Демонстрация сложного переплете ния прута цилиндрического сечения
73
Демонстрация конструкции мягких тел (канатный узел)
Сильным впечатлением тех объектов, с которыми нам приходится встречаться. Необходимо все же оговориться, что немалую роль играют при этом окраска (цвет) и освещение (свет). При совокупности всех этих факторов мы получаем полную мелодию тяжелых конструктивных сочетаний масс.
D) Мелодия легких динамических конструктивных сочетаний имеет такое название потому, что конструктивная динамика в большинстве случаев придает впечатление легкости тем монолитам, сооружениям и машинам, в которых имеются указанные особенности. Эта легкость приобретается исключительно за счет динамики. Необходимо установить тот факт, что конструкция тел, объемов и пр. создает впечатление веса-тяжести элементов, принимающих
Связка толстых канатов (конструк
ция мягких тел)
участие в создании конструкции. Мы видим и осознаем, что конструкция с динамическим уклоном производит явное впечатление легкости. Мелодия, навеваемая такими объектами конструктивного порядка, зависит от наличия динамики в них. Психическое воздействие, производимое сооружениями такого порядка, отлично от воздействия произведений, указанных в предыдущем параграфе. Нам становится легко, приятно, у нас появляются какие-то бодрящие импульсы в результате переживания тех мелодий, которые навевают нам легкие динамические конструкции.
е) Мелодия замкнутых (утверждающих) конструктивных сочленений встречается довольно часто в сооружениях и машинах Особенностью удачно решенных замкнутых конструкций является
155 а
Композиция связных сомкнутых кривых сдинамическими признаками (эксприматическая задача)
то, что с первого момента восприятия такие предметы производят на нас впечатление цельности. Эта цельность фиксируется в нашем сознании, как определенная масса тела, которой свойственны неизвестные нам функции. Другими словами, мы осознаем какую-то работу и назначение конструктивно-замкнутого произведения. У нас возникает, помимо нашей воли и желания, чувство уверенности в рассматриваемом и изучаемом объекте. Переживая общую гармонию конструктивно-замкнутых элементов, мы вместе с тем воспринимаем чувство утверждения, передаваемое нам этими же конструкциями. В каждом конструктивном сочленении такого порядка, несомненно, имеются в скрытой форме признаки законной рациональности. Последняя доступна нам независимо от ее аналитического обоснования, а воспринимается нами в первые моменты интуитивным по рядком. Вот почему все тонкости нашего восприятия замкнутых конструкций можно определить термином „утверждение". Мелодия
155b