Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Эрмитаж)
6. Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики:
• композиция, рисунок, цвет для живописи;
• композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики.
Содержание программы
Занятия 1–2 (2 ч), стр. 4–11 учебника.
Изучение некоторых видов монументально-декоративного искусства. Рождение монументальной живописи. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 6–7).
Что такое фреска. Особенности этой техники. Выполнение задания на стр. 8 в учебнике. Фрески Джотто, Ф. Грека, А.Рублёва.
Что такое мозаика и витраж. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 10–11).
Занятие 3 (1 ч), стр. 12–13 учебника.
Русская икона. Помимо икон, предложенных в учебнике, можно рассмотреть и другие иконы разного времени и школ. Выполнение задания на стр. 13 в учебнике.
Занятие 4 (1 ч), стр. 14–15 учебника.
Монументальная скульптура. Выполнение задания на стр.14 в учебнике. Памятники, посвящённые Великой Отечественной войне. Выполнение задания на стр.15 в учебнике..
Занятие 5 (1 ч), стр. 16–19 учебника.
Новые виды изобразительного искусства: дизайн и фотография. Цели и задачи дизайна. Что должен учитывать дизайнер в своей работе. Выполнение заданий на стр. 16–17 в учебнике. Виды фотографий. Художественная фотография. Выполнение задания на стр.19 в учебнике.
Занятие 6 (1 ч), стр. 20–21 учебника, стр. 6–7 рабочей тетради. Изучение осенних пейзажей И. Левитана. Выполнение заданий на стр. 2 1 в учебнике. Закрепление умения работать акварельными красками: выполнение осеннего пейзажа с натуры или по воображению (стр. 6–7 рабочей тетради).
Занятие 7 (1 ч), стр. 22–23 учебника, стр. 2–3 рабочей тетради. Как передать объём предмета, работая цветными карандашами. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради.
Занятия 8–9 (2 ч), стр. 24–25 учебника, стр. 8–11 рабочей тетради.
Углубление понятий о светотени как о способе передачи объёма и формы предмета на плоскости. Совершенствование техники штриховки: выполнение заданий в рабочей тетради. Понятие о рефлексе, падающих тенях и конструкции предмета. Выполнение заданий в учебнике.
Занятия 10–11 (2 ч), стр. 26–27 учебника, стр. 4–5 рабочей тетради.
Составление композиции на заданную тему с использованием опорной схемы. Выполнение собственной композиции «Летние зарисовки». Оформление панно подходящей рамкой (рабочая тетрадь).
Занятия 12–13 (2 ч), стр. 28–29 учебника, стр. 12–13 рабочей тетради.
Зарисовки животных. От зарисовок к иллюстрации. Выполнение заданий в учебнике. Нарисовать животное (по выбору ученика).
Занятие 14 (1 ч), стр. 30–31 учебника, стр. 36–39 рабочей тетради.
Занятие для любознательных (самостоятельное изучение темы). Изучение техник отмывки и гризайли. По желанию учащихся можно выполнить в процессе изучения нового материала задания на закрепление полученных знаний на стр. 30–31 учебника.
Занятия 15–16 (2 ч), стр. 32–33 учебника, стр. 14–17 рабочей тетради.
Изучение основных законов композиции на примере «Натюрморта с тыквой» А. Куприна. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий в учебнике и на стр. 14–15 или 16–17 рабочей тетради.
Занятие 17 (2 ч), стр. 34–35 учебника, стр. 28–29 рабочей тетради.
Народные промыслы. Изучение особенностей нижегородской резьбы по дереву. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий в учебнике и рабочей тетради.
Занятия 18–19 (2 ч), стр. 36–37, стр. 26–27 рабочей тетради.
Что такое линейная перспектива. Значение точки схода и положения линии горизонта . Выполнение в процессе изучения нового материала заданий в учебнике (стр. 37) и в рабочей тетради (стр. 26–27). Получение представления о воздушной перспективе.
Занятия 20–21 (2 ч), стр. 38–39 учебника и стр. 30–31 рабочей тетради.
