Физиологическая основа образования личности в процессе слушания
Способы и методы воздействия на аудиторию
1. Убеждение. Аргументация.
2. Очарование. Поражение.
3. Заражение. Вдохновение.
4. Подражание. Идеализация.
5. Внушение. Реализация.
6. Эпатаж. Шокирование.
Квалификация слушателя и рассказчика
ШБ 1.1.13
тан нах шушрушамананам
архасй ангануварнитум
йасйаватаро бхутанам
кшемайа ча бхавайа ча
О Сута Госвами, мы жаждем узнать о Личности Бога и Его воплощениях. Разъясни нам поучения предыдущих учителей (ачарьев), ибо и излагая, и слушая эти поучения человек возвышается.
Слушание, его смысл, цель и значение.
Регулярная практика слушания о Кришне согласно шлоке из Шримад Бхагаватам
(ШБ 10.7.2) дарует 5 результатов такого слушания:
1. Устраняет равнодушие к лилам Кришны, благодаря привлекательности Его детских игр.
2. Устраняет причину страданий - неутолимую жажду материальных наслаждений, избавляя от склонности и привязанности слушать о мирских делах.
3. Очищает сердце. Просто слушая об этих деяниях, человек избавляется от всей скверны в своем уме. (ШБ 1.2.17)
4. Делает человека привязанным к Кришне, пробуждая склонность к служению Ему и Его преданным (ШБ 1.2.16)
5. Помогает человеку вступить в дружеские отношения с другими преданными, пробуждая доверие к ним в процессе садху-санги (Бхакти-расамрита-синдху, 1.4.15)
Физиологическая основа образования личности в процессе слушания
Нейропластичность мозга - развитие нейронных связей в тех областях мозга, куда направлено внимание постоянно.
Абхьяса – ежедневное повторение, основа садханы (практики). БГ 8.8, БГ 12.9
Йога-сутра 1.14
sa tu dirghakala nairantarya satkara
darasevito drdhabhumih
Только после длительного выполнения правильных упражнений, без перерывов, при наличии положительного к ним отношения и рвения, можно достичь желаемого.
Минимальное время для практики – 20 минут в день
Абхьяса в практике осознанного слушания:
1. Слушать то же самое
2. Слушать как в первый раз
Смысл термина «абхьяса» в приложении к практике слушания раскрывается в процессе ежедневного повторения, т. е. неоднократного обращения к одному и тому же фрагменту или аспекту трансцендентного знания или реализованного опыта. В таком многократном воспроизведении в сознании избранного содержания священных писаний, книг и записей лекций и бхаджанов Шрилы Прабхупады, представителей Гуру-парампары, возвышенных вайшнавов и проповедников духовной науки проявляется позиция смиренного и внимательного слушателя. Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами махарадж утверждает: «Когда Шрила Прабхупада называет слушание искусством, он тесно связывает его с садханой, потому что любое искусство требует садханы, любое искусство требует тренировки, требует того, чтобы мы упражнялись в нем. Искусство – это определенный навык, вырабатываемый в результате ежедневных упражнений, в отличие, например, от науки, в которой достаточно просто один раз что-то интеллектуально понять. Искусство подразумевает некую перестройку нашего ума, нашего сознания, и поэтому оно нуждается в очень большой тренировке и, следовательно, подразумевает садхану. То есть Шрила Прабхупада, называя слушание искусством, имеет в виду садхану, благодаря которой мы должны научиться слушать правильно». Это искусство слушать и слышать уже не раз сказанное и прослушанное, как в первый раз, было легко доступно нам в раннем детском возрасте, когда наше сердце было открыто и непредвзято, когда наша способность учиться у всего, что рядом, пронизанная всё возрастающим и благодарным интересом, окрыляла нас, и распахивала перед нами новые горизонты познания. Так и теперь оно, по мере овладения им, в состоянии существенно углубить наше понимание и видение избранного аспекта духовного знания, раскрыть его тончайшие взаимосвязи с целым, дать иную точку зрения, угол видения или другой уровень понимания. И даже более того, оно призвано трансформировать сознание, «сформировать новую структуру личности, изменить весь спектр наших реакций на этот мир: наше отношение к миру, наше отношение к людям, наше отношение к самому себе, к своим достижениям, к задачам, своим целям – все должно поменяться на 180 градусов».
Три правила осознанного внимательного правильного слушания: