Для обязательного изучения и реферирования
Л.В. Никифорова
Материалы рекомендованы к публикации кафедрой художественной культуры,
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина «Человек в системе культуры» имеет пропедевтический характер, в ходе ее изучения студенты-первокурсники смогут «в первом приближении» познакомиться с миром культурологического знания, узнать об особенностях культурологического взгляда на сущность человека и проблемы человеческого существования. В дальнейшем те студенты, которые изберут специальность «культурология», будут изучать дисциплины культурологического цикла в полном объеме. Учебные планы по специализациям «философия», «связи с общественностью», «реклама», «художественное образование» также предусматривают изучение ряда культурологических дисциплин. В том ив другом случае курс «Человек в системе культуры» станет началом культурологической составляющей гуманитарного образования. Цель учебного курса:дать общее представление об особенностях культурологического подхода к изучению мира человека, а также помочь студентам-первокурсникам факультета философии человека сориентироваться в выборе специализации.
Задачи курса:
• дать представление об освоении человеком культуры как обретении им
мира;
• представить культуру как целостность и человека как «жизненное един
ство» природы и культуры;
• познакомить с основными понятиями культурологии, с наиболее об
щими законами ее развития, с различными подходами к изучению че
ловека как «существа культурного»;
• охарактеризовать роль и место культурологии в пространстве совре
менного гуманитарного знания, основные разделы культурологическо
го образования;
• акцентировать внимание на тех возможностях изучения человека и
понимания его места в мире, которые предоставляет материал художе
ственной культуры;
• продемонстрировать своеобразие языков различных искусств и создан
ных с их помощью «текстов» о человеке.
Принципы отбора содержания и организация учебного материаласоответствуют цели и задачам курса, определяются системным представлением о мире культуры и месте человека в нем. Структура курса представлена в двух частях: «Человек как творец и творение культуры», «Мир человека в зеркале художественной культуры». Логика построения курса предполагает, что теоретический материал первой части, построенный в соответствии с основными разделами культурологического знания о человеке, будет развернут во второй части на конкретно-историческом материале художественной культуры. Содержание лекционных занятий обусловлено соображениями целостности, проблемности, дидактичное™, доступности.
Самостоятельная работа студентовпо курсу включает знакомство с оригинальными культурологическими текстами и выполнение творческого задания. Контроль за выполнением самостоятельной работы осуществляется в ходе текущей и итоговой аттестации.
Текущая аттестация качества усвоенных знанийпроводится в течение семестра на основе посещаемости занятий и отчета студентов о ходе выполнения самостоятельной работы.
Итоговая аттестация по курсу:изучение курса завершается экзаменом, в ходе которого проверяются усвоение основных тем изучаемой дисциплины и результаты самостоятельной работы.
тематический план
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
№п. п. | Название темы | Кол-во часов | ||
Лекции | Практ. | Сам ост. работа | ||
Раздел 1 «Человек как творец и творение культуры» | ||||
1. | Культура как мир человека | '2 | ||
2. | Строение культуры как мира человека | '2 | ||
j. | Культура в системе бытия | |||
4. | Развитие мира человека как смена исторических типов культуры | |||
5. | Художественная культура как способ осмысления мира человека | |||
6. | Искусство в жизненном мире человека | 0 | ||
Раздел 2 «Мир человека в зеркале художественной культуры» | ||||
7. | Образ человека в изобразительном искусстве | |||
8. | Архитектура как пространство жизни и деятельности человека | |||
9. | Музыка в культурном пространстве человека | |||
10. | Театр в культурном пространстве человека | |||
11. | Экранные искусства в культурном пространстве человека | |||
Итого: |
РАЗДЕЛ 1. «ЧЕЛОВЕК КАК ТВОРЕЦ И ТВОРЕНИЕ КУЛЬТУРЫ»
Тема 1. Культура как мир человека. Понятие «человек». Этимология слова «культура». Многообразие явлений культуры. Деятельностная природа культуры. Сущность культуры как способа бытия человека. Различные подходы к изучению мира культуры.
