Произведения изобразительного искусства (для ознакомления)

Живопись: В.Белыницкий-Бируля. «Задумлівыя дні восені», «Блакітнай вясной», «Зялёны май», «Домік няні Арыны Радзівонаўны»;

И. Хруцкий. «Кветкі i садавіна», «Партрэт хлопчыка ў саламяным капелюшы»;

А. Гугель. «Блакітная вада»;

В. Цвірка. «Ля млына»;

А. Кроль. «Беларускі прастор»;

С. Грачев. «Детство»;

С. Кат­кова. «Палявыя кветкі;

М. Савицкий. «Куст руж»;

Я. Дроздович. «Развітанне з родным Полацкам», «Усяслаў-чарадзей у прорубе Kieўскага князя»;

А. Бархатков. «Люты», «Першая песенька»;

В. Жолтак. «Званочкі. лясныя», «Святочны», «Блакітны нацюрморт»;

В. Васнецов. «Аленушка», «Богатыри»;

И. Шишкин. «Утро в сосновом бору», «Полесский пейзаж»;

И. Репин. «Стрекоза», «Белорус»;

С. Се­ров. «Девочка с персиками»;

А. Мыльников. «Верочка»;

И. Левитан. «Березовая роща», «Март»;

А. Куинджи. «Березовая роща»;

П. Кончаловский. «Сирень»;

Книжная графика: Иллюстрации: В.Басалыги, Е Лось, Н.Поплавской к книге «Ладачкі-ладкі»;

Е. Лось к сборникам «Светлячок», «Малышок», к рассказу «Дзесяць дзён у Барку», к белорусским народным сказкам «1ван Світальнік», «Залатая яблынька», «Разум­ная дачка»;

Т.Березенской к сборнику белорусских народных ско­роговорок «Мама-мышка сушыла шышкі», стихотворениям В.Зуенка «Хата, поўная гасцей», к белорусской народной песенке «Сядзіць мядзведзь на калодзе»; к белорусским народным сказкам «Жаронцы», «Лісіца-хітрыца», стихотворениям В.Гордея «Чырвоны грабенчык»;

Н.Селещука к стихам Т. Кляшторной «Паўцякалі цацкі», сказке 3.Бядули «Скарб», стихам Е.Лось «Смачныя літары», к сборнику белорусских народных сказок «Бацькаў дар», сборнику «Казкі беларуск1х пісьменнікаў», сказке «Прагны багацей»;

Н.Поплавской к сказке Ш.Перро «Красная Шапочка», стихотворениям A.Вольского «Лясныя мастакі», сборнику сказок зарубежных пи­сателей «Калиф-аист», к сказке Р. Киплинга «Почему у слоненка длинный нос?», сборнику белорусских народных сказок «Андрэй ycix мудрэй», белорусской народной сказке «Музыка-чарадзей»;

B.Савича к сборнику стихотворений В.Ковтун «Вясёлы заасад», сборнику стихотворений В.Витки «Госці», сборнику стихотворений и сказок «На золотом крыльце сидели» (составитель И. Бурсов), к сказке «3 рога ўсяго многа», стихам П.Мартиновича «Дзядзька-сон»;

В.Славука к сказке М.Танка «Быліна аб касм1чным падарожжы мураша Бадзіні», к сборнику белорусских народных сказок «Людзей слухай, а свой розум май», сказкам «Піліпка-сынок», «Аленка».

Иллюстрации русских художников к детским книгам: В.Васнецова, В.Коношевича, Ю.Коровина, В.Лебедева, М.Матурича, А.Пахомова, Е.Рогачева, Е.Чарушина.

Станковая графика: Н.Поплавская. Литография «Музыка» (серия «Гepoi беларускіх казак»); цветная литография «Ягорачка», «Сядзщь сыч на капе» и др. (серия «Беларускія народныя песенькі»); литогравюры «Белы грыб», «Чарніца» (серия «Дзеці i прырода»); Е.Лось. Литогравюры «Егерская дачка», «Лясны букет», «Гаспадар пушчы» (серия «Дзеці Белавежжа»); цветные литографии «Люлі-люлі-люляшу...», «Шэранькі ваўчок», «Журавелька даўганогі» (серия «Беларуск1я калыханкі») и др.

Прикладная графика: рекламные афиши, открытки, марки, пригласительные билеты, альбомы, обертки конфет и др.

