Мир художественных изображений
Региональная программа
По изобразительному искусству
(1-7 кл.)
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В силу своей природы образное освоение мира, т.е. искусство, способно воздействовать на глубинные пласты человеческого сознания. Изобразительное искусство, являясь частью культуры, активно участвует в формировании, культивировании "человеческого в человеке" по образному выражению В.С.Воронова — исследователя народного искусства и детского художественного творчества. Поэтому так естественно обращение современной художественной педагогики к национальным корням искусства, его первооснове — народному искусству.
Освоение изобразительной культуры своего народа в тоже время есть объективное условие формирования национального типа, носителя национальной художественной традиции, что можно считать ведущей целью преподавания изобразительного искусства в школе и средством духовного возрождения России.
Важно найти гармоничную форму сближения личного опыта школьника, его знаний о культуре и искусстве своего края с той массой фактического материала, которое накопило человечество в процессе развития цивилизации.
Изобразительное искусство как учебный предмет призвано дать и тот уровень художественного образования, который позволит школьнику наслаждаться искусством и ощущать свою принадлежность к многовековому человеческому опыту, опыту своих предков.
Все это определяет проблему художественного образования как особую. Она не может быть сведена к преподаванию адаптированной взрослой культуры, а должна дать основу для саморазвития школьника и точку опоры в освоении культур народного мира.
Предлагаемая программа содержит искусствоведческий и методический материал, который на региональном уровне реализует принципы включения народного искусства в систему художественного образования, разработанные Т.Я.Шпикаловой и ее творческим коллективом на уровне российских программ.
КОНЦЕПТУАЛЬНО программа ориентирует на развитие личности школьника в процессе освоения художественной культуры с опорой на национальную традицию — народное искусство.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИ программа представляет собой вариант реализации взаимодействия и взаимообогащения различных видов искусства в системе художественной культуры.
МЕТОДИЧЕСКИ материал программы организован в определенной логической последовательности поэтапного "вхождения" школьника в художественную культуру с наполнением учебного материала региональной художественной традицией, характерной для Костромского края.
Региональный подход в программе обеспечен материалами историко-этнографического, искусствоведческого обследования края, собраниями краеведческих музеев области, произведениями из коллекций столичных музеев.
Географические границы региона рассматриваются на основе существующих веками этнокультурных и хозяйственных связей населяющих его племен. Исторически Костромская губерния формировалась в границах заселения по речной системе: Кострома — р.Волга — р.Унжа; по берегам притоков этих рек и на берегах крупнейших озер Галичского и Чухломского.
Славянская колонизация и христианизация края шли со стороны Галицко-Волынской Руси мирным путем. Ассимиляция способствовала взаимопроникновению культур (верований, обрядов, ремесел).
Археологическое обследование стоянок и городищ Фатьяновской культуры позволяет сделать вывод о высоком уровне существующей в то время художественной культуры. Племена: меря, чудь, черемисы — владели мастерством керамики, бронзового литья (Дурасовское городище IX века возле села Красное-на-Вол-ге). Существовал развитый ювелирный промысел — домашнее ремесло — его развитые формы: литье по восковой модели, чеканка, гравирование. Археологические находки близ села Красное (XII-XIII вв.): браслеты-обереги, шумящие подвески-уточки с лапками (культ водоплавающих птиц), перстни с изображениями солярных знаков, знаков воды — потоки — дают представление об элементах христианской и языческой символик.
Кроме археологических находок дыхание языческой культуры славян — взаимоотношения микрокосмоса и макрокосмоса природы: глубины Земли, Неба, Океана — несут работы народных мастеров, дошедшие до наших дней (вышивка полотенец, пропильная резьба наличников).
Произведения современных художников с неизбежностью впитали наиболее стойкие элементы традиции — образно-символическое осмысление мира, целостность и поэтизацию.
Основные цели программы
1. Овладение школьниками эстетическим способом освоения мира как выражающим сущностные связи человека и природы на уровне его специфических потребностей: стремление к созиданию, творчеству;
ролевая идея — уподобление;
стремление к равновесию, защищенности — принадлежность роду, нации, народу.
Раскрытие природы человека и индивидуальных задатков школьников в художественном творчестве.
2. Освоение главных принципов взаимодействия различных видов искусства в системе национальной художественной культуры эстетическое и содержательное как условие целостного, гармонического развития личности. Овладение знаниями о составных частях культуры.
3. Изучение культурно-исторического наследия народов, населяющих Костромской край как условия возрождения памяти народной. Понимание места и роли Костромского региона в культуре России.
Их реализация в учебно-творческом процессе требует решения следующих задач:
— дать понятие о влиянии региональных особенностей (географических, исторических, этнических) на состав художественной культуры Костромского края и отдельных ее видов;
— сформировать систему представлений о взаимовлиянии культур разных народов, населяющих наш край;
— изучить основные виды искусства, культивируемые в крае в древности и сейчас;
— познакомить с мастерами народного и других видов искусства, их произведениями;
— сформировать творческую и логическую системы восприятия местной изобразительной культуры в системе мировой культуры;
— стимулировать стремление школьников к художественно-краеведческому поиску.
Соответственно определены следующие основные методические условия для решения задач обучения и воспитания школьников: разнообразная художественная деятельность; включение в систему заданий разных типов художественного творчества (народное и академическое искусство) на уровне интеграции; активное использование заданий, выражающих природный интерес родового типа; сравнительное освоение элементов искусства и природы в их взаимодействии; чувственное восприятие и логический анализ общего и особенного в разных видах искусства.
