Для обязательного изучения и реферирования

Л.В. Никифорова

Материалы рекомендованы к публикации кафедрой художественной культуры,

для обязательного изучения и реферирования - student2.ru ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дисциплина «Человек в системе культуры» имеет пропедевтический харак­тер, в ходе ее изучения студенты-первокурсники смогут «в первом приближе­нии» познакомиться с миром культурологического знания, узнать об особен­ностях культурологического взгляда на сущность человека и проблемы челове­ческого существования. В дальнейшем те студенты, которые изберут специаль­ность «культурология», будут изучать дисциплины культурологического цикла в полном объеме. Учебные планы по специализациям «философия», «связи с общественностью», «реклама», «художественное образование» также предус­матривают изучение ряда культурологических дисциплин. В том ив другом случае курс «Человек в системе культуры» станет началом культурологичес­кой составляющей гуманитарного образования. Цель учебного курса:дать об­щее представление об особенностях культурологического подхода к изучению мира человека, а также помочь студентам-первокурсникам факультета фило­софии человека сориентироваться в выборе специализации.

Задачи курса:

• дать представление об освоении человеком культуры как обретении им
мира;

• представить культуру как целостность и человека как «жизненное един­
ство» природы и культуры;

• познакомить с основными понятиями культурологии, с наиболее об­
щими законами ее развития, с различными подходами к изучению че­
ловека как «существа культурного»;

• охарактеризовать роль и место культурологии в пространстве совре­
менного гуманитарного знания, основные разделы культурологическо­
го образования;

• акцентировать внимание на тех возможностях изучения человека и
понимания его места в мире, которые предоставляет материал художе­
ственной культуры;

• продемонстрировать своеобразие языков различных искусств и создан­
ных с их помощью «текстов» о человеке.

Принципы отбора содержания и организация учебного материаласо­ответствуют цели и задачам курса, определяются системным представлением о мире культуры и месте человека в нем. Структура курса представлена в двух частях: «Человек как творец и творение культуры», «Мир человека в зеркале художественной культуры». Логика построения курса предполагает, что тео­ретический материал первой части, построенный в соответствии с основны­ми разделами культурологического знания о человеке, будет развернут во вто­рой части на конкретно-историческом материале художественной культуры. Содержание лекционных занятий обусловлено соображениями целостности, проблемности, дидактичное™, доступности.

Самостоятельная работа студентовпо курсу включает знакомство с ори­гинальными культурологическими текстами и выполнение творческого зада­ния. Контроль за выполнением самостоятельной работы осуществляется в ходе текущей и итоговой аттестации.

Текущая аттестация качества усвоенных знанийпроводится в течение семестра на основе посещаемости занятий и отчета студентов о ходе выпол­нения самостоятельной работы.

Итоговая аттестация по курсу:изучение курса завершается экзаменом, в ходе которого проверяются усвоение основных тем изучаемой дисциплины и результаты самостоятельной работы.

для обязательного изучения и реферирования - student2.ru тематический план

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ



для обязательного изучения и реферирования - student2.ru №п. п. Название темы Кол-во часов
Лекции Практ. Сам ост. работа
Раздел 1 «Человек как творец и творение культуры»
1. Культура как мир человека '2
2. Строение культуры как мира человека '2
j. Культура в системе бытия
4. Развитие мира человека как смена исторических типов культуры
5. Художественная культура как способ осмысления мира человека
6. Искусство в жизненном мире человека   0  
Раздел 2 «Мир человека в зеркале художественной культуры»
7. Образ человека в изобразительном искусстве  
8. Архитектура как пространство жизни и деятельности человека
9. Музыка в культурном пространстве человека
10. Театр в культурном пространстве человека
11. Экранные искусства в культурном пространстве человека
Итого:

РАЗДЕЛ 1. «ЧЕЛОВЕК КАК ТВОРЕЦ И ТВОРЕНИЕ КУЛЬТУРЫ»

Тема 1. Культура как мир человека. Понятие «человек». Этимология сло­ва «культура». Многообразие явлений культуры. Деятельностная природа куль­туры. Сущность культуры как способа бытия человека. Различные подходы к изучению мира культуры.