Архитектура. Изображения памятниковархитектуры: Каложская церковь в Гродно; Мирский замок, дворцово-замковый комп­лекс в Несвиже; Белая Вежа в Каменце; Дворец Паскевичей в Гомеле; костел Сымона и Алены в Минске; По­лоцкая София; городские сельские жилые дома, а также наиболее интересные с точки зрения архитектурных достоинств строения своей местности.

12. Дайте определение понятию «образец» как методу и приёму обучения изобразительной деятельности и конструированию. Раскройте необходимость применения данного метода в процессе обучения дошкольников декоративной деятельности. Охарактеризуйте виды образцов и требования, предъявляемые к образцу. Спроектируйте модель вариативного образца для декоративной аппликации в старшей группе и представьте его в виде графического рисунка. Дайте письменное обоснование возможности его применения.

Образец - наглядный метод и приём обучения в изобразительной деятельности и конструировании, где основной целью не является закрепление впечатлений от восприятия окружающего, а стоят задачи по обучению приёмам выполнения работ.

Образец- это работа, выполненная другим человеком и предлагаемая для подражания: игрушка из бумаги, подсобного материала, скульптура малых форм (в лепке), постройка из строительного конструктора и др.

Образец - это то, чему дети должны следовать при выполнении различного рода заданий на занятиях.

Применение образца чаще используется в качестве приёма обучения. Так, основная цель занятий декоративным рисованием, апплика­цией — обучение приемам создания узора и развитие художествен­ного вкуса. Дети рассматривают красивые предметы: ковры, вазы, вышивки и т.п., что повышает общую эстетическую культуру. На занятиях декоративным рисованием дети не только отражают свои впечатления от этих предметов и повторяют виденные на них узоры, но и учатся создавать узор самостоятельно, давать красивые сочетания форм и красок. Поэтому на начальном этапе Обучения возможно срисовывание элементов узора с образца, заимствова­ние принципов расположения элементов и сочетания цветов. В декора­тивном рисовании, аппли­кации - приемы изображения условны - образец является эффективным приемом обучения. Он демонстрирует детям приемы декоративного искусства в упрощённом варианте. Используют образцы для прямого следования и примерные варианты (более трудные, используются в работе с детьми старшего возраста) - детям дают одновременно 2-3 примерных образа и помогают увидеть в них общее и различное. После этого дошкольники получают за­дание следовать в своих работах общей особенности, а отличия изобразить по-своему.

Общее требование к применению всех стилизованных образцов - это применение их после восприятия подлинных предметов на­родного творчества и выделение на них элементов, цвета, компо­зиций узоров. Первые образцы для обучения детей декоративному рисованию по мотивам народного искусства были разрабо­таны Е.И.Ковальской. Свой образец воспитатель вынужден использовать, т.к. в предметах искусства узоры сложны для дет­ского восприятия (по композиции, по набору элементов). Предме­тов с достаточно простым узором сравнительно немного. А в окружающем мире прямых аналогов орнаментальным узорам нет. Поэтому образцы воспитателя, в которых в упрощенном виде пред­ставлены специфические изобразительно-выразительные средства (элементы, композиции), необходимы (они наглядно демонстриру­ют ребенку приемы выполнения декоративного рисунка).

Виды образца.

1. Образцы прямого следования, т.е. узор или какой-то один новый элемент либо новая композиция предлагаются для прямого подражания, поскольку дети впервые начинают осваивать эти элементы или композиции.

2. Незаконченные образцы. Например, предлагается узор в квадрате. В середине квадрата изображен какой-то элемент (ромашка в стиле оговской росписи). Детям предлагается воспроизвести эту часть узора по образцу, а осталь­ную часть узора придумать самим, используя знакомые элементы в стиле оговской росписи. Если образец, предлагаемый для прямого следования, входит в структуру информационно-рецептивного метода (детям наглядно дается «готовая» информация, способ действия), то незаконченный образец - в структуру эвристического (частично-поискового) метода - часть задачи ребенок ре­шает самостоятельно.

3. Вариативные (примерные) образцы, в которых представлены разные варианты решения одной и той же задачи. Например, на 2-3 образцах демонстрируется узор, выполненный на круге. Элементы и композиция одинаковые, цвет элементов, их сочетания разные. Детям предлагается выполнить узор с набором тех же элементов и в той же композиции, что на образцах, а то, что в них представлено по-разному (цветовое решение), сделать по-своему. На таком вариативном уровне может быть представлено композиционное решение (элементы, цветовое решение - одина­ковы на всех образцах, а композиции, например, на круге - разные). В образцах может быть представлен вариант применения разных элементов при одинаковости композиции и цвета. Т.о., данный метод входит в структуру репродук­тивного и организует репродуктивную деятельность детей на ва­риативном уровне. В этом случае границы репродуктивного и частично поискового метода очень близки.

