевая рукопись. Получение представления о работе различных театральных художников (декорации и костюмы). Изучение истории Русского музея и некоторых картин, представленных в нём.
Й класс (34 ч)
Изучение некоторых видов монументально-декоративного искусства.Рождение монументальной живописи. Что такое фреска. Особенности этой техники. Что такое мозаика и витраж. Русская икона. Монументальная скульптура.Новые виды изобразительного искусства: дизайни фотография. Изучение осенних пейзажей И. Левитана. Углубление понятий о светотени как о способе передачи объёма и формы предмета на плоскости. Понятие о рефлексе, падающих тенях и конструкциипредмета. Зарисовки животных. Изучение техник отмывкии гризайли. Изучение основных законов композиции на примере «Натюрморта с тыквой» А. Куприна. Народные промыслы. Изучение особенностей нижегородской резьбы по дереву. Что такое линейная перспектива. Значение точки сходаи положения линии горизонта. Получение представления о воздушной перспективе. Изучение пропорцийчеловеческой фигуры. Понятие о модуле. Изучение истории Эрмитажа и некоторых представленных в этом музее шедеврах живописи разных стран.
VII. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
Класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Содержание урока | Программное и учебно-методическое обеспечение (материалы, пособие) | Домашнее задание | Требования к уровне подготовки в соответствии и РК ГОС | ||
Предметно-информационная составляющая (знать, понимать) | Деятельностно-коммуникативная составляющая | |||||||
Жанры живописи. Натюрморт. Пейзаж. | Рассказывать на языке искусства, что такое жанры живописи и какие они бывают. | Картины разных жанров, иллюстрации | Написать зимний пейзаж по воображению. | Знать о жанрах живописи, барбизонской школе, импрессионизме, и ее особенностях | Уметь отличать жанры живописи | |||
Жанры живописи. Натюрморт. Пейзаж. | Рассказывать на языке искусства, что такое жанры живописи и какие они бывают. | Картины разных жанров, иллюстрации | Написать зимний пейзаж по воображению. | Знать о жанрах живописи, барбизонской школе, импрессионизме, и ее особенностях | Уметь отличать жанры живописи | |||
Портрет. Вид жанров. | Иметь представление особенности жанров в живописи. | Картины разных жанров, иллюстрации | Нарисовать с натуры любое животное в движении | Знать различие между жанрами живописи | Уметь рисовать портрет, учитывая пропорции лица | |||
Портрет. Вид жанров. | Особенности жанров в живописи. | Картины разных жанров, иллюстрации | Свободная тема | Знать различие между жанрами живописи | Уметь рисовать портрет, учитывая пропорции лица | |||
Цветовой круг. Штриховка, тон. | Иметь представление о цветовой гамме живописного произведения . | Репродукция, иллюстрация | Свободная тема | .Знать, что такое цветовой круг | Уметь пользоваться цветовым кругом: находить с его помощью дополнительные и родственные цвета | |||
Цветовой круг. Штриховка, тон. | Иметь представление о цветовой гамме живописного произведения | Репродукция, иллюстрация | Выполнить задание на на стр. 2–3 рабочей тетради | Знать, что такое цветовой круг | Уметь пользоваться цветовым кругом: находить с его помощью дополнительные и родственные цвета | |||
Цветовой круг. Штриховка, тон. | Иметь представление о цветовой гамме живописного произведения . | Репродукция, иллюстрация | Работа цветными карандашами. Тренируем наблюдательность. | Знать, что такое цветовой круг | Уметь пользоваться цветовым кругом: находить с его помощью дополнительные и родственные цвета | |||
Декоративное панно. | Иметь представление о декоративном панно. | Образцы работ, схемы, показ работ на проекторе | Придумать работу из природных материалов | Знать что такое декоративное панно | Уметь составлять композицию | |||
Декоративное панно. | Иметь представление о декоративном панно. | Образцы работ, схемы, показ работ на проекторе | Придумать работу из природных материалов | Знать что такое декоративное панно | Уметь составлять композицию | |||
Декоративное панно. | Иметь представление о декоративном панно. | Образцы работ, схемы, показ работ на проекторе | завершить | Знать что такое декоративное панно | Уметь составлять композицию | |||
Тон, форма, светотень. | Представление о тоне, форме, светотени | Плакаты с образцами | Натюрморт из геометрических тел | Знать, как распределяется светотень на различных поверхностях | Уметь рисовать в тоне, показать объем, свет | |||
Тон, форма, светотень. | Представление о тоне, форме, светотени | Плакаты с образцами | Натюрморт из геометрических тел | Знать, как распределяется светотень на различных поверхностях | Уметь рисовать в тоне, показать объем, свет | |||
Тон, форма, светотень. | Представление о тоне, форме, светотени | Плакаты с образцами | Тренироваться над штриховкой | Знать, как распределяется светотень на различных поверхностях | Уметь рисовать в тоне, показать объем, свет | |||