Тема 2. Строение культуры как мира человека. Философско-культуроло-гическое представление о структуре культуры. Материальный мир человека. Духовный мир человека. Характер взаимосвязи между материальным и духовным в культуре. Функции культуры, их типология. Культура как генерализация человеческого опыта. Основные сферы культуры: культура социальной организации и регуляции (хозяйственная, правовая, политическая); культура познания мира, человека и человеческих отношений (философская, научная, религиозная, художественная); культура социальной коммуникации, накопления, хранения и передачи наследия; культура физической и психологической репродукции и релаксации человека. Культурное наследие и проблема его сохранения. Культурное наследие и образование.
Тема 3. Культура в системе бытия. Природа и культура. Культурогенез как становление и развитие мира человека. Человек в системе бытия. Человек как творец и творение культуры. Культура и общество. Системные представления о культуре: субъекты, средства и результаты человеческой деятельности. Культуротворчество: традиции и инновации.
Тема 4. Развитие мира человека как смена исторических типов культуры. Понятие «тип культуры». Основные исторические типы культуры и их общая характеристика. Традиционная культура первобытного общества. Ранние цивилизации Востока и Европы. Средневековый тип культуры. Типология культуры Нового времени: Ренессанс, Барокко, Просвещение, Романтизм, Позитивизм. Типология культуры Новейшего времени: Модернизм и Постмодернизм. Соотношение исторических типов общества (доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный) и исторических типов культуры.
Тема 5. Художественная культура как способ освоения мира человека. Соотношение понятий «искусство» и «художественная культура». Художественная культура как система, ее основные измерения: духовно-содержательное, морфологическое, институциональное. Соотношение сфер художественной
как контекст изучения искусства. Место произведения искусства, художника, зрителя в системе художественной культуры.
Тема 6. Искусство в жизненном мире человека. Наука и искусство как рационально-логическое и эмоционально-чувственное восприятие мира. Реальность историческая и реальность художественная: правда факта и правда искусства. Искусство как ситуация познания, искусство как провокация разума.
Изменение представлений о специфике искусства: искусство как дело рук, искусство как дело разума, искусство как дело сердца. Цели и задачи искусства в исторической ретроспективе: искусство как ритуал, искусство как воспитание, искусство как бегство от мира, искусство как откровение, искусство как скандал. Искусство и картина мира.
РАЗДЕЛ 2. «МИР ЧЕЛОВЕКА В ЗЕРКАЛЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ»
Тема 7. Образ человека в изобразительном искусстве. Язык изобразительного искусства: живопись как искусство цвета, графика как искусство линии и пятна, скульптура как организация объема. Телесность человека как проблема художественного творчества. Мир человеческих характеров в изобразительном искусстве. Мир человеческих чувств и эмоций в изобразительном искусстве.
Тема 8. Архитектура как пространство жизни и деятельности человека. Триада Витрувия («польза, прочность и красота») как универсальное определение архитектуры. Типы архитектурных построек и виды человеческой деятельности. Архитектурные доминанты исторических типов культуры (эпоха пирамид, эпоха дворцов, эпоха музеев, эпоха фабрик и т.п.). «Человеческая мера» архитектуры. Образ человека средствами архитектурной метафоры: «зодчество мысли» и «шлифовка характера», «чертоги души» и «руины сердца».
Тема 9. Музыка в культурном пространстве человека. Основы философ-ско-культурологического понимания музыки. Особенности музыкального языка, специфика создания музыкального образа. Музыковедческий и культурологический анализ музыкального произведения. Особенности восприятия музыкального произведения. Взаимодействие музыки с другими видами искусства. Музыка как «язык» культуры: морфология музыки в ее историческом развитии. Проблема «Запад-Восток» в истории музыкальной культуры.
Тема 10. Театр в культурном пространстве человека. Особенности пространственно-временных, зрелищных искусств и их состав. Театр как феномен культуры. Разновидности театрального искусства (драматический, оперный, танцевальный, кукольный и т.д.) и динамика их развития в культурно-
историческом процессе. Морфология театра. Театр в современном мире человека.