4. При освоении детьми сложных композиций эффективен образец, поэтапно демонстрирующий последовательность выполнения узора. Вообще, освоение последовательности выполнения узора в декоративном рисовании - задача одна из наиболее сложных. От того, какие элементы и каким цветом будут изобра­жены сначала, а какие потом, зависит аккуратность детского ри­сунка. Аккуратность же декоративного рисунка в большей мере определяет его общую выразительность. Кроме того, освоение последовательности выполнения узора - это и освоение рациональных, экономных по времени способов изображения.

Требования к образцу:

· грамотность (художественная и техническая)

· использование доступных для детей элементов и технических приемов.

· простота композиции,

· выполнен в народном стиле (стилизованный),

· размер в 1,5-2 раза больше, чем детская работа.

Методика применения

Использование образцов определяется задачами, стоящими на данном занятии.

Эффективно использование образца в соответствии с характером и организацией познавательной деятельности детей:

· подача детям готовой информации - понимание и прямое воспроизведение способов изображения,

· организации частично поисковой деятельности - по вариативным или незакон­ченным образцам.

В конструировании - образец является методом обучения.Анализ серии образцов,выполненных одним способом, дает возможность вычленить обобщен­ный способ их создания: несколько разных по содержанию поделок из конуса, цилиндра, из одного и того же чертежа; или несколько плетеных из бумажных полосок предме­тов; несколько мягких игрушек из набитых ватой помпонов и т.д. Впервые знакомя детей с новым обобщенным способом рабо­ты, важно максимально сосредоточить внимание детей на самом спо­собе работы. Поэтому предоставить для выбора такие поделки, которые не содержат много деталей, не требуют особых украшений.

Например, из чертежа полого параллелепипеда (брусочка) можно сделать мебель, транспорт, животных и др. Но чтобы со­средоточить внимание детей на чтении чертежа, педагог предла­гает выбор из предметов мебели, не требующих особых украше­ний. А затем ситуация усложняется: серия поделок, выполненных одним способом с постепенным увеличением числа свойств, которыми они отли­чаются. Это характерно для работы с детьми младшего и среднего возраста. Пример. Создавая поделку на основе деления листа бумаги пополам, в серии «Дома» («Транспорт», «Животные») можно предло­жить детям вусложнении следующие варианты:

-домики одной величины (высоты и ширины) с одним окном на каждой стороне, но разного цвета - детям надо выбрать цвет бумаги;

- домики разного цвета и разной высоты (высокий, низкий) - дети выбирают цвет и длину прямоугольника;

- домики разной высоты, цвета и ширины - дети ориентируются на учет всех трех свойств.

Отсюда ясно, что ребенку необходимо предоставить возмож­ность выбирать и материал. Поэтому набор материала должен быть разнообразным по свойствам и в количестве большем, чем необходимо для конкретной поделки. В таком случае ребенок поставлен в ситуацию сознательного выбора материала, необходимого для реализации цели.

Для анализа могут быть представлены поделки из разных серий имеющих один способ создания. Например, на основе конуса вос­питатель представляет поделки животных, людей и др. В резуль­тате у детей появляется перспектива более широкого разнообра­зия содержания работ на данном занятии и в последующей само­стоятельной деятельности.

Образцы, изобра­женные нарисунке, фотографии учат анализируя изображения найти обобщенный способ создания постройки. Если это плоскостные поделки (аппликации, сшитые или тканые изделия, вышивки), то дети не испытывают особых затруднений в вычле­нении общего способа их создания. Но если на рисунке или фото­графии поделки объемные (из бумаги, сшитая набивная игрушка), то детям вначале предлагают для анализа гото­вые объемные образцы, а затем демонстрируют в рисунках или фото разнообразие содержания данного вида работ.

Анализ серии образцов помогает также сконцентрировать внимание на учебной задаче. Например, воспитатель подводит детей к выводу: главное - научиться читать чертеж, видеть линию, которая всегда говорит, что с ней надо сделать (разрезать или согнуть). Тогда получится волшебный … кубик, который может превратиться в … животное, предмет мебели, машину и т.п.