Люди и их лица. Приметы возраста. | Основные пропорции лица | Плакаты с схемами | Выполнить задания на стр. 24–25 | Знать основные правила пропорции лица | Уметь рисовать лицо в разных возрастах | |||
Люди и их лица. Приметы возраста. | Основные пропорции лица | Плакаты с схемами | Выполнить задание «Семейный портрет» на стр. 28–29 | Знать основные правила пропорции лица | Уметь рисовать лицо в разных возрастах | |||
Люди и их лица. Приметы возраста. | Основные пропорции лица | Плакаты с схемами | Знать основные правила пропорции лица | Уметь рисовать лицо в разных возрастах | ||||
Народные промыслы. Хохлома. | История хохломской росписи, отличие | Иллюстрации | Расписать тарелку или шкатулку | Знать историю и особенности хохломской росписи и уметь отличать её от других народных промыслов | Уметь расписывать тарелки, шкатулку | |||
Народные промыслы. Хохлома. | История хохломской росписи, отличие | Иллюстрация | Расписать тарелку или шкатулку | Знать историю и особенности хохломской росписи и уметь отличать её от других народных промыслов | Уметь расписывать тарелки, шкатулку | |||
Плетёные орнаменты. Звериный стиль. | Иметь представление о плетёных орнаментах и орнаментах звериного стиля | Образцы иллюстраций, наглядные пособия | Придумать свой орнамент | Знать, какие изображения являются элементами таких орнаментов | Уметь рисовать орнаменты, используя элементы | |||
Волшебство акварели. | Свойство акварели, техника работы | Образцы иллюстраций, наглядные пособия | Совмещение нескольких техник в работе акварель, техника отпечатка | Знать о свойствах акварели, техники выполнения | Уметь работать акварелью, совмещая различные техники и даже материалы. | |||
Мастер иллюстрации И. Билибин. | Иметь представление о творчестве И. Билибина | Образцы иллюстраций, наглядные пособия | Выполнить задание на стр. 44–45 в рабочей тетради) | Знать, в чём состоят особенности билибинского стиля | Уметь визуально определять стиль работы | |||
Мастер иллюстрации И. Билибин. | Иметь представление о творчестве И. Билибина | Образцы иллюстраций, наглядные пособия | Нарисовать рисунок на тему «Как я хочу првести лето» в билиб.-м стиле | Знать, в чём состоят особенности билибинского стиля | Уметь визуально определять стиль работы | |||
Мастер иллюстрации И. Билибин. | Иметь представление о творчестве И. Билибина | Образцы иллюстраций, наглядные пособия | Нарисовать рисунок на тему «Как я хочу провести лето» в билиб.-м стиле | Знать, в чём состоят особенности билибинского стиля | Уметь визуально определять стиль работы | |||
Древнерусская книга. | Рассказ об изготовлении книг в Древней Руси | Проект с наглядностями | Коллект-ый проект «Кириллица». | Знать историю изготовления книг | Уметь формлять книгу | |||
Древнерусская книга. | Рассказ об изготовлении книг в Древней Руси | Проект с наглядностями | Коллект-ый проект «Кириллица». | Знать историю изготовления книг | Уметь оформлять книгу | |||
Художник и театр. | Иметь представление о работе художника в театре | Рабочая тетрадь, наглядности | Создать куклы для школьного театра | Знать о деятельности художника в театре | Уметь составлять план работы и согласованно действовать в коллективе | |||
Художник и театр. | Иметь представление о работе художника в театре | Рабочая тетрадь, наглядности | Создать куклы для школьного театра | Знать о деятельности художника в театре | Уметь составлять план работы и согласованно действовать в коллективе | |||
Художник и театр. | Иметь представление о работе художника в театре | Рабочая тетрадь, наглядности | Создать куклы для школьного театра | Знать о деятельности художника в театре | Уметь составлять план работы и согласованно действовать в коллективе | |||
Художник и театр. | Иметь представление о работе художника в театре | Рабочая тетрадь, наглядности | Создать куклы для школьного театра | Знать о деятельности художника в театре | Уметь составлять план работы и согласованно действовать в коллективе | |||
Русский музей. | История основания Русского музея | Видеоролик о музее | Рассказать о музее нашего города | Знать историю основания Русского музея в Петербурге. | Уметь рассказывать о картинах Русского музея | |||
Проекты | Создать работу своими руками | Подручные материалы | Придумать свой подарок | Знать что такое проект, составление композиции | Уметь работать над своим проектом, разрабатывать идею | |||
Проекты | Создать работу своими руками | Подручные материалы | Придумать свой подарок | Знать что такое проект, составление композиции | Уметь работать над своим проектом, разрабатывать идею | |||
Аппликация. Лоскутный коврик. | Музеи народно-декоративного искусства.. | Наглядные работы, схемы | Задание: Изобразить композиционную схему на тему сказки | Знать что такое аппликация и технологию работы | Уметь составлять композицию | |||
Искусствоведческая викторина | Выставка лучших работ | Не задано | ||||||
Итого |
Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
Класс