Эти занятия проводятся перед Днём Победы. Изучение картин советских художников, посвящённых Великой Отечественной войне. Выполнение заданий на стр. 39 учебника. Разработка макета альбома Славы. Выполнение каждым учеником своей странички альбома. Коллективная работ а . Создание классного альбома Славы.
Занятия 22–25 (4 ч), стр. 40–47 и 78 учебника, стр. 42–47, 75–78 рабочей тетради.
Изучение пропорций человеческой фигуры. Понятие о модуле. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на стр.40–41 учебника и на стр. 42–43 рабочей тетради. Коллективная работа. Создание панно «Быстрее, выше, сильнее». Изучение, как с помощью пропорций создаётся образ сказочного героя (стр. 78 учебника и стр. 44–47 рабочей тетради). Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на стр. 40–41 учебника и на стр. 44–47 рабочей тетради. Коллективная работа. Создание панно «Сказочный мир».
Занятие 26 (1 ч), стр. 42–43 учебника, стр. 32–33 рабочей тетради.
Занятие для любознательных (самостоятельное прочтение текста о китайском рисунке кистью). По желанию учащихся можно выполнить в процессе изучения нового материала задания на закрепление полученных знаний на стр. 43 учебника и на стр. 32–33 рабочей тетради.
Занятия 27–30 (3–4 ч), стр. 36–37 и 50–51 учебника, стр. 18–23 рабочей тетради.
Занятие для любознательных (самостоятельное прочтение текста о русском народном театре). Выполнение заданий в рабочей тетради. Коллективная работа: подготовка и постановка кукольного спектакля по сказке С. Козлова «Снежный цветок».
Занятия 31–32 (2 ч.), стр. 48–49 учебника.
Изучение истории Эрмитажа и некоторых представленных в этом музее шедеврах живописи разных стран. На оставшихся уроках или факультативно можно выполнить задания, данные в рабочей тетради.
а) открытки или панно к праздникам (стр. 34–35);
б) дизайнерские проекты:
– настенный календарь на стр. 24–25;
– декоративный фонарь с мотивами русского плетёного орнамента на стр. 36–39;
в) шрифтовая композиция на стр. 48–49.
Занятия: 33-34. Проекты.
Занятия 1-4 (4 ч).Изучение жанров живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, анималистический жанр, бытовой жанр, батальный жанр, исторический жанр).
Что такое натюрморт. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий.
Что такое пейзаж. Барбизонская школа пейзажа. Особенности импрессионизма. Изучение зимнего колорита на примере произведений А. Грабаря, А. Остроумовой-Лебедевой и Р. Кента.
Что такое портрет. Виды портретов: парадные и камерные, групповые, парные и индивидуальные.
Исторический и батальный жанры на примере произведений Н. Рериха и И. Айвазовского.
Бытовой и анималистический жанры на примере произведений К. Гуна, Г. Терборха и Т. Жерико.
Занятия 5-7 (3 ч).Углубление знаний о цвете. Понятие о цветовой гамме живописного произведения. Цветовой круг. Определение дополнительных и родственных цветов по цветовому кругу. Работа цветными карандашами.
Занятия 8-10 (3 ч).Понятие о декоративном панно. Коллективная работа: декоративное панно в технике аппликации. Выполнение декоративного панно с использованием природного материала.
Занятия 11-13 (3 ч).Выявление объёма и формы гранёных и округлых поверхностей и простых геометрических тел (пирамиды и цилиндра). Отработка различной штриховки (различное направление штрихов, послойное уплотнение штриховки). Распределение светотени на различных поверхностях.
Рисование натюрморта из геометрических тел с натуры.
Занятия 14-16 (3 ч).Изучение основных пропорций человеческого лица. Получение представления о соразмерности, соотношении целого и его частей, идеальном соотношении частей человеческого лица, мимике.
Тренировка наблюдательности: изменение пропорций лица человека с возрастом, мимика.
Занятия 17-18 (2 ч).Народные промыслы: изучение хохломской росписи. Этапы выполнения различных видов хохломской росписи.
Занятие 19 (2 ч).Продолжение изучения орнамента. Плетёные орнаменты: звериный стиль.
Занятие 20 (2 ч).Совмещение нескольких техник при работе акварельными красками. Техника отпечатка.