Анализируя серию образцов, дети ставятся в ситуацию выбора конкретной поделки, взрослый не навязывает детям решение. Совершенно неважно, какой, например, конкретный сказочный домик (животное, транспорт и т.д.) решат делать дети, ведь способ его создания один.

Когда у детей накопится опыт создания поделок разнообраз­ными способами, надо предоставить ребенку возможность анали­зировать образцы с позиций способа их изготовления. Так, вос­питатель представляет детям объемные фигурки животного из бумаги на основе куба, брусочка, конуса, разделенного пополам прямоугольника. Ребенок выбирает тот или иной способ работы - педагог учит замысливать, что и каким способом он будет делать.

Умение находить общий способ создания основы конструкции развивает самостоятельность ребенка в выборе цвета, величины, возможных деталей, украшений для конкретной, задуманной им поделки. В результате работа каждого ребенка индивидуальна.

Варьируя анализ образцов, педагогу важно учитывать инди­видуальные возможности детей. Так, для одних нужен образец готовой поделки, для других можно дать сразу фотографию или рисунок. Одним для выбора способа создания поделки нужна наглядность, для других достаточно вспомнить, какие способы им известны, и т.д.

Так, образец может быть предложен без специ­альных указаний воспитателя, дети, рассмотрев его, выполняют работу самостоятельно. В этом случае применение образца будет cпособствовать развитию аналитико-синтетического мышления ребенка.

В предметном рисовании или лепке образец используется не с целью копирования, а для уточнения представлений детей об изображаемом предмете и способах изображения.

Натура как метода обучения в рисовании и лепке

Под натурой в изобразительном искусстве понимаются предмет или явление, которые изображаются при непосредственном наблюдении.

Работа с натуры предполагает изображение предмета с опреде­ленной точки зрения, в том положении, в каком он находится по отношению к глазу рисующего. Эта особенность изображения с натуры обусловливает и своеобразие восприятия в процессе за­нятия. Основным здесь будет зрительное восприятие, причем при изображении на плоскости (рисунок, аппликация) предмет вос­принимается только с одной стороны; при лепке и конструировании дети должны иметь возможность поворачивать натуру, анализировать объемную форму в различных поворотах.

Способность воспринимать предмет в совокупности его качеств, уже свойственна ребенку младшего дошкольного возраста. Однако необходимость изобразить предмет с натуры предполагает умение анализировать соотношение частей, расположение их в простран­стве. Психологи считают, что ребенок дошкольного возраста способен к такому аналитико-синтетическому восприятию только при условии правильного педагогического руководства.

Особенности использования натуры в работе с детьми дошкольного возраста.

Натура прежде всего облегчает работу памяти, так как процесс изображения объединяется с восприятием; помогает ребенку правильно понять и передать форму и строение предмета, его цвет. Несмотря на способность детей 4—5 лет делать несложный анализ объектов изображения, работа с натуры в этом возрасте имеет свои отличия от использования натуры школьниками и художни­ками.

Демонстрируя предмет, следует показать его объем (дать двух­мерное изображение трехмерной натуры на плоскости), что связано с применением светотени, передачей перспективных изменений предмета, показом сложных ракурсов. Дошкольникам эти приемы изображения недоступны. Поэтому в качестве натуры для них под­бирают предметы простой формы, имеющие четкие очертания и членения частей.

Натура помещается так, чтобы все дети воспринимали ее с наи­более характерной стороны. Например, машину они рисуют сбоку, куклу — в фас, не передавая объема.

Если группа детей большая, ставят 2—3 одинаковых предмета, чтобы все видели предмет с одной стороны.

Воспитателю следует детально рассмотреть с детьми натуру, направляя и облегчая словом и жестом процесс анализа. Этот процесс требует определенной культуры восприятия, развитого аналитического мышления. Такие навыки начинают развиваться у детей 5—6 лет. В этом возрасте они учатся при изображении сравнивать и исправлять свою работу в соответствии с натурой. Например, в старшей группе при изображении с натуры ветки ели дети передают расположение ветки в пространстве (наклонное или вертикальное), количество и размеры ответвлений слева и справа, рисуют густую хвою темного или светлого тона.

В качестве натуры могут использоваться листья, ветки, цветы, плоды, а также игрушки, изображающие людей, животных, тран­спорт.

Не рекомендуется применять в качестве натуры живых птиц, животных. Их движения, звуки будут отвлекать детей от рисова­ния, не дадут возможности сосредоточить внимание на восприя­тии предмета в нужном положении.