Учебный материал организован с ориентацией на духовные ценности родного края, выражающие общечеловеческие идеалы в оригинальной, окрашенной местной традицией форме. В основу целостного понимания художественной культуры положен принцип общности в искусствах — содержания, изобразительно-выразительных средств, материалов и технических приемов и различий — в художественно-творческом методе, изобразительных и образных системах.
Народное искусство и академическое (профессиональное) рассматриваются как типы художественного творчества, выражающие принципиальные различия методов работы народного мастера (на основе коллективной традиции) и художника-профессионала (на основе создания индивидуального, неповторимого произведения искусства).
В народной коллективной традиции важно выделить способ передачи опыта — мастерства, ремесла. Его особенность состоит в том, что приемы, методы работы осваиваются непосредственно под руководством мастера при изготовлении изделий от простых операций — к сложным. Затем прием шлифуется. Мастерство не ориентировано на поиск нового. Новое может быть ограничено излюбленным сюжетом, набором цветов (гаммой), характером письма, жесткого линейного или живописного, но всегда находящегося в пределах общей для данного региона (промысла) техники, метода.
Новое в народном искусстве входит постепенно, когда находки отдельных мастеров (П.А.Иванов из Сусанинского района) осваиваются всеми, отшлифовываются в приеме исполнения. Отсюда коллективность поиска и анонимность находки, обретений.
Интересно образование названия промысла. Оно может хранить память об инициаторе производства: лукатинские лаки, колокольцевские (мериновские) шали. Чаще промыслы обозначаются местом бытования: красносельская скань, сусанинская игрушка, галичские кружева.
Поскольку обучение идет из рук в руки, происходит прямая передача знаний и умений, аккумулированных в течение долгого времени. Отсюда сохранение лица промысла и устойчивость традиции. Так сохраняется многовековой пласт духовной культуры, зашифрованный в образах народного искусства. Дешифровать его не всегда удается, но могучая инерция традиции, освещающая неприкосновенность образов уже на генетическом уровне, заставляет вновь и вновь обращаться к этим образам (архетипам).
Программа вариативно реализует в учебно-творческой деятельности детей реально существующий культурно-исторический процесс взаимообогащения народного и классического профессионального искусства. Примером может служить активное эстетическое и содержательное освоение народного искусства русскими художниками в конце XIX — начале XX веков.
По структуре программа представляет ряд последовательных этапов "вхождения" школьников в мир художественной культуры. Каждый этап акцентирует одну из сторон триады: человек — культура (художественное изображение) — природа.
I класс — Мир художественных изображений. Материалы искусства. Художественная культура — вторая природа.
II класс — Взаимодействие мира искусства и природы. Природа как источник изобразительных форм и художественных образов. В мире художественных изображений.
III класс — Эстетические качества изображений и виды искусства. (Декоративность, графичность, живописность, конструктивность, пластичность изображений).
V-класс — Как художник пользуется возможностями изображений разного типа.
VI класс — Искусство и цивилизация.
VII класс — Стиль в искусстве.
Параллельно проводится сквозная идея организации жизни человека на примере жилого комплекса. Жилище под своей крышей собирает искусства, и они организуют живую среду, отражающую способ человеческого существования. За основу взята идея "Дом" как широкое понятие. Это и вместилище вещей, защита, тип постройки, принадлежащей определенному социальному слою и отличающейся уровнем организации жизни и влиянием географических, природных условий.
I класс — Крестьянский дом.
II класс — Усадьба.
III класс — Городской ансамбль.
IV-V класс — Профессиональное творчество архитектора
VI класс — Архитектура как выразитель технических возможностей времени.
VII класс — Стиль в архитектуре.
Такой подход дает возможность рассматривать, не вырывая из живой среды бытования, основные виды искусства — народное и профессиональное (классическое) в их взаимодействии на уровне рождения ансамбля, стиля.
Программа содержит целый ряд таких сквозных идей, которые могут стать темами подобных разработок для факультативных занятий.
Это основные блоки, которые содержатся на каждом этапе обучения:
1. Мир искусства и природа.
2. Взаимодействие видов искусства.
3. Человек в художественной культуре.
4. Художественный метод освоения мира.
5. Качества личности, необходимые в художественном творчестве.
6. Основы художественного ремесла.
7. Базовые теоретические основы художественного изображения. Законы искусства и природы.
Культурно-историческое наполнение программы обеспечивает искусствоведческий блок "Примерная тематика и виды искусства, предлагаемые для изучения". Блок содержит сведения о произведениях народного, декоративно-прикладного, академического искусства, дизайне и синтетических искусствах. Материал отражает исторический процесс развития искусства на основе корневых в профессиональные, предлагается для изучения формы существования и развития народного искусства (музеи, исторические памятники и самодеятельное творчество — рукоделие).
Дополнительный материал содержится в приложении.
Практический раздел программы включает все виды художественной деятельности: экспериментирование, учебную практику, творческие задания, беседы по искусству. По каждому направлению предлагаются примерные задания. Они ориентированы на наполнение их содержания местным художественно-краеведческим материалом.
В каждом классе (этапе) необходимо применить следующие типы заданий и, соответственно, типы изображений:
1. Знаково-символьные (семантические).
2. На основе уподобления образу (антропоморфизм).
3. На основе подобия, аналогии (изобразительная форма).
4. Ассоциативные.
5. Абстрактные.
Программа раскрывает для учителя общие направления в обучении и развитии школьников средствами художественной культуры и раскрывает поэтапную логику ее основания.
При составлении тематического плана учитель должен обеспечить достижение целей каждого этапа (класса), опираясь на содержание учебно-развивающих блоков. Учитель вправе предложить свой вариант методического подхода в реализации заполненных в блоки идей.
I КЛАСС
МИР ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ.