Объем дисциплины и виды учебной работы. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
Образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(РГГУ)
ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА
Кафедра истории и теории культуры
ИСТОРИЯ ИСКУССТВ
Рабочая программа
для бакалавриата по направлению
033000 - Культурология
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Москва 2011
История искусств
Рабочая программа
Составитель:
к. иск. доц. И.Н. Захарченко, кафедра всеобщей истории искусств
Рабочая программа курса утверждена
На заседании кафедры истории и теории культуры
20.04.2011 протокол №8
Российский государственный гуманитарный университет, 2011
- Цели освоения дисциплины:
Цель дисциплины – знакомство студентов с закономерностями формирования художественного языка пространственных искусств в контексте историко-культурного развития, с этапами развития искусства, с эволюцией художественных стилей и направлений, с основными произведениями искусства, созданными в ходе культурно-исторического развития.
Задачи дисциплины – постижение, на основе знакомства с базовыми положениями искусствознания, художественного языка пластических искусств, дающее возможность «видеть» произведение искусства; выявление основных этапов художественного развития и определение основных закономерностей последнего в связи с целостной историко-культурной характеристикой той или иной эпохи, со всей системой миропонимания человека.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата:
Дисциплина «История искусств» входит в Профессиональный цикл (Б3), культурно-исторический модуль подготовки по ФГОС по направлению 033000.62 "Культурология", квалификация бакалавр.
Предпосылками успешного освоения курса являются базовые знания по дисциплинам социально-гуманитарного, теоретико-культурного и культурно-исторического модуля, сформировавшие понимание общих историко-культурных закономерностей, лежащих в основе эволюции художественной культуры и искусства. Предполагается знание основ философии, истории, теории культуры, эстетики, истории мировой культуры и культуры России.
Успешное освоение курса «История искусств» возможно на основе следующих общекультурных компетенций, которые к этому времени должны быть уже в достаточной степени сформированы у студентов:
- владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);
- умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
- стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);
- использованием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализироватьсоциально-значимые проблемы и процессы
(ОК-9); - владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);
- способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13).
Курс «История искусств» может считаться базовым для освоения таких дисциплин, как «Визуальная культура», «Культура массовых коммуникаций», «Методика и организация выставочно-аукционной деятельности», «Рынок художественных ценностей», «Культура XX века», «Организация и проведение фестивалей».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- владением теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик; способен применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике; (ПК-1);
- способностью понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований; владеет методами обработки, анализа и синтеза информации (ПК-2);
- способностью представлять освоенное знание, системные взаимосвязи внутри и между дисциплинами в контексте профессиональной культуры; готов к участию в экспертно-консультационной работе (ПК-11);
- готовностью к самообразованию на протяжении всей трудовой жизни (ПК-21);
- готовностью к просветительской деятельности среди различных слоев населения с целью повышения уровня культуры (ПК-22).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
• Знать: базовые положения искусствознания, методы изучения искусства, логику, закономерности, периодизацию, хронологию истории искусства, художественные эпохи, стили, направления, важнейшие произведения искусства, место истории искусства в системе историко-культурного развития;
• Уметь: логично представлять освоенное знание, проводить содержательный и формальный анализ художественно-образной структуры произведения искусства, демонстрировать понимание закономерностей формирования художественного языка различных видов искусств, применять современные методы анализа искусства в научно-исследовательской и социально-практической деятельности;
• Владеть: понятийным аппаратом, познавательными подходами и современными методами изучения искусства, основами иконографического и формально-стилистического анализа произведения искусства.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего часов / зачетных единиц | Семестры | |||
Аудиторные занятия (всего) | |||||
В том числе: | |||||
Лекции | |||||
Практические занятия (ПЗ) | |||||
Семинары (С) | |||||
Лабораторные работы (ЛР) | |||||
Самостоятельная работа (всего) | |||||
В том числе: | |||||
Курсовой проект (работа) | |||||
Расчетно-графические работы | |||||
Реферат | |||||
Другие виды самостоятельной работы | |||||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | экз | ||||
Общая трудоемкость часы зачетные единицы | |||||
5. Структура и содержание дисциплины:
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
1. | Введение в изучение искусства. Проблема возникновения искусства. | Искусство в системе культуры. Природа искусства. Понятие художественного образа. Общая характеристика изобразительных искусств. «Картина мира», создаваемая средствами пластических искусств. Специфика художественного языка архитектуры и других видов изобразительных искусств. Проблема возникновения искусства. Эволюция художественно-образного мышления. Синкретизм первобытного искусства. Искусство палеолита. Пещерная живопись эпохи Мадлен, ее художественное своеобразие. Эволюция художественного творчества в эпоху мезолита. Наскальные изображения неолитических художников. Рождение монументальной архитектуры. Основные типы мегалитических сооружений. |
Искусство Древнего Египта. | Особенности миропонимания человека Древнего Ближнего Востока. Древневосточное искусство и религия. Виды и жанры пространственных искусств. Канон в искусстве Древнего Востока, его место в художественном творчестве эпохи. Искусство Древнего Египта. Создание сакрального образа мира средствами архитектуры и изобразительных искусств. Культ фараона и его роль в создании монументального стиля египетского искусства. Пирамиды в Гизе. Храмовое строительство в Древнем Египте. Символика древнеегипетского храма. Художественное своеобразие древнеегипетской скульптуры и живописи. Специфика древнеегипетского канона. Синтез архитектуры и изобразительных искусств в Древнем Египте. | |
Искусство Древней Греции | Черты античной культуры. Своеобразие представлений о мире в эпоху античности. Формирование полисной системы. Складывание ордерной архитектуры. Системы архитектурных ордеров. Афинский Акрополь как памятник искусства древнегреческой классики. Древнегреческая скульптура, ее важнейшие пластические особенности. Эволюция стиля. Величайшие древнегреческие скульпторы. Проблема канона в древнегреческой скульптуре. Древнегреческая вазопись. Чернофигурная и краснофигурная вазопись как этапы формирования античной живописной системы. Особенности искусства эллинизма. Значение художественного наследия Древней Греции. | |
Искусство Древнего Рима. | Специфические черты древнеримской художественной культуры. Храмовое строительство в Древнем Риме. Типы архитектурных ордеров. Изобретение арочных, сводчатых, купольных конструкций. Важнейшие архитектурные сооружения Древнего Рима. Особенности древнеримской скульптуры. Возникновение скульптурного портрета, основные этапы его эволюции. Живопись Древнего Рима. Новые черты живописной системы как отражение новой стадии художественного видения. Фрески и мозаики Помпей и Геркуланума. Фаюмские портреты. | |
Раннехристианское искусство. Искусство Византии. | Черты новой картины мира, формирующейся в эпоху поздней античности. Рождение христианства, его значение для последующих этапов развития искусства. Эволюция позднеримского искусства. Катакомбное искусство, его символика. Складывание нового художественного языка. Архитектурное и художественное своеобразие раннехристианских базилик. Художественный язык византийского искусства. Собор как символ Божественного Космоса. Роль мозаик и фресковых росписей в создании символического образа. Собор Св. Софии в Константинополе, его конструктивные и художественные особенности. Развитие византийской иконописи. Художественное своеобразие иконы, символика художественного языка. | |
Русское искусство Х – ХVII вв. | Этапы русского средневекового искусства. Влияние византийской культуры, своеобразие русского христианского искусства домонгольского периода. Архитектурные памятники Киева и Новгорода ХI в. Шедевры владимиро-суздальской архитектуры XII в. Формирование московской художественной традиции, ее особенности в живописи. Ф.Грек и А.Рублев, художественное своеобразие их творчества. Архитектура Московского государства. Архитектурные памятники Московского Кремля XV – XVI вв. Бесстолпные шатровые храмы в каменном строительстве XVI в. Новые явления в искусстве XVII в. Посадская церковная и гражданская архитектура. «Московское барокко». Светские элементы в фресковой живописи и иконописи. Возникновение парсуны. | |
Искусство западноевропейского средневековья. | Специфика художественного развития Западной Европы в период раннего средневековья. Искусство эпохи Каролингов и империи Оттона I. Становление романского искусства (XI-XII вв.). Художественное своеобразие романской архитектуры. Живопись и скульптура в романский период. Искусство западноевропейской готики, его основные этапы. Новаторство конструктивных и художественных решений в готической архитектуре. Особенности символической интерпретации божественного пространства. Готическая скульптура, ее пластические особенности. Роль витражей в художественном оформлении готического собора. Выдающиеся памятники западноевропейской готики. | |
Искусство эпохи Возрождения | Общая характеристика Возрождения. Картина мира человека Возрождения. Эволюция нового художественного языка. Искусство Возрождения в Италии. Творчество Джотто, новаторство его художественных решений. Раннее Возрождение как период становления нового искусства. Формирование ренессансного стиля в архитектуре (творчество Ф.Брунеллески), развитие новой пластики в скульптуре (творчество Донателло, А.Вероккио). Складывание живописной системы реалистического изображения мира, основные направления в развитии живописи XV в. (творчество Т.Мазаччо, П.делла Франческа, С.Боттичелли и др.). Высокое Возрождение как выдающийся этап в развитии ренессансного искусства. Творчество «титанов» Возрождения. Особенности Высокого Возрождения в Венеции. Искусство Северного Возрождения. Своеобразие мировидения и художественного языка выдающихся живописцев Северной Европы XV – XVI вв. | |
Западноевропейское искусство XVII – середины XIX вв. | Новые явления в западноевропейской художественной культуре XVII в. Складывание общеевропейских художественных стилей. Искусство Италии. Творчество братьев Караччи и Микеланджело Караваджо. Стиль барокко, особенности его художественного языка. Черты барокко в архитектуре и скульптуре. Творчество Л.Бернини. Стиль барокко в европейской живописи. Искусство Фландрии. Творчество П.П.Рубенса. Голландская школа живописи. Реализм в творчестве голландских живописцев. Складывание системы жанров, их характеристика. Творчество Рембрандта ван Рейна. Особые черты в испанской живописи XVII в. Творчество Д.Веласкеса. Искусство Франции. Классицизм в архитектуре и изобразительном искусстве XVII в., его философские основы, эстетические идеалы, художественный язык. Творчество Н.Пуссена. Особенности художественной культуры XVIII в. Основные направления стилистической эволюции в искусстве. Рококо в живописи. Творчество А.Ватто. Реалистическое направление в живописи XVIII в. Вторая волна классицизма. Творчество Ж.Л.Давида. Академизм в живописи. Английская школа живописи XVIII в. Испанская художественная традиция и творчество Ф.Гойи. Новые явления в художественном развитии первой половины XIX в. Романтизм в европейской живописи, особенности его художественного языка. Творчество Э.Делакруа. Реализм в европейской живописи, его тематика и жанры. Творчество Г.Курбе. | |
Русское искусство XVIII – второй половины XIX вв. | Рождение светской культуры и искусства. Особенности стилевой эволюции русского искусства в период XVIII – середины XIX в. Стили в русской архитектуре этого времени. Знаменитые дворцовые ансамбли. Становление светской живописи в России. Портрет – ведущий жанр русской живописи XVIII в. Эволюция русского портрета. Творчество Ф.Рокотова, Д.Левицкого, В.Боровиковского. Художественные направления в русской живописи первой половины XIX в. Романтизм и его особенности. Становление жанровой системы, эволюция жанров. Творчество К.Брюллова, А.Иванова, П.Федотова. Особенности развития русской живописи в середине – второй половине XIX в. Критический реализм в русской живописи. Творчество художников-передвижников 1860 – 1880-х гг. Основные жанры в живописи этого периода, их характеристика. | |
Европейское и русское искусство второй половины XIX – начала ХХ в. | Вторая половина XIX в. – начало нового культурно-исторического этапа. Кризис художественной системы нового времени, начало формирования нового художественного языка. Субъективизация художественных образов и усиление личностного начала в искусстве. Возникновение импрессионизма. Художественные особенности импрессионистической живописи. Творчество художников-постимпрессионистов, новаторство художественного строя их произведений. Влияние художественных открытий П.Сезанна, В.Ван-Гога, П.Гогена, А.Тулуз-Лотрека на изобразительное искусство ХХ века. Символизм как способ художественного мышления. Символизм в живописи этого периода. Стиль модерн в европейском искусстве. Художественные особенности архитектуры и изобразительных искусств. Идея синтеза искусств в модерне. Новые явления в русской живописи в конце XIX в. Импрессионистические искания, символизм в русском искусстве этого времени. Особенности русского модерна. Творчество В.Серова, М.Врубеля. «Мир искусства» и другие объединения русских художников начала ХХ в. | |
Основные направления искусства Запада и России в ХХ в. | Искусство ХХ в. – новый этап в развитии художественной культуры человечества. Рождение нового художественного языка. Возникновение авангарда. Авангардное искусство как новая художественная система. Этапы в развитии авангарда. Живопись первых двух десятилетий ХХ в. Течения в европейском и русском авангарде. Архитектура начала ХХ в. Конструктивизм и функционализм как основа формотворчества этого периода. Живопись межвоенных десятилетий. Новые черты авангардного искусства. Сюрреализм в живописи. Основные тенденции в развитии послевоенного западного искусства. Искусство США 1950-1960-х гг. Поп-арт и другие течения этого времени. Особенности современного художественного сознания и новые формы творчества в конце ХХ в. Социалистический реализм в искусстве СССР. Советское искусство 1960-1980-х гг. Основные направления поисков и художественные решения этого периода. Искусство постперестроечной России. |
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.
№ п/п | Раздел Дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Всего | Лекции | Семинары | Самост работа | |||||
Введение в изучение искусства. Проблема возникновения искусства. | ||||||||
Искусство Древнего Египта. | ||||||||
Искусство Древней Греции | ||||||||
Искусство Древнего Рима. | Письменная работа | |||||||
Раннехристианское искусство. Искусство Византии. | ||||||||
Русское искусство Х – ХVII вв. | Проверка знаний иллюстративного материала по пройденным темам («угадайка») | |||||||
Искусство западноевропейского средневековья. | ||||||||
Искусство эпохи Возрождения | ||||||||
Западноевропейское искусство XVII – середины XIX вв. | Письменная работа | |||||||
Русское искусство XVIII – второй половины XIX вв. | Письменная работа | |||||||
Европейское и русское искусство второй половины XIX – начала ХХ в. | ||||||||
Основные направления искусства Запада и России в ХХ в. | Проверка знаний иллюстративного материала по пройденным темам («угадайка») | |||||||
Итоговая аттестация | Экзамен | |||||||
ИТОГО: |
5. Образовательные технологии:
Курс «История искусств» относится к дисциплинам базового цикла, культурно-исторического модуля. Этим определяется выбор образовательных технологий, включающий:
· чтение лекций (с использованием м/м технологий);
· проведение семинарских занятий как традиционной формы самостоятельной работы студентов, включающей обработку лекционного материала, изучение рекомендуемой литературы, опыты совместного с преподавателем и самостоятельного анализа произведения искусства;
· проведение выездных занятий в художественных музеях Москвы (ГМИИ им. А.С.Пушкина, ГТГ), целью которых является углубленное знакомство студентов с произведениями искусства, созданными в созданными в ходе культурно-исторического развития;
· проведение студенческих конференций и круглых столов, предполагающих подготовку и обсуждение докладов по одной из предложенных преподавателем тем с приглашением, по возможности, специалистов-искусствоведов или участников современного художественно-творческого процесса.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов:
Текущий контроль успеваемости проводится на основе:
- Работы студента на семинарских занятиях в течение семестра, включающей текущую работу, а также подготовку и обсуждение докладов.
- Предлагаемых студенту самостоятельных письменных работ, главная цель которых – показать понимание логики и закономерностей художественного развития в ходе культурно-исторической эволюции, отработать навыки формально-стилистического анализа произведения искусства. Студенту предлагается репродукция произведения искусства (по выбору преподавателя), в качестве задания предлагается провести анализ художественного языка произведения (определить стилистическую принадлежность, композиционный и художественный строй произведения). Время работы – 2 академических часа.
- Проверки знания изученных произведений искусства («угадай-ка», не менее 15-20 репродукций).
Примерная тематика докладов и курсовых работ:
1. Древнеегипетский храм: символический смысл и художественное воплощение.
2. Искусство Древнего Египта: сакральные идеи и художественные образы.
3. Ордерная архитектура как художественное воплощение античного миропонимания.
4. Античное миропонимание и художественный язык живописи.
5. Русская икона: художественное осмысление сакрального.
6. Феофан Грек и Андрей Рублев: сравнительный анализ творчества.
7. Творчество А.Рублева как отражение культурного подъема на Руси XIV – XV вв.
8. Символический образ православного храма.
9. Символика готического собора.
10. Природа как объект философского и художественного осмысления в средневековой китайской живописи.
11. Гуманизм и художественная программа нового искусства в Италии XIV – XV вв.
12. Эпоха Возрождения: художественный язык живописи как отражение нового видения мира.
13. Эпоха Возрождения: художественный язык архитектуры как отражение нового видения мира.
14. Леонардо да Винчи и художественная система нового времени.
15. Художественный язык искусства Северного Возрождения как отражение особенностей видения мира.
16. Картина мира и ее художественное воплощение в эпоху барокко.
17. Реальное и символическое в европейской живописи XVII вв.
18. Философско-эстетическое и художественное мышление европейского классицизма.
19. Эволюция принципов градостроительства как историко-культурная проблема.
20. Эволюция стилей в европейском искусстве нового времени как историко-культурная и художественная проблема.
21. Русский портрет XVIII в. как отражение особенностей русской культуры.
22. Барокко в русском искусстве: общеевропейские черты и национальное своеобразие.
23. Стили в европейской и русской живописи первой половины XIX в.: общее и особенное.
24. Реализм в европейском и русском искусстве XIX в.: общее и особенное.
25. Новое видение мира и его художественная реализация в творчестве импрессионистов.
26. Постимпрессионизм как предтеча художественных исканий ХХ в.
27. Символизм в искусстве конца XIX – начала ХХ вв.: философско-эстетические и художественные поиски.
28. Искусство модерна: преобразование мира по законам красоты.
29. Художественные искания в русском искусстве начала ХХ в.
30. Авангардное художественное мышление и его эволюция в живописи ХХ в.
Форма итогового контроля – экзамен.
Примерный перечень вопросов к экзамену:
1. Возникновение искусства. Функции искусства в первобытном обществе. Синкретизм первобытного искусства.
2. Изобразительные средства и их эволюция в первобытном обществе.
3. Архитектура Древнего Египта. Символика храма. Синтез искусств в Древнем Египте.
4. Понятие канона в искусстве. Канон в скульптуре и живописи Древнего Египта.
5. Архитектура Древней Греции. Ордерная архитектура как выражение гармонии в античном искусстве.
6. Художественные образы древнегреческой скульптуры.
7. Афинский Акрополь как памятник искусства эпохи греческой классики.
8. Стили древнегреческой вазописи.
9. Конструктивные особенности и пластический язык римской архитектуры.
10. Римский скульптурный портрет и его эволюция.
11. Античные фрески и мозаики (на примере живописи Помпей и Геркуланума). Фаюмские портреты.
12. Символика христианского искусства. Художественный образ православного храма.
13. Символика средневековой живописи. Художественный язык иконописи.
14. Русское искусство X – XIII вв. Трансформация византийской художественной системы.
15. Русская иконопись XIV – XVII вв.
16. Русская архитектура XIV – XVII вв.
17. Архитектурные памятники Московского Кремля XV–XVI вв.
18. Конструктивное и художественное своеобразие романской архитектуры. Синтез искусств в романский период.
19. Новаторство архитектурных решений в эпоху готики. Художественный образ готического собора.
20. Художественная система реалистического изображения мира в итальянской живописи эпохи Возрождения. XV–XVI вв.
21. «Титаны» Возрождения.
22. Искусство Северного Возрождения.
23. Барокко и классицизм в европейской архитектуре XVII-XVIII вв.
24. Голландская живопись XVII в.
25. Фламандская живопись XVII в.
26. Испанская живопись XVII в.
27. Французская живопись XVII – XVIII вв.
28. Романтизм и реализм в европейской живописи XIX в.