Т.о., использование натуры как метода обучения охватывает весь процесс изображения: первоначальный анализ предмета, сравнение изображения с натурой по форме, положению, цвету, оценка результатов работы путем сопоставления рисунка и натуры.

Иногда натура может использоваться как прием и не влиять на характер занятия в целом. Например, в процессе рисова­ния по замыслу ребенок просит помочь в изображении какого-либо предмета. Воспитатель ставит перед ребенком необходимую иг­рушку, которая используется в качестве натуры. В целом же ра­бота над изображением будет определяться содержанием замысла. Натура лишь поможет лучше его осуществить

В предметном, сюжетном рисовании образец не нужен - наиболее эффективны специально организованное наблюдение, рассматривание предмета, учет и активизация детского опыта. Длительное время в практике образец использовался как ведущий метод обучения в рисовании. Злоупотребление образцом служит причиной низкого уровня изобразительной дея­тельности детей: однообразие, малая выразительность детских работ, неумение самостоятельно изобразить лю­бой несложный предмет, даже подобный тому, который учили изображать. Дети не учатся самому главному умению в изобразительной деятельности - умению видеть пред­мет, явление.

На развитие творческих способностей детей отрицательно сказывается применение образцов с упрощенными, схематичными изображениями. Упрощение изображения до схемы создает лишь кажущееся облег­чение поставленной перед детьми задачи. Схема не соответствует конкретному представлению ребенка о предмете, так как в ней отсутствуют характерные детали, по которым дошкольник узнает предмет. Не следует заменять представление, образовавшееся на основе конкретного восприятия, плоскостным, схематичным изображе­нием, лишенным индивидуальных черт. Такая схема не поможет ребенку выделить главное в предмете, а просто заменит образ конкретного предмета. Применяя подобные образцы, воспитатель за­бывает о такой воспитательной задаче изобразительной деятель­ности, как закрепление представлений детей об окружающей дей­ствительности.

Обучение при постоянном использовании готовых схематических образцов сводится в конечном счете к узкой задаче — выработке умения создавать несложные формы. Тренировка руки в создании такой формы изолируется от работы сознания. В результате в рисунках детей появляются шаблоны: домик с треугольной кры­шей, птицы в виде галочек и т.п. Это обедняет детский рисунок, раз и навсегда усвоенная схематичная форма снимает необходимость дальнейших наблюдений, изобразительная деятельность отрывается от действительности. Неосознанно усвоенное схематическое изображение часто теряет сходство с реальным предметом, т.к. ребенок повторяет усвоенные формы не задумы­ваясь. Например, птичка-«галочка» при изображении повертыва­ется крыльями вниз или набок.

13. Дайте определение понятию «показ способа изображения (способа действия)» как методу и приёму обучения изобразительной деятельности и конструированию. Раскройте виды показа способа изображения, способа действия. Охарактеризуйте методику включения данного метода и приёма в процесс обучения дошкольников.

Решите педагогическую задачу:

Дети выкладывают из геометрических фигур изображение кошки. Но у Наташи, которая охотно принялась за выполнение задания, кошка не получается.

— Разве ты не видишь,— удивляется воспитатель,— что ты не так делаешь?

Девочка предпринимает еще несколько безрезультатных попыток собрать кошку и с надеждой смотрит на взрослого, но слышит:

— У тебя потому ничего не получается, что ты не думаешь головой и не хочешь потрудиться!

Спрогнозируйте причины безуспешных попыток девочкивыложить из геометрических фигур изображение кошки. Спроектируйте свою деятельность в качестве воспитателя на данном занятии.

Показ способа изображения (способа действия) - нагляд­но-действенный метод и приём обучения изобразительной деятельности и конструированию, который используется при ознакомлении с новой техникой работы, с но­выми способами изображения и учит детей сознательно созда­вать нужную форму на основе конкретного полученного опыта.

Способ демонстрации взрослым нагляд­ных действий при непосредственном восприятии их ребёнком.

Учебная программа дошкольного образования устанавливает объем изобразительных умений и навыков, которым должны овладеть дети в процессе обучения. Овладение сравнительно небольшим кругом умений даст возмож­ность ребенку изображать самые разнообразные предметы.

На­пример, для того чтобы нарисовать дом, надо знать приемы изо­бражения прямоугольной формы, т.е. уметь соединять линии под прямым углом. Эти же приемы потребуются для рисования маши­ны, поезда и любого другого предмета, имеющего прямоугольные очертания.

Наши рекомендации