Тема 11. Экранные искусства в культурном пространстве человека. Кино как историческое явление культуры и вид искусства. Природа киновыразительности. Основы восприятия экранного образа. Специфика существования образа человека на экране: социально-психологические нормы восприятия. Типажно-пластический образ актёра и личность экранного персонажа в художественной структуре экранного произведения. Виды экранных искусств и их место в современном мире. Проблемы жанра и стиля в экранных искусствах. Функции кино в культуре. Роль экранных искусств в становлении личности.
Основные понятия курса:культура, природа культуры, духовная культура, материальная культура, художественная культура, театральная и музыкальная культура, экранная культура, зрелищная культура, художественный образ, исторический тип культуры, диалог культур, искусство, морфология искусства, вид искусства, жанр, средства выразительности художественного произведения, текст культуры, самосознание культуры, «язык» культуры, современная культура, культурное наследие.
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Изучение курса завершается экзаменом, в ходе которого проверяются результаты аудиторных занятий и самостоятельной работы.
Экзаменационный билет состоит их трех вопросов. Первый вопрос — теоретический, отвечая на него студент должен продемонстрировать понимание основного содержания программы и умение рассуждать. Перечень теоретических вопросов соответствует основным темам программы. Второй вопрос связан с проверкой самостоятельной работы. В этой части ответа преподаватель оценивает работу студента с оригинальными культурологическими текстами (см. «Список работ для обязательного изучения и реферирования»). Третий вопрос заключается в отчете студента о выполнении творческого задания в ходе самостоятельной работы (см. Творческое задание «Мир человека в зеркале художественной культуры»).
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
Справочная литература
1. Многообразие подходов к определению культуры, философское опре
деление культуры.
2. Культура как творение человека.
3. Природа и сущность культуры.
4. Строение и функции культуры.
5. Человек как творение культуры. Культура и личность.
6. Культура и природа.
7. Культура и общество.
8. Развитие мира человека как смена исторических типов культуры.
9. Культурное наследие и проблемы его сохранения.
10. Искусство в жизни человека. Культура, художественная культура, ис
кусство - соотношение понятий.
11. Понятие художественной культуры, ее основные сферы.
12. Мир человека в изобразительном искусстве.
13. Архитектура как пространство жизни и деятельности человека.
14. Мир человека в музыкальных искусствах.
15. Человек в пространстве театральных искусств.
16. Образ человека на экране.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
Учебные пособия
1. Основы теории художественной культуры: Учебное пособие /Под об
щей редакцией Л.М. Мосоловой. - СПб, 2001.
2. Кармин А.С. Основы культурологии. - СПб, 1997.
3. Культура: теории и проблемы / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. - М., 1995.
4. Кадцын Л.М. Музыкальное искусство и творчество слушателя: Учеб
ное пособие для негуманитарных вузов. - СПб., 2000.
5. Культурология / Под ред. Г.В. Драча. - Ростов-на-Дону, 1995.
6. Нечай О.Ф. Основы киноискусства: Учебное пособие для студентов
педагогических институтов. -М., 1989.
7. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. -
М., 1994.
8. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры: Учеб
ное пособие. -Л., 1989.
9. Флиэр А.Я. Культурология для культурологов. - М., 2000.
J
1.Культурология XX век. Энциклопедия. В 2-х т. - СПб, 1998.
2. Культурология. XX век: Словарь / Гл. ред. А.Я. Левит. - СПб, 1998.
3. Энциклопедический словарь по культурологии /Под общ. ред. А.А. Ра-
дугина.-М., 1997.
4. Современная западная философия. Словарь. - М., 1991.
5. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. - М., 1997.
6. Человек. Философско-энциклопедический словарь. - М., 2000.
Дополнительная литература к разделу 1
1. Асоян Ю., Малафеев А. Открытие идеи культуры (Опыт русской культурологии середины XIX - начала XX веков). - М., 2001.
2. Гачев Г. Д. О возможном содействии гуманитарных наук развитию естественных // Гачев Г.Д. Книга удивлений или естествознание глазами гуманитария.-М., 1991.-С.21-43.
3. Каган М.С. Искусство в системе культуры // Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Избранные статьи. - Л., 1991.
4. Конев В.А. Человек в мире культуры: Пособие по спецкурсу. - Самара, 1996.
5. Левинас Э. Философское обоснование идеи культуры // Общество и культуры: философское осмысление культуры. Ч. 1. - М., 1988.