29. Барокко и классицизм в русской архитектуре XVIII–XIX вв.
30. Русский портрет XVIII в.
31. Стили и жанры в русской живописи XIX в.
32. Художественные особенности творчества передвижников.
33. Новаторство художественного метода импрессионистов в живописи.
34. Творчество художников-постимпрессионистов.
35. Новые тенденции в русской живописи конца XIX – начала ХХ в.
36. Стиль модерн в европейском искусстве. Художественный язык модерна.
37. Возникновение авангарда. Течения в авангардистской живописи первой четверти ХХ в.
38. Авангард в русской живописи.
39. Сюрреализм в европейском искусстве.
40. Характеристика искусства второй половины ХХ в.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература:
1. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. Любое издание.
2. Ильина Т.В. Введение в искусствознание: Уч. пос. для вузов. – М.: АСТ: Астрель, 2003.
3. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство: Уч. пос. для вузов. Любое издание.
4. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Уч. пос. для вузов. Любое издание.
б) дополнительная литература:
1. Акимова Л. Искусство Древней Греции: Геометрика, архаика. Спб., Азбука-классика, 2007. – «Новая история искусства».
2. Акимова Л. Искусство Древней Греции: Классика. Спб., Азбука-классика, 2007. - «Новая история искусства».
3. Андреева Е. Постмодернизм: Искусство второй половины ХХ – начала ХХI века. – Спб., Азбука-классика, 2007. - «Новая история искусства».
4. Арган Дж.К. История итальянского искусства: Пер. с итал./ Д.К. Арган. - М.: Радуга, 2000.
5. Баторевич Н.И.Архитектурный словарь. СПб.: Стройиздат СПб, 1999.
6. Герман М. Модернизм: Искусство первой половины ХХ века. – Спб., Азбука-классика, 2003. - «Новая история искусства».
7. Данилова И.Е. Итальянский город ХV века: [Реальность, миф, образ]/ И.Е. Данилова; РГГУ. - М.: Изд-во РГГУ, 2000.
8. Даниэль С.М. Европейский классицизм: Эпоха Пуссена. Эпоха Давида. – Спб., Азбука-классика,2003. – «Новая история искусства».
9. Даниэль С.М. Рококо: От Ватто до Фрагонара. - Спб., Азбука-классика,2007. – «Новая история искусства».
10. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Очерки. Вып. 1-4. Любое издание.
11. Никитина И.П. Пространство мира и пространство искусства. М.: Изд. центр РГГУ, 2001.
12. Никольский В.А. История русского искусства: Живопись. Архитектура. Скульптура. Декоративное искусство. М.: Терра-Кн. клуб, 2001.
13. Петинова Е. Ф. Русские живописцы ХVIII века: Биографии. СПб.: Искусство-СПБ, 2002. - (Русское искусство: Стили. Жанры. Мастера).
14. Поспелов Г.Г. Русское искусство начала ХХ века: Судьба и облик России. М.: Наука, 1999.
15. Раздольская В. Европейское искусство XIX в. Спб. Азбука-классика, 2005. – «Новая история искусства».
16. Свидерская М.И. Искусство Италии ХVII века: Осн. направления и ведущие мастера. М.: Искусство, 1999.
17. Степанов А. Искусство эпохи Возрождения: Италия. XIV-XV вв. Спб., Азбука-классика, 2003. – «Новая история искусства».
18. Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия XVI век. Спб., Азбука-классика, 2007. – «Новая история искусства».
19. Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Нидерланды. Германия. Франция. Испания. Англия. Спб., Азбука-Классика, 2009. – «Новая история искусства».
20. Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. М., Изд-во МГУ, 1993.
21. Якимович А.К. Новое время: Искусство и культура XVII-XVIII вв. – Спб., Азбука-классика, 2004. – «Новая история искусства».
22. Янсон Х.В., Янсон Э.Ф. Основы истории искусств. - Спб., АОЗТ «Икар», 1997.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
Базы данных по истории искусства, включая GoogleArtProject, цифровые коллекции музеев мира.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Аудитория для проведения занятий по курсу «История искусств» должна иметь м/м оборудование.