Занятия 21-23 (3 ч).Изучение особенностей стиля мастера иллюстрации И. Билибина. Иллюстрации И. Билибина к сказкам. Рисование в любой технике иллюстрации к русской народной сказке или панно «Древнерусский витязь и девица-красавица».
Занятия 24-25 (2 ч).Древнерусская книга. Иметь представление о том, что такое буквица, лицевая рукопись. Коллективная работа «Кириллица».
Занятия 26-30 (4 ч).Как создаётся театральный спектакль. Получение представления о работе различных театральных художников (декорации и костюмы). Коллективная работа: подготовка и постановка кукольного спектакля по сказке П. Бажова «Серебряное Копытце».
Занятие 31 (1 ч).Изучение истории Русского музея и некоторых картин, представленных в нём. Класс можно разделить на группы и поручить представителям групп рассказать о каждой картине. Рассказ может сопровождаться подходящей музыкой.
Занятия 32-34 (2 ч).Проектные задания (открытки или панно) к праздникам.
Занятие 35 (1 час). Резервный урок.
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Дата по план. | Дата факт. | Тема урока | Основные виды учебной деятельности (элементы содержания) | Планируемые предметные результаты | Универсальные учебные действия | Личностные результаты |
Монументально-декоративное искусство (32+2 ч) | |||||||
1-2 | 02.09. 30.09. | Рождение монументальной живописи. Фреска, мозаика и витраж. | Рассказывать о происхождении монументальной живописи. Выполнить задания на стр.6- 7 учебника Рассказывать о таких мастерах фрески, работавших в Средние века на Руси, как Феофан Грек и Андрей Рублёв | Иметь представление о некоторых видах монументально-декоративного искусства Знать особенности фресковой живописи (Н). Изучить фрески Джотто, приведённые в учебнике Иметь представление о таких техниках монументально-декоративного искусства, как мозаика и витраж | Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёрами. | Самостоятельно определять и описывать собственные чувства, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов. | |
09.09. | Русская икона. Звенигородская находка. | Рассказывать об истории иконы на Руси. Прослушать «Епитимью» в исполнении Ф. Шаляпина и сравнить эмоции от музыкального произведения и от икон | Иметь представление о Звенигородских иконах, написанных Андреем | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. | ||
16.09. | Монументальная скульптура. | Изучить памятники героям Великой Отечественной войны, приведённые в учебнике. Прослушать песню «Вставай, страна огромная» и эмоционально связать памятники с музыкой | Иметь представление об особенностях и задачах монументальной скульптуры | Оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; оценивать ход и результат выполнения работы; участвовать в обсуждении учебной задачи. | Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве. | ||
23.09. | Новые виды искусств: дизайн и фотография. | Понимать задачи дизайна и уметь рассказывать о его происхождении и целях работы стр. 16–17 учебника | Иметь представление о различных видах фотографий. Отличать художественные фотографии от других видов этого искусства | Оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. | ||
07.10. | . | Родная природа. Поэт пейзажа И. Левитан | Иметь представление и рассказывать о творчестве И. Левитана (Н). Проанализировать его картины об осени. Подобрать к ним подходящие стихи. | Выполнить задания на стр. 20–21 учебника. Написать осенний пейзаж по воображению или с натуры (стр. 6–7 рабочей тетради) | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успехов и неудач в собственной учёбе. | |
14.10 | Изучаем работу мастера. Д. Митрохин «Яблоки» | Изучить на примере рисунка Д. Митрохина «Яблоки», как можно передать объём предмета с помощью цветных карандашей | Уметь использовать различные виды штриховки для более выразительной передачи объёма | Оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. | ||
8-9 | 21.10 28.10 | . | Градации светотени. Рефлекс. Падающая тень. | Расширить понятие о светотени: хорошо различать, где на предметах свет, тень, полутень, блик, рефлекс и падающая тень. Твёрдо знать, где на предмете самое светлое место, а где – самое тёмное | Уметь определить, откуда на постановку падает свет и как в зависимости от этого на предметах распределяется светотень. Иметь понятие о конструкции предмета | Оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий. | Самостоятельно определять и описывать собственные чувства, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов. |
10-11 | 11.11 18.11 | Композиция на заданную тему. Оформление творческих работ. | Иметь представление о значении рамки для цельности восприятия любой творческой работы. | Уметь составлять и использовать для создания композиции опорную схему | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Анализировать свои действия и управлять ими; составлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителя. | |