6. О человеческом в человеке/Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М., 1991.
7. Человек и культура. Индивидуальность в истории культуры. - М., 1990.
8. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Антология культурологической мысли. - М., 1996.-С. 171-174.
9. Уайт Л. Наука о культуре // Антология культурологической мысли. - М., 1996.-С. 289-295.
10. Уайт Л. Понятие культуры и культурология //Кравченко А.И. Культурология: Хрестоматия высшей школы. - М., 2000. - С. 204 - 219.
Дополнительная литература к разделу 2
1.Базен А. Что такое кино? - М. 1972.
2. Бархин М.Г. Архитектура и человек. - М., 1979.
3. Власов М.П. Виды и жанры киноискусства. - М. 1976.
4. Вопросы современного киноискусства: Сборник статей. - М., 1990.
5. Волкова Е.В. Зритель и музей (Понимание и объяснение, сопережива
ние и созерцание). - М., 1989.
6. Герчук Ю.А. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобра
зительного искусства. - М., 1998. - С. 5 - 32.
7. Даниэль СМ. Искусство видеть: О творческих способностях восприя
тия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. - Л., 1990.
8. Искусство всистеме культуры. —Л., 1987.
9. Искусство и формирование личности // Человек в мире художествен
ной культуры: Приобщение к искусству, процесс и управление. - М.,
1982.-С. 157-207.
10.Каган М.С. Се человек... Жизнь, смерть и бессмертие в «волшебном зеркале искусства». — СПб., 2003.
11. Кракауэр 3. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. -
М., 1974.
12. Ланкевич Г.И. Искусство музыки. - М, 1987.
13. Тынянов Ю.Н. Кино //Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы.
Кино.
14.Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособие для вузов искусств и культуры. — СПБ., 2000.
15.Чахярьян Г.П. Изобразительный мир экрана. - М. 1977.
16.Чередниченко ТВ. Музыка в истории культуры: Курс лекций для студентов-немузыкантов, а также для всех, кто интересуется музыкальным искусством. Выпуски 1- 2. - М., 1994.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ
«ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение дисциплины «Человек в системе культуры» предусматривает наряду с аудиторными занятиями выполнение самостоятельной работы. Самостоятельная работа должна дополнить содержательный материал лекций, способствовать пониманию проблемных полей культурологического знания, обретению первичных навыков анализа памятников художественной культуры.
Цель самостоятельной работы- закрепить и расширить знания, полученные в ходе аудиторных занятий, и применить их в творческом задании.
Задачи самостоятельной работы:
- приобрести собственный опыт чтения и понимания оригинальных куль
турологических текстов;
получить представление о многообразии подходов к изучению мира культуры и места человека в нем;
- обнаружить полемичность точек зрения на мир культуры и на роль куль
туры в жизни человека;
- закрепить понимание художественной культуры как особой сферы че
ловеческой деятельности;
- выработать первичные навыки культурологического подхода к явлени
ям культуры.
Формы самостоятельной работы.Студентам предлагается две формы самостоятельной работы. Первая- чтение и реферирование научных статей, глав из книг, в которых поднимаются проблемы изучения человека в мире культуры. Вторая— выполнение творческого задания, в котором студент должен продемонстрировать понимание культурологического подхода к художественному опыту человека.
Контроль за выполнением самостоятельной работыТекущий контроль за выполнением самостоятельной работы со стороны преподавателя осуществляется в течение семестра в форме устного или письменного отчета студента. Побеседовать с преподавателем можно в часы консультаций или непосредственно в аудитории перед началом лекции. График консультаций преподавателей можно узнать на кафедре художественной культуры (ул. М. Посадская, д.26, ауд. 304).
Конспекты научных работ из обязательного списка необходимо принести с собой на экзамен. Творческое задание необходимо сдать преподавателю или принести на кафедру художественной культуры до 15 декабря.
Итоговый контроль за выполнением самостоятельной работы осуществляется в ходе экзамена: в экзаменационный билет включены вопросы для проверки работы по изучению и реферированию научных текстов и для беседы по творческому заданию.
СПИСОКРАБОТ
ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ И РЕФЕРИРОВАНИЯ