Художественных произведений каменного века
Живописные изображения пещеры Ак-Чункур. Киргизия. Мезолит.
Пещера находится в одном из самых красивых районов высокого Тянь-Шаня, в бассейне реки Сары-Джаз. Ак-Чункур относится к пещерам карстового типа. Она выщелочена вдоль зоны дробления в мраморизированных беловато-серых известняках. Отсюда ее название «Белая яма». Пещера состоит из 2 ярусов. Ее длина 57 м. Она имеет также большой грот с высокими сводами. Его высота от 1,8 до 2 м.
Грот, ориентированный на восток, утром освещается солнцем, и сумрачное пространство пещеры преображается. Рисунки нанесены темно-красной охрой на сглаженной поверхности стен и сводов серо-бежевого цвета. Охра наносилась, видимо, пальцем руки или предметом с плоским концом. Среди рисунков – горные козлы, архары, змеи, антропоморфные изображения. Рисунки людей выполнены в силуэтном стиле. Они монохромны. Размеры их – от 13 до 24 см.
Особый интерес представляют рисунки на первом своде грота, где одна над другой, ногами друг к другу, изображены две полные женские фигуры. По силуэту они напоминают палеолитических «Венер». Киргизские «Венеры» столь же миниатюрны (16–18 см), статичны, с подчеркнуто пышными формами женщины-матери, но выполнены они не в скульптурном варианте, а написаны охрой. Выбор места для росписей – на потолках и сводах – тоже соответствует палеолитической традиции живописи и гравировки. Одно из женских изображений на другом своде переплетается с изображением змеи.
Существенно, что наряду с женскими изображениями комплекс рисунков включает мужские фигуры, которые в Ак-Чункур доминируют. В культуре мезолита образ мужчины выдвигается на первый план. Заметна здесь и другая мезолитическая тенденция – нарастание схематизма в изобразительных системах. Отметим также, что высокая Азия осваивалась человеком вслед за таянием ледника примерно 10 тыс. лет назад, в эпоху мезолита.
В рисунках Ак-Чункур присутствует типичный для мирового искусства этого времени круг тем и сюжетов: женщина – охотник – звери; ритуальный мужской танец с семью участниками, который напоминает пляшущих лучников мезолитической пещеры Кобыстана на Кавказе; сочетание женских фигур с изображением (или присутствием) серповидного рога (в Ак-Чункур найден рог горного козла, наполненный жирной красной охрой). Сюжет женщины со змеей связан с мифологическими образами лунных богинь.
Пещера Ак-Чункур непригодна для жилья. Скорее всего – это святилище. Возможно, что воспроизведение мифологических сюжетов и их изобразительная фиксация на стенах и потолке пещеры включались в исполняемую здесь ритуально-обрядовую церемонию. Такая ритуально-мифологическая система была средством культуротворчества, сохранения во времени и передачи поколениям социального опыта; она выступала адаптивно-динамической системой образного моделирования древним человеком мира и своего поведения в нем.
Места для свершения церемоний – необычные, сакральные: от входа в грот открывается волнующая сердце панорама благодатной зеленой долины с молочно-белой вьющейся лентой реки, с широким пространством голубых небес, среди которых царят вознесшиеся к самому небу пик Победы и исполинская вершина Хан-Тенгри (Бога Неба).
Пещера Шовэ.
Открыта 18 декабря 1994 г. спелеологами-любителями – Жаном-Мари Шовэ, Кристианом Хилэром и Элит Брюнель. Находится на юге Франции в Ардеш в подножии известного Валлон Пон Дарк (Vallon Pont dArk). Это карстовая пещера, которая была обиталищем пещерного медведя на протяжении долгого времени, так как следы пребывания медведя повсюду. Также там обитал пещерный лев, чьи грифады, следы лап и останки также в большом количестве. Но следы пребывания человека также неоспоримы. Найдено около 400 изображений, выполненных краской и гравировкой. Они представляют собой геометрические знаки, отпечатки рук (позитивные и негативные) и многочисленные фигуративные изображения. Изображения можно разделить на 2 группы – выполненные красной и черной краской. Все красные изображения располагаются в первой части пещеры, ближе к выходу. Черные, соответственно, во второй части, в глубине пещеры.
Красные знаки и отпечатки рук характеризуются небольшим размером, около 8 см в диаметре, и, как показали исследования, выполнены ладонью руки. Красные знаки являются наиболее ранними. Они датируются ранним ориньяком или поздним мустье. Наиболее странным знаком является бабочко- или птице-подобная форма, не имеющая параллелей ни в каких из известных пещер. Обнаружено еще несколько насекомо-подобных знаков. Также необычен знак креста, четко обозначенный красной краской в окружении множества красных линий.
Но наиболее разнообразными являются изображения животных, приблизительная датировка которых – 32 000–30 000 лет до н.э. Причем сразу же бестиарий Шове объявляется уникальным. Потому что найдены изображения так называемых «опасных животных» – носорогов, львов, медведей, пантер, а они считались нетипичными для изображений этого времени, хотя и не все виды животных фактически вымерли. Но это же обстоятельство – доминирование кошачьих, носорогов медведей было решающим в первичной оценке времени пещеры. Пещера была определена солютрейским периодом. И только через некоторое время, когда стали известны некоторые данные радиоуглеродного анализа, стало понятно, с какой древностью пришлось иметь дело в этой замечательной пещере. Ранее считалось, что главное место в ориньяке принадлежит изображению мамонта, а если «опасные животные» и изображаются, то не в центре, а где-нибудь сбоку. Но в Шовэ они являются главными и подавляющими. Ценность этого открытия еще и в том, что бестиарий Шове имеет свои оригинальные темы изображения, что расширит наше представление об искусстве и культуре этого времени.
Изображения носорогов отличны от других известных ранее изображений: их уши имеют особое изображение – двойной маленькой параллельной аркой, нарисованной по обеим сторонам шеи, хотя тело животного нарисовано в профиль.
Мамонты нарисованы со схематизированными животами-арками, бизоны – с рогами в фронтальной перспективе, лошади – с массивными и густыми гривами.
Также есть изображения бизонов, медведей, оленей, зубров, ланей, пантеры, гиены и неопознанных животных. Кроме отпечатков рук и ног изображений человека нет, но есть удивительный силуэт полу-человека (женщины), полу-бизона.
Темы изображений, их расположение и отношение друг к другу, масштаб, перекрываемость изображений и, конечно же, хронология – вот самые важные проблемы дальнейших исследований пещеры Шове. Они возглавляются Жаном Клоттом.
Едва ли не самым спорным является вопрос о хронологии. Если по первому впечатлению Ж.Клотт отнес изображения Шовэ к солютрейскому периоду, то анализ остатков угля показал дату в 32 000–30 000 лет до н.э., т.е. ранний ориньяк или шательперрон. Но традиционная характеристика шательперрона, предложенная Леруа-Гураном, определяет этот период как неизобразительный. Эта характеристика 60-х гг. удерживается во всей литературе, в том числе и учебной, до нашего времени. Открытие Шовэ, если подтвердиться ее раннеориньякский возраст, может заставить пересмотреть не только характеристику Леруа-Гурана, но и поставить под вопрос ряд концепций, связанных с эволюцией искусства.