12-13 | 25.11 02.12 | Зарисовки животных. Твоя мастерская: от зарисовок к иллюстрации. | Коллективный проект: оформить свои работы и организовать в классе выставку рисунков и иллюстраций с животными | Иметь представление о значении зарисовок с натуры для создания более значительных творческих работ | Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях; не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. | Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успехов и неудач в собственной учёбе. | |
09.12 | Для любознательных: отмывка. Твоя мастерская: гризайль | Самостоятельно изучить материалы | Выполнить творческие задания на стр. 30–31 учебника | Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях; не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. | Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения. | ||
15-16 | 16.12 23.12 | Композиция и её основные законы. | Изучить на примере «Натюрморта с тыквой» А.Куприна основные законы композиции (П) и уметь их определять в натюрмортах других авторов | Нарисовать с натуры в любом материале простой натюрморт, стараясь следовать основным законам композиции (стр.14–17 рабочей тетради | Оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий. | Уважительно относиться к творчеству, как своему, так и других людей. | |
Народные промыслы: нижегородская резьба по дереву. | Изучить особенности нижегородской резьбы по дереву (Н) и выполнить в процессе изучения материала задания на стр.35 учебника и на стр. 28–29 рабочей тетради. | Знать особенности нижегородской резьбы по дереву | Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. | Самостоятельно определять и описывать собственные чувства, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов. | |||
18-19 | Линейная перспектива | Получить понятие о Линейной перспективе: знать, как влияет на построение перспективы положение линии горизонта | Знать, что такое точка схода. Уметь делать простые построения перспективы. Уметь находить точку схода в произведениях известных художников. Иметь представление о Воздушной перспективе | Уметь оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание. | Уважительно относиться к творчеству, как своему, так и других людей. | ||
20-21 | Изучаем работы мастеров: А. Дейнеко «Оборона Севастополя», П. Оссовский «Салют Победы», М. Кугач «Дед и внук. | Изучить работы советских художников, посвящённые Великой Победе, и ответить на вопросы на стр.39 учебника. Коллективный проект «Альбом Славы»: разработать макет альбома, пределить композицию его страниц | Ученик должен создать свою страничку, которая будет затем размещена в общем «Альбоме Славы» (стр. 30–31 рабочей тетради) | Выбирать последовательность действий; оценивать ход и результат выполнения работы; участвовать о обсуждении учебной задачи. | Уважительно относиться к творчеству, как своему, так и других людей. | ||
22-25 | Фигура человека. Пропорции | Изучить пропорции Человеческой фигуры, иметь представление о модуле. Коллективная работа «Быстрее, выше, сильнее», стр. 42–43 рабочей тетради. Коллективная работа «Сказочный мир» (стр. 46–47 рабочей тетради | Сделать несколько набросков с натуры одноклассников или родственников. Иметь представление о необходимости соблюдения определённых пропорций при создании образов сказочных героев | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения. | ||
Для любознательных: китайский рисунок кистью | Самостоятельно изучить тему | Выполнить в процессе изучения материала задания на стр. 43 учебника - и на стр.32–33 рабочей тетради | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Самостоятельно определять и описывать собственные чувства, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов. | |||
27-30 | Для любознательных: родная история и искусство – русский народный театр. | Самостоятельно изучить тему. Коллективный проект: подготовка к постановке кукольного спектакля по сказке С.Козлова «Снежный цветок» (стр. 18–23 рабочей тетради). | Иметь представление о необходимости соблюдения определённых пропорций при создании образов сказочных героев | Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. | Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения. | ||
31-32 | Учимся видеть. Эрмитаж. | Знать историю основания Эрмитажа | Уметь рассказывать о живописных произведениях на языке искусства (П) (стр. 52–71 учебника). | Уметь оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание. | Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения. | ||
33-35 | Работа над творческими проектами. | ||||||
Итого: | 35 часа |