Тема 2. Строение культуры как мира человека. Философско-культуроло-гическое представление о структуре культуры. Материальный мир человека. Духовный мир человека. Характер взаимосвязи между материальным и ду­ховным в культуре. Функции культуры, их типология. Культура как генерали­зация человеческого опыта. Основные сферы культуры: культура социальной организации и регуляции (хозяйственная, правовая, политическая); культура познания мира, человека и человеческих отношений (философская, научная, религиозная, художественная); культура социальной коммуникации, накопле­ния, хранения и передачи наследия; культура физической и психологической репродукции и релаксации человека. Культурное наследие и проблема его со­хранения. Культурное наследие и образование.

Тема 3. Культура в системе бытия. Природа и культура. Культурогенез как становление и развитие мира человека. Человек в системе бытия. Чело­век как творец и творение культуры. Культура и общество. Системные пред­ставления о культуре: субъекты, средства и результаты человеческой деятель­ности. Культуротворчество: традиции и инновации.

Тема 4. Развитие мира человека как смена исторических типов культу­ры. Понятие «тип культуры». Основные исторические типы культуры и их общая характеристика. Традиционная культура первобытного общества. Ран­ние цивилизации Востока и Европы. Средневековый тип культуры. Типоло­гия культуры Нового времени: Ренессанс, Барокко, Просвещение, Романтизм, Позитивизм. Типология культуры Новейшего времени: Модернизм и Пост­модернизм. Соотношение исторических типов общества (доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный) и исторических типов культуры.

Тема 5. Художественная культура как способ освоения мира человека. Соотношение понятий «искусство» и «художественная культура». Художествен­ная культура как система, ее основные измерения: духовно-содержательное, морфологическое, институциональное. Соотношение сфер художественной

для обязательного изучения и реферирования - student2.ru как контекст изучения искусства. Место произведения искусства, художника, зрителя в системе художественной культуры.

Тема 6. Искусство в жизненном мире человека. Наука и искусство как раци­онально-логическое и эмоционально-чувственное восприятие мира. Реальность историческая и реальность художественная: правда факта и правда искусства. Искусство как ситуация познания, искусство как провокация разума.

Изменение представлений о специфике искусства: искусство как дело рук, искусство как дело разума, искусство как дело сердца. Цели и задачи искусст­ва в исторической ретроспективе: искусство как ритуал, искусство как воспи­тание, искусство как бегство от мира, искусство как откровение, искусство как скандал. Искусство и картина мира.

РАЗДЕЛ 2. «МИР ЧЕЛОВЕКА В ЗЕРКАЛЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ»

Тема 7. Образ человека в изобразительном искусстве. Язык изобрази­тельного искусства: живопись как искусство цвета, графика как искусство линии и пятна, скульптура как организация объема. Телесность человека как проблема художественного творчества. Мир человеческих характеров в изоб­разительном искусстве. Мир человеческих чувств и эмоций в изобразитель­ном искусстве.

Тема 8. Архитектура как пространство жизни и деятельности челове­ка. Триада Витрувия («польза, прочность и красота») как универсальное оп­ределение архитектуры. Типы архитектурных построек и виды человеческой деятельности. Архитектурные доминанты исторических типов культуры (эпоха пирамид, эпоха дворцов, эпоха музеев, эпоха фабрик и т.п.). «Человеческая мера» архитектуры. Образ человека средствами архитектурной метафоры: «зодчество мысли» и «шлифовка характера», «чертоги души» и «руины сердца».

Тема 9. Музыка в культурном пространстве человека. Основы философ-ско-культурологического понимания музыки. Особенности музыкального язы­ка, специфика создания музыкального образа. Музыковедческий и культуро­логический анализ музыкального произведения. Особенности восприятия музыкального произведения. Взаимодействие музыки с другими видами ис­кусства. Музыка как «язык» культуры: морфология музыки в ее историческом развитии. Проблема «Запад-Восток» в истории музыкальной культуры.

Тема 10. Театр в культурном пространстве человека. Особенности про­странственно-временных, зрелищных искусств и их состав. Театр как фено­мен культуры. Разновидности театрального искусства (драматический, опер­ный, танцевальный, кукольный и т.д.) и динамика их развития в культурно-

историческом процессе. Морфология театра. Театр в современном мире че­ловека.

Тема 11. Экранные искусства в культурном пространстве человека. Кино как историческое явление культуры и вид искусства. Природа киновырази­тельности. Основы восприятия экранного образа. Специфика существования образа человека на экране: социально-психологические нормы восприятия. Типажно-пластический образ актёра и личность экранного персонажа в ху­дожественной структуре экранного произведения. Виды экранных искусств и их место в современном мире. Проблемы жанра и стиля в экранных искусст­вах. Функции кино в культуре. Роль экранных искусств в становлении лично­сти.

Основные понятия курса:культура, природа культуры, духовная культу­ра, материальная культура, художественная культура, театральная и музыкаль­ная культура, экранная культура, зрелищная культура, художественный образ, исторический тип культуры, диалог культур, искусство, морфология искусст­ва, вид искусства, жанр, средства выразительности художественного произ­ведения, текст культуры, самосознание культуры, «язык» культуры, современ­ная культура, культурное наследие.

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ

Изучение курса завершается экзаменом, в ходе которого проверяются ре­зультаты аудиторных занятий и самостоятельной работы.

Экзаменационный билет состоит их трех вопросов. Первый вопрос — тео­ретический, отвечая на него студент должен продемонстрировать понимание основного содержания программы и умение рассуждать. Перечень теорети­ческих вопросов соответствует основным темам программы. Второй вопрос связан с проверкой самостоятельной работы. В этой части ответа преподава­тель оценивает работу студента с оригинальными культурологическими тек­стами (см. «Список работ для обязательного изучения и реферирования»). Третий вопрос заключается в отчете студента о выполнении творческого за­дания в ходе самостоятельной работы (см. Творческое задание «Мир челове­ка в зеркале художественной культуры»).

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

Справочная литература



1. Многообразие подходов к определению культуры, философское опре­
деление культуры.

2. Культура как творение человека.

3. Природа и сущность культуры.

4. Строение и функции культуры.

5. Человек как творение культуры. Культура и личность.

6. Культура и природа.

7. Культура и общество.

8. Развитие мира человека как смена исторических типов культуры.

9. Культурное наследие и проблемы его сохранения.

10. Искусство в жизни человека. Культура, художественная культура, ис­
кусство - соотношение понятий.

11. Понятие художественной культуры, ее основные сферы.

12. Мир человека в изобразительном искусстве.

13. Архитектура как пространство жизни и деятельности человека.

14. Мир человека в музыкальных искусствах.

15. Человек в пространстве театральных искусств.

16. Образ человека на экране.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

Учебные пособия

1. Основы теории художественной культуры: Учебное пособие /Под об­
щей редакцией Л.М. Мосоловой. - СПб, 2001.

2. Кармин А.С. Основы культурологии. - СПб, 1997.

3. Культура: теории и проблемы / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. - М., 1995.

4. Кадцын Л.М. Музыкальное искусство и творчество слушателя: Учеб­
ное пособие для негуманитарных вузов. - СПб., 2000.

5. Культурология / Под ред. Г.В. Драча. - Ростов-на-Дону, 1995.

6. Нечай О.Ф. Основы киноискусства: Учебное пособие для студентов
педагогических институтов. -М., 1989.

7. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. -
М., 1994.

8. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры: Учеб­
ное пособие. -Л., 1989.

9. Флиэр А.Я. Культурология для культурологов. - М., 2000.

J

1.Культурология XX век. Энциклопедия. В 2-х т. - СПб, 1998.

2. Культурология. XX век: Словарь / Гл. ред. А.Я. Левит. - СПб, 1998.

3. Энциклопедический словарь по культурологии /Под общ. ред. А.А. Ра-
дугина.-М., 1997.

4. Современная западная философия. Словарь. - М., 1991.

5. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. - М., 1997.

6. Человек. Философско-энциклопедический словарь. - М., 2000.

Дополнительная литература к разделу 1

1. Асоян Ю., Малафеев А. Открытие идеи культуры (Опыт русской культу­рологии середины XIX - начала XX веков). - М., 2001.

2. Гачев Г. Д. О возможном содействии гуманитарных наук развитию есте­ственных // Гачев Г.Д. Книга удивлений или естествознание глазами гуманитария.-М., 1991.-С.21-43.

3. Каган М.С. Искусство в системе культуры // Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Избранные статьи. - Л., 1991.

4. Конев В.А. Человек в мире культуры: Пособие по спецкурсу. - Самара, 1996.

5. Левинас Э. Философское обоснование идеи культуры // Общество и культуры: философское осмысление культуры. Ч. 1. - М., 1988.

6. О человеческом в человеке/Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М., 1991.

7. Человек и культура. Индивидуальность в истории культуры. - М., 1990.

8. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Антология культуроло­гической мысли. - М., 1996.-С. 171-174.

9. Уайт Л. Наука о культуре // Антология культурологической мысли. - М., 1996.-С. 289-295.

10. Уайт Л. Понятие культуры и культурология //Кравченко А.И. Культуро­логия: Хрестоматия высшей школы. - М., 2000. - С. 204 - 219.

Дополнительная литература к разделу 2

1.Базен А. Что такое кино? - М. 1972.

2. Бархин М.Г. Архитектура и человек. - М., 1979.

3. Власов М.П. Виды и жанры киноискусства. - М. 1976.

4. Вопросы современного киноискусства: Сборник статей. - М., 1990.

5. Волкова Е.В. Зритель и музей (Понимание и объяснение, сопережива­
ние и созерцание). - М., 1989.

6. Герчук Ю.А. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобра­
зительного искусства. - М., 1998. - С. 5 - 32.





7. Даниэль СМ. Искусство видеть: О творческих способностях восприя­
тия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. - Л., 1990.

8. Искусство всистеме культуры. —Л., 1987.

9. Искусство и формирование личности // Человек в мире художествен­
ной культуры: Приобщение к искусству, процесс и управление. - М.,
1982.-С. 157-207.

10.Каган М.С. Се человек... Жизнь, смерть и бессмертие в «волшебном зеркале искусства». — СПб., 2003.

11. Кракауэр 3. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. -
М., 1974.

12. Ланкевич Г.И. Искусство музыки. - М, 1987.

13. Тынянов Ю.Н. Кино //Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы.
Кино.

14.Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособие для вузов искусств и культуры. — СПБ., 2000.

15.Чахярьян Г.П. Изобразительный мир экрана. - М. 1977.

16.Чередниченко ТВ. Музыка в истории культуры: Курс лекций для сту­дентов-немузыкантов, а также для всех, кто интересуется музыкаль­ным искусством. Выпуски 1- 2. - М., 1994.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ

«ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изучение дисциплины «Человек в системе культуры» предусматривает наряду с аудиторными занятиями выполнение самостоятельной работы. Са­мостоятельная работа должна дополнить содержательный материал лекций, способствовать пониманию проблемных полей культурологического знания, обретению первичных навыков анализа памятников художественной культу­ры.

Цель самостоятельной работы- закрепить и расширить знания, полу­ченные в ходе аудиторных занятий, и применить их в творческом задании.

Задачи самостоятельной работы:

- приобрести собственный опыт чтения и понимания оригинальных куль­
турологических текстов;

получить представление о многообразии подходов к изучению мира культуры и места человека в нем;

- обнаружить полемичность точек зрения на мир культуры и на роль куль­
туры в жизни человека;

- закрепить понимание художественной культуры как особой сферы че­
ловеческой деятельности;

- выработать первичные навыки культурологического подхода к явлени­
ям культуры.

Формы самостоятельной работы.Студентам предлагается две формы самостоятельной работы. Первая- чтение и реферирование научных статей, глав из книг, в которых поднимаются проблемы изучения человека в мире культуры. Вторая— выполнение творческого задания, в котором студент дол­жен продемонстрировать понимание культурологического подхода к художе­ственному опыту человека.

Контроль за выполнением самостоятельной работыТекущий контроль за выполнением самостоятельной работы со стороны преподавателя осуществляет­ся в течение семестра в форме устного или письменного отчета студента. Побеседовать с преподавателем можно в часы консультаций или непосредственно в аудитории перед началом лекции. График консультаций преподавателей можно узнать на кафедре художественной культуры (ул. М. Посадская, д.26, ауд. 304).

Конспекты научных работ из обязательного списка необходимо принести с собой на экзамен. Творческое задание необходимо сдать преподавателю или принести на кафедру художественной культуры до 15 декабря.

Итоговый контроль за выполнением самостоятельной работы осуществ­ляется в ходе экзамена: в экзаменационный билет включены вопросы для проверки работы по изучению и реферированию научных текстов и для бесе­ды по творческому заданию.

СПИСОКРАБОТ

ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ И РЕФЕРИРОВАНИЯ

Наши рекомендации